Самоанализ учителя истории по теме Дворцовые перевороты (7 класс)
Самоанализ урока
Данный урок по теме «Дворцовые перевороты» в 7 классе неразрывно связан с тематикой предыдущей главы, рассматривающей Петровскую эпоху, непосредственно опирается на генеалогию рода Романовых, документах о порядке наследования престола.
В ходе урока учащиеся должны были разобраться в причинах, сущности и последствиях дворцовых переворотов в России, усвоить последовательность сменяющихся на российском престоле императоров.
Было обращено внимание учащихся на внешность, характер, индивидуальные особенности, поступки русских самодержцев этого периода. Именно в этой связи отобрано содержание, избраны приемы, используются элементы технологии проблемного обучения, критического мышления, методы и средства обучения.
При планировании урока выбраны именно такие методы обучения: словесный (лекция с элементами диалога), наглядный (использование портретов, генеалогической схемы) и практический (работа с документом), которые е позволили мне создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством используемых учебных заданий.
В начале урока мне удалось в достаточной степени обеспечить мотивационный аспект урока и сохранять его на всем его протяжении через просмотр видеофрагмента, чтение стихов, высказывания историков. Создание проблемной ситуации, вызвавшей познавательный интерес учащихся.
На каждом этапе урока формировались личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД в процессе активной образовательной деятельности. Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, с чередованием различных видов деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Организация парной работы на уроке, позволили каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 7 класса. Учебная информация была привлекательна для детей т.к. находится в зоне актуальности, подается в контексте происходящего (связь с жизнью), затрагивает чувства человека, активно проводится через разные каналы восприятия, является базовой для принятия решения, транслируется другому человеку. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию поиска и исследования учащихся, соответствовал их жизненному опыту.
Выбранная структура урока соответствует требованиям ФГОС ООО, рациональна для решения поставленных задач, т.к. позволяет эффективно использовать творческий потенциал учащихся, формировать у них умение обобщать события и формулировать выводы, давать оценку поступкам исторических личностей, высказывать собственное мнение по поставленной проблеме.
На уроке я постаралась качественно отработать планируемые результаты урока, определенные программой. Предметные планируемые результаты основаны на историческом материале: событиях, участниках, датах, установлении причин и последствий дворцовых переворотов. В ходе всего урока шла планомерная работа над формированием понятийного аппарата. Все эти знания и были подвергнуты в конце урока контролю (тест, проведение взаимопроверки и оценка выполнения работы по предложенным критериям).
В целом ощущаю удовлетворение от урока, цели урока, в основном, достигнуты.