«Проблемные задания» по химии. Металлы (10кл).Свойства алканов (11кл). 
Тема: «Проблемные задания» по химии.
Тема: Свойства алканов (11кл).
         При изучении химических свойств алканов, а именно реакции замещения, осуждаем с учащимися механизм этой реакции. Для этого, приводим случившийся курьез на королевском балу. 
          Явление металепсии (постепенное замещение гидрогена в органических соединениях галогенами) открыли случайно.
          Французский король приказал своим вельможам  придворной челяди приготовить все необходимое для пышного и грандиозного бала. Для этого изготовили большую партию восковых свечей. А чтобы они имели привлекательный вид и миловали глаз, их отбелили  (ПРЕДПОЛОЖИТЕ ЧЕМ? в парах)…хлором.  Когда заиграла музыка и пары закружились в танце, палац начал наполняться тяжелым удушливым, белым туманом (КАКОЕ ВЕЩЕСТВО ВЫДЕЛЯЛОСЬ И ПОЧЕМУ?).  Дамы и кавалеры начали чихать и кашлять. Бал пришлось срочно приостановить. 
           Известному химику Ж.Дюма приказали выяснить причину этого печального случая. Он провел тщательное исследование белых восковых свечей и нашел главного «обвиняемого», сорвавшего королевский бал.  Им оказался ХЛОР, которым отбеливали желтый воск.  Воск – сложное вещество, состоящее их углеводов (С25Н52 и С30Н60),  высших спиртов (цериловый  – С26Н53-ОН и мирициловый – С31Н63ОН),+ Высшие карбоновые кислоты (С15Н31-СООН – пальмитиновая , церотиновая  - С25Н51-СООН,  мелисиновая С25Н30(ООН) и сложные эфиры высокомолекулярных кислот и спиртов (мирицил-пальминат С15Н31СО-ОС30Н61). (Что можно дополнить?)
Ответ: Вследствие действия хлора на воск атомы Гидрогена в его соединениях замещаются на Галогены. При горении свечей среди других соединений выделялись пары воды и хлороводорода. Образовались Мелкие капельки хлоридной кислоты, которые в виде тумана заполнили залу. 
Тема: Металлы (10кл).
Метод проговаривания мыслей вслух…, что можно дополнить…, обратная связь…, дополнение друг друга.
При изучении в 10 кл. темы «Металлы», чтобы заинтересовать учащихся, следует ставить перед учащимися проблемные вопросы , на которые они должны найти ответ.
В теме «Щелочные металлы»  учащиеся должны найти ответ и обосновать его («Дальше-дальше»… ученики предполагают что это) на такой вопрос: Вещество считалось милостью господней, символом благополучия, символом мира у восточных народов….Но это же вещество погубило многое живое…, из-за него даже море может стать мертвым…. Без этого вещества нельзя обойтись в металлургии…, оно применяется при изготовлении керамики…, без него не было бы кожаных ботинок…. Вещество применяется в медицине, сельском хозяйстве, пищевой промышленности и др. Что же это за вещество. Обоснуйте названные в тексте свойства.
Ответ: Это вещество – поваренная соль, натрий хлорид.