Тема урока: Движение Земли вокруг Солнца
Учитель начальных классов: Мейрбекова Акерке Альмахановна
ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ № 75
Предмет: познание мира
Тема урока: "Движение Земли вокруг Солнца " (повторение)
Цели: обобщение и систематизация знаний учащихся по изученной теме.
Обучающая: углубление знание детей о космосе, космических полетах, планетах Солнечной системы. Развивающая: развитие абстрактного мышление, умение выделять главное в научно-популярном тексте, расширение кругозора, активизирование словарного запас, развитие навыков самостоятельной работы. Воспитывающая: способствование формированию ответственного отношения к учению, интерес к исследовательской работе, воспитывание бережного отношения к окружающему миру.
Тип урока:формирование навыков и умений.
Вид урока: интегрированный урок.
Форма урока: коллективная, групповая, индивидуальная.
Метод урока: словесный, частично - поисковой, метод стимулирования познавательной деятельности. Межпредметная связь: казахский язык, английский язык, математики. Вид технологии: проектная, информационная.
Оборудование: фотографии планет Солнечной системы, учебник, карточки для разноуровневых заданий, кроссворды, интерактивная доска, музыка, эмблемы:Исследователи,Эксперты, Наблюдатели; конверты с заданиями. Планируемые результаты: умение анализировать, доказывать, совершенствовать творческие способности учащихся.
План урока
1.Организационный момент 3 мин
2. Повторение пройденного материала 2 мин 3. Работа по теме урока. 23 мин 4. Музыкальная физ. минутка 2 мин 5. Закрепление 6 мин - работа с кроссвордом 6. Самостоятельная работа 4 мин - работа с карточками 7. Итог урока 2 мин 8. Комментирование оценок 2 мин 9. Сообщение д/з. 1 мин
Ход урока
1.Организационный момент:
- проверка готовности класса
Повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями, а теперь повернитесь ко мне.
1.1.Психологический настрой
Наша урок будет проходить под девизом: «Наша цель- дать новый импульс развитию науки, задать правильное направление для науки» (Н.А.Назарбаев)
1.2.. Сообщение темы урока.
- Сегодня, ребята, у нас необычный урок, мы с вами будем путешествовать по: «Движению Земли вокруг Солнца». Все тела, входящие в Солнечную систему, обращаются вокруг Солнца. Все это предстоит нам выяснить сегодня на уроке. Для этого мы отправляемся с вами в космическое путешествие.Успешный результат будет зависеть от работы каждого из вас.
- Какими качествами должен обладать путешественник? (Отвага, память, быстрота реакции, знание многих наук,…)
Итак, к полёту готовы? (Да!)
2. Повторение пройденного материала.
- Внимание! Пристегнуть ремни! И мы попадаем в викторину «Подумай-ка». Кто помнит и знает ответы на вопросы – отвечает, а кто забыл, вспоминает.
Прибор для изучения Вселенной? (Телескоп)
Что ближе к Земле: Солнце или Луна? ( Луна)
Путь движения планеты вокруг Солнца? (Орбита)
Как называется самая яркая ночная звезда? (Сириус)
По какой звезде можно ориентироваться ночью. (Полярная)
Самые горячие звезды по цвету? (Белые)
Какого цвета солнце? (Желтая)
Одежда для космонавтов. (Скафандр)
Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин,1961г.12 апреля)
Вы замечательно справились с этим заданием.
Взять «путевые листы». Записать дату полёта.
3.Работа по тема.
Тема нашего урока повторение: «Движение Земли вокруг Солнца». Люди давно живут на Земле. Когда-то никто из них не умел читать и писать, тогда родители показывали детям звёзды и палочкой рисовали на песке узоры созвездий.
Звездное небо было первой Великой Книгой, которую люди учились читать и понимать.
1.Кто скажет, как называется наука о звёздах и других светилах? (Много лет спустя, появилась наука о звездах и других светилах, которая называется астрономия)
2. Что означает с греческого языка астрономия? ( В переводе с греческого языка означает астрон – звезда, номос – закон.)
