Урок химии 9 класс Серная кислота. Сульфаты




Урок химии
9 класс
Тема «Серная кислота. Сульфаты»
Разработан учителем химии
ГУ «ОСШ №6 с ГК» г.Актау
Галустян Анжеллой Аркади

2014 г.
Класс: 9
Предмет: химия
Тема: «Серная кислота. Сульфаты»
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы: Использование 7 модулей конструктивистской теории
Методические приёмы, используемые на уроке: составление постера, самостоятельная работа с учебной литературой, беседа, химический эксперимент, самопроверка, взаимопроверка.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: проектор, компьютер, слайдовая презентация.
Оборудование: учебник Нурахметов Н.Н. Химия, 9 класс, ПСХЭ, Электрохимический ряд напряжении металлов. компьютер, проектор, экран, спиртовка, спички, пробирки, пробиркодержатель, лучина, фильтровальная бумага, штатив, растворы серной кислоты, хлорида бария, соляной кислоты, концентрированная серная кислота, индикаторы, металлы.
Цель урока: изучить общие и специфические свойства серной кислоты.
Задачи урока:
образовательные: расширение знаний обучающихся по теме "Неметаллы", усвоение знаний о важнейших соединениях серы: сероводороде, оксидов серы (IV и VI). Учить обучающихся применять полученные знания и умения на практике;
развивающие: развитие логического мышления, творческие навыки, навыки работы с дополнительной литературой, компьютером, навыки ориентации в изобилии информации, экспериментальных исследований.
воспитательные: воспитывать самостоятельность, трудолюбие, творческое отношение к учёбе, экологической культуре, воспитывать уверенность в себе, умения работать в группе, повышение своей самооценки;
Учащиеся должны знать: строение, характеристику, свойства, применение серной кислоты.
Учащиеся должны уметь: Работать в группе, сравнивать, анализировать, синтезировать и делать выводы.
Ход урока.
Время Структурный элемент урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Модуль
2 мин
1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Я хочу начать урок словами Аристотеля: «Познание начинается с удивления»
Приветствуют учителя.
4 мин
3 мин

2.Проверка домашнего задания
3.Актуализация знаний и мотивация на получение новых знаний
Слайд 1,2,
Слацд3
Слайд 4
Ребята, что вам было задано на дом? На какую тему?
При Петре I это вещество привозили в Россию из-за границы. Но уже в 1798 г. Купец Муромцев «выварил» 125 пудов (около двух тонн) нагреванием железного купороса.«Купоросная кислота», «купоросное масло», «серное масло», «купоросный спирт» так называли в XVII-XVIII веке это вещество. Как вы думаете, какое современное название этого вещества?
Какую цель мы поставим к уроку?
Давайте вспомним:
-что такое электролитическая диссоциация, какие вещества называются электролитами?
-дайте определение кислотам с точки зрения электролитической диссоциации: примеры.
-найдите лишнее вещество в каждой строчке, объясните свои действия:
а)Na2CO3, H2S, H2SO4, H3PO4.
б)HCl, H2SO4, HBr, H2S
Создать постер «Воздействие сероводорода и оксидов серы на организм человека»
Защита постеров группами
Серная кислота
Изучить строение и свойства серной кислоты.
Отвечают
Na2CO3, так как это соль
H2SO4, это кислота кислородсодержащая.
Обучение критическому мышлению, Новые подходы в обучении
ИКТ, Обучение критическому мышлению. Обучение талантливых и одаренных детей.
Новые подходы в обучении
7 мин
8 мин
2 мин
3мин
4мин 4.Изучение нового материала

