Конспект урока по окружающему миру Хвойные деревья 1 класс


Конспект урока по окружающему миру Тема: «Хвойные деревья»
Цели: - выявить особенности хвойных деревьев, их отличия от лиственных;
- развивать мышление, наблюдательность, описательную речь;
- воспитывать экологическую культуру у младших школьников.
Ход урока:
1.Самоопределение (мотивация) к учебной деятельности.
-Я рада нашей новой встрече,
Быть с вами нравится, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
-Подумайте, что нам необходимо для успешной работы на уроке? (внимание, знания, дружба, умение правильно выражать свои мысли и т. д.)
-Предлагаю пожелать друзьям удачи, пожмите друг другу руку.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
А) Какие деревья вы знаете?
Разделите деревья на 2 группы. Какие группы получились? (лиственные и хвойные деревья)
Б) Речевая разминка. Рабочая тетрадь с. 43
-Объясните, почему так говорят: «Ёлочка-иголочка» (слайд № 1);
«У сосны листочки-хвоинки» (слайд № 2);
«Зимой и летом одним цветом» (слайд № 3). О чём эта загадка? (о хвойных деревьях: сосне и ели)
- Чему же будет посвящён наш урок? Какова его тема, сформулируйте. (слайд № 4)
3. Постановка учебной задачи.
-Каким же цветом ель и сосна круглый год? Почему? (слайд № 5) Кто согласен с утверждением, что эти деревья никогда не сбрасывают свою зелёную хвою? Кто не согласен?
-У нас возникли разногласия.
-Мы узнали, почему хвойные деревья зелены всегда. Кто из вас считает, что все хвойные одинаковы? Кто думает, что существуют различия? (слайд № 6) Определим кто прав в ходе практической работы.
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).
Практическая работа в группах по 4 человека (веточки и шишки сосны, ели) по заданиям учебника с. 97, обсуждение вопросов.
1 группа: - Вы сравнивали ветки ели и сосны. Чем они похожи? Чем различаются? (Сожмите веточки. Что заметили? Веточки какого хвойного дерева более мягкие? Более колкие?)2 группа: - Есть ли на них листья? Какие они?
3 группа: - Какие шишки у сосны?
4 группа: - А какие шишки у ели?
5 группа: - Имеется ли хоть какое-нибудь сходство у шишек изучаемых нами деревьев?
6 группа: - По какому признаку ещё можно различать эти деревья? Внимательно рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Как располагаются ветки на стволе?
-Есть ли ещё отличия? «Знатоки» дополняют информацию. Итак, кто теперь убеждён, что различия между хвойными деревьями существуют?
Физминутка:
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Загадки:
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (сосна)
Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдёшь гулять и встретишь:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (ель)
- Кто знает, что это за дерево?
Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки.
Но в отличие от ёлки –
Опадают те иголки. (лиственница)
-Среди хвойных есть необычное дерево, сейчас мы о нём подробно узнаем, прочитав статью учебника с.98. Ученики вслух читают рассказ «Лиственница сибирская».
-Какая главная особенность лиственницы? Как понимаете слово «долгожитель»?
6. Самостоятельная работа с самопроверкой. Листочки раздать
Задания теста:
К какой группе растений относится ель? (травы, деревья, кустарники)
Как правильно назвать лист хвойного дерева? (колючка, иголка, хвоинка)
Какие плоды у хвойных деревьев? (ягода, цветок, шишка)
Как называется еловый лес? (ельник, сосняк, пихтач)
7. Включение в систему знаний и повторение.
- Знаете ли вы, ребята, жизнь каких птиц связана с хвойными деревьями? Хотели бы узнать? (слайд № 7) Об этой и других птицах, их взаимосвязи с деревьями мы будем говорить на следующем уроке, можно дома подготовить дополнительный материал.
8. Рефлексия учебной деятельности.
-Какими знаниями вы теперь можете поделиться со своими младшими друзьями, которые ещё не ходят в школу? Что интересного из урока расскажите, придя сегодня из школы, своим родителям?
-Домашнее задание, как всегда, выбирает каждый сам:
приготовить сообщение о деревьях, птицах;
написать письмо «лесному» другу;