Развитие познавательной активности учащихся посредством применения методов и приёмов организации самостоятельной работы на уроках биологии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ











Развитие познавательной активности учащихся
посредством применения методов и приёмов организации
самостоятельной работы
на уроках биологии и природоведения






Выпускная работа
слушателя курсов повышения
квалификации – учителей биологии
общеобразовательных учебных заведений
Новиковой Светланы Юрьевны,
учителя УВК «Школа-лицей» №1
п.г.т. Черноморского


Научный руководитель
Терехова А.В.,
преподаватель кафедры
естественно-математического
образования






Симферополь 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ _______________________________________________________ 3

ПОНЯТИЕ О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ И ЕЁ ВИДАХ ________________ 5
1.1. Работа над учебником и учебной литературой по осмыслению
и усвоению новых знаний ________________________________________ 5
1.2. Лабораторные работы по овладению новым материалом ____________8

2. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ______________________________________________ 10

3. РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ПРИРОДОВЕДЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) _____________________16

ВЫВОДЫ ________________________________________________________24
ЛИТЕРАТУРА ____________________________________________________ 25
ПРИЛОЖЕНИЯ ____________________________________________________________26















ВВЕДЕНИЕ

Слова «самостоятельность» и «самостоятельный» характеризуют и особое качество выполняемой человеком работы, и определённое личностное качество. Самостоятельность как особое качество личности включает в себя сознательность и мотивированность действий, неподверженность чужим влияниям и внушениям, проявление своей воли, опирающейся на понимание необходимости поступать и действовать в данных обстоятельствах в соответствии с принятым решением и внутренней позицией человека.
Самостоятельность в обучении (познавательная) – необходимое условие активизации познавательных процессов и всей учебной деятельности обучаемого и одновременно является одним из путей подготовки человека к жизни, труду в условиях быстро развивающихся знаний, обновляющейся техники, развития духовной культуры.
Однако если раньше включение самостоятельной работы в учебный процесс преследовало, прежде всего, цель активизации работы обучаемых и обеспечение приобретения ими более прочных знаний, то в настоящее время самостоятельной работе уделяется такое большое внимание ещё и потому, что выпускнику современной школы, ВУЗа, любого учебного заведения, чтобы не отстать от жизни, предстоит непрерывно пополнять и обновлять полученные во время обучения знания, решать новые задачи. Молодой человек должен быть и психологически, и практически подготовлен к необходимости постоянно учиться, самостоятельно приобретать новые знания и, главное, хотеть приобретать эти знания.
В задачу педагогов поэтому входит обучение молодых людей приёмам, умениям и навыкам самостоятельной работы по приобретению новых знаний, включая и изыскание различных источников этих знаний. При этом особенно важным в решении этих задач является развитие познавательных потребностей, т.е. внутреннего побуждения, желания пополнить свои знания.
Цель работы: выяснить, каким образом самостоятельная работа активизирует познавательные процессы учащихся и стимулирует их к самостоятельному приобретению знаний.
Перед написанием данной работы я поставила перед собой следующие задачи:
Углубить теоретические знания по вопросам организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках.
Рассмотреть основные методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работу над учебником, лабораторные работы.
Определить методы и приёмы организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках.
Показать на практике развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках природоведения и биологии.














1. ПОНЯТИЕ О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ И ЕЁ ВИДАХ
Дидактическое значение самостоятельной учебной работы обусловливается тем, что в её основе лежит активная познавательная деятельность каждого школьника по овладению знаниями.
Самостоятельная учебная работа при нарастающей её сложности развивает познавательные способности учащихся, содействует выработке учебных умений и навыков, повышает культуру умственного труда и делает приобретаемые знания более осмысленными и глубокими.
Б.П. Есипов указывал, что «самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических действий» [4].

