Программа элективного курса Еда — наш друг, еда — наш враг


Программа элективного курса в 9 классе
Тема «Еда – наш друг, еда – наш враг».
Пояснительная записка.
Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся 9 класса и рассчитана на 18 часов.
Известно, что даже незначительные перемены в привычной структуре питания могут оказывать либо благотворное, либо пагубное воздействие на здоровье. Этот курс объясняет, как это происходит. То, что мы едим, может улучшить или ухудшить самочувствие , изменить наше мировоззрение и даже продлить жизнь. Даются практические советы, как сохранить и улучшить здоровье, и также объясняет каким образом сбалансировать свой рацион.
Задачи курса:
- показать роль органических и неорганических веществ в жизни человека;
- научить оценивать влияние пищевых продуктов, вредных привычек на здоровье человека;
- научить учащихся составлять рацион питания.
Формы и методы изучения курса: лекции, семинары, защита рефератов, лабораторные работы, контрольные работы.
Календарно-тематическое планирование. 1 час в неделю.
№ Дата Тема урока Теоретические часы Практические часы экскурсии
1 Витамины ключ к здоровью 1 2 Фрукты - источник витаминов 1 3 Вода необходимая для жизни 1 4 Дары природы 1 1
5 Жиры: как достичь необходимого баланса 1 6 Минеральные вещества 1 7 О чем говорит этикетка 1 1 8 Пищевые добавки: полезно или вредно 1 1 9 Чай и кофе: стимулирующие свойства 1 1 10 Шоколад и конфеты 1 11 Аллергия и непереносимость пищи 1 12 Алкоголь: достоинства умеренного потребления 1 1 13 Заключительное занятие Содержание программы.
Тема 1. Витамины ключ к здоровью (1 час).
История открытия витаминов. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Источники витаминов, роль в поддержании здоровья, суточная потребность. Симптомы недостаточности и избытка витаминов.
Тема 2. Фрукты – источник витаминов (1 час).
Полезные свойства фруктов и их недостатки. Питательные вещества и клетчатка. Свободные радикалы. Пестициды.
Ягоды. Фруктовые соки. Сухофрукты. Экзотические фрукты.
Тема 3. Вода необходимая для жизни (1 час).
Откуда мы получаем воду. Забота о качестве воды. Алюминий, фтор, нитраты в воде.
Вода в обычных продуктах.
Фильтры для воды. Мягкая и жесткая вода.
Тема 4. Дары природы (2 часа).
Болота и луга, леса и побережья – естественные уникальные кладовые.
Леса: ежевика, одуванчик, дождевик, подмаренник цепкий, фундук, терн, крапива, цветы шиповника, мокричник, дикие яблоки, бузина, хрен, рябина, каштан, грецкий орех, дикий чеснок, грибы.Ядовитые ягоды и грибы.
Луга: черника, полевые шампиньоны, марь цельнолистная, щавель, дикий сельдерей, дикий цикорий, земляника.
Побережье: красная водоросль, солерос, морской шпинат, моллюски мидии.
Экскурсия. Нахождение и определение видов растений, ягод, грибов (лес, луг).
Тема 5. Жиры: как достичь необходимого баланса (1 час)
Роль жиров в питании человека. Незаменимые жирные кислоты. Необходимость ограничений жиров. Различные источники жиров. Традиционный рацион питания населения некоторых стран.
Тема 6. Минеральные вещества (1час).
Чтобы быть здоровым, человек нуждается в большом наборе различных минеральных веществ, и каждое из них ложно поступать в организм в строго определенном количестве.
Макро- и микроэлементы. Лучшие пищевые добавки, роль в поддержании здоровья. Суточная потребность. Симптомы недостаточности и избытка минеральных веществ.
Тема 7. О чем говорит этикетка (2часа).
Текст и рисунки на этикетках пищевых продуктов составляются по строгим правилам. Указываются: масса и объем, сроки годности, ингредиенты, питательная ценность.
Практическое занятие. Изучение этикеток на различных упаковках продуктов питания.
Тема 8. Пищевые добавки: полезно или вредно (2 часа).
Полезные свойства и недостатки пищевых добавок.
Секреты привлекательности вида. Срок хранения. Окисление. Потеря влаги. Эмульгаторы. Добавки, устраняющие слипание продуктов. Заменители сахара.
Практическое занятие. Проверка красителей и консервантов, содержащихся в продуктах (по этикеткам).
Тема 9. Чай и кофе: стимулирующие свойства (2 час).
Травяные чаи. История и производство чая. Хранение чая. Чайная косметология. Способы заваривания чаев.
История происхождения кофе. Полезные свойства и недостатки кофе. Кофе и холестерин. Кофе и сердечные заболевания. Возможные опасности. Кофеин.
Практическое занятие. Установление количества кофеина в различных напитках. Правильный режим заваривание чая.
Тема 10. Шоколад и конфеты (1 час).
Шоколад и конфеты могут способствовать восстановлению энергетического уровня, но они не должны становиться частью ежедневной диеты.
Факторы хорошего самочувствия.
Как изготавливается шоколад.
Вредные для зубов конфеты.
Тема 11. Аллергия и непереносимость пищи (1 час).
Пищевые продукты, домашняя пыль и цветочная пыльца могут вызвать насморк, мигрень и даже внезапную смерть. Аллергией страдает множество людей во всех странах, но природа ее еще не раскрыта до конца.
Продукты питания и возможные аллергические реакции организма. Воздействие лекарств.
Тема 12. Алкоголь: достоинства умеренного потребления (2 часа).
Полезные свойства и недостатки алкоголя. Когда пора остановиться? Причины и следствия. Алкоголизм.
Практическое занятие. Выявление содержания алкоголя и калорийности некоторых алкогольных напитков (по этикеткам). Максимальное потребление в неделю.
Тема 13. Заключительное занятие.
Итоговый контроль по заданиям со свободным ответом и с выбором ответа.
Задания с выбором ответа.
Какой краситель обозначается знаком Е 110
Оранжево-желтый
Свекольно-красный
Карамельного цвета
Какой из органов человека больше всего страдает при алкоголизме
Легкие
Печень
Почки
Какой витамин носит название ретинолВитамин СВитамин ДВитамин АСуточная доза какого витамина больше
А
С
В6Какие ягоды нельзя собирать
Ежевика, рябина
Ягоды белладонны, тиса
Ягоды терна, шиповника.
Литература.
«Еда – наш друг, еда – наш враг». Перевод с английского – С.- Петербург. ИД «Ридерз Дайджест», 2000 г.
Малахов Г.П. «Разумное питание». – С. Петербург, 2003.
Колесов Д.В. «Здоровье и укрепляющие его факторы». – М: Журнал «Биология в школе» №3, 1999
Потапов А.И. «Здоровый образ жизни: сплав знаний, умений и убеждений»// Биология в школе -№3 – 2000.