Конфликты в педагогической среде. Причины возникновения, последствия для участников.
Конфликты в педагогической среде. Причины возникновения, последствия для участников.
В 1653 году шведский король, просматривая проект союзного договора с Польшей, заметил, что после перечисления его титулов выражение «и прочее» повторялось два раза, а после перечисления титулов польского монарха — три раза. Началась раздраженная дипломатическая переписка, закончившаяся войной 1655–1660 годов. (Швеция победила).
Вот как бывает. Часто мелкие и незначительные оговорки в речи, нетактичное поведение, наши собственные домыслы приводят к возникновению ссор, а впоследствии и конфликтов.
Что же такое конфликт? Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому мы определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.
Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, это противоречие во взглядах, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть спорную ситуацию, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе такого взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер, но стоит во всем искать плюсы, пусть даже и в таких неприятных ситуациях.
Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между различными видами не существует, и на практике возникают конфликты:
межгрупповые и межличностные;
конфликты различные по содержанию, на основе расхождений в интересах, ценностях, потребностях;
по способам разрешения это антагонистические (конфликты с непримиримыми противоречиями между сторонами) и компромиссные;
в зависимости от участвующих субъектов («учитель - ученик», «учитель - администрация», «учитель - родитель», «учитель - учитель», «ученик - ученик»).Коротко остановимся на основных конфликтных причинах последнего типа в классификации. Анализ социологических опросов крупных столичных школ показал, что 78% всех конфликтов составляют вертикальные, либо смешанные. То есть те ситуации, где люди находятся в подчинении друг у друга. Разногласия в данном случае сводятся к тому, что самооценка стиля руководства между разными слоями коллектива расходится, вследствие чего возникает диспропорция. Так, по данным той же статистики, почти треть администраторов считали, что владеют происходящей в коллективе ситуацией, что на самом деле не соответствовало действительности. Такого рода конфронтации в диаде «учитель - администратор» вызываются неумением вести себя конструктивно в конфликтных ситуациях (недостаточный опыт руководства, тяготение к авторитарному стилю управления, стремление максимально использовать административный ресурс).
Причины возникновения конфликтов в сфере «учитель - ученик» условно можно разделить на две категории: недостаточный профессионализм педагога как предметника и воспитателя, либо нарушение школьных требований учащимися (неподготовленное домашнее задание; умышленное нарушение дисциплины; пропуск уроков без уважительной причины). Здесь необходимо или оказать помощь специалисту, или же работать с ребенком и может быть его семьей. В целом же, психологи-практики склоняются к мнению, что возникновение конфликтов между учителем и учащимися скорее показатель профессиональной неуспешности педагога, чем вина ученика, и работать надо именно в этом направлении.
Конфликты среди учеников происходят довольно часто, в современной школьной жизни это, к сожалению, очень распространенное явление. На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивность. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них — между другими членами классного коллектива. О том, что в школе не все благополучно свидетельствуют данные опроса самих школьников. Так, 61% школьников когда-либо испытывали чувство ненависти к одноклассникам и лишь 11% считают, что конфликтов среди учеников не бывает. Чаще всего конфликты в сфере «ученик — ученик» возникают в следующих ситуациях:
из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов — 11%;
из-за отсутствия взаимопонимания — 7%;
в связи с борьбой за лидерство — 7%;
из-за противопоставления личности ученика коллективу — 7%;
в связи с общественной работой — 6%;
у девочек — из-за парня — 5% .
Специфическими причинами возникновения конфликтов «учитель-родитель» со стороны родителей является превалирование отцовского или материнского чувства, либо же перекладывание этой функции на педагога. Учитель же осуществляет, прежде всего, свой социальный статус – статус воспитателя. Часто можно услышать следующие высказывания со стороны родителей: «учителя всех детей делят на любимчиков и остальных»; «постоянно несправедливо занижают оценки/ придираются/ необъективны» и т.п.. А со стороны учителя: «слишком высокого мнения о своем ребенке»; «совершенно не контролируют ребенка, не уделяют ему внимания, а приходят с претензиями к педагогу»; «считают, что только мы, учителя, обязаны их детей учить и воспитывать»; «часто вмешиваются в учебный процесс, то классный руководитель им не подходит, то учитель-предметник не такой».
