Программа по культуре речи и деловому общению
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«Колледж связи № 54»
имени П.М.ВострухинаРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОГСЭ. 05. Культура речи и деловое общение
Специальность
11.02.08 Средства связи с подвижными объектами
2016
ОДОБРЕНА
Цикловой методической
комиссией преподавателей
дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла
Протокол № ____
от «___» ____________201__г.
Председатель цикловой
методической комиссии
_______ / О.А. Давыденко/
Подпись Ф.И.О
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по ООП
____________________Бозрова И.Г.
«____»___________2016г
Разработчик: Лечкина Елена Федоровна, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ КС № 54
Рецензенты:
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины 6
3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины 11
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 12
1.паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 05 Культура речи и деловое общение
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) и предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности 11.02.08 Средства связи с подвижными объектами
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Культура речи и деловое общение» введена за счет часов вариативной части и входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл программы подготовки специалистов среднего звена.
Изучение данной дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышения квалификации.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать речевой этикет в профессиональных ситуациях;
- применять способы трансформации несловесного материала (схемы, графики, таблицы и др.) в словесный;
- использовать нормы общения и передачи профессиональной информации с помощью компетенций: языковой, коммуникативной (речевой) и общекультурной;
- создавать тексты в устной и письменной форме;
- различать элементы нормативной и ненормативной речи;
- владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности, пользоваться орфоэпическими словарями;
- владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова; уметь пользоваться толковыми, фразеологическими словарями, находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов;
- пользоваться нормами словообразования, использовать словообразовательные средства в изобразительно – выразительных целях;
- употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой; выявлять грамматические ошибки в чужом и своем тексте;
- пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания;
-различать предложения простые и сложные, прямую речь и слова автора, редактировать собственные тексты и тексты других авторов;
- различать тексты по их принадлежности стилям; анализировать речь с нормативности; создавать тексты учебно-научного и официально – делового стилей и жанров;
-учитывать основные принципы, нормы, стандарты и требования этики деловых отношений при принятии организационно-управленческих решений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-различие между языком и речью, функции языка, признаки литературного языка и типы речевой нормы, основные компоненты культуры речи;
- особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;
- лексические и фразеологические единицы языка;
- способы словообразования;
- самостоятельные и служебные части речи;
- синтаксический строй предложений;
- правила правописания, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания;
- функциональные стили литературного языка. Иметь представление о социально – стилистическом расслоении современного русского языка;
- основные принципы, нормы, стандарты и требования этики деловых отношений при принятии организационно-управленческих решений
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 84часа, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 56 часов;
- самостоятельные работы обучающегося - 28 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 84
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 56
в том числе: практические занятия контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) 28
в том числе: -работа с учебным материалом 2
-работа со словарями и справочниками 6
-составление таблиц для систематизации учебного материала 2
-работа с текстами 2
- подготовка презентаций 6
- написание эссе 2
-оформление деловой документации 4
-тренинги и упражнения 4
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «КуЛЬТУРА РЕЧИ И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ»
Наименование разделов и темСодержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихсяОбъем
часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение Содержание учебного материала
Цели и задачи предмета. Общее ознакомление с разделами программы. 2 1
Раздел 1. Язык и речь 8 Тема 1.1.
Понятие о
литературном языке.
Содержание учебного материала 8 (4+4ср) 2
1. Понятие о литературном языке и языковая норма. Словари русского языка. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. 2 2. Культура речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств). 2 Самостоятельная работа обучающегося 4 Написание эссе о русском языке на основании 3-4 высказываний русских писателей.
Работа со словарями. Раздел 2 Нормы современного литературного языка 24 Тема 2.1.
Орфоэпические нормы Содержание учебного материала 2 2
2
Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение. Орфоэпические нормы: произносительные нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов. 2 Тема 2.2.
Лексические нормы Содержание учебного материала
4 1
2 Правильность и точность словоупотребления. Многозначность и омонимия, плеоназм и тавтология, паронимы, синонимы, антонимы, заимствования, устаревшие слова и неологизмы.
