Статья Проект «Школьная конференция»


Проект
«Школьная конференция»
Выполнили:
Доброумова О.В., учитель математики ГБОУ СОШ №77,
зам. по внеурочной деятельности
Воронина Е.К., учитель английского языка ГБОУ СОШ №77
2016
Пояснительная записка
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить цели, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, проанализировать, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
Цели и задачи Конференции
Цели:
Развитие познавательного интереса школьников в различных областях знаний в рамках школьных программ и за их пределами;
Формирование творческой личности, обладающей навыками самостоятельной научно-исследовательской работы;
Расширение возможностей самовыражения учителя;
Создание условий для сотрудничества семьи и школы.
Задачи:
Пропаганда и изучение отечественной науки, поиск и поддержка талантливых школьников, проявляющих интерес к научно- исследовательской деятельности;
Формирование в общественном сознании понимания исследования как эффективного средства освоения и преобразования действительности, активизации позиции учащихся в образовательном процессе;
Вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность, приобщение к решению задач, имеющих практическое значение для развития науки, культуры;
Формирование сообщества детей и взрослых, занимающихся исследовательской деятельностью;
Профессиональная ориентация учащихся;
Совершенствование методической базы и инфраструктуры учебно-исследовательской работы с учащимися.
Организаторы Конференции
Общее руководство подготовкой и проведением конференции осуществляет избираемый на Педагогическом Совете школы оргкомитет, который обеспечивает:
Организацию подготовки учащимися исследовательских работ;
Информированность всех участников образовательного процесса о ходе подготовки к конференции;
Участников конференции методическими материалами;
Четкое проведение конференции на всех ее этапах;
Формирует жюри;
Проводит конференцию, подводит итоги и награждение участников
Участниками Конференции являются ученики 2-8 классов.
Конференция проводится один раз в год в 3 декаде февраля.

Рекомендованы следующие виды представляемых работ:
реферативные работы
реферативные работы с элементами исследования
учебно-исследовательские работы
Технология проведения Конференции
Работа Конференции предусматривает публичные выступления участников по результатам собственной научной деятельности на предметных секциях по следующим направлениям:
Гуманитарное: литература, русский и иностранные языки, история, искусство, архитектура, краеведение, психология, социология;
Естественнонаучное и математическое: экология, химия, математика, физика, биология, астрономия, география, здоровый и безопасный образ жизни;
Информатика и вычислительная техника, информационно-коммуникативные технологии.
Оргкомитетом Конференции могут быть объявлены дополнительные направления в соответствии с темой года.
Время выступления 5-7 минут. Докладчик должен продемонстрировать: свободное владение материалом; умение отвечать на вопросы и вести дискуссию; цитировать; делать выводы.
В сообщении докладчика должны быть освещены следующие вопросы:
название работы, авторский коллектив;
причины, побудившие автора заняться данной проблемой;
краткая характеристика вопроса, методика исследования;
основные результаты и выводы;
практическое значение работы.
Подведение итогов Конференции
Руководитель и председатель жюри секции представляют результаты на расширенном заседании оргкомитета, в который входят все члены оргкомитета и администрация школы.
По результатам работы каждой секции определяются:
Дипломанты I, II, III степени;
Дипломанты в различных номинациях («Дебют»; «Проект», и др.)
Все участники Конференции награждаются Грамотами Участника, ценными подарками.
Главный приз конференции
Для учащихся начальной школы – «Приз мудрой совы»
Для учащихся 5-8 классов – Приз им. С.К. Крикалёва
Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению на уроках по всем предметам, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения.
Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;
Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.
Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.
Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?
Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.
Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Задачи проектной деятельности в школе:
Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Этапы работы над проектом
Этапы
работы
Содержание работы Деятельность
учащихся
Деятельность
учителя
Проблематизация Определение темы и целей проекта, его исходного положения.
Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию
Знакомит с методом, мотивирует учащихся. Помогает определить тему, цели  проекта, устанавливает сроки.
Планирование а) Определение источников необходимой информации.
б) Определение способов сбора и анализа информации.
в) Определение способа представления результатов (формы проекта)
г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.
д) Распределение задач(обязанностей) между членами рабочей группы
Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности. Предлагает идеи, высказывает предположения, наблюдает за работой учащихся.
Реализация 1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)
2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3.Выбор оптимального варианта реализации проекта.
4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта
Поэтапно выполняют задачи проекта Наблюдает, советует, руководит деятельностью учащихся
Презентация проекта Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов )
Представляют проект, устное выступление с презентацией своей работы Слушает, задает целесообразные вопросы в роли участника жюри. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает