Выбор профессии или задача с многими неизвестными
МОУ «Рощинская школа»
Подготовила: педагог-психолог
Кащеева М.В.
Рощино 2016
Выбор профессии,
или задача со многими неизвестными
психолого-педагогический тренинг для учащихся 9 - 11-х классов
ЦЕЛЬ. Формирование общей готовности к профессиональному самоопределению,
активизация проблемы выбора профессии, выявление профессиональных интересов, склонность учеников, расширение представления про мир профессии и их особенности.
ПЛАН РАБОТЫ
1-й этап. Ознакомительно-подготовительный
Создание благоприятной, доверчивой атмосферы для создания группы, призвать к сотрудничеству.
. Тренер зачитывает тему и цель тренинга.
Вступление 1. Задание « Правила работы группы»
ЦЕЛЬ: повторить правила работы группы на тренинге.
Участники тренинга повторяют правила работы группы, которые вначале уже записаны на ватмане. Потом их дополняют или принимают без изменений (как закон).
2. Игра «Знакомство».
Знакомство всех участников тренингу между собой и тренером.
ЦЕЛЬ: раскрыть свою мечту до выбора профессии.
Каждый участник игры должен сказать: «Меня звать..» и «Я мечтаю стать.»; обосновать свой ответ. Игра дает возможность продемонстрировать и проанализировать самые популярные профессии сегодня.
3. Задание. «Мои ожидания» (Берег надежды)
ЦЕЛЬ: выявить ожидания подростков от тренинга и уровень заинтересованности проблемой.
Если на протяжении тренинга не были реализованы все пожелания, то в конце занятия тренер обговаривает это с группой и выясняет, что следует делать с нереализованными ожиданиями: провести дополнительное занятие, консультацию, порекомендовать необходимую литературу.
2- этап. Информационная часть
Предоставить ученикам необходимую информацию о мире профессии и требования к ним, помочь им оценить свои способности и определить свой тип профессии.
1. Мозговой штурм.
ЦЕЛЬ: выяснить мнение подростков о важности профессии в жизни человека.
Участники игры объединяются в две команды. Им раздают ватман и маркеры. Группы получают задания для обсуждения:
а) для первой команды: «Насколько важна профессия в жизни человека?»;
б) для другой команды: «Кто и что влияет на выбор профессии?».
Все варианты записываются на ватмане. После этого выбирают спикера от каждой группы, который представляет проект.
2. Задание «Советчик».
3. Игра - разминка «33».
ЦЕЛЬ: развить у учащихся умение сосредоточить внимание, подготовить их к следующей работе.
Участники игры выстраиваются в шеренгу, и первый ученик начинает счет.
Подростки должны рассчитаться от 1 до 33, называя по одному числу. Те, кому попадаются числа , которые имеет цифру «3» или могут делиться на «3», их не называют, а заменяют аплодисментами. Если кто-то из подростков ошибся, он выбывает из игры. Тогда счет начинается с начала.
4. Игра «Подарок».
ЦЕЛЬ: выяснить характерные особенности некоторых профессий, показать людям этих профессий свою благодарность.
Учащимся раздают листочки разной формы, по которым они должны объединится. На них написаны названия профессий, и некоторые из них выделены. Тренер задает вопросы: «Как вы думаете, что объединяет профессии этих групп?» (Учащиеся высказывают свое мнение.) Потом дают следующее задание: «Представьте себе , что ваш товарищ имеет конкретную профессию. Он пригласил всех к себе на день рождения. Отказаться и не пойти не возможно. Ваше задание - придумать и приготовить подарок вашему товарищу. При этом важно выполнить три условия. Подарок должен:
1) содержать намек на его профессию;
2) быть необычным и веселым;
3) быть доступным вам по цене.
Профессии, которые предлагаются для задания:
1) врач, учитель, официант, юрист;
2) слесарь, токарь, машинист, штукатур;
3) садовник, агроном, геолог, лесничий;
4) бухгалтер, корректор, экономист, инженер;
5) художник, композитор, актер, скульптор.
5.Информационное сообщение.
Выбор профессии - это второе рождение человека. Это решение очень сложное и серьезное, потому - что выбор профессионального пути много в чем определяет нашу судьбу. Отдельно взятая профессия - это целый мир, интересный и необычный. Существует много разных специальностей, поэтому выбор профессии - это задача с множеством неизвестного. Ну как же все - таки выбрать? Е.Климов предложил классификацию профессий. Смысл
ее состоит в том, что независимо от особенностей основного вида работы, все профессии разделяют на пять главных типов.
Профессии первого типа - «человек - человек» - это профессии продавцов, учителей, врачей, преподавателей, журналистов, библиотекарей и т.д.
Профессии второго типа - «человек - природа» - объединяет ботаников, лесников, агрономов, ветеринаров и др.
Профессии третьего типа - «человек - техника» - это слесари, инженеры, мотоциклисты, швеи, водители, токари, монтажники.
Те, которые имеют дело с различными условными знаками, шифрами, кодами, формулами, принадлежат к четвертому типу профессии - «человек - знаковая система» - это корректор, печатник, программист, художник, кассир и др. Дизайнеры, художники, композиторы, скульпторы, живописцы - представители пятого типа профессий - «человек - художественный образ».
6. Тест «Диагностическая методика для определения специальности на основе самооценки».
3- этап. Подведение итогов.
