Рабочая программа по геометрии (линия Атанасяна Л.С.). 10 класс. Базовый уровень.


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
Школа № 1114
"Утверждаю"
Директор ГБОУ Школа №1114
_____________________ Ястребова А.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОМЕТРИИ
Ступень обучения (класс): основное общее образование, 10 класс «В»
Количество часов в год: 68 часов.
Уровень: базовый.
Учитель: Кузнецова Светлана Юрьевна.
Программа разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учётом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования, и основана на авторской программе линии Л.С. Атанасяна.
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры учителей математических дисциплин, информатики и ИКТ.
Протокол № 1 от ____ августа 2016 г.
Руководитель кафедры: Бондаренко О.Н.
г. Москва
2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета «Геометрия» для 10-11 класса
Составлена на основе Государственной программы для общеобразовательных школ и авторской программы по геометрии Атанасяна Л.С.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Настоящая программа по геометрии для 10-11 классов средней (полной) общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, примерных программ по математике, «Временных требований к минимуму содержания среднего (полного) общего образования», примерной программы общеобразовательных учреждений по алгебре 10-11 классы, к учебному комплексу для 10-11 классов (Атанасян Л.С., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2013.)Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Цель изучения
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценност​ные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цели обучения геометрии:
Общеучебные цели:
​ формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
​ развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
​ овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
​ воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Предметно ориентированные цели:
умение
​ распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
​ описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
​ анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
​ изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
​ строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
​ решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
​ использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
​ проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
​ исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
​ вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Планирование учебного материала по геометрии рассчитано на 2 часа (базовый уровень). Для данной программы выбран вариант планирования по программе автора Атанасяна Л.С., т.е. 2 часа в неделю, итого 68 часов в год в 10 классе и 66 часов в 11 классе.
Формы промежуточной и итоговой аттестации
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ, теоретических и практических зачетов. Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольной работы.
Уровень обучения – базовый.
Учебно-тематическое планирование по математике (геометрии)
в 10 классе
(2 ч в неделю, всего 68 ч)
Раздел, тема. Кол-во часов Кол-во контрольных работ
Введение. 6 Параллельность прямых и плоскостей. 18 2
Перпендикулярность прямых и плоскостей. 19 1
Многогранники. 10 1 (зачет)
Векторы в пространстве. 8 1
Итоговое повторение 10 класса. 7 тест
Всего 68 3
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
В данных классах ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технологии развивающего обучения, групповое обучение, ИКТ.
В работе учителя предусмотрено использование следующих средств обучения: печатные (учебники, рабочие тетради, раздаточный материал), электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы), наглядные плоскостные (таблицы, магнитные доски).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1.​ Введение (6 часов)
Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.
Основная цель – познакомить учащихся с содержанием курса стереометрии, с основными понятиями и аксиомами, принятыми в данном курсе, вывести первые следствия из аксиом, дать представление о геометрических телах и их поверхностях, об изображении пространственных фигур на чертеже, о прикладном значении геометрии.
Изучение стереометрии должно базироваться на сочетании наглядности и логической строгости. Опора на наглядность – непременное условие успешного усвоения материала, и в связи с этим нужно уделить большое внимание правильному изображению на чертеже пространственных фигур. Однако наглядность должна быть пронизана строгой логикой. В отличие от курса планиметрии в курсе стереометрии уже с самого начала формулируются аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве, и далее изучение свойств взаимного расположения прямых и плоскостей проходит на основе этих аксиом. Тем самым задается высокий уровень строгости в логических рассуждениях, который должен выдерживаться на протяжении всего курса.
2.​ Параллельность прямых и плоскостей (18 часов)
Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.
Основная цель – сформировать представления учащихся о возможных случаях взаимного расположения двух прямых в пространстве, прямой и плоскости, изучаются свойства и признаки параллельности прямых и плоскостей.
Особенность данного курса состоит в том, что уже в первой главе вводятся в рассмотрение тетраэдр и параллелепипед и устанавливаются некоторые их свойства. Это дает возможность отрабатывать понятия параллельности прямых и плоскостей на этих двух видах многогранников, что, в свою очередь, создает определенный задел к главе «Многогранники». Отдельный пункт посвящен построению не чертеже сечений тетраэдра и параллелепипеда, что представляется важным как для решения геометрических задач, та и, вообще, для развития пространственных представлений учащихся.
В рамках этой темы учащиеся знакомятся также с параллельным проектированием и его свойствами, используемыми при изображении пространственных фигур на чертеже.
3.​ Перпендикулярность прямых и плоскостей (19 часов)
Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.