Слайды 5
Слайды 6,7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12,13,14,15
Слайд 17
Слайд 17,18
Слайд 19,20
Слайд 21 с помощью стеклянной палочки смоченной в концентрированной серной кислоте пишем на фильтровальной бумаге формулу H2SO4. Вторая часть опыта демонстрируется на этапе урока по изучению специфических свойств серной кислоты, Посмотрите, перед вами в колбе концентрированная серная кислота. Опишите её физические свойства.
А теперь проверим правы ли вы.
Для того чтобы познакомится с химическими свойствами серной кислоты, нам необходимо какими общими химическими свойствами обладают кислоты.
На интерактивной доске последовательно появляются примеры химических реакций, отражающих свойства растворов кислот, после того как их назвали учащиеся.
Давайте общие свойства кислот проверим на примере серной кислоты. Предлагаю вам по группам провести эксперимент.
А теперь давайте рассмотрим те свойства, которыми обладает только серная кислота. Эти свойства зависят от концентрации кислоты.
Известно во всём мире,
Что концентрированная H2SO4
Опасна, коварна и сильна
Органические соединения обугливает она.
Демонстрация видеофрагмента «обугливание сахара»
Возвращаемся к опыту, проделанному в начале урока. На фильтровальной бумаге появляется надпись Н2SO4. Обсуждаем с учащимися обугливание
Если в кислоту попадает вода
То может случиться большая беда.
Вы не должны забывать, что
Кислоту надо в воду вливать
Пострадает тот, кто сделает наоборот,
Потому что энергия выделяется
Когда к кислоте вода приближается
Как вы думаете, почему?
Наши бабушки, в морозные зимы, между оконных рам ставили открытую склянку с концентрированной серной кислотой.
- Как вы думаете, зачем они это делали? Какое свойство серной кислоты это подтверждает?
Концентрированная серная кислота способна реагировать с металлами, стоящими в ряду напряжений после водорода при нагревании.
продуктом окисления является соль серной кислоты (сульфат)
- продуктом восстановления является SO2 , S, H2S. описывают физические свойства серной кислоты и
проверяют по учебнику и слайду.
Перечисляют химические свойства кислот.
Задание для 1 группы:
Диссоциация и изменение окраски индикатора.
Взаимодействие с металлами (в ряду активности до водорода)
Задание для 2 группы
Взаимодействие с оксидами металлов.
Задание для 3 группы:
Взаимодействие с основаниями как растворимыми, так и нерастворимыми.
Задание для 4 группы.
Взаимодействие серной кислоты с солями.
Представитель каждой группы представляет результат эксперимента.
Записывают уравнение в тетрадь
Записывают уравнение в тетрадь
Чтобы избежать разбрызгивания разогретого поверхностного слоя раствора, надо вливать серную кислоту (как более тяжёлую) в воду небольшими порциями.
Концентрированная серная кислота способна забирать воду не только из органических веществ. По этой причине, если её поставить зимой между оконных рам, то на стеклах не образуется морозный узор.
Учет возрастных особенностей.
Новые подходы в обучении. Обучение талантливых и одаренных детей. Обучение критическому мышлению. ИКТ.
Оценивание для обучения.
Новые подходы в обуч.
Управление и лидерство в обучении. Обучение талантливых и одаренных детей. Обучение критическому мышлению. Оценивание для обучения.
ИКТ
Новые подходы в обуч.
Управление и лидерство в обучении. Обучение талантливых и одаренных детей. Обучение критическому мышлению.
6 мин 5.Закрепление
Самостоятельная работа
Слайд 22
Задания записаны на интерактивной доске.
Выполняют самостоятельную работу
Затем проверяют правильность решения по слайду на интерактивной доске.
Учащиеся по вариантам выполняют тест, который находится на столе.
Затем выполняют взаимопроверку, ответы и критерии находятся на слайде.
Обучение талантливых и одаренных детей. Обучение критическому мышлению. Оценивание для обучения
5 мин 6.Подведение итогов урока Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока? Комментирование самооценивания. Оценивание для обучения
1 мин 7.Домашнее задание
Слайд 23
параграф 16 ,(1-6) с.78
Расставить коэффициенты в уравнении методом электронного баланса
Ca + H2SO4 CaSO4 + H2S + H2O.Повторить § 10-11
Записывают домашнее задание Список использованной литературы
Нурахметов Н.Н. Химия. 9 класс. – Алматы «Мектеп»2013. С 74-78
Занимательные задачи по химии / Под ред. Н.Е.Дерябиной. – М.: ИПО “У Никитских ворот”, 2010.
Хомченко И.Г. Общая химия: Учебник. – М.: РИА “Новая волна”: Издатель Умеренков, 2010.
http://ru. Фестиваль педагогических идей
http://ru.wikipedia.org/wikiинтернет ресурсы.