Обобщение опыта по теме Работа над смысловым чтением (промежуточный результат)
РАБОТА НАД СМЫСЛОВЫМ ЧТЕНИЕМ В КОНТЕКСТЕ ФГОС НОО
Лобова Татьяна Витальевна, учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
(с. Кичменгский Городок МБОУ «Первомайская средняя школа)
«Люди перестают мыслить,когда перестают читать»(Д. Дидро).
Актуальность выбранной темы.
Уметь учиться сегодня – это не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением. Поэтому моя тема по самообразованию звучит так «Обучение смысловому чтению в контексте ФГОС НОО». Я не стала останавливаться только на предмете литературное чтение, так как уверена, что обучать смысловому чтению можно на всех без исключениях предметах.
Свою работу я распланировала на 3 этапа:
1 этап – начальный: обнаружение проблемы, изучение и анализ педагогической литературы и опыта коллег. Поиск и накопление диагностических материалов, критериев и показателей уровня оценки смыслового чтения учащихся. (сентябрь – декабрь 2014 года)
2 этап – основной: использование учебных заданий на различных уроках и промежуточная диагностика. (январь 2015-апрель 2018 года)
3 этап – контрольный: оценка эффективности и результативности проделанной работы; систематизация и обобщение работы; оформление опыта работы. (май 2018-октябрь 2018 года)
Сейчас я нахожусь на 2 этапе работы по теме, внедряю те приёмы и методы, которые помогают развить смысловое чтение учащихся.
Стратегии смыслового чтения
В современной литературе, опыте работы коллег под стратегией смыслового чтения подразумеваются различные приёмы работы с информацией, данной в различных видах: текст (художественный и научный), таблица, схема, диаграмма, математическая задача… Эти приёмы не что иное, как организованная самостоятельная работа учащихся с текстами под руководством учителя. Данную работу нужно проводить в системе, усложняя с каждым годом приёмы и способы чтения и обработки информации.
Появилось новое понятие – смысловое чтение. Это такой вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Обучение смысловому чтению можно поделить на 3 этапа:
1 этап – это 1 класс – обучение чтению и пониманию прочитанного текста (отличие текста от набора предложений, усвоение структуры текста, подбор заголовков к тексту).
2 этап – это 2 класс – это обучение работать с текстом (постановка вопросов к тексту, характеристика героев, выделение главных (опорных) слов для пересказа, составление плана с помощью учителя. 3 этап – 3,4 класс - обучение находить в тексте нужную информацию (главную и второстепенную), прогнозировать содержание по заголовку, отрывку, иллюстрации, формулировать вопросы к тексту, давать оценку прочитанному, сравнивать тексты разных жанров, разных стилей с похожим содержанием.
Приёмы работы над смысловым чтением.
Приёмы работы над словом
Без внимательной работы со словами не может быть понимания текста. Словарная работа должна вестись на каждом уроке и не только на уроке литературного чтения.
На уроках литературного чтения учитель использует приёмы, разработанные методистом М. И. Омороковой:
- приём «Найди отличия»: учитель заменяет во время чтения какое – либо слово другим, достаточно близким по значению и грамматической форме, дети должны заметить это искажение, поднять руку и внести поправку.
- приём «Финиш»: перед учащимися ставится задача читать текст до определённого слова, названного учителем, или до нахождения ответа на заданный вопрос, или до описания мысли, сформулированной в задании теми же словами, что и в тексте, …
Словарную работу можно разделить на 4 вида:
- работа с незнакомыми словами;
- работа со словами-ключиками;
- работа со словами образам
- работа со словами терминами
Работа с незнакомыми словами.
Начинающий читатель зачастую отчетливо не осознает, что в тексте есть непонятное для него слово. Такое слово проскальзывает в контексте, оставляя иллюзию понятности. Любой учитель сталкивался с этим явлением, задавая детям вопрос после чтения текста: «Какие слова были непонятны?». Как правило, дети таких слов не называют. На первых этапах работы с текстом необходимо прерывать чтения для выяснения непонятных детям слов. Постепенно учащиеся привыкают во время чтения подчёркивать непонятные слова. После чтения эти слова обсуждаются: можно ли понять слово из контекста или нужно воспользоваться словарём.
В ПНШ продумана работа со словарями в русском языке, литературном чтении, окружающем мире, музыке, окружающем мире, поэтому проблема поиска словарей отпадает. На полях учебников есть маркировка, когда необходимо перейти в словарик. Такая работа очень хорошо продумана в электронном варианте учебников.
Работа с ключевыми словами.
Серьезно страдает понимание и от невнимания к ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст.
А познакомить их со «словами-ключиками» можно так.
Учитель. Помните ли вы, чем закончилась сказка о приключениях Буратино? Правильно, с помощью золотого ключика была открыта секретная дверь. Сегодня вы узнаете об удивительных ключиках, которые открывают секреты текста. Это «слова-ключики».