3.1.Послушаем выступление творческой работы ученицы Досмухамедовой К. на тему: «Солнечная система».
Наука развивалась и многие тайны Вселенной, которые она хранила разгаданы. Мы сегодня только прикоснемся к некоторым из них. Все тела, входящие Солнечную систему, обращаются вокруг Солнца. Земля тоже движется вокруг Солнца.
3.2.Давайте посмотрим видео фильм « Движение Земли вокруг Солнца».
– Что вы сейчас увидели?
( Земля тоже движется вокруг Солнца. Путь, по которому она проходит вокруг Солнца, называют орбитой Земли. Время, необходимые для полного оборота Земли вокруг Солнца, называют годом. Год состоит из 365 дней.
Что один год на земле измеряется, одним чудом оборотом вокруг Солнца. Если смотреть с Земли, движение по нашей орбите вдоль созвездия зодиака, это траектория называется эклиптикой.
Когда Солнца возвращается на свою начальную точку, проходит один сидерический год.) Пополнение словарного запаса: эклиптика, сидерический год, аналема, солнце состояние.
(записать в путевые листы)
3.3.Работа по учебнику на стр. 114-116. Работа по вопросам с опорой на текст.
1.Найди в тексте, почему происходит смена времён года?
2.Найди в тексте, где говорится о падении солнечных лучей?
А теперь сделаем вывод, что является причиной сменой времён года? (Причиной смены времён года является наклон земной оси к её орбите.)
Посмотрите на экран и определите, каков диаметр Солнца? (1400000 км). Скажите, какова температура на поверхности Солнца? (3000 С). Внутри температура просто чудовищная в 5000 раз больше, чем снаружи. Какова температура Солнца внутри? (запись в тетрадях)
3000 С * 5000 = 15000000 С
Ученик «Солнечная система»
В пространстве космическом воздуха нет.
И кружат там девять различных планет.
А Солнце – звезда в самом центре системы,
И притяжением связаны все мы.
Солнце – светило клокочет вулканом,
Бурлит, как кипящий котёл, не престранно,
Протуберанцы взлетают фонтаном,
Жизнь и тепло дарит всем неустанно.
Солнце – звезда при огромнейший шар.
Свет излучает, как будто пожар.
Ну а планеты тот свет отражают,
Солнце – светило, они обожают!
Много планет вокруг Солнца летают.
Давай-ка, в ракету мы сядем с тобой,
Помчимся от Солнца во тьме голубой!
Может, Меркурий порадует нас?
И приведет нам друзей, целый класс.
3.4.В следующем туре нас ждёт игра « Мы туристы»
- Закончи предложение: (работа по рядам)
1- ряд
1) Планета, на которой мы живём… (Земля)
2) Свет и тепло даёт… (Солнце)
3) С наступлением ночи на небе появляются… (Звёзды)
2- ряд
1) Первый казахстанский космонавт ….(Токтар Аубакиров, 1991г. 2 октября)
2) Луна – это … (Спутник)
3) Материки делят Мировой океан на… (Океаны)
3-ряд
1)Части океанов, которые впадают в сушу, называются… (Морями)
2) Поверхность Земли состоит из …(Суши и воды)
3) Океанов на нашей планете… (4): … (Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский)
Молодцы!
3.5. Итак, мы отправляемся дальше в путешествие. А на дороге нам встречается следующее задание на логическое мышление.
Задачу решаем устно.
Задание 1.Каждые сутки в земную атмосферу попадает 4400 килограммов метеоров, а метеоритов на 1100 килограммов больше. Сколько тонн метеоритного вещества попадает на землю за сутки.
