Литературная гостиная К юбилею А. П.Чехова

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
(Литературный праздник, посвященный юбилею А.П.Чехова)
Цель : расширить представление учеников старших классов о личности писателя; показать современность и актуальность его произведений в наше непростое  время.
Задачи:
- формировать интерес к произведениям А.П.Чехова,  особенностям его драматургии; - -- воспитывать, на основе знакомства с жизненными принципами писателя и его творчеством, в учащихся порядочность, интеллигентность, серьезную жизненную позицию;
- развивать их эмоциональную восприимчивость, творческие способности, эстетический вкус.
Оформление сцены:
На экране – портрет А.П. Чехова и запись эпиграфа:
Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле.
А.П.Чехов
Участники: ученики 5 – 11 кл.
Оформление: 
в центре - портрет Чехова, годы жизни, Ф.И.О., гирлянда цветов, слова: «В  человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
На боковой портьере – театральные маски, рядом – вешалка с театральными атрибутами (цилиндр, плащ, трость и др.)
Под портретом - столик с книгами Чехова, свеча, спички (зажигалка).
Рядом со сценой – журнальный столик со скатертью, настольная лампа Цветы
Таблички с названиями рассказов (пьес)
Музыкальное сопровождение:
- «Аве Мария» - «Серенада» - «Ноктюрн» - «Лунная соната» - «Одиночество»  («Ванька»)
Звучит мелодия: «Аве Мария»

Ведущий (1): -Дорогие гости! Мы пригласили вас в зал. Сегодня это не просто зал. Это гостиная. Что такое гостиная? Гостиная - это комната для приема гостей. Наша гостиная необычная - литературная. Здесь мы будем  вспоминать о большом, умном, внимательном человеке, который прожил короткую  жизнь, но сумел увидеть и прочувствовать всю пестроту и сложность русской действительности. В этом году ему отмечается юбилей – 150 лет. Имя этому человеку – Антон Павлович Чехов.
Ведущий (2):- Из своих 44 лет жизни 25 лет он отдал литературе, создал несколько сотен замечательных произведений – рассказы и театральные пьесы (обратить внимание на театральные атрибуты). Эти произведения учат понимать жизнь и людей, ненавидеть пошлость и любить труд.
Ведущий (1):- Что за люди населяют сей необъятный простор, именуемый Россией?
Ведущий (2):- О чем они думают? От чего страдают? Чего больше всего хотят?
Ведущий (1):- Какой же силой обладает русский человек, способный выжить в жестокой будничности жизни?
Ведущий (2):- Никто не понимал так ясно и тонко трудности мелочей жизни, как Антон Павлович Чехов. Сам Чехов был человеком, требовательным к жизни, и очень хотел видеть людей простыми, красивыми и гармоничными.
Звучит музыка «Ноктюрн». На фоне музыки – слова из рассказа «Крыжовник»:
- Как много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, вырождение, лицемерие, вранье Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из 50-ти тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился. Мы видим тех, которые говорят чепуху, ходят на рынок за провизией, днем сидят, ночью спят, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников, но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами. Все тихо, спокойно, и протестует одна только статистика: столько-то с ума сошло, столько-то погибло от недоедания
И такой порядок, очевидно, нужен: Очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно.
Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других.
Ведущий (1):- Эти слова из рассказа «Крыжовник» были написаны Чеховым 100 лет назад, но звучат, словно они родились только что и относятся к нашей сегодняшней жизни. В них – весь Чехов. Антон Павлович и был тем самым «человеком с молоточком», который напоминал в свое время, да и теперь напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
(обратить внимание на плакат со словами)
Ведущий (2): - Чтобы понять Чехова – человека, не нужно представлять его себе таким, каким он выглядит на портретах и фотографиях последних лет: с утомленным лицом, в пенсне, делающим его взгляд тусклым. Это не настоящий Чехов. Болезнь и надвигающаяся смерть сделали его таким. Лучше вспомнить, каким был Чехов в юности, в тот славный период, когда начал формироваться его славный талант – искренний и смелый взгляд, бесстрашно устремленный на мир. Это был не просто писатель. Это был человек, который открыл для себя и предложил людям особый образ жизни и мышления. Иными словами, это был человек, который сделал себя сам.
Ведущий (1):-Давайте вспомним эпизоды из жизни Антона Павловича Чехова.
Ученик: - Чехов родился в 1860 году в городе Таганроге. Дед был крепостным крестьянином, который выкупил себя с семьей на волю. Отец владел бакалейной лавкой. Он был одаренным человеком: любил музыку и пение, играл на скрипке и рисовал. Но дела в лавке шли плохо, и семья всегда нуждалась. В семье Чеховых было 5 детей: 4 сына и дочь. Все они были талантливы.
Ученик:- Самые нежные, теплые ощущения раннего детства связаны у Чехова с матерью: «Талант в нас – со стороны отца, а душа – со стороны матери»,- писал он. Отец был суровым человеком, а мать – добрая, кроткая – научила детей с состраданием относиться к людям и ко всему живому.
Ученик:- Когда отец разорился, семья переехала в Москву. А Чехов, которому было 16 лет, остался один в Таганроге доучиваться в гимназии. Сам зарабатывал себе на жизнь и на учебу и еще помогал семье деньгами. На всю жизнь он останется центром семьи, опорой для близких.
Ученик: - Окончив гимназию, 19-летний Чехов переезжает в Москву и поступает на медицинский факультет университета. Через 5 лет он получил звание врача. Будучи студентом, он начал писать короткие юмористические рассказы. В них он высмеивал уродства окружающей жизни. Подписывал их шутливым псевдонимом.
. Псевдоним – это вымышленное имя.
2 ведущий - О том, что представляли собой первые юмористические рассказы, можно судить по рассказу «Радость» (1883).
- Предлагаем посмотреть инсценировку рассказа А.П. Чехова «Радость» (по возможности могут быть показаны сразу две инсценировки: «Радость» и «Лошадиная фамилия»).