Образное богатство языка. Лексическая и фразеологическая нормы Тема 2.3 Морфологические нормы
Содержание учебного материала 4 2
1. Морфологические нормы имён существительных, прилагательных, числительных. Основные морфологические ошибки.
2 2. Стилистический анализ морфологических категорий
Стилистика частей речи. 2 Тема 2.4.
Синтаксические нормы
Содержание учебного материала 6
(4+2ср) 2
1.
2. Синтаксические нормы .Порядок слов в предложении, согласование сказуемого с подлежащим, определения с определяемым словом. Трудные случаи именного и глагольного управления – управление при однородных членах предложения. 2 Употребление обособленных конструкций, придаточных предложений. 2 Самостоятельная работа обучающегося.
3.Привести примеры синтаксической синонимии на уровне простого и сложного предложений.
2 Тема 2.5.
Стилистические нормы
Содержание учебного материала 8
(2+6ср) 2
Функциональные стили литературного языка, сфера их использования.
Языковые признаки, особенности построения текстов разных стилей. 2
6 Самостоятельная работа обучающегося.
4.Написать учебно-научную работу на тему: «Роль старомосковского произношения в формировании норм современного русского литературного языка»
5. Составить тексты о своей специальности, употребив в них профессиональную и терминологическую лексику.
Раздел 3. Основы этики межличностного общения 6 Тема3.1.
Этикет как отражение морали общества Содержание учебного материала (4+2с.р.) 1. Происхождение и сущность этикета. Виды этикета. 2 2
2. Значение культуры общения для профессионального становления личности. 2 Самостоятельная работа обучающегося 6.Подобрать пословицы, поговорки, афоризмы, раскрывающие принципы морали. 2 Раздел 4. Психологические закономерности общения 8 Тема 4.1.
Общение как вид деятельности. Содержание учебного материала (6+2ср.) 2
1. Общение как вид деятельности. Общение и потребности человека. 2 2. Структура и средства общения. Невербальные и вербальные средства общения. 2 3. Психологические особенности общения. Темперамент. 2 Самостоятельная работа обучающегося2
7.По воспоминаниям современников определить темпераменты А.С. Пушкина , С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.П. Чехова. Раздел5.Коммуникативный потенциал личности. 8 Тема5.1.
Коммуникационный
процесс
Содержание учебного материала (4+4с.р.) 2
1. Коммуникационный процесс. Основные функции коммуникации.
Развитие коммуникативного потенциала.
2 2. Значение самооценки для развития коммуникативного потенциала.
Основы трансактного анализа. 2 Самостоятельная работа обучающегося4 8.Составить оценочную шкалу («зебру» А)
9. Написание эссе на тему « Уважение к людям есть уважение к себе» (Джон Голсуорси).
Раздел 6.Технологии делового общения 14 Тема 6.1.
Имидж делового человека
Содержание учебного материала (10+4с.р.) 1. Имидж делового человека. 2 2
2. Роль устной речи в профессиональной деятельности. Логика устной речи. 2 3. Деловая беседа, деловые переговоры, деловые совещания. 2 4. Правила ведения телефонных переговоров. 2 5. Преодоление конфликтов. Способы управления конфликтами. 2 Самостоятельная работа обучающегося 4
10.Подготовить презентацию « Секреты продуктивного общения»
11.Оценить поведение участников телевизионной передачи «Теледебаты», «Пусть говорят».
Раздел 7. Культура делового письма.12 12 Тема 7.1
Правила оформления деловой документации
Содержание учебного материала (8+4с.р.) 2
1. Правила оформления деловой документации
2 2. Резюме. Основные требования к резюме. Структура резюме. 2 3. Деловая корреспонденция. Типы делового письма. Структура делового письма. 2 4. Правила телекоммуникаций. Требования к электронному письму. 2 Самостоятельная работа обучающегося12.Составить резюме для представления работодателю.
