Конспект урока по Окружающему миру на тему «Планеты. Движение Земли вокруг Солнца»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«ТЮМЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Конспект пробного урока
по Окружающему миру
на тему «Планеты. Движение Земли вокруг Солнца»
студента ____ группы
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
фиоК уроку допущенУчитель ______________________
Методист ______________________
Дата проведения ______________________
Время проведения ______________________
Оценка за проведение
Учитель _____________________
Методист _____________________
Тюмень 2016 год
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Используемые учебники и учебные пособия: Учебник «Окружающий мир», 2 класс, часть 2, О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова и др.,АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2010г., рабочая тетрадь «Окружающий мир», 2 класс, часть 2, О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова и др., АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2014г.
Тема урока: Планеты. Движение Земли вокруг Солнца.
Цель урока: Дать представление о планетах Солнечной системы.
Задачи урока:
1. Сформировать представление о причинах смены времен года на Земле.
2. Формировать умение работать с различными источниками информации.
3. Развивать любознательность, интерес к изучению астрономии.
4.Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания и мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: Урок усвоения нового знания.
Оборудование урока: Учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь «Окружающий мир», смайлики (для самооценки), презентация, видео анимации к уроку, условные знаки, теллурий (или глобус и настольная лампа).Литература, Интернет-ресурсы: Сычева Г.Н. «Лучшие нестандартные уроки в начальной школе», методическое пособие Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Обучение в 4 классе по учебнику« Окружающий мир».
План урока:
Организационный момент и мотивация к учебной деятельности
Актуализация знаний
Изучение нового материала
ФизминуткаПовторение изученногоРефлексия. Итог урока
Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению
Оформление доски:
426339017145001501140171456 Октября.
Классная работа.
006 Октября.
Классная работа.
-38101714500
Ход урока
Название этапа: Организационный момент и мотивация к учебной деятельности
Задача: подготовить учеников к предстоящей работе на уроке. Раскрыть значимость изучения данного материала, привлечь внимание учащихся.
Метод: словесный
Приемы: приветствие учителя
Отводимое время: 1 минута
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Мы урок начнём с разминки.
Выпрямляем свои спинки.
Вправо, влево потянитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось.
Лучик тёплый, золотой, на урок возьмем с собой.
Будет он нас согревать, на уроке помогать.
- Подумайте, что необходимо для успешной работы на уроке?
- Предлагаю пожелать друзьям удачи.
- Я надеюсь, что вы все будете внимательны ….
Подготовим наши ушки – слушаем внимательно.
Все настроим свои глазки – будем наблюдательны. Ученики настраиваются на работу. Проводят разминку. Проверяют готовность к уроку.
Название этапа: Актуализация знаний
Задача: вывести проблемный вопрос на основе имеющихся знаний учащихся.
Метод: словесный
Приемы: беседа
Отводимое время: 4 минуты
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
- Разгадайте кроссворд, запишите ключевое слово, найдите его значение в Словарике учебника.
- Как называется планета, на которой мы живём?
- Земля – единственная планета в космическом пространстве?
- Какие планеты вы знаете? Выполняют задание
Решают кроссворд
-Земля.
-Нет, в космическом пространстве много планет.
-Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун 1. Задание 16 с. 11 Рабочей тетради (2 класс, часть 1)
Название этапа: Изучение нового материала
Задача: создать условия для формулирования детьми цели урока.
Метод: беседа
Приемы: рассказ, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа
Отводимое время: 5 минут
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
I. Планеты
-С Земли видны и другие планеты, которые тоже вращаются вокруг Солнца. Для этого надо понаблюдать за ночным небом безлунным вечером. На ночном небе мы увидим множество светящихся точек. Но не все светящиеся точки ночного неба можно назвать звездами. Почему? Ответ на этот вопрос мы найдём в учебнике.
- Все ли светящиеся точки ночного неба можно назвать звездами?
- Какие ещё объекты можно рассмотреть в бинокль на ночном небе?
- Чем отличаются планеты от звёзд? Прочитайте об этом в хрестоматии с. 21 – 22.