1.1. Работа над учебником и учебной литературой по осмыслению и усвоению новых знаний
Сущность этого метода состоит в том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым учеником путём вдумчивого изучения материала по учебнику и осмысления содержащихся в нём фактов, примеров и вытекающих из них теоретических обобщений, при этом одновременно с усвоением знаний учащиеся приобретают умение работать с книгой. Данное определение подчёркивает две важные взаимосвязанные стороны: самостоятельное овладение учащимися изучаемым материалом и формирование умения работать над учебной литературой.
Дидактическая эффективность работы учащихся над учебником по самостоятельному усвоению новых знаний в решающей мере зависит от правильной её организации. Проводя занятия, учитель обязан в каждом конкретном случае определять, в каком порядке целесообразнее применить учебник на уроке, чтобы он стимулировал мыслительную деятельность ребят и не вёл к зубрёжке и формальному запоминанию изучаемого материала. В этой связи необходимо соблюдать следующие дидактические требования:
существенное значение, прежде всего, имеет правильный выбор материала (темы) для самостоятельного изучения на уроке. Не всякий вопрос учащиеся могут усвоить без предварительного объяснения учителя. Многие темы содержат в себе совершенно новые сведения, носят вступительный или обобщающий характер. Их изучение вызывает у школьников большие трудности. Естественно, что по таким вопросам не следует отсылать учащихся к работе с учебником, их нужно излагать самому учителю. Т.о., соблюдение принципа посильности является одним из условий организации самостоятельной работы с учебником;
всякой работе с учебником и учебной литературой должна предшествовать обстоятельная вступительная беседа учителя. Учащихся следует ввести в курс изучаемой темы, обратить их внимание на основные вопросы нового материала, а также определить порядок самостоятельной работы;
в процессе занятий учителю нужно наблюдать за самостоятельной работой учащихся, спрашивать отдельных из них, как они понимают изучаемые вопросы. Если некоторые ученики будут встречаться с затруднениями, оказывать им помощь;
работа с учебником ни в коем случае не должна занимать весь урок. Её нужно сочетать с другими формами и методами обучения. Так, после работы с учебником обязательно нужно проверять качество усвоения изучаемого материала, проводить практические упражнения, связанные с выработкой умений и навыков и дальнейшим углублением знаний учащихся;
серьёзное внимание нужно обращать на выработку у школьников умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал по учебнику. Следует добиваться, чтобы школьники при работе с учебником могли самостоятельно выделять основные вопросы, составлять план прочитанного в виде вопросов и тезисов, аргументировать наиболее важные положения, делать выписки, пользоваться при чтении словарём, анализировать помещённые в книге иллюстрации и т.д.
При организации самостоятельной работы с учебником полезно применять приёмы дифференцированного обучения. Например, при изучении в 9 классе темы «Организм человека – единое целое» учащиеся уже знают, что различные типы тканей образуют органы, а те, в свою очередь, входят в состав физиологических систем. Опираясь на эти знания, данную тему они могут усвоить самостоятельно по учебнику.
Каким же образом дифференцируется эта работа? Девятиклассников в зависимости от уровня их успеваемости можно разделить на четыре группы, предложив каждой из них отдельное задание:
А. Более слабым по успеваемости – вдумчиво прочитать по учебнику формулировку понятий «орган», «физиологическая система», «функциональная система», выписать определения и привести примеры.
Б. Среднеуспевающим ученикам – прочитать формулировку понятий и охарактеризовать строение и функции физиологических систем (на примере 2-3 систем).
В. Учащимся с достаточным уровнем знаний – предложить определить отличия между физиологической и функциональной системами.
Г. Учащиеся с высоким уровнем учебных достижений должны постараться доказать, что организм – единое целое.
После выполнения этого задания проводиться закрепляющая работа: учащиеся каждой группы выступают с докладами по своему вопросу, после чего можно сформулировать вывод: организм человека – единое целое.
Работа с учебником по новому материалу нередко проводится в форме выборочного чтения отдельных мест с целью самостоятельного усвоения вопросов описательного характера. В таком случае изложение материала учителем чередуется с работой учащихся над учебником. Например, при изучении в 7 классе темы «Разнообразие животных и их классификация» сначала задаю вопрос: «Что вы знаете о классификации организмов? По каким признакам учёные классифицировали организмы?». Обсуждая этот вопрос, учащиеся должны прийти к выводу о том, что любая классификация начинается с определения признаков (или критериев), по которым будет проводиться классификация. Затем даю самостоятельно прочитать в учебнике информацию о том, какими были первые попытки учёных классифицировать животных. После прочтения учащиеся могут предлагать свои критерии для классификации. Их фиксирую на доске. В процессе обсуждения становится понятно, что для классификации животных учащимся не хватает информации о них. После этого приступаю к объяснению нового материала.
Приведённые примеры показывают, что самостоятельная работа учащихся над учебником по осмыслению нового материала как метод обучения требует от учителя хорошего знания и практического овладения разнообразными приёмами её организации.

1.2. Лабораторные работы по овладению новым материалом
В системе работы по восприятию и усвоению нового материала учащимися широкое применение находит метод лабораторных занятий.
Лабораторные занятия – это такой метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее определённому плану проделывают опыты или выполняют практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новые знания.
Лабораторные занятия способствуют ознакомлению учащихся с научными основами современного производства, выработке навыков обращения с реактивами, приборами и инструментами.
Проведение лабораторных занятий с целью осмысления учебного материала включает в себя следующие методические приёмы: 1) постановку темы занятий и определение задач лабораторной работы, 2) определение порядка лабораторной работы или отдельных её этапов, 3) непосредственное выполнение лабораторной работы учащимися и контроль учителя за ходом занятий и соблюдением техники безопасности, 4) подведение итогов лабораторной работы и формулирование основных выводов.
Примером лабораторных занятий по усвоению нового материала может служить изучение темы «Сравнение скелетов земноводных и рыб» (приложение 1). В данном случае можно последовательно руководить каждым этапом лабораторно-практической работы, подводя учащихся исследовательским путём к необходимым выводам. Их мыслительная деятельность обеспечивается тем, что на каждом этапе выполняемой работы они проводят наблюдения и должны самостоятельно делать соответствующие выводы, т.е. каждый ученик включён в активный познавательный процесс, носящий в известной мере характер самостоятельного поиска и разрешения всё более усложнившихся вопросов.
В старших классах самостоятельные работы, носящие характер лабораторно-практических занятий, могут проводиться и в другом порядке. Учитель может вначале определить тему и цель занятий, затем расчленить предстоящую работу на её важнейшие этапы и поставить вопросы, на которые учащимся следует дать ответ. Степень самостоятельности школьников в этом случае будет выше, однако непреложным остаётся одно: учитель должен заранее чётко определить ход самостоятельной работы, чтобы «исследовательские» усилия школьников были целенаправленными и сосредоточены на решении основных вопросов изучаемой темы.

2. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ
Современные стандарты биологического образования дают каждому учителю право на творчество, свою интерпретацию, свою методику, а если всё это объединить – право на индивидуальность, самостоятельность. А как научить самостоятельности учащихся? Путей в педагогическом арсенале много. Они рождены и проверены опытом, учительским чутьём, творчеством. При всём их разнообразии путь усвоения учебного материала, представленный в учебнике, считается основным.
Можно говорить о достаточном или недостаточном качестве учебников по природоведению и биологии, но основным остаётся умение и желание работать. Если умение работать с учебником учащиеся перенесут и на чтение научно-познавательной литературы, это вызовет у них заинтересованность в обучении, интерес к предмету, желание овладеть значительно большим объёмом знаний.
Задания учителя:
создать условия для самостоятельной работы;
вооружить учащихся методами и приёмами творческой деятельности;
обеспечить учащихся основными условиями для творческой деятельности;
дать возможность осуществить все фазы подготовки к творчеству.
Условия творческой деятельности:
обмен мнениями и борьба идей;
свобода критики;
снятие психологической инерции;
проведение детального анализа;
не избегать вопроса «почему?»;
творческая личность учителя;
совместное творчество учителя и учащегося;
мотивация.
Способы стимулирования творческой активности:
создание дружелюбной атмосферы, отказ учителя от критики ребёнка способствуют проявлению многоаспектного мышления;
обогащение окружения ребёнка самыми разнообразными, новыми для него предметами и стимулами с целью развития его заинтересованности;
поощрение высказывания оригинальных идей;
обеспечение возможностей для упражнений и практики, широкое использование вопросов открытого типа;
использование личного примера творческого подхода к решению проблемы;
предоставлять возможность детям активно задавать вопросы.
Принципы развития творческого мышления:
прежде, чем приступить к развитию у ребёнка творческой деятельности, следует сформировать у него необходимые речевые и умственные навыки;
новые понятия должны вводиться только в знакомом контексте;
содержание развивающих технологий должно ориентироваться на личность ребёнка;
следует учить учащегося искать решение, учитывая прежде всего возможные последствия, а не абстрактные достижения;
необходимо стимулировать ребёнка к формированию собственных мыслей.
Время само предоставило нам больше самостоятельности наша цель – научить самостоятельности наших учащихся, тогда им легче будет вступать в жизнь.
Взаимодействие на уроке
Прежде всего, следует обратить внимание на состояние реальных учебных возможностей учащихся. Какой уровень основных учебных умений? Как построить бюджет времени? Как используется деловое общение учащихся – взаимоконтроль, взаимопомощь?
Иногда материал учебника перегружен дополнительной информацией. Необходимо выделить главное, построить материал так, чтобы каждое понятие было связано с предыдущим и следующим; если материал громоздкий, есть потребность построить структурно-логическую схему.
Учебный материал усваивается в процессе решения разных дидактических задач. При этом используется множество приёмов обучения.
Если принятые меры не помогли, к работе подключается учитель. Он влияет на психику ребёнка, избирательно активизируя те или иные стороны. Так, во время изучения сложного материала необходимо активизировать мышление; если материал громоздкий, нужно активизировать память; если класс не настроен на работу, нужно создать определённый эмоциональный настрой; наконец, если у учащихся отсутствует воля, необходимо усилить частоту опроса и стимулировать волевые действия.
Если учитель исчерпал свой арсенал приёмов и не достиг желаемого результата, то нужно усилить свои учебные возможности, овладевать новыми приёмами работы. Когда не хватает времени, необходимо упорядочить его планирование.
Новые средства и методы работы требуют изменения формы подачи учебного материала, разработки средств обучения, использования информационно-коммуникативных технологий.