Основная цель – ввести понятия перпендикулярности прямых и плоскостей, изучить признаки перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей, ввести основные метрические понятия: расстояние от точки до плоскости, расстояние между параллельными плоскостями, между параллельными прямой и плоскостью, расстояние между скрещивающимися прямыми, угол между прямой и плоскостью, угол между двумя плоскостями, изучить свойства прямоугольного параллелепипеда.Понятие перпендикулярности и основанные на нем метрические понятия (расстояния, углы) существенно расширяют класс стереометрических задач, появляется много задач на вычисление, широко используются известные факты из планиметрии.
4.​ Многогранники (10 часов).
Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.
Основная цель – познакомить учащихся с основными видами многогранников, с формулой Эйлера для выпуклых многогранников, с правильными многогранниками и элементами их симметрии.
С двумя видами многогранников – тетраэдром и параллелепипедом – учащиеся уже знакомы. Теперь эти представления расширяются. Многогранник определяется как поверхность, составленная из многоугольников и ограничивающая некоторое геометрическое тело (его же называют многогранником). В связи с этим уточняется само понятие геометрического тела, для чего вводится еще ряд новых понятий. Усвоение их не является обязательным для всех учащихся, можно ограничится наглядным представлением о многогранниках.
5.​ Векторы в пространстве (8 часов)
Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.
Основная цель – закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трем некомпланарным векторам.
Основные определения, относящиеся к действиям над векторами в пространстве, вводятся так же, как и для векторов на плоскости. Поэтому изложение этой части достаточно сжато. Более подробно рассматриваются вопросы, характерные для векторов в пространстве: компланарность векторов, правило параллелепипеда сложения трех некомпланарных векторов, разложение вектора по трем некомпланарным векторам.
6.​ Повторение. Решение задач (7 часов)
Основная цель – повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 10 класса.
11 класс
7.​ Метод координат в пространстве (11 часов)
Координаты точки и координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Движения.
Основная цель – сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости.
Данный раздел является непосредственным продолжением предыдущего. Вводится понятие прямоугольной системы координат в пространстве, даются определения координат точки и координат вектора, рассматриваются простейшие задачи в координатах. Затем вводится скалярное произвденеи векторов, кратко перечисляются его свойства (без доказательства, поскольку соответствующие доказательства были в курсе планиметрии) и выводятся формулы для вычисления углов между двумя прямыми, между прямой и плоскостью. Дан также вывод уравнения плоскости и формулы расстояния от точки до плоскости.
В конце раздела изучаются движения в пространстве: центральная симметрия, осевая симметрия, зеркальная симметрия. Кроме того, рассмотрено преобразование подобия.
8.​ Цилиндр, конус, шар (13 часов)
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.
Основная цель – дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения – цилиндре, конусе, сфере, шаре.
Изучение круглых тел и их поверхностей завершает знакомство учащихся с основными пространственными фигурами. Вводятся понятия цилиндра, конуса, усеченного конуса. С помощью разверток определяются площади их боковых поверхностей, выводятся соответствующие формулы. Затем даются определения сферы и шара, выводится уравнение сферы и с его помощью исследуется вопрос о взаимном расположении сферы и плоскости. Площадь сферы определяется как предел последовательности площадей описанных около сферы многогранников при стремлении к нулю наибольшего размера каждой грани. В задачах рассматриваются различные комбинации круглых тел и многогранников, в частности описанные и вписанные призмы.
9.​ Объемы тел (15 часов)
Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сектора, шарового сегмента и шарового слоя.
Основная цель – ввести понятие объема тела и вывести формулы для вычисления объемов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе стереометрии.
Понятие объема тела вводится аналогично понятию площади плоской фигуры. Формулируются основные свойства объемов и на их основе выводится формула объема прямоугольного параллелепипеда, а затем прямой призмы и цилиндра. Формулы объемов других тел выводятся с помощью интегральной формулы. Формула объема шара используется для вывода формулы площади сферы.
10.​ Обобщающее повторение. Решение задач. (6 часов)
Основная цель – повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 10 – 11 класса, подготовка к итоговой аттестации по геометрии.