- Почему мы можем видеть планеты, ведь они не излучают света?
- Рассмотрите иллюстрацию и прочитайте утверждение Маши.
- Вы согласны с тем, что говорит Маша?
- Попробуем найти подтверждения нашего мнения на страницах учебника.
- Почему земляне видят планеты не мерцающими точками, а светящимися кружочками?
- Рассмотрите иллюстрацию на странице 32 учебника.
- Сколько планет входит в систему, в центре которой находится Солнце?
- По последним данным мировых ученых Плутон не является планетой, таким образом, в Солнечной системе насчитывается 8 планет.
Первой группе прочитать рассказ из хрестоматии «Как выглядит ближайшая к Солнцу планета?», второй – «Почему Венеру называют утренней звездой?» Каждая группа готовит ответы на вопросы к тексту и небольшой рассказ о путешествии на эту планету.
- Выполните задание 17 в тетради для самостоятельной работы с. 12, используя иллюстрацию учебника (с. 32)
ІІ. Движение Земли вокруг Солнца.
- Почему солнечные лучи неодинаково согревают Землю летом и зимой?
Подобно тому, как Земля вращается вокруг Солнца, глобус вращается вокруг лампочки. На теллурии глобус наклонен. Это потому, что Земля летит вокруг Солнца, немного наклонившись, как парусник при сильном ветре. Своего наклона земная ось не меняет. Поэтому и глобус в теллурии наклонен всегда в одну и ту же сторону. При вращении глобуса вокруг лампы его Северное и Южное полушария неодинаково освещаются и, следовательно, согреваются лампой. Часть года Северный полюс повернут к Солнцу. В это время в Северном полушарии, где мы живем, ярко светит Солнце. В Северном полушарии — лето. В течение следующего полугодия Земля наклонена в противоположную сторону. В январе Северное полушарие отвернулось от Солнца. Мало солнечных лучей сейчас доходит до него, вот и разгулялся мороз, заморозил реки и озера, заставил людей тепло одеваться. Зато Южное полушарие в это время обращено к Солнцу, ему достается много тепла и света, там лето. Но Земля летит вокруг Солнца без остановки. Северное полушарие постепенно поворачивается к Солнцу (показывается на теллурии), которое все сильнее прогревает Северное полушарие. Тает снег, текут ручьи, появляются первые зеленые листочки — к нам приходит весна. Затем наступает лето, а за ним — осень и снова зима. Каждый год путешествуем мы вокруг Солнца. И в пути пересекаем 12 месяцев, как 12 стран.
В Тетради для самостоятельной работы выполнить задания № 19, 20, 21 с. 14 – 15. Слушают учителя
Находят ответ на поставленный вопрос в учебнике.
-Нет.
-Спутники, метеориты.
Читают информацию об отличии планет от звезд в хрестоматии.
- Планеты светят, потому что отражают видимый спектр излучения солнца.
Рассматривают иллюстрацию и читают утверждение Маши.
-Да.
Ищут подтверждение на страницах учебника.
-Планеты много ближе к Земле, чем звёзды. Даже самый маленький кружочек больше точки.
Рассматривают иллюстрацию.
-9 планет входит в систему.
Слушают учителя.
Каждая группа читает свой рассказ в хрестоматии и готовит ответы на вопросы к тексту и небольшой рассказ о путешествии на эту планету.
Выполняют задание в тетради для самостоятельных работ.
-Ответы детей.
Смотрят демонстрацию смены времен года с помощью теллурия.
Слушают учителя.
Выполняют задание в тетради для самостоятельных работ. 1.Беседа
2. Самостоятельное чтение статьи (учебник «Наш мир» 2 класс, часть 1.с. 29)
3. Беседа по иллюстрации учебника с. 30.
4. Чтение статьи учебника с. 31 (вслух хорошо читающими учащимися).
5. Беседа по иллюстрации учебника с. 32.
6. Групповая работа.
Разделение учащихся по группам разноуровневой дифференциации
7. Работа в тетради.