Формы обучения
Форма обучения – это способ его организации, который учитывает количество учащихся в классе. Разные формы делятся на три группы: индивидуальные, фронтальные и коллективные.
Обучение ведётся в индивидуальной форме, если осуществляется непрерывное взаимодействие учащегося и учителя, например, во время дополнительных занятий или опроса учащегося возле доски. При этом удаётся наиболее полно реализовать индивидуальные особенности учащегося, учитывать его личностные качества. Но такая форма обучения имеет и недостатки: ученик работает сам по себе, без взаимодействия с другими. Это означает, что не происходит воспитание навыков коллективного труда. Учащийся не предоставляет помощи другим и не получает её от одноклассников. Индивидуальное обучение десоциализировано.
В случае фронтального обучения осуществляется связь учителя с группой учащихся. Учитель постоянно и одинаково влияет на всех учеников. Реакцию-ответ учитель воспринимает как реакцию всей группы. Лекция – самый распространённый пример фронтального обучения, требует полного прекращения контакта между учащимися, подчинения требованиям дисциплины. Так что и фронтальное обучение десоциализировано. Разумеется, без фронтального обучения в школе не обойтись – учитель должен объяснить материал всему классу. Но это не должно занимать много времени (10-15 минут). Коллективное обучение происходит при наличии связи не только между учителем и учащимся, но и между самими учащимися. Учитель устанавливает, организует и поддерживает эти связи. Самый простой вид коллективной работы – работа в парах. Эта форма коллективной работы может занять достойное место на уроках по любому предмету.

Организация учебного процесса
Чтобы обучение было эффективным, образовательный процесс должен соответствовать таким требованиям:
Предоставление учащимся разнообразных знаний и видов деятельности для апробирования своих сил и возможностей.
Предоставление возможности овладевать основами наук на уровне, который соответствует индивидуальным особенностям учащихся.
Переход от пассивных форм обучения к долгосрочному обучению с преобладанием самостоятельной работы.
Создание условий для выбора учащимися собственного пути в обучении и, в дальнейшем, возможности выбора профессии.
Учёт физиологических и психических особенностей учащихся с целью сохранения их здоровья.
Общие методические правила развивающего обучения
На уроках создаётся психологический климат с помощью таких важных условий: уважение, соблюдение школьных правил, справедливое отношение учителя к результатам работы учащегося, помощь со стороны учителя ученикам в учебной деятельности, практическая направленность творческой деятельности.
Творческие задания являются основой учебной деятельности учащегося с первого до последнего урока по теме.
усвоению подлежит не вся информация, а только теоретические закономерности – общенаучные, общепредметные и тематические понятия.
Теоретические закономерности не предлагаются учащимся в готовом виде, а оформляются учащимися по существенным признакам самостоятельно или с помощью учителя в процессе анализа и систематизации научной информации, решения проблемы, проведения исследования.
Выполнение творческих заданий и работ осуществляется с помощью алгоритмов, часть из которых разрабатывается самими учащимися и развивается в дальнейшей учебной деятельности.
Структура учебного материала построена таким образом, что в процессе изучения новых тем происходит развитие основных понятий ранее изученного.
В процессе обучения ученики постепенно овладевают методами научной творческой деятельности, потом самостоятельно проектируют новые технологии.
Усвоение новых методов на первом этапе осуществляется в групповой форме, через парную форму переходит в индивидуальную.
Контроль и анализ результатов обучения по теме включает в себя не только теоретические закономерности, но и методы творческой деятельности, а также анализ самого процесса деятельности.
Приёмы и средства формирования логического мышления
Систематическая работа в этом направлении позволит сформировать умения сравнивать, обобщать, размышлять, выделять главное на каждом уроке, в учебнике; освободит детей от заучивания, неосмысленного запоминания, которое приводит к перегрузке, потере заинтересованности в обучении. Начинать формирование логического мышления необходимо в младших классах, постепенно усложняя задания. С этой целью необходимо, прежде всего, научить учащихся работать с текстом, рисунками, схемами учебной и развивающей литературы.


3. РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ПРИРОДОВЕДЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Работа с понятиями
Знание биологических терминов даёт возможность излагать материал научным языком, поэтому в работе с учащимися большое внимание уделяю формированию этих знаний. Для этого использую такие приёмы:
В новых понятиях вместе с учащимися ищу знакомые ассоциации. Например, homos – одинаковый, равный, гомогаметный, гомология.
Задания закрытого типа
Выбрать правильные ответы.
Например: выбрать признаки, характерные только для животных:
а) клетка покрыта клеточной стенкой;
б) питаются преимущественно гетеротрофно;
в) питаются преимущественно автотрофно;
г) имеют вакуоли с клеточным соком;
д) в организме происходит обмен веществ;
е) большинство из них активно передвигаются.
Работая с тестами, можно превратить их из инструмента контроля в инструмент обучения. Во время изучения нового материала учащимся предлагается выбрать правильное утверждение и доказать правильность своего выбора. Во время закрепления материала учащиеся сначала работают с текстом учебника. Потом предлагается тестовое задание с дальнейшим обсуждением. В процессе обсуждения прошу ученика построить материал в необходимой логической последовательности, с использованием всех терминов и понятий, включенных в тестовые задания.
Задания на соответствие
Суть задания состоит в необходимости установить соответствие между понятием и его содержанием.
Например: установить соответствия между тканями и функциями, которые они выполняют:

