Урок по физике для 7 класса по теме «Три состояния вещества»



Среди всех наук для меня большую прелесть всегда представляла Физика!


Конспект урока


учитель: Перекатова Людмила Александровна

Предмет: физика

Класс: 7

Тема урока: «Три состояния вещества»

Цели урока:

Обучающие: Рассмотреть три состояния вещества, объяснить с точки зрения молекулярной теории характерные особенности внутреннего строения вещества в газообразном жидком и твёрдом состоянии, выяснить свойства жидких, твёрдых и газообразных тел; рассказать о механических свойствах твердых тел, жидкостей и газов на основе представлений о молекулярном строении вещества, систематизировать знания по предмету, учить сравнивать, анализировать и излагать свои мысли.

Развивающие: Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами, их вызвавшими, выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность.

Воспитывающие: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету «Физика», воспитывать бережное отношение к физическим приборам, расширять кругозор.

Тип урока: изучение нового материала



Форма урока: Урок-беседа с элементами поиска.

Приёмы и методы: Сообщение учителя, беседа, проблемно-поисковая работа, словесный, наглядный, практический методы, демонстрация опытов.

Оборудование: Тарелка с кубиками льда, два термометра, стакан с водой, две мензурки, сосуды разной формы, горячая вода в термосе, блюдце, шарик, нитки, теннисный мяч, пластилин, дифференцированные индивидуальные карточки , мультимедиа проектор,
тесты.

Предполагаемый результат: обучающиеся должны чётко знать, что такое три состояния вещества, уметь решать качественные задачи на применение изученных физических законов, осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников. Учащиеся должны уметь систематизировать изученный материал, оценивать значимость полученных данных.


Программное и учебное обеспечение:
Power Point, Презентация к уроку «Три состояния вещества»
“Физика7-11” (@ФИЗИКОН2003)-учебное электронное издание.
Учебник: А. В. Перышкин. Физика 7 класс.


















Этапы работы
Содержание работы

1
Организационный момент
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
Подготовить к мыслительной деятельности и продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
Стимулирование деятельности учащихся, обеспечение их общей готовности. Обеспечение своевременного и организованного начала урока. Проверить полную готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. Создать условия для положительного настроя обучающихся, подготовить обучающихся к продуктивной работе на уроке.
Задачи:
-создать положительный, эмоциональный, психологический настрой на учебную деятельность;
-напомнить о важности аккуратной работы в тетради. Методы: объяснительно-иллюстративный, формирования интереса.
Здравствуйте, ребята. Вы мои первые помощники, и я очень надеюсь на вашу помощь и поддержку. Сегодня у нас необычный урок: мы – экспериментаторы, т. к. физика - наука экспериментальная. Мы с вами будем приобретать новые знания при самостоятельном выполнении эксперимента. Мы будем сегодня учиться выполнять исследование и его анализировать.
Результат: обучающиеся готовы к продуктивной работе на уроке.

2
Опрос учащихся по заданному материалу.
1.Цели, которые учитель ставит перед учениками.
Выявление и анализ имеющихся у учащихся знаний, подготовка к восприятию нового материала, проверить уровень и качество усвоенных ранее знаний.
Форма работы учащихся: устная, фронтальная, тестирование, экспериментальная.
2.Цель, которую учитель хочет достичь
Проверить степень освоения учебного материала о строении вещества. Оптимальное сочетание контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. Побудить обучающихся к активности при изучении нового материала.
Задачи: активизировать ранее изученный материал, необходимый для изучения и понимания нового; провести корректировку допущенных ошибок.
Методы: объяснительно-иллюстративный, формирования интереса, стимулирования и мотивации, практический.
Каждый исследователь должен обладать особыми знаниями, чтобы проводить эксперименты. Давайте проверим, обладаем ли мы знаниями о строении вещества, прежде чем проводить исследование. Проверим степень усвоения учебного материала. Проверка будет проходить в трёх направлениях: тестирование, экспериментальная работа и фронтальный опрос. По тестам будет работать первый ряд (4 человека). Я вам раздаю тесты, которые включают в себя 6 вопросов и даны к ним ответы. Вы должны к каждому вопросу найти правильный ответ и эти ответы зафиксировать на листе ручкой, где нужно указать фамилию, число. Вам на эту работу 5 мин. Двое учеников проводят экспериментальную работу. Первый ученик определяет объем тела, я ему даю брусок, линейку, карандаш, лист бумаги; второй ученик определяет диаметр одного витка проволоки, он получает кусок проволоки, карандаш ,линейку и лист бумаги. Вам на работу(7 мин). С остальными ребятами провожу фронтальный опрос. Мы повторим те вопросы, которые нужны при изучении новой темы (2 и3 ряд).
Вопросы для проверки усвоения материала (фронтальный опрос):
Что называют молекулами?
Отличаются ли между собой молекулы одного и того же вещества?
Как называются частицы, из которых состоят молекулы?
Какое явление называют диффузией?
Как связаны между собой скорость движения молекул тела и его температура?
Проверяем тесты. Приложение №1
Демонстрация первого и второго опыта. Ученики показывают свой эксперимент и объясняют его.
Результат: выяснена степень усвоения обучающимися предыдущего материала; обучающиеся готовы к восприятию нового материала. Корректировка: учитель помогает обучающимся в случае затруднения.
Выводы(делает учитель)
Проверка степени усвоения учебного материала показала, что ученики знают основные понятия, определения, явления физики. И я думаю, что мы можем перейти к изучению нового материала.  Я предлагаю, вам просмотреть несколько картинок и выяснить о чём, идёт речь? См слайд 2,3,4,5 презентации (Создаётся проблемная ситуация). На экране демонстрируются картинки Вода, но без названия. Как вы считаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке? Сегодня речь пойдёт о том, что вода может находиться в трёх состояниях. Верно.