Ответ: Метеоров – 4400 кг
Метеоритов - ?, на 1100 кг больше
Решение:4400+ 1100 = 5500 кг = 5 тонн 500 кг - метеоритов
Задание 2. Мальчик, рост которого составлял один метр, вбил в дерево гвоздь точно на высоте своего роста. Три года спустя он вернулся на это место. Мальчик вырос на двадцать сантиметров, а дерево - на сорок сантиметров. Насколько теперь гвоздь оказался выше мальчика?
Ответ:
Гвоздь окажется ниже мальчика на 20 см. Деревья растут верхушкой, и поэтому гвоздь не поднимется.
4. Музыкальная физкультминутка
А теперь мы немного отдохнём, споём песню « Если с другом вышел в путь».
4.1.Объявляем следующий тур нашей викторины “Полиглот”. Посмотрите на 4 анаграмм, ваша задача составить слова из предложенных анаграмм и перевести их на казахский и на английский языки.
1. догро – город – қала – town (city);2. арнод – народ – халық – folk;3. емсья – семья – отбасы – family;4. мод – дом – үй – house;1. Как Вы считаете , какими качествами должен обладать истинный патриот своего народа, страны? (Патриот должен гордиться своим народом, страной. Патриот должен делать все меры, чтобы возвысить свой народ, страну.)
5. Ребята, на закрепление давайте вспомним, какие планеты вращаются вокруг Солнца? А для этого мы должны поработать над кроссвордом. Надо найти скрытые в кроссворде название небесного тела и дать ему определение.( у каждого ученика лежит кроссворд)
«Планеты Солнечной системы»
По горизонтали работает 1- вариант:
3.Самая близкая к Солнцу планета, названная в честь бога торговли и прибыли. (Меркурий)
Сообщение ученика о планете Меркурий: Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. По размерам он меньше Земли, у него твердая, каменная поверхность. На этой планете очень жарко днем, а ночью ужасный холод. На Меркурии слабая атмосфера. Спутников нет. Меркурий очень быстро движется вокруг Солнца в 3 раза быстрее, чем Земля.
4.Третья планета от Солнца, имеет естественный спутник - Луну. ( Земля)
Ученик: Наша планета Земля неповторима и уникальна, несмотря на то что планеты открыты и у ряда других звезд. Подобно другим планетам Солнечной системы, Земля образовалась из межзвездной пыли и газов
Земля - это планета, т. е. небесное тело, движущееся по эллиптической орбите вокруг звезды (Солнца) и светящееся отраженным светом.
5.Красная планета, названная в честь бога войны. ( Марс)
Ученик: Марс – четвертая планета. Он вдвое меньше Земли. Год на Марсе длится в два раза дольше земного. У Марса есть атмосфера, но состоит она в основном из углекислого газа. Ученым удалось установить, что твердая поверхность Марса покрыта оранжево-краснойпылью, которая позволяет увидеть планету как красноватую звезду. Солнце греет хуже. Лето холоднее, чем на Земле, а зима суровее. На полюсах ледяные шапки. Бывают дни и ночи. Два спутника у Марса: Фобос (Страх) и Деймос (Ужас)
8. Это небесное тело считалось самой маленькой, самой холодной и самой удалённой от Солнца планетой. В настоящее время оно не является планетой. (Плутон)
Ученик: Плутон - в феврале 1930 г. молодой американский астроном Клайд Томбо на Ловелловской обсерватории во Флагстаффе открыл новую, девятую планету Солнечной системы, получившую название Плутон. В тех областях Солнечной системы, где движется Плутон, действительно очень мрачно. Среднее расстояние Плутона от Солнца в 40 раз больше расстояния Земли, а значит, света и тепла он получает в 1600 раз меньше.
9. Восьмая от Солнца планета, названная в честь бога морей и потоков. (Нептун)
Ученик: Нептун – восьмая от Солнца планета Она кажется темно-голубой, потому что тоже состоит из газа, газа метана, который горит в наших газовых плитах. В телескопы астрономы замечают на Нептуне клочковатые белые облака. Вечная зима там царит. Спутников –13.
