Поурочное планирование 1 четверть 8 класс


8 классУрок 1 Русская литература
Тема урока: Абай Кунанбаев. Двадцать пятое слово- назидание
Цели урока:
1.познакомить учащихся с двадцать пятым словом-назиданием Абая, с понятием «двуязычие», с учебником русской литературы и задачами курса литературы в 8 классе;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать у учащихся желание изучать русский язык
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: учебное пособие, портрет Абая, «Слова-назидания» акына
Ход урока:
Организационный момент.
Изучение нового материала
* Знакомство с учебником и задачами курса литературы в 8 классе
* Беседа о книге акына «Слова-назидания»
* Чтение учителем 25-го Слова с попутным толкованием слов и выражений.
* Работа по вопросам и заданиям, стр.5-6
* Комментированное чтение фрагментов из статей М. Ауезова «Абай и мировая культура» и Ч. Айтматова «Бессмертие народа – в его языке» и беседа по их содержанию.
* Знакомство с понятием «двуязычие» (билингвизм)
- Беседа о двуязычных писателях и поэтах Казахстана и СНГ
3. Закрепление изученного материала.
-Уровневые задания по группам
Контрольные вопросы:
ІІІ уровень: № 1-2;
ІІ уровень : № 3-4;
І уровень: № 5-6;
Письменно ответьте на вопросы к тексту.
4. Домашнее задание: пересказ статьи, стр.4-5
5. Подведение итогов занятий
8 классУрок 2 Русская литература
Тема урока: И.В. Гете «Ночная песнь странника», М.Ю. Лермонтов «Из Гете», Абай «Қаранғы түнде тау қалғып»
Цели урока:
1.познакомить учащихся с художественным и подстрочным переводом стихотворения «Ночная песнь странника» И.В. Гете

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать у учащихся эстетический вкус
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: учебное пособие, портреты Абая,
М. Лермонтова, В.БелинскогоХод урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
Пересказ 25-го «Слова» Абая
Изучение нового материала
* Продолжить ряд ассоциаций: у казахов – Абай, у русских – (Пушкин), у англичан – (Шекспир), у итальянцев – (Данте), у немцев – (Гете).* «Все они писали на разных языках, но у них «созвучие духа, созвучие таланта, единство разноязычия» Герольд Бельгер* Как вы понимаете эти слова?.* Чтение стихотворения «Ночная песнь странника» Гете и высказываний о нем М. Шагинян и Г. Бельгера
4.Закрепление изученного материала.
*работа по вопросам, стр. 10-11
*чтение стихотворения М.Лермонтова
*анализ по вопросам, стр.12
*комментированное чтение высказываний В.Белинского, Бельгера, И. Андронникова
*Самостоятельное чтение стихотворения Абая
*Комментированное чтение фрагмента из романа М.Ауезова «Путь Абая»
5. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Гете и перевод
М. Лермонтова, стр.4-5
6. Подведение итогов занятий
8 классУрок 3 Русская литература
Тема урока: И.В. Тургенев «Восточная легенда»
Цели урока:
1.познакомить учащихся с жанром «стихотворение в прозе», «аполог» на примере «Восточной легенды» И.С. Тургенева;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать у учащихся желание помогать нуждающимся, милосердие и сострадание.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: учебное пособие, портрет
И.С. Тургенева
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
выучить наизусть стихотворение Гете и перевод
М. Лермонтова, стр.4-5

3.Изучение нового материала
*Краткий рассказ учителя о жанре «стихотворение в прозе» И.С. Тургенева и одном из них «Восточной легенде», сюжетно близкой к поэме Абая «Масгут».

