Конспект урока : Зона лесов (4 класс)

Тема урока: Леса России
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Цели урока: Сформировать у учащихся представление о лесной зоне. Задачи:
Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесов, с растительным и животным миром зоны лесов.
Развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой.
Воспитывать любовь уважение к родной природе
Оборудование: карта «Природные зоны России»; слайды: рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира зоны лесов, схемы; индивидуальные карточки – тесты; мультимедийная установка.

План урока
ОНУ
Актуализация знаний
Природные зоны
Работа в парах по карточкам
Открытие новых знаний
Растительный мир лесной зоны
Физкультминутка
Животный мир лесной зоны
Самостоятельная работа с последующей проверкой
Работа по учебнику
Работа в тетради
Подведение итога урока
Домашнее задание

















Ход урока.

Организационный момент.
Актуализация знаний
- С какими природными зонами мы познакомились? Показать на карте.
- О какой зоне идёт речь, отгадайте:
Слайд 1-2
«Животных кормит море. Морскими водорослями питаются рачки, а ими рыбы. Основная пища птиц и животных – это рыба. Все звери прекрасные пловцы. От холода их защищает слой жира»-зона арктических пустынь

«Лето здесь прохладное и короткое, а зима длинная и суровая. Все растения низкорослые. Мох – ягель – пища северных оленей. Растёт на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики»- зона тундры


Какая цепь питания к какой зоне относится? Слайд 3-4

Ученики работают по карточкам (работа в парах)
Показать стрелками в какой природной зоне можно встретить каждое растение и животное:
песец лемминг
белый медведь ягель
водоросли полярная сова
тупик Арктика гагара
брусника голубика
северный олень белая куропатка
морошка Тундра лишайник
полярный мак морж
тюлень рачки
Слайд 5
Открытие новых знаний
Нет ничего милее, бродить и думать здесь,
Излечит, обогреет, накормит русский (лес)
- О чём говорится в этом стихотворении? (О лесе) слайд 6
- Сегодня мы поговорим о лесной зоне России.
Лес – это источник энергии, лес – это кислород, растения, грибы, животные. Без леса нет жизни на земле. Сегодня мы познакомимся с растительным и животным миром леса, расположением лесной зоны и её климатическими условиями. Слайд 7

- В каком поясе расположена зона лесов?
В умеренном.
- Как вы думаете, какие здесь климатические условия?
Холодная зима и тёплое лето.
- Это самая большая природная зона. В ней три части: тайга, смешанные леса, широколиственные леса. Между тундрой и зоной лесов находится лесотундра Слайд 8

Растительный мир

-Растительный мир лесной зоны очень разнообразен. Например, тайга покрыта хвойными лесами Слайд 9
Смешанные леса покажут нам и сосну, и тополь, и ольху, и березу, и осину, а вот широколиственные –дуб, липу, клен, иву
Слайд 10-11
Физкультминутка.
Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели, и их всех лучи согрели.
Ветер тихо клён качает, вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон, и два – наклон, зашумел листвою клён. Слайд 12

3.3. Животный мир зоны лесов. Слайд 13 – 15

-А вот какие птицы и животные обитают в этой местности?
Кедровка, сокол, летяга, белка, благородный олень, соболь, лось, бурый медведь,
бурундук, рысь, заяц-беляк, рябчик, глухарь, полёвка.
(Идёт показ слайдов с текстовым описанием некоторых животных и птицы)

Самостоятельная работа с последующей проверкой

4.1. Работа по учебнику. Страница 100 – 101
- Рассмотрите внимательно картину и составьте цепи питания зоны лесов.

Работа в тетради.
Учащиеся составляют цепи питания и записывают в тетрадь
(работа в парах)
растения ---- заяц-беляк ----- рысь;
растения ---- мышь –полёвка --- соболь;
растения ---- белка - сокол;
проверка ---------- Слайд 16


Подведение итога урока Слайд 17

- С какой природной зоной мы сегодня познакомились?
- Сколько частей можно выделить в лесной зоне? 3
- Назовите их! Тундра, зона смешанных лесов, зона широколиственных лесов

6. Рефлексия


Домашнее задание: Слайд 18
1в – рассказать о растениях зоны лесов;
2в – рассказать о животном мире зоны лесов.













15