Исходя из педагогической практики и научных исследований, можно сформулировать наиболее актуальные специфические причины конфликтов родителей и учителей:
разные уровни общей и педагогической культуры;
несогласованность стратегии и тактики воспитания («педагогический разнобой»);
непонимание родителями сложности учебно-воспитательного процесса, зависимости его эффективности от многих факторов, помимо школы и семьи;
различия в отношении к ребенку как к личности;
отрицательное отношение родителей к школе, иждивенческая позиция семьи;
другое.
В таких случаях педагогу остается запастись терпение, быть более толерантными и стараться находить общий язык с любыми, даже «трудными» родителями. Кстати, психологами выделен целый ряд типов так называемых «трудных в общении» людей.
«агрессивисты» — постоянно задирают других, говорят колкости и раздражаются, если их не слушают;
«жалобщики» — у них всегда найдется что-нибудь, на что они будут сетовать. Обычно они мало что делают для решения проблемы и не хотят брать на себя ответственность;
«молчуны» — спокойны и немногословны; никто не знает, что в действительности они думают об окружающих или чего хотят;
«сверхпокладистые» — они согласятся с вами по любому поводу и пообещают поддержку, однако слова у них часто расходятся с делом;
«вечные пессимисты» — всегда предсказывают неудачу в деле и стараются сказать «нет», поскольку обычно полагают, что из-за затеваемого ничего не получится;
«всезнайки» — считают себя выше других, ибо полагают, что знают истину в последней инстанции и все на свете;
«скрытные» — держат все в себе, не говорят о своих обидах, а потом внезапно набрасываются на вас, когда вы считаете, что все идет прекрасно.
Причин для конфликтов в сфере «учитель - учитель» так же может быть великое множество. Но, как, ни странно, самым распространенным, и этот вариант мы и рассмотрим, является конфликт между начинающим специалистом и учителем с большим стажем работы в школе. Непонимание роли жизненного опыта в оценке окружающего, особенно поведения и отношения к учительской профессии молодых педагогов, приводит нередко к тому, что учитель, возраст которого за пятьдесят лет, чаще фиксирует свое внимание на негативных сторонах современной молодежи. Завышенная самооценка, профессиональные промахи молодых учителей, канонизация собственного, большого опыта и профессионального багажа, все это может служить причинами конфликтов между педагогами. Вместе с тем, при опросе группы молодых учителей с просьбой назвать своих любимых школьных соратников, 42 % опрошенных назвали имена учителей старше 50 лет, 22 % – пенсионеров. Почти 60 % выделили в числе главных качеств любимых наставников – способность понимать молодежь, умение признавать свои ошибки, сохранять искры творчества, любовь к детям, умение играть и работать с ними, не отставать от моды и др.
Существуют данные, свидетельствующие о том что, чем больше стаж, тем реже учитель вступает в конфликты с коллегами и руководством, понимая его деструктивные последствия.
Таблица 1
Частота конфликтов в зависимости от причин и стажа работы
Причины конфликта до 3-х лет до 10 лет до 20 лет до 30 лет более 30 лет
Недостаточная учебная нагрузка 54 49 43 41 32
Излишняя учебная нагрузка 58 50 35 40 29
Неудобное расписание уроков 69 63 60 50 49
Значительные затраты времени на дела, не имеющие отношения к обучению и воспитанию школьников 65 62 52 55 41
Личное 57 52 40 45 31
По способу разрешения конфликты делятся на продуктивные (конструктивные) и непродуктивные (деструктивные). Непродуктивные конфликты – это конфликты, при которых разрушаются межличностные связи, резко снижается эффективность работы, а решение проблемы становится невозможным. Конструктивные конфликты не выхолят за рамки деловых отношений и предполагают пять, хорошо вам известных, стратегий поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание.