1 ведущий - Его комизм построен на описании восторга мелкого чиновника, коллежского регистратора Мити Кулдарова, который «не в силах держаться на ногах от счастья», так как фамилия его оказалась напечатанной в местной газете в разделе происшествий (Митя в пьяном виде попал под извозчика).
Инсценировка рассказов «Хирургия», «Размазня».
Ведущий 2: - В этих рассказах Чехов описывает обычные события и добродушно высмеивает глупость и невежество обыкновенных людей.
- Почему рассказ так назван – «Размазня»?
- Чему он учит? (отстаивать свои права).
Ведущий (1):- По профессии Чехов был врач. К нему постоянно съезжались и сходились больные со всех окрестных деревень, обращались даже ночью. Он никого не отпускал без лекарства, часто тратил на лечение свои не столь большие средства. Лечил он не только тело, но и душу. Всегда с готовностью откликался на боль и страдания других, бескорыстно помогал людям. Хотел не только врачевать болезни, но и выпрямить души людей, поэтому стал писателем.
Ведущий (2):- Он писал о мелочах московской жизни, в которых, как в капле воды, отражались проблемы русской жизни вообще: о состоянии больниц и аптек, о водопроводе, о стройках, о судебных процессах, растратах и взятках. Юмором Чехов старался исправить то, что его раздражало в жизни. Он бывал в убогих лачугах, темных углах, грязных переулках, в деревнях и небольших городах. Внимательно наблюдал жизнь крестьян и городских тружеников. О народе говорил не по наслышке, но с горькими нотками, заставляющими задуматься о сути окружающей жизни.
Инсценировка рассказа «Ванька»  с использованием музыки «Одиночество»
Ведущий (1):- Чехов любил все живое. Любил собак, птиц, любил природу. Летом он уезжал из Москвы на дачу в усадьбе Мелехово. Там он сажал деревья, ухаживал за розами. Цветы очень любил. Любил гулять. Был страстным любителем искать грибы. Так, не случайно появился рассказ о судьбе потерявшейся собаки.
- Как звали собаку? И рассказ носит такое же название – «Каштанка».
Ведущий (2):- Чехов не любил одиночества. Вокруг него всегда было много людей, велись шутливые разговоры, звучала музыка. Он всегда принимал самое живое участие в общем веселье. Чехов любил искусство, литературу, музыку, театр. Дружил с художниками и музыкантами.
Ведущий (1):- Чехов всю жизнь следовал своему главному принципу – помогать людям. При этом он остался скромным, не любил почестей, был равнодушен к славе, не терпел шума вокруг своего имени. Стремился к простоте и в жизни и в литературе. Но в то же время был борцом за лучшую и счастливую жизнь.
Звучит музыка «Лунная соната». На фоне музыки ведущий зажигает свечу.
Ведущий (1):
- Тисненый том волнующих рассказов
Прочитан от начала до конца
Метель свистит, поет и плачет сразу.
Метель доносит звуки бубенца.
Никто об этом больше не расскажет!
Закрой глаза – и вновь перед тобой
Знакомые по книгам персонажи
Возникнут зримо длинной чередой.
А там, где площадь выметена чисто,
При фонарях в вечерней тишине
Увидишь на прогулке беллетриста –
Знакомую бородку и пенсне.
Благодари, встречай его с поклоном,
Ведь многое он людям рассказал. ( Е. Евстигнеев. Над книгой Чехова.)
Ведущий (2):- Свеча – символ человеческой жизни. А пламя ее, как человеческая душа. Она трепетна и робка. А свет ее беззащитен и нежен. Говорят, что от свеч мало света. Но когда все вокруг освещено одинаково ярко, трудно отличить главное от второстепенного, великое от малого.
Такой свечой и был Чехов, высвечивая нам самое важное и весомое в жизни. Пока она горит, нам хорошо рядом с ней. Может быть, и мы станем хоть чуточку светлей. Кто знает?


Заголовок 2 Заголовок 415