Требования к уровню подготовки обучающихся в 10 классе
В результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен:
​ распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
​ описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве;
​ анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
​ изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
​ решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
​ использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
​ проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
​ исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
​ вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
​ работа выполнена полностью;
​ в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
​ в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
​ работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
​ допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
​ допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
​ допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
​ работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2. Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
​ полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
​ изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
​ правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
​ показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
​ продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
​ отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
​ возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
​ в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
​ допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
​ допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
​ неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
​ имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
​ ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
​ при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
​ не раскрыто основное содержание учебного материала;
​ обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
​ допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
​ ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
​ незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
​ незнание наименований единиц измерения;
​ неумение выделить в ответе главное;
​ неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
​ неумение делать выводы и обобщения;
​ неумение читать и строить графики;
​ неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
​ потеря корня или сохранение постороннего корня;
​ отбрасывание без объяснений одного из них;
​ равнозначные им ошибки;
​ вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
​ логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
​ неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
​ неточность графика;
​ нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
​ нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
​ неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
​ нерациональные приемы вычислений и преобразований;
​ небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Примерное календарно-тематическое планирование учебного материала
ппСодержание учебного материала Кол-во часов Сроки изучения
  Введение. Аксиомы стереометрии и их следствии (6)    
1,2 Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. 1  
3 Некоторые следствия из аксиом. 2  
  Решение задач на применение аксиом стереометрии и
их следствий. Самостоятельная работа (20 мин) 3  
Глава I. Параллельность прямых и плоскостей (17+1)   §1. Параллельность прямых, прямой и плоскости    
4,5 Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трех прямых. 1  
6 Параллельность прямой и плоскости. 1  
Повторение теории, решение задач на параллельность прямой и плоскости. Самостоятельная работа (15 мин) 2   §2. Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми.  
7 Скрещивающиеся прямые (п. 7) 1  
8,9 Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми. 1  
  Повторение теории, решение задач. 3  
  Контрольная работа № 1 (20 мин) 1  
§3. Параллельность плоскостей 10,11 Параллельные плоскости. Свойства параллельных плоскостей 2  
§4. Тетраэдр. Параллелепипед  
12,13 Тетраэдр. Параллелепипед. 1 14 Задачи на построение сечений. 2  
  Повторение теории, решение задач. 1  
  Контрольная работа № 2 1  
  Резерв. Решение задач 1  
Глава II. Перпендикулярность прямых и плоскостей (18+1 )§1. Перпендикулярность прямой и плоскости 15, 16 Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. 1  
17 Признак перпендикулярности прямой и плоскости 2  
18 Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости. Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости. Самостоятельная работа (15 мин) 2  
§2. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью 19, 20 Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах 1 21 Угол между прямой и плоскостью 1 Повторение теории. Решение задач на применение теоремы о трех перпендикулярах, на угол между прямой и плоскостью. Самостоятельная работа (15 мин) 4 §3. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей 22, 23 Двугранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей 2  
24 Прямоугольный параллелепипед 2  
  Повторение теории и решение задач 2  
  Контрольная работа № 3 1  
  Резерв. Решение задач 1  
Глава III. Многогранники (9+1) 2  
§1. Понятие многогранника. Призма 27,28,30 Понятие многогранника. Призма 2   §2. Пирамида    
32, 33 Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Самостоятельная работа (15–20 мин) 4  
§3. Правильные многогранники
35, 37 Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильных многогранников 1  
  Решение задач 1  
  Зачет по теме " Многогранники. Площади поверхностей" 1  
  Резерв. Решение задач 1  
Глава IV. Векторы в пространстве (8) §1. Понятие вектора в пространстве 38,39 Понятие вектора. Равенство векторов 1  
§2. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число 40 - 42 Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. Умножение вектора на число 2  
  §3. Компланарные векторы    
43 Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. 1  
44 Правило параллелепипеда. 1  
45 Разложение вектора по трем некомпланарным векторам 1  
  Повторение теории и решение задач 1  
  Контрольная работа № 4 1  
  Заключительное повторение тем геометрии 10 класса. Подготовка к ЕГЭ 7  
Программно-методическое обеспечение
1.​ Геометрия, 10–11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2013-14.
2.​ Геометрия. Программы общеобразовательных учреждений / сост. Т.А.Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2013.
3.​ Зив Б.Г. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов / Б.Г.Зив, В.М.Мейлер, А.Г.Баханский. – М.: Просвещение, 2006-2013.
4.​ Ковалева Г.И, Мазурова Н.И. Геометрия. 10-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2012.
5.​  Мищенко Т.М. Рабочая тетрадь по геометрии: к ученику Л.С.Атанасяна и др. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2008.
6.​ Поурочные разработки по геометрии: 10 класс / Сост. В.Я.Яровенко. – М.: ВАКО, 2010.
7.​ Саакян С.М., Бутузов В.Ф. Изучение геометрии в 10 – 11 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2012.
Пожалуйста, подождите