- Почему они так называются? Они помогают догадаться о том, что автор текста хотел сказать и сказал читателю, но не прямо, а как бы по секрету.
- Потренируемся. В тексте стихотворения автор спрятал важную информацию. Отыскать ее помогут «слова-ключики».
ФУТБОЛ
Сказала тетя:
- Фи, футбол!
Сказала мама:
- Фу, футбол!
Сестра сказала:
- Ну, футбол…
А я ответил:
- Во, футбол!
(Г.Сапгир)
«Слова-ключики» здесь такие: фи, фу, ну, во. С их помощью автор показал разное отношение людей к футболу. У женщин эта игра вызывает презрение – фи, пренебрежение – фу, разочарование – ну, а у мальчика – восторг – во.Такая работа помогает вести обучение учащихся выразительному чтению. Поиск главных слов помогает подготовить пересказ текста не только по литературному чтению, но и по окружающему миру.
Работа со словами-образами.
Получать удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам, найденным автором произведения. Знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении. Затем учащиеся знакомятся с олицетворением, эпитетом, метафорой, с таким литературным приёмом, как звукопись.
Уметь раскрывать секреты автора в произведении учащимся очень нравится. Они с удовольствием выполняют такие задания.
Работа со словами – терминами по различным предметам
Работа с ними необходима для того, чтобы развивался словарный запас учащихся, чтобы они могли использовать новые слова в математической речи, в анализе произведения, в ответах по окружающему миру….
Технология продуктивного чтения
Эта технология резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Основными приёмами работы с текстом в данной технологии являются комментированное чтение и диалог с автором. А всю работу можно разделить на три этапа.
Первый этап технологии – работа с текстом до чтения. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».
Второй этап – работа с текстом во время чтения: после того, как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного чтения») следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного чтения.
Третий этап. Работа с текстом после чтения. Концептуальная (смысловая беседа по тексту). Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Знакомство с писателем. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс в теме «Постигаем секреты сравнения». Урок «Черепаха, кролик и удав-маха» Кубинская сказка.
Приём «тонких» и «толстых» вопросов
Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.
Простые вопросы
Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Было ли…?
Согласны ли вы…?
Верно…? Сложные вопросы
Дайте объяснение, почему…?
Почему вы думаете…?
Почему вы считаете…?
В чем разница…?
Предложите, что будет, если…?
Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными…?
Что еще можно использовать вместо данного объекта?
Работа над задачей в математике
Если учащийся прочитает задачу, представит себя в ней главным действующим лицом, знает приёмы выбора действия, то успех обеспечен. Составление по задаче краткой записи помогает задачу понять главное, найти помощников в условии, выяснить требование. Большое значение имеет работа с задачей, данной в таблице или схеме. Такие задания развивают мышление, идёт поиск нужной информации.
Приём составления вопросов к задаче, составление задач по схеме, таблице, краткой записи
Ромашка Блума
Классификация вопросов Б.Блума:
•Простые вопросы.
•Уточняющие вопросы.
•Объясняющие (интерпретационные) вопросы.
•Творческие вопросы.
•Оценочные вопросы.
•Практические вопросы.
Чтение с пометками
Чаще всего этот приём я использую по окружающему миру, при чтении текста учебника или хрестоматии. Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
V - знакомая информация, + - новая информация, - - я думал (думала) иначе
? - это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше
Результативность опыта
Работа над темой уже позволяет сделать промежуточные выводы: учащиеся не стали боятся текстов и работать им с ними стало интереснее. Каждую четверть отслеживается развитие читательских умений работать с текстом литературного произведения.
Далее в таблице приведены результаты проверочных работ во втором (3,4 четверть) и 3 класс (1 четверть).
№ УУД Критерий оценки Показатель критерия 3 четверть
2 класс 4 четверть
2 класс 1 четверть
3 класс
1 Поиск информации и понимание прочитанногоУмение определять тему или основную мысль произведения Определил и записал тему или основную мысль 15% 25% 45%
2 Умение определять жанр произведения Определил жанр произведения 50% 75% 90%
3 Умение составлять план текста Составил простой план, не пропустив важные моменты Не диагностировалось
4 Умение восстанавливать последовательность событий Расставил последовательность событий правильно 45% 60% 75%
5 Умение отвечать на вопросы по содержанию текста
Ответил правильно на вопросы по тексту, данные в явном виде 35% 50% 65%
6 Преобразование и интерпретация информации Умение объяснять слова из текста
Объяснил слово, опираясь на текст 10% 30% 60%
7 Оценка информации Умение высказывать своё отношение к тексту
Высказал словами понравилось или не понравилось
Выразил своё отношение к тексту, сказав полезна информация или нет100%
45% -
55% -
60%
Надеюсь, что при выполнении комплексной работы в конце учебного года учащиеся встретят меньше затруднений при систематической работе по данной теме.
Литература:
Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – М.: 2001
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://www.edu.ru/db/portal/obschee/
Примерные образовательные программы