Функции
Название ткани

А. Защищает от влияний неблагоприятных факторов, повреждений
Б. Эта ткань даёт начало всем другим
В. Придаёт органам прочность, упругость
Г. Состоит из живых клеток. Своё название получила потому, что составляет основную массу всех органов растения
Д. Обеспечивает постоянную связь между органами растений
Е. Покровная ткань, состоит из живых клеток


Образовательная ткань
Покровная ткань
Проводящая ткань
Кожица
Основная ткань
Механическая ткань



Задания на установление правильной последовательности
Пронумеруйте в порядке следования реакции при свёртывании крови:
а) превращение протромбина в тромбин;
б) превращение фибриногена в фибрин;
в) воздействие тромбина на фибриноген;
г) выделение тромбопластина из стенок повреждённых сосудов;
д) образование тромбопластина;
е) повреждение сосудов;
ж) разрушение тромбоцитов.

Задания, в которых ответ конструирует сам учащийся
Представители класса Насекомые приспособились ко всем средам обитания: _______________________________________ . Тело насекомых имеет ____________ покров и состоит из трёх отделов: _______ , _______ и _______ . На голове расположены ___________ усиков, ротовое _________ и сложные ________ . На груди у насекомых расположены ___________ ходильных ног и ___________ крыльев.
Задания с исключением «лишнего» понятия
а) хвоя, шишка, семя, вайя, пыльцевое зерно;
б) смола, камфора, агар-агар, фитонциды, живица.
Задания на выявление общих закономерностей
Учащимся предлагаются понятия, для которых необходимо найти общие закономерности:
а) аксон – дендрит (отростки нейрона);
б) митохондрии – рибосомы (органеллы клетки);
в) белки – липиды (органические вещества клетки).
Терминологический диктант
Учащимся предлагается несколько понятий, необходимо сформулировать и записать определения. Иногда даю учащимся определения, а им необходимо записать понятия.
Творческие задания
Например, составление сказок (приложение 2).
Составление логических схем
Слово «логические» использую, когда хочу подчеркнуть стремление показать в схемах взаимосвязь, взаимоподчинение, внутреннюю закономерность объекта, который изучается. Учащимся даю задание: пользуясь текстом и рисунком учебника, закончить схему.


Растение

Органы

Вегетативные Генеративные
Корень Цветок
Стебель Плод
Лист хлоропласты хлорофилл Семя
Заполнение таблицы
Эта работа позволяет систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся, её можно использовать на любом этапе урока, в том числе для получения обратной связи во время изучения нового материала. (Учащиеся заполняют таблицу по ходу рассказа учителя)
Тема. Разнообразие простейших
Признак для сравнения
Амёба протей
Эвглена зелёная
Инфузория-туфелька

1
2
3
4

Среда обитания




Форма клеток




Способ передвижения




Способ питания




Особенности пищеварения




Дыхание




Выделение




Раздражимость




Количество ядер




Размножение




1
2
3
4

Форма выживания в неблагоприятных условиях




Значение в природе и жизни человека





Составление графических конспектов
Во время составления опорно-схематических конспектов учащиеся выделяют термины, устанавливают связи между ними, выделяют биологические закономерности, сравнивают объекты.
Работа со справочной литературой
Используется для подготовки учащимися докладов, рефератов, семинарского занятия.
Памятка для учащегося
Как самостоятельно подготовиться к семинару?
Внимательно прочитайте вопросы и задания.
Попробуйте ответить на него, не используя учебник, а только свои знания.
Прочитайте страницы учебника, указанные в рекомендациях к семинару, найдите в них ответ на вопрос, обдумайте прочитанное.
Прочитайте соответствующий материал в рекомендованной литературе.
Продумайте устно полный ответ на вопрос.
Зафиксируйте письменно результат самостоятельной подготовки, записав план выступления или его тезисы, конспект ответа.
Продумайте содержание выступления, оно должно быть кратким, логичным, желательно, чтобы сопровождался рисунками и схемами.
Проблемное обучение по методике «мозгового штурма»
Перед учащимися ставится проблема, каждый самостоятельно обдумывает её решение, потом обсуждает в паре и выносит на общее обсуждение, что позволяет развивать индивидуальные возможности и творческие способности ученика.
Тема. Понятие о природе. Окружающий мир и его составляющие.
А) Что вам известно о природе? Из чего она состоит? Что приходит на ум, когда вы слышите это слово?
Записать на доске в виде схемы все предложения учащихся.
Например:
Трава Дождь Животные
Насекомые Солнце
Ветер Деревья
Река Снег
Радуга Грибы
Гром Почва
Планета Человек
Воздух Птицы
Море Рост растения Звезда
Формулирование вывода: природа – это всё то, что нас окружает
Б) Посмотрите на запись на доске. На какие группы можно разделить названные понятия? (Живая природа, неживая природа, явления природы)
Самостоятельная работа: выписать отдельно тела живой природы, неживой, природные явления.
Живая природа
Неживая природа
Явления природы