13.Оформить деловое письмо-предложение 4 Дифференцированный зачет 2 Максимальная учебная нагрузка
Обязательная аудиторная нагрузка
Внеаудиторная самостоятельная работа 84
56
28 3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины осуществляется в учебном кабинете русского языка.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места на 25обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- колонки;
Наглядные пособия:
- комплект портретов русских ученых-русистов;
- словари: орфографический, толковый, синонимов, антонимов;
- комплект плакатов по русскому языку: Морфология, Синтаксис;
- таблицы: Русское правописание.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Учебник «Русский язык и культура речи». – Издательский центр «Академия». - М., 2013. - 319с.
И.И.Зарецкая. Учебное пособие «Основы этики и психологии делового общения».- Издательский центр «Оникс». М.,2011.-224с.
3.Л.Д .Столяренко, С.И. Самыгин. Учебник «Психология общения»- Ростов-на-Дону., 2016.-317с.
4.Введенская, Л.А. Русский язык. Культура речи. Деловое общение: учебник / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – М.: КНОРУС, 2014. – 424 с.
Дополнительные источники:
Веденская Л.А. Русский язык и культура речи.- Ростов-на-Дону., 2008.-380с.
Греков В. Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М., 2011.-254с.
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. - М., 2001.-160с.
Потиха З. А. Школьный словарь. Строение слов русского языка. - М., 2001.- 441с.
Руденко А.К.. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому. - М., 2002.-220с.
Самыгин, С.И. Деловое общение: учебное пособие для студентов вузов / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2013. – 437 с.
Кривокора, Е.И. Деловые коммуникации: учеб. пособие / Е.И. Кривокора. – М.:ИНФРА-М, 2013. – 190 с.
Основы русской деловой речи: для студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс]: учебное пособие / под ред. В.В. Химик. - СПб : Златоуст, 2012. - 448 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239412
Интернет- ресурсы:
http://www.slovopedia.com – толковые словари
http://www.gramota.ru/slovari - словари русского языка
http://www.orfo.ru/Tutorial/Html/Tutorial.htm - справочник по русскому языку
http://www.alleng.ru/edu/ruslang5.htm - электронные учебники по русскому языку и культуре речи
http://www.for-stydents.ru/biblioteka/russkiy-yazyk-i-kultura-rechi/uchebniki.html - электронные учебники по русскому языку и культуре речи
http://window.edu.ru – Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
http://www.gramma.ru – культура письменной речи
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимся индивидуальных заданий, самостоятельных работ аудиторного и внеаудиторного характера.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Основные показатели результатов подготовки.
Умение использовать речевой этикет в профессиональных ситуациях систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка.
устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи
Умение применять способы трансформации несловесного материала (схемы, графика, таблицы и др.) в словесныйстроить схемы, таблицы, алгоритмы, кластеры,
составлять буклеты
Умение использовать нормы общения и передачи профессиональной информации с помощью компетенций: языковой, коммуникативной (речевой) и общекультурной понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес - демонстрация интересов будущей профессии,
организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество,
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
Умение создавать тексты в устной и письменной форме - понимать читаемый текст,
- определять тему и основную мысль текста,
- формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,
- аргументировать свою точку зрения,
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи
Умение различать элементы нормативной и ненормативной речи пользоваться словарями русского языка,
анализировать речевые структуры на примере литературных текстов и письменных речевых высказываний обучающихся,
преобразовывать монологическую речь в диалогическую и наоборот.
Умение владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности, пользоваться орфоэпическими словарями пользоваться орфоэпическими словарями,
отбирать материал для личного словаря «Пишу и говорю правильно».
Умение владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова; -употреблять основные выразительные средства русского литературного языка,
пользоваться толковыми, фразеологическими и этимологическими словарями.
Умение пользовать толковыми фразеологическими словарями, находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов -употреблять основные выразительные средства русского литературного языка,
пользоваться толковыми, фразеологическими и этимологическими словарями,
проводить стилистический анализ текста.
Умение пользоваться нормами словообразования, использовать словообразовательные средства в изобразительно - выразительных целях проводить словообразовательный анализ общеупотребительной и профессиональной лексики,
различать тексты по их принадлежности стилям
Умение употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой; выявлять грамматические ошибки в чужом и своем тексте выявлять ошибки на употребление форм слова в своих письменных работах и работах обучающихся,
-использовать грамматические синонимы.