3
А)











Б)
Изучение нового материала.

Актуализация опорных знаний.
1.Цель, которая должна быть достигнута учащимися.
Ознакомление учащихся с новым материалом, сообщение новых знаний, расширение и углубление имеющихся знаний.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
2.Цель, которую хочет достичь учитель.
Рассмотреть три состояния вещества, выяснить свойства жидких, твёрдых и газообразных тел и в чем различие их в молекулярном строении вещества, формировать новые знания. Организовать деятельность обучающихся по изучению свойств жидкостей, газов и твёрдых тел, активные действия учащихся с объёмом изучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Методы: словесные, беседа, демонстрационные (показ опытов), иллюстративные (использование рисунков, фотографий).
Давайте откроем тетради и запишем тему урока: “Три состояния вещества” (См. слайд 1 презентации). В зависимости от условий, одно и то же вещество может находиться в различных состояниях: в твердом, жидком и газообразном. Примером этого служит вода, лёд, пар. (См. слайд 6 презентации)Эти состояния в физике называют агрегатными. Большинство окружающих нас тел – это твердые вещества: дома, машины, инструменты и т.д. Ребята, могут ли твердые тела сохранять свою форму и объем? Перед вами гиря, попробуем её сжать или растянуть, согнуть гвоздь, не так просто. Нужно приложить большое усилие. В обычных условиях трудно сжать или растянуть твердое тело, т е, твердое тело сохраняет форму. А сохраняет ли твердое тело объем? Возьмем мензурку, нальем воды 80 мл и опустим в неё пластилиновый шарик на нити, объем стал 82 мл. Найдем объем тела, 82 мл – 80 мл = 2 мл. Теперь изменим форму тела – прямоугольник, найдем его объем. (2 мл) Ребята, скажите, изменился объем тела? Нет. В твердых телах молекулы расположены в определенном порядке и если соединить центры молекул между собой, то можно получить пространственную кристаллическую решетку, молекулы или атомы твердых тел, колеблются около положения равновесия, поэтому твердое тело сохраняет и форму и объем. Чтобы придать твердым телам нужную форму и объем, на заводах их обрабатывают на шлифовальных и токарных станках. (См. слайд 7, 8 презентации).
В отличие от твердых тел, жидкости легко меняют свою форму. Они принимают форму сосуда, в котором находится жидкость. Например, молоко наполняющее бутылку, имеет форму бутылки, налитое в стакан, принимает форму стакана. Изменяя форму, жидкости сохраняют объем. Молекулы жидкости расположены близко друг к другу, расстояние между молекулами меньше размеров молекул, поэтому притяжение становится значительным, они могут скачками менять свое положение. Жидкости текучи. На свойстве жидкости легко изменять свою форму, основано изготовление предметов из расплавленного стекла. См. слайд 9, 10 презентации.

Газы, в отличие от жидкости легко меняют форму и объем. Когда мы сжимаем теннисный мяч, резиновый мяч, тем самым мы меняем форму и объем. В газах расстояние между молекулами во много раз больше размеров самих молекул, они слабо притягиваются друг к другу, поэтому не имеют собственной формы и постоянного объема. См. лайд 11, 12 презентации. Ребята, мы рассмотрели примеры, какой вывод можно сделать? (Твердые тела сохраняют объем и форму, жидкости сохраняют объем, но не сохраняют формы, газы не сохраняют ни формы ни объема)