В) Проверка выполненной работы.
Элементы модульной технологии
Эта технология позволяет учащимся самостоятельно достигать цели учебно-познавательной деятельности. Для этого подбираю фактический материал, формы и средства учебной деятельности, разбиваю учебный материал на отдельные логически завершённые учебные элементы и определяю цель каждого из них.
Модульные технологии реализуют принцип дифференциации, который даёт возможность усвоить не только обязательный минимум, но и достичь более высокого уровня.
Тема. Размножение и развитие человека
Учебный элемент, время
Учебный материал, задание
Рекомендации по выполнению заданий


Мотивация учебной деятельности,
7-10 мин.
Обсудите в парах и подготовьте ответы на вопросы:
Назовите существующие виды размножения.
Что такое размножение?
Каковы особенности полового размножения? Подумайте, в чём преимущества полового размножения по сравнению с бесполым?


Работайте в парах, свои предположения фиксируйте на бумаге.




Обсудите эти вопросы в классе


Лекции, семинарские занятия и зачёты
Этим методом пользуюсь только в старших классах. Изучение темы начинаю с лекции, в которой излагаю основное программное содержание, потом провожу несколько семинаров и заканчиваю тему зачётом в устной или письменной форме.





























ВЫВОДЫ
В результате работы над данной темой считаю, что поставленные задачи были выполнены:
Изучены теоретические аспекты вопроса самостоятельной работы учащихся на уроках.
Определены методы и приёмы организации самостоятельной деятельности учащихся.
В практической части выпускной работы показано, каким образом можно развивать навыки самостоятельной работы на уроках природоведения и биологии.
В целом, удалось проследить, что удачно подобранные методы и приёмы организации самостоятельной работы активизируют познавательные процессы учащихся и дают им стимул к чтению научно-познавательной литературы, вызывают у них заинтересованность в обучении, интерес к биологии, желание приобретать всё больший объём знаний.

















ЛИТЕРАТУРА
Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. Шк.., 1990. – 576 с.
Активні форми та методи навчання биології / Уклад. К.М. Задорожний. – Харкiв: Вид. група «Основа», 2008. – 123, [5] с. – (Б-ка журн. «Біологія»; Вип. 12 (72)).
Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1984. – 496 с.
Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М., 1961.–213 с.
Активiзацiя пiзнавальної дiяльностi учнiв на уроках бiологiї з використанням iнтерактивних технологiй. – Науково-методичний журнал «Бiологiя». – 2008 р. – Лютий. - №4 (196) – С. 8.
Герасимович Н. Інтерактивні методи навчання. – Газета «Психолог». – 2009 р. – Травень.- №17 (353) – С. 12.
Полякова Г. Розвиток творчості учнів на уроці. – Газета «Психолог». – 2009 р. – Квітень.- №14 (350) – С. 5.
Сахно Н. Мотивація до навчання.- Газета «Психолог». – 2009 р. – Червень.- №22-23 (358-359) – С. 61.
Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников.- М., 1991. – 153 с.
Полякова Г.С. Психологічні передумови актуалізації творчого потенціалу учнів в учбовій праці // Актуальні проблеми психології: Проблеми психології творчості та обдарованності. Зюірник наукових праць / за ред. С.Д. Максименко та Р.О. Семенової. – Житомир: Вид-во ЖДУ ім. І. Франка, 2008. – Т.6. – Вип. 3.- С. 224-229.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Академия, 2004. – 175 с.



Приложение 1
Лабораторная работа №12
Сравнение скелетов земноводных и рыб
Цель: ознакомится с особенностями строения скелета земноводных, выяснить, чем скелет земноводных отличается от скелета рыб.
Оборудование: скелет лягушки, муляжи скелетов лягушки и костных рыб, таблицы, рисунки.
Ход работы
Ознакомьтесь со строением скелета лягушки (на скелете и рисунке); определите его отделы: скелет головы (череп), скелет туловища, скелет пояса передних конечностей и собственно конечностей, скелет тазового пояса и задних конечностей.
Пояснение: скелет земноводных состоит из таких отделов: череп, позвоночник, пояса конечностей, скелеты конечностей. Скелет лягушки сложнее, чем скелет у рыб. Это связано с полуназемным образом жизни и развитием ног.
Рассмотрите скелет головы, найдите мозговую коробку и кости верхней и нижней челюстей.
Пояснение: череп у земноводных преимущественно хрящевой, состоит из меньшего количества костей, чем у рыб. В связи с тем, что лягушка дышит лёгкими, жабры у неё отсутствуют. Лицевой отдел черепа преобладает над мозговым, есть верхняя и нижняя челюсти.
Рассмотрите позвоночник. Из каких отделов он состоит?
Пояснение: позвоночник лягушки состоит из шейного, туловищного, крестцового и хвостового отделов. Шейный позвонок один, он соединяет голову с туловищем. Туловищных позвонков – семь, крестцовый – один. Рёбра у лягушки отсутствуют. Позвоночник заканчивается длинной хвостовой костью.
Какие кости образуют пояс передних конечностей? Какое назначение этих костей?
Пояснение: Пояс передних конечностей состоит из парных костей: лопаток, вороньих, ключиц и грудины. Он является опорой для передних конечностей.
Рассмотрите скелет передних конечностей. Какие кости его образуют?
Ответ: скелет передней конечности состоит из плечевой кости, предплечья (локтевой и лучевой костей), кисти с четырьмя пальцами.
Выясните, какие кости образуют пояс задних конечностей? Какое назначение костей пояса задних конечностей?
Ответ: пояс задних конечностей образован сросшимися тазовыми костями и плотно прикрепляются к позвоночнику. Он является опорой задних конечностей.
Рассмотрите скелет задней конечности. Обратите внимание на подвижное соединение костей.
Пояснение: задняя конечность образована бедром, голенью (большая и малая берцовые кости) и стопой с пальцами. Отделы конечности подвижно соединены между собой с помощью суставов. Задние ноги длиннее и крепче, чем передние, и играют основную роль в передвижении лягушки.
Данные своих наблюдений занесите в таблицу:
Скелет лягушки
Скелет рыбы