4.Закрепление изученного материала.
-Комментированное чтение легенды.
-Словарная работа.
-Анализ произведения по вопросам
*Почему Тургенев свою «Восточную легенду» написал в иносказательной форме?
*Почему это стихотворение в прозе автор назвал «Восточной легендой»?
*Почему Джиаффар выбрал и съел сморщенное яблоко?
5. Домашнее задание: стр.15-16, пересказ легенды
6. Подведение итогов занятий
8 классУрок 4 Русская литература
Тема урока: Стихотворная и прозаическая речь
Цели урока:
1. формировать у учащихся понятие о стихотворной и прозаической речи;
2.развивать умение определять различие стихотворной речи
от прозаической;

3.воспитывать у учащихся внимание и любознательность.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: учебное пособие, сборник стихотворений на русском языке (любой)
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
стр.15-16, пересказ « Восточной легенды» И.С. Тургенева

3.Изучение нового материала
*Краткий рассказ учителя об особенностях стихотворной и прозаической речи
*Составление диаграммы Венна
217551056515Прозаическая речь
-обычная графика
-абзацы
-нет рифмы
-ритм прозаический
00Прозаическая речь
-обычная графика
-абзацы
-нет рифмы
-ритм прозаический
056515Стихотворная речь
-особая графика
-строфы
-рифма
-ритм
00Стихотворная речь
-особая графика
-строфы
-рифма
-ритм


4.Закрепление изученного материала.
-Учащимся раздаются сборники стихотворений
Задание: -определить ритм, расположение ударных и безударных слогов
-парная рифма или нет
5. Домашнее задание: стр.18-20, пересказ
6. Подведение итогов занятий
8 классУрок 5 Русская литература
Тема урока: А. Никитин «Хождение за три моря»
Цели урока:
1.познакомить учащихся с русским купцом А. Никитиным и его книгой «Хождение за три моря»;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любознательность.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: учебное пособие, портрет
И.С. Тургенева
Работа со словами: афоризм, смилостивиться, бить челом, рать
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
стр.18-20, пересказ текста «Стихотворная и прозаическая речь»

3.Изучение нового материала
*Комментированное чтение вступительной статьи к разделу, стр.21
*Ответы на вопросы и выполнение заданий
*Краткий рассказ учителя о А. Никитине и его «Хождении за три моря».
*Комментированное чтение фрагментов с попутной словарной работой.

4.Закрепление изученного материала.
*Ответы на вопросы – заданя, стр.26
*Работа с афоризмами, подбор казахских аналогов-эквивалентов
5. Домашнее задание: стр.22-26, пересказ «Хождения за три моря»
А. Никитина
6. Подведение итогов занятий
8 классУрок 6 Русская литература
Тема урока: Г.Р. Державин «Фелица»
Цели урока:
1.познакомить учащихся с «отцом русских поэтов» Г.Р. Державиным и его одой «Фелица»;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать у учащихся интерес к творчеству Державина.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: учебное пособие, портреты
Г.Р. Державина и Екатерины ІІ.
Работа со словами: рассудок, благодетель, пленять, вельможа, сильные мира сего, волынка, одаХод урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
стр.22-26, пересказ «Хождения за три моря» А. Никитина
3.Изучение нового материала
*Комментированное чтение фрагмента из статьи Е. Винокурова «Отец русских поэтов» и краткий рассказ о поэте.
*Введение термина «ода»
*Ответы на вопросы и выполнение заданий по учебнику, стр.28
*Комментированное чтение фрагментов оды «Фелица».

4.Закрепление изученного материала.
*Анализ оды по вопросам, стр.31
*Подготовка к выразительному чтению.
*Знакомство с отрывком из статьи Л. Варшавского «Державин и Казахстан».
5. Домашнее задание: стр.28-30,выразительное чтение оды «Фелица»
Г.Р. Державина
6. Подведение итогов занятий
8 классУрок 7 Русская литература
Тема урока: Байрон «Корсар»
Цели урока:
1.познакомить учащихся с Байроном и его повестью «Корсар»;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать у учащихся на основе повести дух свободы, воли и независимости.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: учебное пособие, портрет Байрона

Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
стр.28-30,выразительное чтение оды «Фелица» Г.Р. Державина и вопросы анализа к оде, стр.31
3.Изучение нового материала
*Комментированное чтение фрагмента из статьи В.М. Жирмунского «Поэт - романтик»
* краткий рассказ о поэте, исторических основах поэмы «Корсар»

*Ответы на вопросы и выполнение заданий по учебнику
*Комментированное чтение фрагментов оды «Фелица».