Условно можно самостоятельно определить стиль поведения в конфликтной ситуации. Для удобства все типы можно представить в виде образов животных:
соревнование (конкуренция) - «акула»: «Как я сказал, так и будет»;
приспособление (улаживание) - «плюшевый мишка»: «Все, что Вы хотите – только давайте жить дружно»;
избегание (уклонение) - «черепаха»: «Оставьте мне немножко и не трогайте меня»;
компромисс - «лиса»: «Я уступлю немного, если вы тоже готовы уступить»;
сотрудничество - «сова»: «Давайте оставим взаимные обиды, я предпочитаю... А Вы?».
Конечно, сотрудничество является оптимальной стратегией, но оно требует больших временных затрат, а далеко не всегда у сторон есть возможность выделить достаточно времени для решения конфликта. Так что при возникновении конфликтной ситуации стоит расставить приоритеты (что для вас важнее — достижение целей или межличностные отношения) и, исходя из этого, выбирать стратегию.
Конструктивное разрешение конфликтов предполагает осуществление ряда последовательных операций:
адекватное восприятие оппонентами друг друга. Для этого педагогу необходимо использовать приемы, способствующие регулированию эмоционального состояния;
диалог. В ходе диалога оппоненты уточняют отношения, позиции, намерения, цели друг друга. Они становятся более информированными и лучше представляют сложившуюся конфликтную ситуацию. Если удалось выявить и обозначить конкретные источники и причины спора, то можно переходить к завершающему этапу урегулирования конфликта;
взаимодействие. В ходе взаимодействия оппоненты уточняют круг проблем и варианты их решения, распределяют виды работ, назначают сроки их выполнения и определяют систему контроля.
Все это способствуют превращению деструктивного конфликта в конструктивный, формируют конфликтологическую культуру педагога.
Наряду со всеми своими недостатками, конфликт также служит источником развития личности, ее духовного совершенствования и морального закаливания, способствует адаптации личности, объективизирует источник разногласия, суть противоречия, что способствует нахождению способов их устранения, помогает избавить субъекты конфликта от фрустрации (неудовлетворенной потребности), «высвечивает» общественное мнение.
В связи с распространенность конфликтов в профессиональной среде появился новый вид деятельности – trouble-shooter (дословно: улаживатель проблем). Суть работы таких людей заключается в том, что они летают по всему миру и решают проблемы людей. Любые проблемы, любых людей. Обычно - больших корпораций, реже частных лиц.
Всего людей этой профессии не больше 100 человек в мире. Гонорары некоторых доходят до $100 000 в час, расписание - распланировано на месяцы вперед. Заказчики буквально передают этих людей из рук в руки, скрывая от своих конкурентов. Реклама у «улаживателей проблем» только одна – наличие стопроцентного результата и отсутствие ошибок.
Это по-настоящему продуктивные ребята. Приведу пример работы таких людей.
В головном офисе фирмы «Найк» 1000 человек посворачивали себе головы над неразрешимой задачей.
Приглашают trouble-shooter и обрисовывают проблему:
- Мы начали производить кроссовки в некоторых беднейших странах Африки. Заранее все посчитали, построили фабрики, обучили персонал. Себестоимость в таком случае должна быть низкой, но тут столкнулись с неожиданной проблемой: местные работники наших фабрик в промышленных масштабах воруют готовую продукцию. Целые деревни «от мала до велика» ходят в кроссовках по цене, сопоставимой с их годовым доходом. Пробовали нанимать больше охраны из местного населения, но стало только хуже - охранники и их семьи тоже любят кроссовки. Если завести охранников из Штатов, то себестоимость увеличится, и производить станет невыгодно.
Trouble-shooter:
- А чего вы от меня хотите?
«Найк»:
- Придумайте, как сделать так, чтобы кражи снизились до нуля, не затрачивая при этом денег на охрану фабрик.
Trouble-shooter, конечно же, ничего не понимал в технологии производства обуви, но, в отличие от топ-менеджеров «Найк», умел смотреть на любую проблему с совершенно другого угла. Он немного посидел один в прохладной темной комнате и выдал ответ:
- Вам нужно в разных странах выпускать отдельно левые и правые кроссовки.
Вот так просто решилась проблема.