Рабочая программа и тематическое планирование 5 класс биология по Плешакову, Сонину.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Раменская средняя общеобразовательная школа №19
«УТВЕРЖДЕНО»
Приказом №ОД103 от «01» сентября 2015г.
Директор МОУ СОШ№19
_________________ Н. Н. Накрайникова
Рабочая программа
По предмету «Биология»
Базовый уровень, основное общее образование
5 класс
Разработчик: ШМО учителей естественнонаучного цикла
Рассмотрено Рассмотрено
на заседании ШМО на педагогическом совете
Протокол №1 Протокол №1
от «27» августа 2015г от «31» августа 2015 г.
Содержание Стр.
Пояснительная записка ………………………………………………………….3
Основное содержание программы………………………………………………11
Тематический план……………………………………………………………….15
Требования к уровню подготовки учащихся……………………………………16
Перечень учебно-методического обеспечения………………………………….20
Список литературы……………………………………………………………… .22
Приложение
1..Критерии оценок
2. Календарно- тематический план 5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии разработана на основе примерной программы по учебным предметам «Биология» 5-9 классы, Москва, Просвещение,2011 год и рабочей программы Биология 5 класс к УМК Н.И. Сонина, А.А.Плешакова (Москва, Дрофа) Москва. «ВАКО», 2013.
Структура данной рабочей программы полностью отражает основные идеи и предметные темы Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и представляет его развернутый вариант с раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень лабораторных работ.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
1.1 Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта ООО.
2. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы:- М.: Просвещение, 2011.
3. Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения;
4. Фундаментальное ядра содержания общего образования;
5. Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
7. Учебник «Биология. Введение в биологию»,5 класс,Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. М.: Дрофа. 2013,2014.
8. Рабочая программа Биология 5-9 классы к УМК Н.И. Сонина, А.А.Плешакова (Москва, Дрофа) Москва. «ВАКО», 2013.
9. Рабочая программа Биология 5 класс к УМК Н.И. Сонина, В. Б. Захарова. М.: Дрофа. 2014.
Общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета.
Цели формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ:
Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы; развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач,
воспитание положительного отношения к природе; применение полученных знаний, умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природе.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на
формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
Рабочая программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:
• многообразие и эволюция органического мира;
• биологическая природа и социальная сущность человека;
• уровневая организация живой природы.
Раздел «Живые организмы», который начинают изучать в 5 классе, включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В 5 классе учащиеся узнают об отличии живой и неживой природы, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляют знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется знаниям о распространении и значении бактерий, грибов растений и животных.
Изложенный в программе материал соответствует разделам стандарта основного общего образования по биологии и распределён по разделам:
Живой организм: строение и изучение.
Многообразие живых организмов.
Среда обитания живых организмов.
Человек на Земле.
Программа предусматривает формирование специальных умений и навыков, направленных на работу с разными литературными источниками, наблюдениями за природными объектами, постановку опытов, измерений, разработку проектов, моделей.
Формы и методы работы. Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; личностно - деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий. Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм большее значение имеют наблюдения и проведение опытов.
Для изучения и усвоения всех тем курса предполагается использование следующих форм работы на уроках:
опросы;
работа в малых группах;
тестирование;
блиц - опросы;
проектная деятельность;
письменные контрольные работы;
фенологические наблюдения;
практические работы;
ролевые игры;
экскурсии.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. В 5 классе на изучение предмета «Биология» отводится 34 часа, 1 час в неделю.
Роль учебного предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
• Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науке;
• Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
• осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
• патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
• уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
• Умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД:
• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
• Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.
• Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
• Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
• Вычитывать все уровни текстовой информации.
• Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:
• осознание роли жизни (1-я линия развития);
• рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);
• использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);
• объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).
Коммуникативные УУД:
• Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1-я линия развития – осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2-я линия развития - рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития - использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
5-я линия развития - оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
6 Система оценки планируемых результатов.
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно - познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом. В структуре планируемых результатов выделяются:
• ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов;
• планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи. В ходе обучения биологии у выпускников основной школы должны быть сформированы ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции: Личностным результатом обучения биологии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно- нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения биологии – ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
• осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона).