4.Закрепление изученного материала.
*Анализ поэмы по вопросам после каждого фрагмента
*Подготовка к выразительному чтению.
* знакомство с понятием «романтизм». Поэма «Корсар» как романтическое произведение.
5. Домашнее задание: стр.34-35,наизусть 8 строк из поэмы
6. Подведение итогов занятий
8 классУрок 8 Русская литература
Тема урока: А.С. Пушкин «Бахчисарайский фонтан»
Цели урока:
1.познакомить учащихся с поэмой и работой Пушкина над ней;
2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся интерес к творчеству А.С. Пушкина.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: учебное пособие, портрет А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, иллюстрация «Памятник Пушкину в Москве»

Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
стр.34-35,наизусть 8 строк из поэмы

3.Изучение нового материала
*Комментированное чтение фрагмента из выступления И.С. Тургенева на открытии памятника А.С. Пушкину в Москве
* Словарная работа. Ответы на вопросы,стр.45
*Краткий рассказ учителя об историко-культурных основах поэмы

*Ответы на вопросы и выполнение заданий по учебнику
*Комментированное чтение поэмы «Бахчисарайский фонтан».

4.Закрепление изученного материала.
* Ответы на вопросы и выполнение заданий
* Обобщающая беседа.
* Самостоятельная работа – чтение статьи о силлабо-тоническом стихосложении.
*Упражнение в определении двусложных размеров в знакомых поэтических текстах.
5. Домашнее задание: стр.45-55,выразительное чтение поэмы
(по желанию выучить отрывок наизусть)
6. Подведение итогов занятий
8 классУрок 9 Русская литература
Тема урока: Г.У. Лонгфелло. Поэма об индийском народе
Цели урока:
1.познакомить учащихся с американским поэтом Г.У. Лонгфелло

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать у учащихся чувство независимости, силы духа, мужества.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: учебное пособие, портрет
Г.У. Лонгфелло
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
стр.45-55,выразительное чтение поэмы
(по желанию выучить отрывок наизусть)
3.Изучение нового материала
* Комментированное чтение статьи Б. Томашевского, стр.57 о Г.У. Лонгфелло и его поэме, беседа по содержанию статьи.
* ответить на вопросы, стр.59
*Комментированное чтение поэмы, стр.59-61
3. Закрепление изученного материала.
- Словарная работа
-Беседа по содержанию поэмы
-Анализ поэмы по вопросам и заданиям в учебнике, стр.61
-Отработка выразительного чтения
4. Домашнее задание: наизусть отрывок, стр. 59-61 (на выбор)
5. Подведение итогов занятий
8 классУрок 10 Русская литература
Тема урока: М.Ю. Лермонтов. Поэма «Беглец»
Цели урока:
1.познакомить учащихся с поэмой, творчеством поэта;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать у учащихся чувство патриотизма.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: учебное пособие, портрет Лермонтова
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.

наизусть отрывок, стр. 59-61 (на выбор)
3.Изучение нового материала
* Комментированное чтение фрагментов из статьи И. Андронникова о кавказских мотивах в творчестве Лермонтова и основе поэмы «Беглец»
* ответить на вопрос
*Комментированное чтение поэмы.
* Словарная работа
3. Закрепление изученного материала.
-Беседа по содержанию поэмы
-Анализ поэмы по вопросам и заданиям в учебнике, стр.72
-Отработка выразительного чтения
-Комментированное чтение стихотворения Р. Патканяна «Великий человек»
-Беседа на основе двух поэтических произведениях о понятиях чести, преданности, любви к родине, которые одинаково ценят все народы.
4. Домашнее задание: стр. 67-73, выразительное чтение
5. Подведение итогов занятий