В)
Открытие новых знаний.
Цель, которую хочет достичь учитель: обсудить проект решения учебной задачи.
Ставится учебная задача, создается ситуация, в которой у учащихся возникает познавательная потребность.
Форма работы: фронтальная беседа, сопровождаемая демонстрациями.
Методы:
По характеру познавательной деятельности – объяснительно-иллюстративный.
По способу передачи информации – вербальные (беседа, работа с книгой), наглядные (демонстрация опытов ИКТ, рисунки, практические (решения задач). Организовать работу обучающихся по заполнению таблицы.
Сегодня мы должны выяснить, какими свойствами обладают тела, в зависимости от состояния и возможен ли переход вещества из одного агрегатного состояния в другое, проведем исследование по группам. Физика - наука экспериментальная и мы сегодня с вами исследователи-экспериментаторы. Разделимся на группы. У нас работает три группы исследователей- экспериментаторов. Любой экспериментатор должен обладать умениями и навыками по выполнению эксперимента. Любой эксперимент включает в себя: осознание цели эксперимента, подбор необходимого оборудования, сборку установки, анализ увиденного или полученных данных. Но мы с вами только начинаем учиться планировать и выполнять эксперимент, я думаю, эти умения у вас сформируются на протяжении всего времени обучения физике. Я вам сегодня помогу - формулирую цель каждого эксперимента, предлагаю ряд вопросов каждой группе, но чтобы на них ответить, вы должны провести экспериментальные исследования. Перед каждой группой свои задачи. (Задания для исследований, напечатанные на отдельных листах, раздаю группам учащихся. Работа выполняется самостоятельно. В тетрадях делают записи.) По окончании работы каждая группа предлагает ответы к вопросам, чтобы правильно ответить на вопросы, необходимо провести эксперимент. Каждая группа делает выводы - добились ли они цели своего эксперимента. Затем мы составим таблицу, которая и объединит все ваши выводы.
Исследовательская работа
1 группа: Исследует свойства твердого тела.  2 группа: Исследует свойства жидкостей.  3 группа: Исследует свойства газов.
Рабочий материал на столах. Исследуем три состояния вещества на примере воды. Но прежде, чем приступить к исследовательской работе, мы должны соблюдать правила по технике безопасности. Послушайте меня внимательно. У вас на столе термометры, стакан с холодной и горячей водой, тарелка с кубиками льда, мензурки, два сосуда разной формы. Иногда может случиться так, что мензурка может упасть, вы можете поранить руку, разольёте воду, тетрадь будет мокрой, поэтому будьте пожалуйста аккуратны и дисциплинированны.
1 группа - на столе тарелка с кубиками льда, линейка измерительная, термометр.
Задание: “Исследование механических свойств твердого тела” Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:
Сохраняется ли форма твердого тела при неизменной температуре?
Сохраняется ли объем твердого тела при неизменной температуре?
Возможен ли переход твердого тела в другое агрегатное состояние? (жидкое, газообразное) Каким образом это можно осуществить?
Как можно объяснить механические свойства твердых тел с точки зрения молекулярного строения? (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между молекулами)
2 группа - на столе стакан с водой, мензурка, два сосуда разной формы, термометр.
Задание: “Исследование механических свойств жидкостей” Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:
Сохраняется ли форма жидкого тела при неизменной температуре?
Сохраняется ли объем жидкого тела при неизменной температуре?
Возможен ли переход жидкого тела в другое агрегатное состояние? (твердое, газообразное) Каким образом это можно осуществить?
Как можно объяснить механические свойства жидкостей с точки зрения молекулярного строения? (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между молекулами)
3 группа - при ребятах наливаю в стакан воду 60 о С из термоса, вместе наблюдаем за водяным паром, измеряем температуру воды, затем накрываю стакан блюдцем, чтобы затем пронаблюдать конденсацию. Температуру окружающего воздуха ребята измеряют самостоятельно.
Задание: “Исследование механических свойств газов”
Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:
Сохраняется ли форма газообразного тела при неизменной температуре?
Сохраняется ли объем газообразного тела при неизменной температуре?
Возможен ли переход газообразного тела в другое агрегатное состояние? (жидкое) Каким образом это можно осуществить?
Как можно объяснить механические свойства газов с точки зрения молекулярного строения? (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между молекулами)
10 минут отводится на исследовательскую работу, затем обсуждение и составление общей таблицы.
Подведение итогов исследования
Слово предоставляется первой группе, как они ответили на свои вопросы. Слово предоставляется 2 группе, а затем третьей группам.
Ответы строятся учащимися в том же плане, что и у первой группы.
Ребята самостоятельно приходят к выводам о характере расположения и движения молекул в жидком (слайд 9, 10) и газообразном состояниях (слайд 11, 12). И так, ребята, мы провели с вами эксперименты и исследовали свойства жидких, твердых, газообразных тел. И давайте теперь заполним эту таблицу. Слайд 13. Давайте проверим. См. слайд 14. Ребята, цель ваших экспериментов достигнута? (Да) С работой вы справились, молодцы.
Физминутка. Звучит музыка и учитель вместе с учениками выполняет упражнения.

