Конспект урока : Зона лесов (4 класс) 
Тема урока: Леса России					
Тип урока:    Усвоение новых знаний.
Цели урока:  Сформировать у учащихся представление о лесной зоне.	Задачи:									
Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями лесов:     тайгой, смешанным и широколиственным лесов, с растительным и животным миром зоны лесов.
Развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой.
Воспитывать любовь  уважение к родной природе
Оборудование:  карта «Природные зоны России»; слайды: рисунки и фотографии с изображением  растительного и животного мира зоны лесов, схемы; индивидуальные карточки – тесты;  мультимедийная установка.
План урока
ОНУ
Актуализация знаний
Природные зоны
Работа в парах по карточкам
Открытие новых знаний
Растительный мир лесной зоны
Физкультминутка
Животный мир лесной зоны
Самостоятельная работа с последующей проверкой
Работа по учебнику
Работа в тетради
Подведение итога урока
Домашнее задание                         				
Ход урока.
Организационный момент. 
Актуализация знаний
- С какими природными зонами мы познакомились? Показать на карте.
- О какой зоне идёт речь, отгадайте:
										Слайд 1-2
«Животных кормит море. Морскими водорослями питаются рачки, а ими рыбы. Основная пища птиц и животных – это рыба. Все звери прекрасные пловцы. От холода их защищает слой жира»-зона арктических пустынь
«Лето здесь прохладное и короткое, а зима длинная и суровая. Все растения низкорослые. Мох – ягель – пища северных оленей. Растёт на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики»- зона тундры
Какая цепь питания к какой зоне относится?			Слайд 3-4	
Ученики работают по карточкам  (работа в парах)
Показать стрелками в какой природной зоне можно встретить каждое растение и животное:
песец							лемминг
белый медведь					ягель
водоросли						полярная  сова
тупик				Арктика		гагара
брусника						голубика
северный олень					белая куропатка
морошка			Тундра		лишайник
полярный мак					морж
тюлень						рачки 
										Слайд 5
Открытие новых знаний
Нет ничего милее,  бродить и думать здесь,
Излечит, обогреет, накормит русский  (лес)	
 - О чём говорится в этом стихотворении?     (О лесе)    слайд 6
 - Сегодня мы поговорим о  лесной зоне России.
Лес – это источник энергии, лес – это кислород, растения, грибы, животные. Без леса нет жизни на земле. Сегодня мы познакомимся с растительным и животным миром леса, расположением лесной зоны и её климатическими условиями.  Слайд 7
- В каком поясе расположена зона лесов?      			
В умеренном.
- Как вы думаете, какие здесь климатические условия?
	Холодная зима и тёплое лето.
- Это самая большая природная зона. В ней три части: тайга,  смешанные леса, широколиственные леса. Между тундрой и зоной лесов находится лесотундра                                                      Слайд 8
Растительный мир
-Растительный мир лесной зоны очень разнообразен. Например, тайга покрыта хвойными лесами                                                       Слайд 9
Смешанные леса покажут нам и сосну, и тополь, и ольху, и березу, и осину, а вот широколиственные –дуб, липу, клен, иву 
Слайд 10-11
Физкультминутка. 
	Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.
	Вверх на солнце посмотрели, и их всех лучи согрели.
	Ветер тихо клён качает, вправо, влево наклоняет.
	Раз – наклон, и два – наклон, зашумел листвою клён.  Слайд 12
3.3.  Животный мир зоны лесов.		Слайд 13 – 15
-А вот какие птицы и животные обитают в этой местности?
	Кедровка, сокол, летяга, белка, благородный олень, соболь, лось, бурый медведь,
	бурундук, рысь, заяц-беляк, рябчик, глухарь, полёвка.
(Идёт показ слайдов с текстовым описанием некоторых животных и птицы)
Самостоятельная работа с последующей проверкой
4.1.  Работа по учебнику. 			Страница 100 – 101
- Рассмотрите внимательно картину и составьте цепи питания зоны лесов.	 
 Работа в тетради.
Учащиеся составляют цепи питания и записывают в тетрадь
(работа в парах)
растения ----  заяц-беляк ----- рысь;				
	растения ----  мышь –полёвка --- соболь;
	растения ----  белка  -    сокол;            
проверка   ----------                                                                       Слайд 16	
Подведение итога урока 				Слайд 17
- С какой природной зоной мы сегодня познакомились?
- Сколько частей  можно выделить в лесной зоне?  3
- Назовите их! Тундра, зона смешанных лесов, зона широколиственных лесов
6. Рефлексия
  Домашнее задание: 						Слайд 18
			1в – рассказать о растениях зоны лесов;
			2в – рассказать о животном мире зоны лесов.			                   
15