Сделайте вывод на основе сравнения. С чем связаны изменения в скелете лягушки по сравнению со скелетом рыбы?

Приложение 2
Сказка о видоизменениях корня (7 класс)
(Сказка составляется заранее самими учащимися под руководством учителя).
За столом сидят две ученицы (или ученика), которые рассказывают сказку, при этом постепенно выставляя главных героев в виде резиновых игрушек к забору. Выбираются главные герои из других учащихся – дед, баба, дочка, собачка, кошка, мышка. Каждому даются игрушечные куклы в виде этих героев, которые надевают на руки, и фраза каждого героя на листе, которую он должен прочитать в своё время. На доску постепенно крепятся рисунки с изображением растений, у которых есть видоизменения корня, появляющихся в сказке.
1-й ведущий: Жил-был дед Андрюшка, а у него баба Марьюшка, а у неё дочка Катюшка, а у дочки собачка Жучка, а у собачки подружка кошка Мурка, а у кошки – воспитанница мышка Норушка.
2-й ведущий: Раз весной взял дед лопату, вскопал в огороде грядку большую, навоза немного наносил, грабельками взрыхлил и репку посадил.
1-й ведущий: Работал дед немало: хорошо взошла репка. Росла дедова репка. Радуется дед, аж не знает, где встать.
2-й ведущий: Пошёл он на огород. Взял репку за зелёный чуб. Тянет руками, упирается ногами, мучился весь день, а репка сидит в земле, как пень.
1-й ведущий: Зовёт он бабку Марьюшку.
Дед: Иди, бабуля, не лежи, мне репку вырвать помоги!
1-й ведущий: А баба в это время не лежала, она выкопала георгин, да и рассматривала то, что находилось под землёй: это были видоизменённые корешки – корнеклубни.
2-й ведущий: Пошли они на огород, взял дед репку за зелёный чуб, бабка за дедку. Тянут руками, упираются ногами, мучились весь день, а репка сидит в земле, как пень.
1-й ведущий: Зовёт бабка дочку Катюшку.
Бабка: Иди, дочка, не беги, нам репку вырвать помоги!
1-й ведущий: А доченька рассматривала красивое растение, которое увидела на дереве. Это была орхидея – корешки её висят в воздухе, толстые и имеют много отверстий, чтобы собирать дождевую воду. Эти корни называются воздушными.
2-й ведущий: Пошли они на огород, взял дед репку за зелёный чуб, бабка за дедку, дочка за бабку. Тянут руками, упираются ногами, мучились весь день, а репка сидит в земле, как пень.
1-й ведущий: Зовёт дочка собачку Жучку.
Дочка: Иди, Жучка, не беги, нам репку вырвать помоги!
1-й ведущий: А Жучка смотрела видеофильм, в котором показывали интересное дерево – фикус-баньян, которое растёт в Индии. Оно имеет выросты, которые поддерживают растение и называются – опорные корни.
2-й ведущий: Пошли они на огород, взял дед репку за зелёный чуб, бабка за дедку, дочка за бабку, собачка за дочку. Тянут руками, упираются ногами, мучились весь день, а репка сидит в земле, как пень.
1-й ведущий: Зовёт собачка кошку Мурку.
Собачка: Иди, Мурка, не лежи, нам репку вырвать помоги!
1-й ведущий: Мурка сначала очень испугалась и прыгнула на дерево, где увидела зелёное растение-шар. Это было растение-вампир – омела, а её корни называются корни-присоски.
2-й ведущий: Пошли они на огород, взял дед репку за зелёный чуб, бабка за дедку, дочка за бабку, собачка за дочку, кошка за собачку. Тянут руками, упираются ногами, мучились весь день, а репка сидит в земле, как пень.
1-й ведущий: Зовёт кошка мышку Норушку.
Кошка: Иди, Норушка, не беги, нам репку вырвать помоги!
2-й ведущий: Вырвали репку! А репка – это тоже видоизменение корня, которое называется корнеплод.
Видоизменения корней

Корнеплоды Присоски
Корнеклубни Дыхательные
Воздушные Опорные
Корнеплоды – откладывание питательных веществ в главном корне (морковь, свёкла).
Корнеклубни – откладывание питательных веществ в боковых или дополнительных корнях (георгин).
Воздушные – вбирают воду из воздуха ( орхидеи).
Дыхательные – обеспечивают дыхание у болотных растений (болотный кипарис).
Опорные – поддерживают растение (кукуруза, баньян).
Корни-присоски – у растений-паразитов (повилика) или растений-полупаразитов (омела).














