Открытый урок по Сент-Экзюпери
Тема урока: «Зорко одно лишь сердце. Глазами главного не увидишь».
«On ne voit qu’avec le сoeur? L’esssentiel est invisible pour les yeux».
Цели урока французского языка:
Совершенствование уровня владения языком и удовлетворение познавательных интересов учащихся через самостоятельное чтение иноязычных текстов.
Воспитание нравственных качеств учащихся.
Задачи урока французского языка:
Формирование умений чтения текста с пониманием основного содержания прочитанного:
- ориентироваться в иноязычном тексте;
- выбирать главные факты из текста;
- выделять основную мысль;
- оценивать полученную информацию;
- выражать свое мнение.
2. Формирование навыков ведения монологической речи в форме сообщения, оценочных суждений.
3. Формирование навыков ведения диалогической речи.
4. Приобщение учащихся к культурным ценностям изучаемого языка.
5 Ознакомление учащихся с выдающимися людьми страны изучаемого языка.
Цели урока литературы:
Познакомить учащихся с творчеством А. де Сент-Экзюпери.
Постичь философию повести-сказки «Маленький принц».
Способствовать созданию исследовательской и творческой атмосферы при работе с текстом повести.
Задачи урока литературы:
Воспитательная: формирование качеств нравственной личности.
Развивающая: развитие коммуникативных качеств личности.
Обучающая: продолжение обучения навыкам исследования и анализа художественного произведения.
Методы и приемы:
- творческое чтение;
- исследовательский;
- эвристический: чтение по ролям;
беседа;
задания исследовательского характера.
Оборудование урока: компьютер, проектор, магнитофон, рисунки учащихся, тексты повести «Маленький принц», раздаточный материал, слайд-фильм.
ХОД УРОКА
Звучит мелодия песни М. Таривердиева «Маленькая страна». Учащиеся демонстрируют слайды о космосе. На фоне музыки:
Учитель французского языка: Еnfants, vous entendez la chanson «Le Petit Pays». Le compositeur russe M. Tariverdiev a consacrй cette chanson au conte du grand йcrivain franзais Antoine de Saint-Exupйry «Le Petit Prince».
Учитель литературы: Ребята, вы слышите мелодию песни «Маленькая страна». Русский композитор М. Таривердиев посвятил эту песню повести-сказке великого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Учитель французского языка: A la leзon d’aujourd’hui nous allons parler de ce grand йcrivain et de sa crйation.
Учитель литературы: Сегодня наш урок посвящен творчеству этого писателя и его бессмертной повести.
Это произведение стало философским завещанием писателя, ответом на многие мучившие его вопросы, в аллегорических образах он воплотил свои самые заветные идеалы: «глаза слепы, надо искать сердцем», «единственно настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».
Эта повесть не похожа на другие произведения. Она неуловимо прекрасна, как цветок или дождь, как ласковое мамино слово или смех друзей.
Учитель французского языка: Enfants, savez-vous qui est Antoine de Saint-Exupйry? Oui? Racontez-le!
Учитель литературы: Ребята, а знаете ли вы, кто такой Антуан де Сент-Экзюпери? Да? Тогда расскажите о нем.
(Группа ребят-сценаристов приготовила слайд-фильм и рассказ на французском языке о писателе.)
Учитель литературы: Действительно, написал эту сказку человек необыкновенный, необычайно яркой разносторонней одаренности: он с детских лет увлекался рисованием, музыкой, стихами и техникой. Сент-Экзюпери был человеком широкой души, он «приручал» своих друзей улыбкой, обаянием мужественного и нежного сердца.
Учитель французского языка: Et savez-vous а qui a consacrй l’йcrivain son conte?
( А знаете, кому посвятил писатель свое произведение?)
Ученик 1: Antoine de Saint-Exupйry a consacrй son conte а son meilleur ami Lйon Werth quand il йtait petit.
Учитель французского языка: Et maintenant vous allez voir un des йpisodes de ce conte. Pensez, s’il vous plaоt, quel est cet йpisode et quelle est son idйe maоtresse?
( А сейчас вы увидите один из эпизодов этой сказки. Подумайте и скажите, что это за эпизод и какая его главная идея.)
(Инсценировка учащимися эпизода на французском языке: прощание Маленького Принца с Лисом.)
Ученик 2: C’est l’йpisode des adieux du Petit Prince avec le Renard.
Ученик 3: Dans cet episode il s’agit de l’amitiй, de la fidelitй.