Умение пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания проводить орфографический и пунктуационный разбор.
-группировать трудные для написания слова и словосочетания по орфографическому признаку,
-объяснять знаки препинания в простых и сложных предложениях.
Умение различать предложения простые и сложные, прямую речь и слова автора, редактировать собственные тексты и тексты других авторов; исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;
обосновывать синтаксический строй предложений,
конструировать тексты в определённом стиле и жанре с уместным использованием заданных синтаксических конструкций.
Умение различать тексты по их принадлежности стилям исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;
обосновывать синтаксический строй предложений,
конструировать тексты в определённом стиле и жанре с уместным использованием заданных синтаксических конструкций.
Умение создавать тексты научного и официально-делового стилей и жанров продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров
Умение учитывать основные принципы, нормы, стандарты и требования этики деловых отношений при принятии организационно-управленческих решений
различать элементы нормированной и ненормированной речи,
строить речевые высказывания в устной и письменной форме с учётом требований культуры речи.
Знание различий между языком и речью, функций языка, признаков литературного языка и типов речевой нормы, основных компонентов культуры речи употреблять основные выразительные средства русского литературного языка,
различать элементы нормированной и ненормированной речи,
строить речевые высказывания в устной и письменной форме с учётом требований культуры речи.
Знание особенностей русского ударения и произношения, орфоэпических норм пользоваться орфоэпическими словарями
Знание лексических и фразеологических единиц языка -употреблять основные выразительные средства русского литературного языка,
-пользоваться толковыми, фразеологическими и этимологическими словарями.
Знание способов словообразования проводить словообразовательный анализ общеупотребительной и профессиональной лексики,
различать тексты по их принадлежности стилям
Знание самостоятельных и служебных частей речи проводить морфологический разбор частей речи,
выявлять ошибки на употребление форм слова в своих письменных работах и работах обучающихся,
использовать грамматические синонимы.
Знание синтаксического строя предложений исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;
обосновывать синтаксический строй предложений,
конструировать тексты в определённом стиле и жанре с уместным использованием заданных синтаксических конструкций.
Знание правил правописания Оценка в рамках текущего контроля результатов деятельности обучающихся при выполнении тестирования, индивидуальных заданий, самостоятельных работ аудиторного и внеаудиторного характера
Знание функциональных стилей литературного языка. Иметь представление о социально – стилистическом расслоении современного русского языка обосновывать синтаксический строй предложений,
конструировать тексты в определённом стиле и жанре с уместным использованием заданных синтаксических конструкций;
-различать тексты по их принадлежности стилям
Знание основных принципов, норм, стандартов и требований этики деловых отношений при принятии организационно-управленческих решений употреблять основные выразительные средства русского литературного языка,
различать элементы нормированной и ненормированной речи,
строить речевые высказывания в устной и письменной форме с учётом требований культуры речи.
Составитель:
преподаватель
ГБПОУ КС№54 Лечкина Е.Ф.
Приложение
Тематика работ для творческой деятельности (презентации, доклады и т.п.)
Написание эссе о русском языке на основании 3-4 высказываний русских писателей
Работа со словарями и справочниками.
3. Привести примеры синтаксической синонимии на уровне простого и сложного предложений
4.Написать учебно-научную работу на тему: «Роль старомосковского произношения в формировании норм современного русского литературного языка»
5.Составить тексты о своей специальности, употребив в них профессиональную и терминологическую лексику
6. Подобрать пословицы, поговорки, афоризмы, раскрывающие принципы морали.
7. .По воспоминаниям современников определить темпераменты А.С. Пушкина , С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.П. Чехова.
8. Составить оценочную шкалу («зебру» А)
9.Написание эссе на тему « Уважение к людям есть уважение к себе» (Джон Голсуорси).
10.Подготовить презентацию « Секреты продуктивного общения»
11.Оценить поведение участников телевизионной передачи «Теледебаты», «Пусть говорят».
12.Составить резюме для представления работодателю.
13.Оформить деловое письмо-предложение