Самоанализ к уроку окружающего мира 1 класс по теме Наша Родина-Россия
Самоанализ
урока Окружающий мир в 1 классе учителем начальных классов Терентьевой О.С.
Сегодняшний урок «Наша Родина – Россия» № 41 в системе уроков (окружающий мир) по теме «Наша Родина».
Его цель - создать условия для ознакомления с новыми знаниями, подвести детей к осознанию понятия Родина, родной край, символике нашего государства.
К воспитательным задачам урока я отнесла:
- способствование раскрытию возможных форм проявления патриотизма и любви к своему Отечеству, интереса к своей Родине, родному краю;
- желанию учиться и делать открытия;
- умению слушать других.
К обучающим -
-Создать условия для усвоения новых знаний, дать основные понятия о Гербе, Гимне, Флаге Российского государства, о символическом значении цветов и образов, подвести детей к осознанию понятий Родина – большая и малая.
Урок был также призван способствовать развитию у учащихся познавательного интереса к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций; логического мышления, воображения, восприятия, речи посредством использования ИКТ.
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника при первичном опросе собственного мнения школьника о Родине;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности во время опроса личной позиции учащегося;
-самоанализ и самоконтроль результата с помощью светофоров;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности в начале и конце урока при помощи смайликов и цветочков.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации на основании просмотра видеороликов, чтения текста;
-применение методов информационного поиска во время решения кроссворда и формулирования темы урока;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение)
Коммуникативные УУД:
-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками на протяжении всего урока.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном во время знакомства с символикой Российской Федерации;
- целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что неизвестно;
-оценка, выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества усвоения, оценка результатов в конце урока
Данный урок по типу – урок открытия новых знаний - я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
Он включал в себя шесть этапов:
На первом организационном этапе, цель которого создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство деятельности на уроке, в стихотворной форме настроила детей на деловую обстановку.
На втором этапе - постановка учебной задачи стала мотивация к учебному действию, выявление проявленного интереса к заданной теме, формулировка темы урока в игровой форме, отгадывания загадок, выбора смайлика-настроения, решения кроссворда, результатом которого стало определение ключевого слова темы урока «Россия».
Целью следующего этапа актуализации знаний стало «открытие» нового знания посредством постановки проблемного вопроса с использованием просмотра видеоролика «С чего начинается Родина?»
На этапе «Открытия» нового знания детьми мною была поставлена цель - организации коммуникативного взаимодействия для «открытия» нового знания, которую я реализовала в ходе просмотра и последующего обсуждения презентации в форме диалога с учащимися темы Большой и малой Родины. Учащиеся совершили виртуальное путешествие по карте России, побывали в столице нашей Родины Москва, познакомились с историей места возникновения малой родины, сегодняшними достижениями и людьми, прославившими её на весь мир. Так же дети познакомились с символами нашего государства, разучили стихотворение-памятку о цветах Флага России, услышали Гимн с предварительной беседой о правилах поведения во время звучания Главной песни страны.
На этапе первичного закрепления полученные знания были проверены в ходе игр «Найдите флаг России», «Изобразите Флаг России».
На заключительном этапе «Итог урока. Рефлексия. Самооценка» я реализовала цель зафиксировать во внешней речи полученные знания посредством игры «Доскажи словечко».
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
На каждом этапе урока мною использовались словесные (рассказ, диалог, беседа) и наглядные (демонстрация видеороликов, яркий и наглядный дидактический материал) методы обучения, поэтому материал урока оказался интересным и увлекательным для первоклассников.
В ходе урока была организована групповая (при выполнении по составлению цветовой гаммы Российского Флага), коллективная (в игре «Доскажи словечко», «Найди флаг нашей Родины») работа учащихся, фронтальный опрос использовался при первичном закреплении полученных знаний.
Руководство мною, как учителя при выполнении заданий было инструктирующим в силу возраста ребят данного класса.
При проведении урока я ориентировалась на принцип личностно-ориентированного обучения, где каждый ученик мог выразить свое личное восприятие Родины, родного края, Отечества.
Обратная связь осуществлялась посредством использования сигнальных карточек – «Светофориков», которые позволяли вовлечь в активную деятельность всех учащихся и дающую возможность каждому выразить своё личное мнение. В конце урока дети сами анализируют свою работу, выявляют трудности и недочёты, отмечают своё настроение на уроке, используя цветограмму (синие и красные цветы).
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими действиями. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.
На уроке использовала современные образовательные технологии – проблемно-диалогические и технологии здоровьесбережения (физминутка, минутка релаксации в форме танца).
Использование ИКТ на протяжении всех этапов урока позволило мне успешно реализовать все поставленные задачи урока.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, поэтому мне удалось уложиться по времени и запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.
Считаю, что заявленные цели и поставленных задач проведённый урок достиг. Подбор заданий к каждому этапу урока помог каждому ребёнку продвинуться в своём индивидуальном развитии.