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по биологии заключаются в формировании и развитии посредством биологического знания:
• познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; • гуманистических и демократических ценностных ориентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
• готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями. Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе биологии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Предметными результатами освоения программы по биологии являются:
• понимание роли и места биологической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о современной биологической научной картине мира и владение основами научных биологических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками биологической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки биологических объектов и явлений;
• биологическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов биологической среды;
• умение применять биологические знания в повседневной жизни для объяснения и опенки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутри школьного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой.
Результаты итоговой аттестации выпускников (в том числе государственной) характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования. Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами, т. е. является внешней оценкой.
Промежуточной
- Контрольно-оценочная самостоятельность, работа с моделями (графическими - знаковыми формами), работа с чужими и собственными текстами (письменная дискуссия) может быть проверена через разработку специальных предметных контрольно- измерительных материалов.
- Умение работать в группе, в позиции «взрослого», способы учебного проектирования могут быть проверены с помощью экспертных оценок в ходе встроенного наблюдения в разные виды и формы деятельности обучающихся.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.
Текущий
- Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль;
формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль, анализ творческих, исследовательских работ, проекты.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии. В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам. Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Кроме того личностные достижения могут накапливаться в портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология. Введение в биологию. 5 класс 34 часа
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (9)
1.1 Процессы жизнедеятельности организмов – 2часа.
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы
Лабораторная 1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Лабораторная 2. Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.
Лабораторная 3. Строение клеток кожицы чешуи лука*.
Лабораторная 4 Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
Лабораторная работа № 5 Определение состава семян пшеницы.
Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать: — основные признаки живой природы; — устройство светового микроскопа; — основные органоиды клетки; — основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки; — ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы. Учащиеся должны уметь: — объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; — характеризовать методы биологических исследований; — работать с лупой и световым микроскопом; — узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки; — объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке; — соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; — ставить учебную задачу под руководством учителя; — систематизировать и обобщать разные виды информации; — составлять план выполнения учебной задачи.
Раздел 2. Многообразие живых организмов 14 часов
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа №1 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов».
Лабораторная работа № 6«Строение зеленых водорослей»
Лабораторная работа № 7Строение мха, папоротника, хвоща.
Лабораторная работа № 8Строение хвои и шишек хвойных
Лабораторная работа № 9 Строение цветкового растения (органы).
Предметные результаты обучения .Учащиеся должны знать: — существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; — основные признаки представителей царств живой природы. Учащиеся должны уметь: — определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; — устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств; — различать изученные объекты в природе, на таблицах; — устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; — объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Метапредметные результаты обучения. Учащиеся должны уметь: — проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; — использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; — самостоятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов 6 часов
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа №10 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
Практическая работа №2 «Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов определителей, чучел, гербариев и др.)».
Практическая работа №3 « Узнавание растений различных природных зон».
Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — основные среды обитания живых организмов; — природные зоны нашей планеты, их обитателей. Учащиеся должны уметь: — сравнивать различные среды обитания; — характеризовать условия жизни в различных средах обитания; — сравнивать условия обитания в различных природных зонах; — выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; — приводить примеры обитателей морей и океанов; — наблюдать за живыми организмами.
Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — находить и использовать причинно следственные связи; — строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы; — выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Раздел 4. Человек на Земле 5 часов
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа№3 «Знакомство с экологическими проблемами нашей местности и пути ее решения (работа с различными источниками)»
Лабораторная работа №11 «Измерение своего роста и массы тела»
Практическая работа №4 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи».
Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать:
— предков человека, их характерные черты, образ жизни; — основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; — правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; — простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др. Учащиеся должны уметь: — объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; — объяснять роль растений и животных в жизни человека; — обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; — соблюдать правила поведения в природе; — различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; — вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Метапредметные результаты обучения. Учащиеся должны уметь: — работать в соответствии с поставленной задачей; — составлять простой и сложный план текста; — участвовать в совместной деятельности; — работать с текстом параграфа и его компонентами; — узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе. Личностные результаты обучения — Формирование ответственного отношения к обучению; — формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; — формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; — осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; — формирование основ экологической культуры.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 класс
№ Темы Название темы Количество часов Количество
лабораторных и практических работ
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.(9 часов )
(8 + 1 час контрольная работа))
1.1. Введение 4 л/р 1
1.2. Клетка - основа строения и жизнедеятельности организма 3 Л/Р 4
1.3. Процессы жизнедеятельности организмов 1 - Контрольная работа тема : Клетка - основа строения и жизнедеятельности организма 1 Раздел 2.Многообразие организмов, их классификация – 14ч.
(13 + 1 час контрольная работа)
2.1 Эволюция растений и животных 2 2.2 Бактерии. Грибы 2 прак1
2.3 Многообразие растительного мира 5 Лаб. 4
2.4 Многообразие животных 4 -
- Контрольная работа тема : Многообразие организмов, их классификация 1 -
Раздел 3.Среда обитания живых организмов 6 часов
(5 часов + 1 час контрольная работа )
- Среда обитания живых организмов 5 ЛР 1 пр 2
Контрольная работа тема: Среда обитания живых организмов 1 -
Раздел 4. Человек на Земле – 4 ч.
- Человек на Земле 4 ПР 2 Лр 1
Итоговая контрольная работа за курс 5 класса 1 Итого 34 Л/Р – 11, П/Р -5
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
В результате изучения биологии ученик 5 класса должен:
знать / понимать: естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать); многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы; как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений); строение живой клетки (главные части); царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей); беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры); среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать); природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов); как человек появился на Земле (на уровне представлений); как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги); изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений); важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать); основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
уметь: узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя; приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека; описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты; сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; находить значение указанных терминов в справочной литературе; кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль; использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты); пользоваться приборами для измерения изученных физических величин; следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами; 10 определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде; составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными; оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Требования к образовательным результатам для учащихся 5 классов
Раздел, тема учебной программы Планируемые результаты универсальные учебные действия
Предметные Метапредметные Личностные
Живой организм: строение и изучение Научиться выделять признаки живых организмов, черты сходства и отличия растений и животных; приобретать навыки чтения биологического текста; научиться выделять особенности основных методов, применяемых в биологии; научиться различать оборудование для научных исследований; научиться различать на рисунках различные структуры клетки; определять отличия растительной и животной клеток Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы. Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового предмета; Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности
Многообразие живых организмов Познакомиться с основами научных представлений о том, когда появилась жизнь на Земле, иметь представление об основных этапах развития жизни на планете; научиться выделять основные характеристики царства Бактерии; познакомиться с основами строения шляпочных грибов; Научиться проводить сравнительную характеристику представителей раз- личных царств живой природы Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника Формирование у уча- щихся умений выделять положительные и отрицательные качества, а также определять их относительность в изменяющихся условиях
Среда обитания живых организмов Научиться перечислять среды обитания; выделять особенности живых организмов, сформированные средой их обитания; научиться выделять признаки приспособленности живых организмов в зависимости от среды их обитания Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, интерактивных заданий. Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно- следственных связей Формирование у учащихся логического мышления и умения рассуждать; способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а также их относительность в изменяющемся мире
Человек на Земле Научиться давать сравнительную характеристику человекообразным обезьянам, древним людям и со- временному человеку; познакомиться с основными этапами эволюции человека; видеть взаимосвязь между появлением, совершенствованием орудий труда и этапами развития человека; научиться видеть изменения в природе, связанные с деятельностью человека на Земле Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли). Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно- следственных связей Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения минимизации антропогенного воздействия на биосферу; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы
5. ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ образовательного процесса:
-книгопечатная продукция:
1. Рабочая программа Биология 5-9 классы к УМК Н.И. Сонина, В. Б. Захарова. М.: Дрофа, 2014.