(Ученик записывает эти слова на доске на французском языке.)
Учитель литературы: Ребята, а как вы думаете, можно дружбу, любовь увидеть глазами, потрогать руками? (Ответы учащихся.)
Учитель французского языка: Le thиme de la leзon d’aujourd’hui «On ne voit qu’avec le coeur? L’esssentiel est invisible pour les yeux».
·Учитель литературы: Тема нашего урока цитата из повести «Зорко одно лишь сердце. Глазами главного не увидишь».
(Учащиеся открывают тетради и записывают дату и тему урока.)
Ребята, вы видите, что вместо эпиграфа к уроку стоят вопросительные знаки. Почему?
(Ребята говорят, что было дано опережающее домашнее задание: подобрать высказывания из текста, где бы говорилось о дружбе.)
(Учащиеся называют эти цитаты.)
Учитель литературы: Какую из этих цитат можно взять в качестве эпиграфа к нашему уроку?
(Одну из выбранных цитат ребята записывают на доске и в тетрадях в качестве эпиграфа на русском и французском языках.)
Учитель французского языка: Enfants, le renard a dit encore au Petit Prince que nous devions кtre responsible pour toujours de ce que nous avions apprivoisй. Comment comprenez-vous le mot «apprivoiser»?
( Ребята, Лис сказал еще Маленькому Принцу, что мы навсегда в ответе за тех, кого приручили.)
Учитель литературы:
- Как вы понимаете это несколько непривычное для нас слово «приручить»?
- Сразу ли появляется тяга друг к другу?
- Как Лис говорит об этом? (цитата из текста на французском языке)
- Что в дружбе самое главное?
(Беседа с учащимися)
Мудро и ненавязчиво проводится в сказке мысль, что каждое чувство, даже самое прекрасное, нужно заслужить неустанной душевной работой. Любовь – это труд души. «Зорко одно лишь сердце. Глазами главного не увидишь», вот секрет, открытый Лисом Маленькому Принцу. Не случайно тот повторяет слова Лиса, «чтобы лучше запомнить». Важно, чтобы вы, ребята, запомнили, не прошли мимо основного: надо уметь быть верным в любви и дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относиться к злу, каждый в ответе не только за свою судьбу.
Учитель французского языка: Et maintenant nous allons faire une petite victorine «Comment connaissez-vous le conte?»
(А сейчас мы проведем маленькую викторину для самых внимательных читателей «Как вы знаете повесть?»)
(Ребятам было дано опережающее задание составить вопросы на французском языке по содержанию произведения.)
Учитель французского языка: Dans le conte il y a beaucoup de dessins. Comment pensez-vous pourquoi l’auteur les utilize? Quel rфle jouent ces dessins dans le conte? Que symbolisent-ils?
(Вы заметили, что в произведении очень много рисунков автора. Как вы считаете, какую роль они играют? На слайдах и на доске вы видите эти рисунки писателя, Какие из них вы можете отнести к нашей теме и что они символизируют?)
(Беседа с учащимися на русском и французском языках.)
Учитель литературы: Вы, ребята, тоже приготовили рисунки к понравившимся эпизодам. Расскажите, почему вы нарисовали именно это.
(Ответы детей.)
Учитель литературы: Итак, мы начали исследовать повесть-сказку великого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». В своем произведении автор поднимает многие проблемы, которые волнуют нас и в наше время, Сегодня на урокt мы говорили о (учащиеся заканчивают мысль учителя.)
Рефлексия (проводится на фоне мелодии песни «Нежность»):
- Что нового сегодня вы открыли для себя?
- Были ли моменты, когда вам было радостно за себя, за свои поступки по отношению к своим друзьям, близким?
- А испытывали ли вы угрызения совести?
- Захотелось ли вам еще прочитать подобные произведения?
(Беседа на французском языке о друзьях.)
Учитель литературы: Спасибо, ребята, за вашу работу на уроке, за ваши ответы, рисунки, викторину. Спасибо за урок, к которому вы хорошо подготовились, осмысленно отвечали на вопросы. Считаем, что наш урок не пройдет даром, в вашей душе, в вашем сердце останутся вечные слова Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Глазами главного не увидишь».
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Верхотурская гимназия»
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПОВЕСТИ-СКАЗКЕ АНТУАНА ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ»
(ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ И ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ)
Преподаватели: Чазова Г. А.
учитель русского языка и
литературы I категории,
Щабельская О.Н.
учитель французского
языка I категории
Верхотурье, 2009
15