Приложение 3
Урок в 9 классе
«Кровь. Состав крови.
Плазма крови, форменные элементы, их строение и функции»
Цель: определить состав крови, познакомить учащихся со строением и функциями форменных элементов крови человека.
Методы: «мозговой штурм», работа в малых группах.
Метод «мозгового штурма» использую на этапе вызова к размышлению (актуализация опорных знаний и мотивация). Урок начинается с постановки проблемного вопроса: «Почему при проверке состояния здоровья человека важно проводить анализ крови?» В ходе «мозгового штурма» получаю от учащихся ответы на поставленный в начале урока вопрос. Ответы могут быть следующими:
Анализ крови может дать сведения о состоянии здоровья человека.
Кровь выполняет в организме важные функции.
В крови есть гемоглобин.
Для выявления малокровия.
Кровь уничтожает микробы, имеющиеся в организме.
При наличии заболевания состав крови меняется.
Кровь – одна из важных тканей в организме человека.
Все ответы необходимо фиксировать на доске.
Далее перед классом ставится исследовательский вопрос: «Каков состав крови? Каково строение и функции клеток крови?» Ответ на него учащиеся находят в процессе групповой самостоятельной работы. Для этого учащиеся объединяются в небольшие группы, состоящие из 4-5 человек.
Для работы в группах школьники получают рабочие листы, в которых приведены заранее составленные задания, соответствующие поставленному исследовательскому вопросу.


Рабочий лист 1-й группы
Исследовательский вопрос: «Почему эритроциты имеют важное значение в организме?»
Задание 1. Охарактеризуйте состав крови.
Задание 2. Опишите строение эритроцитов. Какие функции они выполняют?
Задание 3. Нарисуйте схему строения эритроцита.
Задание 4. Дайте общий ответ на исследовательский вопрос.



Рабочий лист 2-й группы
Исследовательский вопрос: «Какое значение в жизнедеятельности организма имеет плазма крови, а также процесс свёртывания крови?»
Задание 1. Охарактеризуйте состав плазмы крови. Какова роль плазмы крови в организме?
Задание 2. Опишите процесс свёртывания крови.
Задание 3. Схематично зарисуйте этот процесс.
Задание 4. Дайте общий ответ на исследовательский вопрос.



Рабочий лист 3-й группы
Исследовательский вопрос: «Человек с какой группой крови может быть донором для человека с первой группой крови?»
Задание 1. Что такое малокровие и какие причины его вызывают?
Задание 2. Объясните, по какому принципу проводят переливание крови? Зарисуйте в виде схемы возможные варианты переливания различных групп крови.
Задание 3. Закончите предложение: «Донором называют»
Задание 4. Дайте общий ответ на исследовательский вопрос.


Рабочий лист 4-й группы
Исследовательский вопрос: «Могут ли лейкоциты крови заменить тромбоциты? Ответ обоснуйте»
Задание 1. Дайте сравнительную характеристику строению и функций лейкоцитов и тромбоцитов.
Задание 2. Зарисуйте схему строения лейкоцита и тромбоцита.
Задание 3. Как вы считаете, о чём свидетельствует повышенное содержание лейкоцитов в составе крови?
Задание 4. Дайте общий ответ на исследовательский вопрос.



На этот этап урока отводится 15 мин. Во время выполнения самостоятельной работы при необходимости помогаю учащимся: разъясняю задачи; направляю их внимание на решение исследовательской проблемы, задавая наводящие вопросы.
После выполнения заданий проводится презентация. На этот этап урока отводится не более 20 мин. – по 3-5 мин. на выступающего от каждой группы.
Затем учащимся предлагаю заполнить схему «Состав крови»:
Состав крови

? ? ? ? ?
Следующий этап – коллективное обсуждение итогов работы, обмен мнениями. Учащиеся анализируют версии ответов на проблемный вопрос, которые были предложены во время «мозгового штурма» в начале урока. В ходе обсуждения исключаются ошибочные версии, вносятся дополнения, формулируются выводы.
После этого ещё раз напоминаю проблемный вопрос, поставленный перед учащимися в самом начале урока: «Почему при проверке состояния здоровья человека важно проводить анализ крови?» На завершающем этапе урока формулируется итоговый вывод.








13PAGE 15


13PAGE 14215





ПРИРОДА



15