2. Учебник «Биология. Введение в биологию»,5 класс, Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. М.: Дрофа. 2013,2014.
3. Рабочая тетрадь «Биология. Введение в биологию»,5 класс, Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. М.: Дрофа. 2013, 2014.
4. Сухова Т. С., Строганов В. И. Природоведение. 5 класс. М.: Вента-Граф, 2011.
печатная продукция: УМК
1. Иллюстративный материал: наборы открыток.
2. Портреты учёных.
3. Таблицы - экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде);
1. Компакт-диск «Уроки биологии. Растения. Бактерии. Грибы»
2. Компакт-диск «BBC. Невидимая жизнь растений» 1, 2 часть на дисках
3. КиМ CD Уроки биологии. Животные
4. CD Биология в школе. Жизнедеятельность животных
5. Мультимедийные обучающие программы.
6. Видеофильмы и видеофрагменты, слайды DVD –
технические средства обучения (средства ИКТ)
1. Мультимедийное оборудование
. 2. Слайд-проектор.
3. Колонки SVEN
4. Компьютер
5. Телевизор
6. DVD плеер
7. Принтер
- цифровые и электронные образовательные ресурсы:
1.http://fcior.edu.ru.- коллекция электронных образовательных ресурсов нового поколения.
2. http://school-collection.edu.ru- документы, презентации, электронные таблицы, видеофрагменты, анимационные ролики.
3.http://www.zoomax,ru – зоология
4. http://www.priroda.ru- природа, национальный портал
5. http://obi.img.ras.ru –база знаний по биологии человека 6.http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm.
Подборка интернет-материалов для учителей биологии по географии.
7. http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=. Информация о школьном оборудовании.
8. http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
9.http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -учебно-практическое и лабораторное оборудование:
1. Световые и электронные микроскопы;
2. Набор микропрепаратов;
3. Микробиологическая лаборатория.
-демонстрационные пособия: таблицы:
1. Строение цветка 17 2. Симметрия в природе 3. Разнообразие цветков 4. Лук 5. Сухие плоды 6. Сочные плоды 7. Распространение сухих плодов и семян 8. Строение растительной клетки 9. Листопад 10. Опыление 11. Многоклеточная зеленая водоросль 12. Одноклеточная зеленая водоросль 13. Зеленый мох. Кукушкин лен 14. Папоротник щитовник мужской 15. Мох сфагнум 16. Бактерии 17. Шляпочные грибы 18. Грибы паразиты 19. Плесневые грибы. Дрожжи 20. Царства живой природы натуральный фонд
- гербарий: 1. Основные группы растений; 1. Сельскохозяйственные растения; 2. Ядовитые растения
- коллекции: 1. Плоды сельскохозяйственных растений; 2. Шишки, семена, плоды деревьев и кустарников; 3. Коллекция минералов
Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова. – М.: Дрофа, 2008. 2) Природоведение. 5 класс. - М.: «1С: Образование», 2009 3) 1С: Лаборатория. Зачем мы дышим? – М.: «1СПаблишинг», 2009 4) Сайты: www.it-n.ru, www.zavuch.info, www.1september.ru, http://school-collection.edu.ru
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для составления программы.
Программа основного общего образования. Биология. 5-9 класс Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Москва: Дрофа, 2013.
Программа ФГОС ООО (второго поколения) (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373)
Список литературы для учителя.
. И.А. Акперова «Уроки биологии к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Введение в биологию» 5 класс». - М.: Дрофа, 2012.
. Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. Введение в биологию» 5 класс» - М.: Дрофа, 2012
«Биология. Введение в биологию» 5 класс». - М.: Дрофа, 2012.
Кириленкова В.Н., Н.И. Сонин «Дидактические карточки – задания к учебнику Н.И. Сонина
Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2013
Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2013. 3. Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2013.
Список литературы для учащегося.
Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2013
2. Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2013.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(приложение к программе)
Пояснительная записка
Предмет: Биология
Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с содержанием и структурой программы и учебника по природоведению для учащихся 5 класса авторов А.А.Плешакова, Н.И. Сонина, М.: ДРОФА
Учебник: Плешаков А.А., Сонин Н.И Введение в биологию, 5 класс,.,. издательство: Дрофа 2013
Стандарт: ФГОС ООО
Тип учебника: Рекомендуемый
На изучение курса отводится 34 часа (1час в неделю), как это предусмотрено рабочим учебным планом.
Классы: 5 а, б, в, г, д, е общеобразовательные.
Учитель Асинавичене Р, А., учитель биологии, первая категория.
Практических работ - 5
Лабораторных работ -11
Список практических и лабораторных работ.
Лабораторные и практические работы Тема урока № урока
Л/Р №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований»
Методы изучения природы 3
Л/Р №2 «Устройство ручной лупы и светового микроскопа».
Л/Р№3«Строение клеток кожицы чешуи лука».
Увеличительные приборы 5
Лабораторная работа № 4
«Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)»
Живые клетки 6
Лабораторная работа № 5 «Определение состава семян пшеницы»
Химический состав клеток 7
Практическая работа №1 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов». Грибы 13
Лабораторная работа № 6
«Строение зеленых водорослей» Водоросли 14
Лабораторная работа № 7
Строение мха, папоротника, хвоща. Мхи, папоротники 15
Лабораторная работа № 8 Строение хвои и шишек хвойных Голосеменные 16
Лабораторная работа № 9 Строение цветкового растения (органы). Покрытосеменные
(цветковые) растения 17
Лабораторная работа №10 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Три среды обитания 24
Практическая работа №2 «Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов определителей, чучел, гербариев и др.)». Жизнь на разных материках 25
Практическая работа №3 «Узнавание растений различных природных зон». Природные зоны 26
Практическая работа № 4 «Знакомство с экологическими проблемами нашей местности и пути ее решения (работа с различными источниками)» Как человек изменил Землю
31
Лабораторная работа № 11
«Измерение своего роста и массы тела»
Практическая работа №5 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи». Здоровье человека и безопасность жизни.
33
Поурочное тематическое планирование биология 5 класс
№ Содержание
(Раздел, тема) Кол-во
часов в теме Дата проведения Характеристика деятельности учащихся
По плану По факту Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.(9 часов)
1.1 Введение – 4ч
1 Что такое живой организм
1 02.09 Сравнивает разные живые организмы
Формирует понятие «живой организм»
Выделяет и обобщает существенные признаки живых организмов; обобщает новые и полученные на уроке знания о живых организмах
Доказывает связь живой и неживой природы
2. Науки о живой природе
2 09.09 Показывает рисунки, связанные с природой,
Противопоставляет различные науки о природе
Запоминает, какая наука, с чем связана, что она изучает
Распознает объекты изучения естественных наук, сравнивает науки о природе
Осмысливает разнообразие наук о природе
3 Методы изучения природы
Лабораторная работа №1
«Знакомство с оборудованием для научных исследований».
3 16.09 Знакомится с методами изучения природы
Исследует различные методы изучения природы,
Знакомится с оборудованием для научных исследований.
Проводит наблюдения, опыты и измерения с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Моделирует изучение природы, анализирует полученные знания;
Осмысление методов изучения природы
4
Из истории биологии. Великие естествоиспытатели
4 22.09
Знакомится с именами великих естествоиспытателей и их значением для истории биологии,
Запоминает имена ученых и их значение для биологии,
Формулирует оценку вклада ученых-биологов в развитие науки
Понимает роль исследований и открытий ученых-биологов в развитии представлений о живой природе
1.2 Клетка - основа строения и жизнедеятельности организма - 3ч .
5
Увеличительные приборы
Лабораторная работа №2, №3
«Устройство ручной лупы и светового микроскопа».
«Строение клеток кожицы чешуи лука».