По вертикали работает 2 -вариант:
1.Самая крупная планета Солнечной системы. (Юпитер)
Ученик: Пятая от Солнца планета – Юпитер. Это громадный шар, состоящий из жидкого водорода, самого легкого газа на свете, но его так много, что это самая тяжелая планета из всех. Очень много спутников – 63. Юпитеру достается немного тепла от солнца, и поэтому там царит вечная зима.
2.Вторая планета от Солнца, названная в честь богини любви. (Венера)
Ученик: Вторая от Солнца планета – Венера. Поверхность Венеры каменистая. У этой планеты есть плотная атмосфера, но она состоит из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут. На Венере невыносимая жара, приблизительно 500. Спутников нет. На небе эта планета видна как самая яркая звездочка голубоватого цвета. Очень красивая и привлекательная.
6.Одна из планет – гигантов, состоящая из жидкости и газа. Шестая планета от Солнца. (Сатурн)
Ученик: Шестая планета – огромный Сатурн. Он расположен далеко от Солнца, поэтому температура его очень низкая. Сатурн тоже газовая планета. Эта планета желтоватого цвета, ее окружают удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней, их видно в телескоп или сильный бинокль. Много спутников – 60.
7.Планета - гигант, седьмая от Солнца. Названа в честь бога небес. (Уран)
Ученик: Уран расположен за Сатурном. Эта планета вращается лежа на боку. Поэтому к солнцу обращен то один его бок, то второй. Размер этой планеты гораздо больше Земли. И она тоже состоит из газов, как ближайшие ее соседи. Удаленность от Солнца не позволяет нагреть эту планету. Спутников – 27.
Ребята, вспомнили, какие планеты вращаются вокруг Солнца. Давайте сделаем вывод:
1.Какие ближайшие планеты к Земле? ( Венера и Марс).
2.Что нового вы узнали о Марсе? (Планета покрыта льдом, нет воды и нет атмосферы).
Задание. Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн. Найдите лишний объект в этом списке и объясните свой выбор.
Решение: Лишняя Венера – у нее нет спутников.
Молодцы ребята вы отлично справились с заданием!
6.Самостоятельная работа.
Работа с разноуровневыми заданиями Первая карточка.
Задание 1. Заполни схему.
Океаны
Северно Ледовитый
Индийский Атлантический Тихий
Задание 2. Подпиши на схеме, в каком полушарии будет день, а в каком – ночь.
Солнце
……. …….
Солнечный свет
Материки
Вторая карточка. Задание 1.Заполни схему.
Евразия Африка ……,
……., ….., …., …….
Задание 2. По схеме определи угол падения солнечных лучей в зависимости от времени года.
1.зимой ( солнце стоит низко над горизонтом, лучи падают косо и мало греют)
2.летом ( солнце стоит высоко над горизонтом, и солнечные лучи падают прямо, греют сильно)
Третья карточка.
Задание 1.
Задание 2.Прочитайте слова.
Земля
Казахстан
Тараз
- Почему их собрали в одну группу? (Это наш дом)
-Докажите.
Ответ: Земля - планета, на котором мы живём.
Казахстан – страна, в которой мы живём. Тараз – город, в котором мы живём
7.Подводим итоги. Ребята, а как называется наша родная планета? Почему нашу планету называют голубой? Единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь – это Земля, а мы ее жители! Все справились с заданиями. Молодцы! Сегодня на уроке вы узнали, много интересного, работал каждый из вас.
7.1.Рефлексия.– Оцените свою работу. Если вам понравилось космическое путешествие, приклейте на вашем путевом листе Солнце, а если нет то Луну.
– Что запомнилось больше всего?– Какие задания вам было выполнять легко? Почему?– Какие задания оказались трудными для вас? Почему?
8.Комментирование оценок.
Эмблемами: Исследователи- «5»,Эксперты- «4», Наблюдатели- «3».
9.Домашнее задание.
- Конверты с заданиями. – Тесты выполнить на стр. 117