1. Самостоятельное чтение статьи («Почему летом на Земле жарко, а зимой холодно?» - хрестоматия с. 27 – 28)
2. Демонстрация смены времен года с помощью теллурия.
Возможно, в ходе объяснения кто-нибудь из любознательных детей спросит у учителя, почему наклонена земная ось. В этом случае можно сказать, что наклон земной оси, по мнению ученых, возник в результате ужасающей силы взрыва, который произошел очень-очень давно (около 4 миллиардов лет назад). С тех пор наша Земля движется вокруг Солнца, наклонившись обок, словно парусник при сильном ветре. Но благодаря этому на нашей планете происходит удивительное явление — смена времен года.
3. Закрепление изученного материала.
Название этапа: ФизминуткаЗадача: Организация отдыха учащихся.
Метод: Наглядный.
Приемы: Демонстрация.
Отводимое время: 1 минута
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Физкультминутка:
Зайцы скачут: скок-скок-скок!
Да не беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
Раз– согнуться, разогнуться
Два–нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка. Выполняют упражнения за учителем.
Название этапа: Повторение изученногоЗадача: обобщить и закрепить полученные знания на уроке
Метод: словесный
Приемы: самостоятельная работа учеников под контролем учителя
Отводимое время: 3 минуты
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Игра «верю-не верю». Ученики выстраиваются у доски. Учитель делит их на две команды. Дети одной команды стоят слева от учителя, другой — справа от него. Одна из команд отвечает на вопросы, которые требуют ответа «верю» другая — на вопросы, которые требуют ответа «не верю». Форма ответов одна и та же — хлопок ладонями рук, поднятыми над головой.
Вопросы.
Мы живем на планете Земля? (верю)
Наша Земля имеет шарообразную форму?(не верю)
Россия расположена в Южном полушарии Земли? (не верю)
Россия расположена в Северном полушарии Земли? (верю)
Северный полюс Земли находится в Северном полушарии? (не верю)
Земная ось проходит через Северный и Южный полюса Земли? (верю)
Ось Земли можно увидеть и потрогать?(не верю)
Ось Земли — это металлическая спица, которая проходит сквозь нашу
планету и выходит на поверхность? (не верю)
Ось Земли только воображаемая? (верю)
Земля вращается вокруг своей оси? (верю)
Один оборот вокруг своей оси Земля делает за час?(не верю)
Один оборот вокруг своей оси Земля делает за 24 часа? (верю)
Ночь наступает на той стороне Земли, которая повернута к Солнцу? (не верю)
Земля больше Солнца? (не верю)
Солнце больше Земли? (верю)
Солнце - это звезда? (не верю) Играют в игру
Разделение учащихся по командам. В каждой команде учащиеся разных уровней способностей.
Название этапа: Рефлексия. Итог урока
Задача: проверить достижения собственной цели, оценить эмоциональное состояние и активность на уроке каждого учащегося.
Метод: поощрения, создание ситуации успеха
Приемы: вопросы
Отводимое время: 2 минуты
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Какая тема урока была?
- Какую цель ставили? Достигли цели?
Какие умения формировали?
Расскажите по схеме:
узнал
Я запомнил
смог
– Кто доволен сегодня своей работой?
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из смайликов уроке, используя один из смайликов
Я работал отлично на уроке и доволен
Я работал хорошо. но могу лучше
Я работал не в полную силу на следующими уроке буду работать лучше -Планеты. Движение Земли вокруг Солнца.
-Дать представление о планетах Солнечной системы.
- Умение работать с информацией, умение объяснять, слушать друг друга
Ответы детей
Оценивают себя
Самооценка учебной деятельности
Название этапа: Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению
Задача: объяснить обучающимся домашнее задание
Метод:словесный
Приемы: объяснение
Отводимое время: 2 минуты
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
1. Выполнить задание № 18 с. 13, № 22 с.16 в Тетради для самостоятельной работы.
2. Прочитать статью учебника «Движение Земли вокруг Солнца» с. 33 – 34, ответить на вопросы к тексту. Ученики слушают объяснение, записывают домашнее задание.