1 29.09 Знакомится с работой лупы и светового микроскопа, историей их открытия
Изучает правила работы с микроскопом
Распознает части светового микроскопа,
Знакомится с методикой приготовления микропрепаратов
Демонстрирует приготовление микропрепарата, оценивает приготовление микропрепаратов
Понимает важность открытия увеличительных приборов, в том числе современных
6
Живые клетки
Лабораторная работа № 4
«Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)»
2 06.10 Знакомится с историей открытия и понятием «клетка»
Доказывает, что они живые
Изучает различные виды клеток
Объясняет причину их отличия
Распознает части клетки: органоиды
Сравнивает животную и растительную клетки
Осознает единство строения клеток
Моделирует строение клеток
Понимает появление множества клеток из одной
7
Химический состав клетки
Лабораторная работа № 5 «Определение состава семян пшеницы»
3 13.10 Перечисляет химические элементы, входящие в состав живых организмов,
Сравнивает химический состав тел живой и неживой природы
Знакомится с названиями химических веществ клетки
Приводит примеры органических и неорганических веществ
Понимает их роль в организме
Изучает химический состав семян
Обобщает знания о клетки, доказывает единство происхождения клетки
Осознает сложность строения клеток
1.3 Процессы жизнедеятельности организмов – 2ч
8
Вещества и явления в окружающем мире.
Обмен веществ. Питание Дыхание.
1
20..10 Узнает о сущности обмена веществ, его составляющих (питание, дыхание)
Сравнивает питание у разных организмов, способы дыхания у разных организмов (растений и животных: водных, наземных),
Понимает сущность фотосинтеза – питания зеленых растений с помощью солнечного света
Наблюдает образование крахмала в зеленых листьях на свету и образование кислорода в процессе фотосинтеза
Объясняет разницу в питании разных организмов (гетеротрофы и автотрофы), разницу способов дыхания у разных организмов
Соотносит свой способ питания с другими; Выявляет сущность процесса дыхания, его важность для живых организмов,
Формулирует важность обмена веществ, разнообразие питания у организмов
Понимает сложность строения живых организмов роль дыхания в жизни организмов
Осмысливает важность для живых организмов процесса дыхания
9
Контрольная работа №1
Клетка - основа строения и жизнедеятельности организма 28.10 Раздел 2.
Многообразие организмов, их классификация – 14ч. ( 13 + 1 час контрольная работа)
2.1 Эволюция растений и животных – 2 часа
10 Как развивалась жизнь на Земле. 1 10.11 Знакомится с историей появления и развития жизни на Земле
Различает древних животных и растений по картинкам
Комментирует первичность водных обитателей
Объясняет необходимые изменения у животных при выходе на сушу, при жизни вдали от воды, связанном с полетом и с похолоданием.
Объясняет необходимые изменения у растений при выходе на сушу, вдали от воды.
Составляет геохронологическую схему эволюции живых организмов
Дает определение Эволюции органического мира
Приводит доказательства родства, общности происхождения и эволюции растений и животных.
11
Разнообразие живого
2
17.11 Сравнивает представителей царств живой природы
Приводит примеры основных представителей царств живой природы
Выявляет отличительные признаки представителей царств живой природы
Определяет предмет изучения систематики
Классифицирует организмы по правилам очередности таксонов систематики
Понимает принцип современной классификации живых организмов
2.2 Бактерии. Грибы – 2часа
12 Бактерии 1 24.11 Узнает о бактериях, представителях отдельного царства живой природы.
Характеризует главное отличие клетки бактерии от клеток других царств
Выделяет существенные особенности строения и функционирования бактериальных клеток.
Знает правила, позволяющие избежать заражения болезнетворными бактериями.
Имеет представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека
13 Грибы
Практическая работа №1 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов».