4
Закрепление учебного материала.
1.Цель, которая должна быть достигнута учащимися.
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
2. Цель, которую хочет достичь учитель.
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и изменённой ситуации, работа с дополнительным материалом для понимания общего смысла и извлечения специальной информации; провести корректировку допущенных ошибок.
Методы:
Тестирование, словесные (беседа), решение качественных задач, иллюстративный, репродуктивный,
использование рисунков, фотографий, ИКТ, практические (решение задач)
Ребята, обратите внимание на интересные факты: слайды 15 и 16. Работа с тестами за компьютером. Предлагается ответить на 4 вопроса. Работает весь класс. Молодцы! Приведем примеры процессов, при которых происходят превращения веществ из одного состояния в другое.
Давайте рассмотрим примеры процессов, при которых происходят превращения веществ из одного состояния в другое слайд 17, 18, 19, 20.
Ребята, а как вы думаете, физика связана с другими предметами, существует ли межпредметная связь? С какими предметами? (алгебра, геометрия, химия биология, география, литература). Послушайте стихотворение о физике. Его рассказывает ученица.
Может, нет в нас Эдисонов, Не дотянем до Ньютонов, И совсем был не таков Папа радио - Попов. Пусть паскали, ватты, герцы Нам вошли и в плоть, и в кровь, Но зато навечно в сердце Будет к физике любовь.
Тот, кто физики не знает, Очень многое теряет. Все природные явленья Объяснит без промедленья.
Итог Слайд 21, 22, 23,24презентации

5
Рефлексия.
Цель которая должна быть достигнута учащимися: осознать свою учебную деятельность, самооценка результата деятельности своей и класса.
Цель которую хочет достичь учитель:
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения и мотивации, способов деятельности, обобщение усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценки, оценить результаты своей деятельности и урока. Определить степень заинтересованности обучающимися предметным материалом.
Задачи: проанализировать урок, опросив обучающихся.
Методы: информационно- обобщающие.
На данном этапе я выбираю устную фронтальную работу (решение качественных задач), которая позволяет учить школьников рассуждать, находить ошибки в рассуждениях товарищей, исправлять их, воспитывать в детях чувство коллективизма, формировать познавательные интересы, активизировать деятельность учащихся. Предлагаемые задания дифференцированы по сложности, что позволяет принимать участие в работе класса всех учащихся. А теперь посмотрим мою сказку о том, как молекула Моля искала свой дом. См. слайд 24-40 презентации).

Подводим итог урока.
Итак, ребята, вам понравился наш урок? А наша совместная с вами работа? Скажите что мы узнали нового на этом уроке? Какие трудности вы испытали на уроке? Как вы их собираетесь преодолевать? Что больше понравилось в работе на уроке и почему? Результат: обучающиеся осмыслили свою деятельность на уроке и полученную информацию.


6
Домашнее задание.
Цель .которая должна быть достигнута учащимися .Самоконтроль и оценка своей деятельности, проверка усвоения изученного, тренировка в применении знаний и умений. Проверка соответствующих записей. Проявить волевые усилия при выполнении домашнего задания.
Цель, которую хочет достичь учитель.
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития, создать условия для формирования умений выполнить домашнее задание, мотивировать необходимость и обязательность выполнения домашнего задания.
Методы обучения, использованные на уроке:
По характеру познавательной деятельности – объяснительно-иллюстративный.
По способу передачи информации – вербальные (беседа, работа с книгой), ИКТ, рисунки, практические (решения задач)
По средствам обучения – словесные (беседа).
Задачи: объяснить алгоритм выполнения домашнего задания.
§ 11, вопросы 1-4 устно, карточка, сочинить сказку (по желанию) Домашнее задание дифференцированное. Приложение №2 Уровень А. Карточка с синем кружком (обязательно справлюсь), уровень В. Карточка с жёлтым кружком (справлюсь) и уровень С карточка с красным кружком (попробую справиться).
Работа с учебником: Открыть учебник, просмотреть текст параграфа, задать вопросы, если они возникнут.
Сочините сказку о путешествии молекул любой жидкости, которой пришлось вместе с другими молекулами участвовать в различных агрегатных превращениях жидкости в природе. Самые интересные сказки будут зачитаны на уроке. Их авторы получат оценки «5» и будут удостоены звания «Искусного сказителя».
Молодцы, ребята! Оценки за урок.

Результат: обучающиеся осознали правило выполнения домашнего задания.

Корректировка: в случае затруднения, провести индивидуальную консультацию.



15