Изучение нового материала по теме Первые русские князья



Урок по истории России.
(лабораторное занятие, урок персонифицированного анализа)
Первые русские князья
10 класс
Учитель истории МАОУ СОШ № 2 г. Немана:
Гулевских Л.Н.
2012 г.
Лабораторное занятие, урок персонифицированного анализа.
Цели:
- образовательная: формировать представление о деятельности первых русских князей, целях и результатах их деятельности в процессе складывания и развития Древнерусского государства;
- развивающая: систематизировать и обобщить на основе изучения различных источников знания о Вещем Олеге, Игоре Старом, Ольге и Святославе; развивать широкий спектр аналитических умений: конспектирование, рецензирование, подготовки развернутых тематических выступлений, критического сопоставления источников, коллективного обсуждения результатов самостоятельной предварительной работы, личностных оценок и суждений;
- предметно-практическая: ввести учащихся в ситуацию исторического действия посредствам переживания, создания образа;
- воспитательная: подвести учащихся к осмыслению нравственных понятий «честь», «добро», «вера», «раскаянье» и т.д.Форма урока: лабораторное занятие
Методы и приемы:
- дискуссия;
- предварительная самостоятельная работа с различными источниками о деятельности первых русских князей (по четырем группам);
- работа с источниками (ПВЛ, учебник и т.д.);
- обобщение и конкретизация, сравнительный анализ (таблица «Деятельность первых русских князей»);
Князь, годы правления Деятельность Результаты
(таблица размещена на доске)
- составление устного эссе;
- игра.
Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, исторические источники – ПВЛ, дополнительный исторический материал, иллюстрации.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель предлагает тему урока, объясняет цели, форму и этапы урока.
Творческая лаборатория.
Познавательные задачи (фронтальная работа).
Учитель предлагает игру «Узнай исторический персонаж».
Даются характеристики древнерусских князей по отрывкам из ПВЛ об Олеге, Игоре, Ольге, Святославе.
Учащиеся должны определить о ком идёт речь и доказать выдержками из текста свою точку зрения.
Творческий отчёт группы по результатам предварительной самостоятельной работы (ПВЛ, учебник и т.д.):
- учащиеся работают с ПВЛ, учебником, дополнительными
источниками и каждая группа заполняет таблицу «Деятельность
первых русских князей»;
- коллективное обсуждение результатов деятельности, князей,
сравнение, оценка результатов.
Ожидаемый результат: коллективное обсуждение проходит в форме дискуссии, учащимися для аргументации своей точки зрения привлекается дополнительная литература и источники. В процессе обсуждения, совместно с учителем обучающиеся вырабатывают критерии оценки деятельности первых русских князей.
Что является определяющим в результативности государственного деятеля?
Критерии оценки деятельности:
1)интересы государства;
2) личные мотивы;
3) долго и честь;
4) морально-нравственные принципы;
5) общечеловеческие ценности и т.д.
- После завершения дискуссии учитель предлагает группам построить рейтинговую шкалу результативности деятельности древнерусских князей Олега, Игоря, Ольги, Святослава.
Рейтинговая шкала результативности деятельности (в виде пирамиды) проецируется на экране, в процессе обсуждения она заполняется.
Каждая группа должна объяснить, почему она именно так построила эту шкалу, и почему именно этот князь встал во главе пирамиды.
3. Закрепление.
Учитель предлагает вниманию учащихся иллюстрации с изображениями князей (портреты проецируются на экране).
Вопрос:
- совпадают ли у учащихся представления об этих князьях с их описаниями в ПВЛ, собственными представлениями? (Да, нет, почему?).
Учитывая, что княгиня Ольга занимает особое место среди первых киевских князей, учитель предлагает:
Написать обучающимся устный портрет (эссе) княгини Ольги.
Учащиеся работают по группам над созданием словесно-описательного портрета княгини Ольги. Презентация портретов.
Сравнительный анализ результатов самостоятельной работы в группах с описанием Ольги в ПВЛ, с иллюстрациями в учебнике и на интерактивной доске.
4. Подведение итогов лабораторной работы, выставление оценок.