2
01.12 Знакомится с царством Грибов, его особенностями
Изучает строение гриба (грибница (мицелий), гифы, плодовое тело)
Классифицирует грибы (шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты)
Распознает шляпочные съедобные грибы и ядовитые
Объясняет «дружбу» некоторых шляпочных грибов и деревьев (симбиоз – взаимовыгодное сожительство)
Описывает значение основных групп грибов
2.3 Многообразие растительного мира - 5ч
14 Водоросли
Лабораторная работа № 6
«Строение зеленых водорослей»
1
08.12 Объясняет принципиальное отличие растений от других живых существ (фотосинтез)
Приводит примеры систематических групп растений
Узнает особенности строения и распространения водорослей
Сравнивает строение одноклеточных и многоклеточных водорослей, их размножение
Описывает значение водорослей в природе и для человека
15 Мхи. Папоротники
Лабораторная работа № 7
«Строение мха, папоротника, хвоща»
2 15.12 Знакомится с мхами (появление органов и спор) ,с папоротниками (особенностями строения и размножения)
Сравнивает строение водоросли и мха
Понимает причину их отличия (растения суши)
Описывает строение и особенности произрастания кукушкиного льна и сфагнума Распознает листья со спорами папоротника в гербарии представителей папоротников, хвощей и плаунов
Объясняет, почему сейчас на планете не осталось гигантских папоротниковых лесов
Рассматривает отпечатки древних папоротников на каменном угле
Понимает происхождение каменного угля и нефти
Объясняет, почему невозможно найти цветущий папоротник
16 Голосеменные
Лабораторная работа №8 «Строение хвои и шишек хвойных» 3
22.12 Знакомится с многообразием голосеменных
Приводит доказательства наличия прогрессивных особенностей строения, жизнедеятельности голосеменных по сравнению со споровыми.
Выясняет отличие споры от семени
Объясняет преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор.
Изучает расположение семян на шишках, хвоинки – видоизмененные листья
Сравнивает ель и сосну (теневыносливое и светолюбивое растения)
Приводит примеры использования голосеменных растений человеком
17 Покрытосеменные
(цветковые) растения
Лабораторная работа № 9«Строение цветкового растения (органы)» 4
12.01 Называет и сравнивает представителей разных классов покрытосеменных растений. Выявляет черты более высокой организации у покрытосеменных чем у голосеменных (цветок, плод)
Применяет знания о движущих силах эволюции, сравнивая внешнее строение от водорослей до цветковых
Различает органы цветковых (вегетативные и генеративные).
Выделяет и сравнивает особенности разных жизненных форм покрытосеменных и сред их обитания
18 Значение растений в природе и жизни человека. 5 19.01 Выстраивает эволюционное направление развития растений
Понимает причины изменения в филогенезе (от воды на сушу)
Отличает по картинкам древние вымершие или редкие растения (псилофиты, риниофиты, древовидные папоротники, хвощи, плауны, секвои…)
Приводит примеры роли растений в природе и хозяйственной деятельности человека
Классифицирует растения на дикорастущие и культурные (пищевые, технические, декоративные, кормовые, лекарственные)
Доказывает, что в природе не существует абсолютно вредных растений
Приводит примеры растений, занесенных в Красную книгу
Формулирует правила поведения в лесу
2.4 Многообразие животных – 4 ч (+ 1 час контрольная работа)
19 Животные. Простейшие
1 26.01 Приводит примеры животных
Выделяет особенности представителей царства животных
Отличает клетку растения и клетку животного
Знакомится с одноклеточными животными – Простейшими
Отличает Простейших от бактерий
Описывает некоторых представителей Простейших (амебу, инфузорию, малярийного плазмодия)
Понимает опасность заражения человека малярийным плазмодием и пути его заражения
20 Беспозвоночные 2 02.02 Делит животных на одноклеточных и многоклеточных (беспозвоночных и позвоночных)
Понимает главный принцип деления животных на позвоночных и беспозвоночных
Знакомится с особенностями строения и образа жизни различных типов беспозвоночных: кишечнополостных, червей, моллюсков, членистоногих, иглокожих
Распознает беспозвоночных животных по типам
Определяет наиболее распространенный тип
21 Позвоночные 3 09.02 Понимает главный принцип деления животных на позвоночных и беспозвоночных
Знакомится с особенностями строения и образа жизни различных классов позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие в зависимости от среды обитания.
Распознает позвоночных животных по классам
Определяет наиболее распространенный класс, наиболее высокоорганизованный.
Анализируют и моделируют очередность исторической последовательности появления классов животных в процессе эволюции.
Знакомятся с названиями вымерших древних животных: стегоцефала, динозавров, фороракоса, археоптерикса, саблезубого тигра, мамонта…
22 Значение животных в природе и жизни человека.