Вывод «Все зависит от тебя»
Когда-то давно в Древнем Китае жил умный, но очень высокомерный мандарин. Каждый день он лишь примерял наряды и разговаривал с подданными про свой ум и вспоминал про давнюю встречу с императором. Так проходили дни за днями, год за годом Но тут прошел по всей стране слух, что недалеко от границы появился мудрец, умнее всех на свете. Дошел этот слух и до нашего мандарина. Очень рассердился он: кто может называть какого-то мудреца наиумнейшим человеком в мире? Но он никому не показал своего недовольства, а пригласил к себе во дворец, задумав обмануть мудреца: «Я возьму в руки мотылька, спрячу его за спиной и спрошу, что у меня в руках - живое или мертвое. И если мудрец скажет, что живое - я раздавлю мотылька, а если мертвое - я отпущу его».
И вот настал день встречи. В шикарном зале собралось много людей, всем хотелось посмотреть на состязание наиумнейших людей в мире.
Мандарин сидел на высоком троне, держал за спиной мотылька и с нетерпением ждал прихода мудреца. Вдруг двери открылись, и в зал вошел маленький худощавый человек. Он подошел к мандарину, поздоровался и сказал, что готов ответить на какой либо вопрос. И тогда, злобно улыбаясь, мандарин сказал: «Скажи-ка мне, что я держу в руках - живое или мертвое?». Мудрец немного подумав, усмехнулся и ответил: «Все в твоих руках!». Обеспокоенный мандарин выпустил мотылька из рук, тот полетел на волю, радостно порхая своими яркими крылышками.
ТЕСТ «КВАДРАТ ИНТЕРЕСОВ»
Инструкция: перед вами бланк, разделенный на квадраты. В каждый квадрат вписано 4 профессии. Нужно оставить в каждом квадрате ту профессию, которая вас больше интересует.
I
II
III
IV
V
VI
1.Продавец
2.Юрист
3.Бармен
4.Автодиспетчер
21.Слесарь
22.Машинист крана
23.Монтажник
24.Штукатур
41.Садовник
42.Зоотехник
43.Лесоруб
44.Работник птицефермы
61.Чертежник
62.Паспортист
63.Секретарь-машинист
64.Архивариус
81.Маляр
82.Гравер
83.Облицовщик-мозаичник
84.Ретушер (фото)
VII
5.Слесарь
6.Автослесарь
7.Формовщик
8.Фрезеровщик
25.Ветврач
26.Животновод
27.Охотник
28.Мелиоратор
45.Аптекарь
46.Радист
47.Сортировщик
48.Библиограф
65.Архитектор
66.Фоторгаф
67.Резчик по камню
68.Художник-декоратор
85.Учитель
86.Медсестра
87.Проводник
88.Спортивный тренер
VIII
9.Геолог
10.Почвовед
11.Цветовод
12.Гидромелиоратор
29.Экономист
30.Оператор ПК
31.Топограф
32.Бухгалтер
49.Актер
50.Облицовщик-плитачник
51.Скульптор
52.Паркетник
69.Официант
70.Воспитатель
71.Инспектор отдела образования
72.Парикмахер
89.Сварщик
90.Слесарь- сборщик
91.Наладчик станков
92.Газорезчик
IX
13.Корректор
14.Программист
15.Штурман авиации
16.Переводчик
33.Художник
34.Шлифовщик
35.Музыкант
36.Художник по тканям
53.Преподаватель техникума
54.Администратор
55.Журналист
56.Экскурсовод
73.Водитель
74.Электомонтер
75.Водитель троллейбуса
76.Оператор станков с программ. упр.
93.Агроном
94.Биолог
95.Виноградарь
96.Оператор машинного доения
X
17.Модельер
18.Макетчик
19.Балетмейстер
20.Композитор
37.Преподаватель ВУЗ
38.Врач
39.Мастер ПТУ
40.Социальный работник
57.Инженер
58.Монтажник
59.Слесарь-инструментальщик
60.Контролер качества
77.Лесничий
78.Пчеловод
79.Ветфельдшер
80.Агротехник
97.Телеграфист
98.Математик
99.Оператор связи
100.Работник типографии
Теперь посмотрите в колонкуI. В ней осталось 5 профессий. Выберите 1, которая вас больше заинтересовала, и поставьте 5 баллов в квадратике, в котором записана эта профессия. Теперь посмотрите на 4 профессии, которые остались. Какая из них вас интересует? Поставьте 4 балла в квадратике.
Аналогичным способом выставите баллы в 3 профессиях, которые остались,- 3, 2 или 1 балл (в зависимости от того на сколько они нравятся вам). Потом сделайте тоже самое в колонках II, III, IV, V.
Проверьте правильность заполнения квадратов во всех 5-ти колонках, проследите, чтобы в каждой из них стояли оценки 5, 4, 3, 2, 1 в любой последовательности, но чтобы не повторялся дважды один и тот же балл, например 4, 4
Проверьте правильность в строках VI, VII, VIII, IX, X, которые размещены горизонтально. Вам снова нужно оценить их, но теперь уже по горизонтали. Оценку ставьте в овальчике, который находится внутри каждого квадрата. Делайте это последовательно, начиная с VI строки.
Сложите баллы в каждом квадрате, подведите итоги работы, рассмотрев таблицу, которая является кодом для расшифровки.
I
II
III
IV
V
VI
Человек
Техника
Природа
Знаковая система
Художественный образ
VII
Техника
Природа
Знаковая система
Художественный образ
Человек
VIII
Природа
Знаковая система
Художественный образ
Человек
Техника
IX
Знаковая система
Художественный образ
Человек
Техника
Природа
X
Художественный образ
Человек
Техника
Природа
Знаковая система
Тип профессии
Человек
Техника
Природа
Знаковая система
Художественный
образ
Количество баллов
Напротив одной из типов профессий у вас будет наибольшее количество баллов. Значит, этот тип профессий интересует вас наиболее.
13PAGE 15
13PAGE 14115
Психолого-педагогический
тренинг для учащихся 9-11 классовВыбор профессии,
или задача с многими
неизвестными15