Статья Работа над чтением литературного произведения



Коррекционная школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в самостоятельную трудовую жизнь. Поэтому обучение в ней носит сугубо практический характер.
Умственно отсталые дети должны приобрести навык правильного, беглого и осмысленного чтения, с тем, чтобы к моменту окончания обучения приобрести интерес к книге и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы.
Обучение чтению должно вестись в двух взаимосвязанных направлениях: последовательное развитие у обучающихся техники чтения и выработка умения анализировать и сознательно усваивать содержание читаемого. Это обусловливается тем, что достаточно развитая техника чтения обеспечивает более свободное усвоение смысла читаемого, а понимание содержания текста создает благоприятные условия для совершенствования техники чтения.
Формирование у обучающихся навыка правильного и сознательного чтения связано с решением и других задач развития речи обучающихся: уточнение и развитие словаря, выработка умения правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать мысли в устной и письменной форме. 1. Подготовка обучающихся к чтению
Перед тем как приступить к чтению проводится соответсвующая подготовительная работа с целью возбудить у обучающихся интерес к теме данного литературного произведения и обеспечить наиболее полное и правильное восприятие его содержания. Это особенно важно при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями), воспитанники которой не обладают способностью самостоятельно представлять содержание прочитываемого текста в виде конкретных образов.
Для того, чтобы подготовительная работа на уроках чтения сыграла определенную роль, приемы ее проведения единообразными для всех случаев; они должны соответствовать характеру именно того произведения, к чтению которого обучающиеся готовятся.
Дети часто имеют представления, которые в той или иной мере могут послужить основой для усвоения содержания литературного произведения, но эти представления нуждаются в выявлении и в соответствующей организации. Если, например, предстоит читать стихотворение М, Ю.Лермонтова «Бородино», то предварительно дети должны будут восстановить в памяти сведения об Отечественной войне 1812 года, полученные на уроках истории. Беседу следует сопровождать рассматриванием картин, показом соответствующих слайдов, что позволит наглядно представить ситуацию, в которой развертываются описываемые в стихотворении события. При подготовке к чтению рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» необходимо сообщить обучающимся о войнах, проводимых царским правительством на Кавказе, о нравах и быте горцев того времени.
2. Чтение литературного произведения
Чтение литературного произведения организуется в разных случаях по-разному, в зависимости от его объема и характера содержания. Небольшие рассказы, стихотворения, басни целесообразнее в первый раз читать целиком вслух, Произведения же большие по объему, расчлененные на ряд глав, нужно читать по частям, чередуя чтение в классе и самостоятельно детьми.
Основная цель чтения литературного произведения – правильное восприятие его содержания. Процесс восприятия не осуществляется сразу в законченном виде, а постепенно развивается. В соответствии с закономерностью последовательного развития восприятия и следует организовать способы чтения литературного произведения.
Первой стадии восприятия соответствует первое чтение текста. Это чтение должно произвести на обучающихся яркое впечатление, вызвать у них соответствующие переживания. Это окажется возможным, в том случае, если произведение будет прочитано правильно и выразительно.
Дети с нарушениями интеллекта, даже обучающиеся в старших классах, в большинстве случаев не владеют в достаточной степени навыком правильного и выразительного чтения. Если им поручается первое чтение произведения, то они читают монотонно и часто ошибаются. Учителю приходится прерывать их чтение, чтобы исправить ошибки, вследствие чего впечатление от прочитанного нарушается. Поэтому рекомендуется, чтобы в первый раз литературное произведение было прочитано учителем.
Когда первое чтение литературного произведения будет закончено, надо сделать небольшую паузу, с тем чтобы дать обучающимся возможность разобраться в полученных впечатлениях. Затем можно поставить несколько вопросов, которые должны помочь им оформить эти впечатления: «Чтобы вы хотели сказать о прочитанном?»
Повторное чтение и даже неоднократное перечитывание отдельных частей текста детьми будет происходить в дальнейшем при детальном разборе содержания.
Работая над содержанием произведения, необходимо иметь ввиду не только усвоение содержания, но и совершенствование техники, особенно выразительности чтения.
При обучении выразительному чтению основная задача заключается в том, чтобы приблизить чтение текста к живой речи. Приходится добиваться, чтобы обучающиеся читали достаточно громко, отчетливо и соблюдали нормы литературного, орфоэпически правильного произношения.
Выразительное чтение является средством передачи мыслей, чувств и настроений. Поэтому обучение детей использованию различных приемов выразительного произношения должно опираться на глубокое понимание смыслового содержания текста.
Важным является умение правильно ставить логическое ударение, соблюдать интонацию, соответствующую характеру произведения.
Вместе с выразительностью надо развивать и беглость чтения. Следует отметить, что это означает не увеличение скорости произношения читаемых слов, а достижение связности процесса чтения и приведение его в соответствие с темпом обычной живой речи.
Отдельные обучающиеся старших классов затрудняются в чтении трудных по структуре слов, искажают их звуковой состав. Таким детям следует предлагать для чтения более доступный материал, постепенно усложняя его по мере развития у них техники чтения.