4 16.02 Характеризуют роль животных в природе (цепи питания) и жизни человека (домашние, служебно-декоративные, паразиты, ядовитые)
Демонстрируют знания о существовании различных пород животных
Осваивают навыки содержания домашних животных.
23 Контрольная работа № 2 5 24.02 Царства природы, бактерии, грибы, растения, животные.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов - 6ч.
24 Три среды обитания.
Лабораторная работа №10 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. 1 02.03 Знакомится с тремя средами обитания
Характеризует условия каждой из них
Выявляет приспособления организмов к среде обитания.
Соотносит виды конечностей животных со средой их обитания
25 Жизнь на разных материках.
Практическая работа №2 «Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов определителей, чучел, гербариев и др.)». 2 0903 Демонстрирует элементарные представления о животном и растительном мире материков планеты
Отличает представителей флоры и фауны по полушариям, материкам
Использует карту растений и животных Земли
Знает и умеет находить материки планеты на карте.
Систематизирует информацию о многообразии растительного и животного мира материков.
26 Природные зоны Земли.
П/Р № 3 « Узнавание растений различных природных зон». 3 16.04 Перечисляет природные зоны Земли
Понимает причины их смены
Характеризует положение и условия основных природных зон:
(тундра, тайга, широколиственный и смешанный лес, травянистая равнина – степь и саванна, пустыня, субтропический лес)
Приводит примеры многообразия растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами).
27 Жизнь в морях и океанах.
4 23.04 Приводит примеры морских обитателей
Объясняет приспособления живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана.
Понимает рациональность приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах
Соотносит внешний вид морских обитателей и природное сообщество
Осознает роль Мирового океана на планете.
28 Природные сообщества
5 06.04 Демонстрирует элементарные представления о природных сообществах планеты.
Различает естественные и искусственные сообщества
Составляет элементарные пищевые цепи
Понимает значение пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ
Делает вывод о круговороте веществ в природе
.
29 Контрольная работа № 3 6 13.04 Наземная, водная, почвенная среды обитания живых организмов.
Раздел 4. Человек на Земле – 4 часа.
30 Как человек появился на Земле?
1 20.04 Получает представление об эволюции человека.
Выделяет три вида людей
Характеризует все три вида (Ч. Умелого, Ч. Прямоходящего и Ч. Разумного: неандертальца и кроманьонца)
Находит сходство и отличия человекообразных обезьян и современного человека
Понимает роль совместной охоты и трудовой деятельности в социализации предка человека
Делает вывод о эволюции человека, как биологического и социального существа
Прогнозирует дальнейший ход эволюции человека
31 Как человек изменил Землю
Практическая работа №4 «Знакомство с экологическими проблемами нашей местности и пути ее решения (работа с различными источниками)»
2 27.04 Анализирует последствия хозяйственной деятельности человека в природе с древности
Перечисляет и характеризует важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству (радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект)
Предлагает пути выхода из создавшейся ситуации
32 Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней?
3 04.05 Называет исчезнувшие виды растений и животных.
Выясняет, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе.
Понимает причины исчезновения видов
Обсуждает способы сохранения биологического разнообразия
Объясняет причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек.
Определяет степень личного участия в природоохранной работе.
Предлагает меры по уменьшению опустынивания планеты
33 Здоровье человека и безопасность жизни.
Лабораторная работа № 11
«Измерение своего роста и массы тела»
Практическая работа №5 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи».
4 11.05 Формулирует понятие Здорового образа жизни
Запоминает ядовитые растения и животные
Осваивает приемы оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, растяжении связок, ударах молнии, укусах животных
Обосновывает необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья.
34 Контрольная работа №4
Итоговая контрольная за 5 класс 5 18.05 Лист согласования изменений в тематическом планировании
№ п/п Изменение тематического планирования
(дата, содержание изменения, причины) Отметка о согласовании с администрацией
Критерии оценивания
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.
Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса
Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их приме- нить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка лабораторных и практических работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.