Конспект урока окружающего мира Наша Родина — Россия


Технологическая карта открытого урока.
Ф.И.О. учителя Миронова Лариса Геннадьевна
Класс 2В
Предмет Окружающий мир
Дата проведения 29.04.2014 год
Присутствовали Администрация МБОУ Школы № 47, учителя начальных классов Кировского района, учителя начальных классов школы № 47Тема урока Россия – наша Родина
Тип урока Открытие новых знаний
Цель урока Познакомить обучающихся с природой своей страны, города, жителями и их достижениями.
Задачи урока Образовательные: дать понятие «малой Родины»
Развивающие: способствовать развитию грамотной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, творческого воображения.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения при групповой, фронтальной, индивидуальной работе; чувство патриотизма, гордости за свою Родину, народ.
Организация пространства парная, фронтальная, групповая, индивидуальная работа
Межпредметные связи Окружающий мир, чтение
Вид используемых ИКТ Демонстрация презентации к уроку на интерактивной доске SmartBoardИспользуемые ОЭР ПМК «Академия младшего школьника» (кроссворд № 15)
Планируемые результаты.
Личностные результаты Метапредметные результаты
Положительное отношение к предмету.
Развитие навыков сотрудничества, освоение положительного и позитивного стиля общения.
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. познавательные регулятивные коммуникативные
Научить использовать карты для получения информации; называть и показывать на карте свою страну, её столицу, свой город;
научить различать главные достопримечательности, особенности климата и рельефа, известных людей своей страны, города, населенных пунктов;
различать флаг своей страны, герб города и называть характерные особенности их страны, города.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Организационная структура урока.
Этап урока Используемые технологии Методы и приёмы работы Деятельность
учителя Деятельность
ученика Формируемые УУД
1.Организацион
ныймомент. Психологический настрой. Игровая технология.
Словесный метод. Беседа. Взаимное приветствие учителя и учеников.
Звонок прозвенел. Он позвал на урок.Пора! Тишина! К нам наука идёт! Приветствуют учителя. ПознавательныеРегулятивные
прогнозирование своей деятельности; Коммуникативные.
формируем умение самостоятельно определять и применять правила поведения при общении;
2 Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
2.Совместное открытие знаний Игровая технология.
Использов-е
ИКТ.
Технология критического мышления Беседа.
Слайд №1
Слайд №2
Работа в группах.
Мозговая атака
Работа с карточками
Слайд №3
Слайд №4
-Итак, к нам в класс поступило письмо.
– Дорогие друзья! Мы знаем, что вы хорошо знаете разные части света и крупные страны мира. Мы решили рассказать немного о себе, правда, некоторые данные нами изменены. Отгадайте, откуда мы, и исправьте то, что вы заменили. Ждём ваших ответов с верным описанием нашей страны.
Страна располагается на севере нашей планеты. Её омывают три океана: Индийский, Тихий и Северный Ледовитый. Вдоль побережья располагаются горы Анды. В нашей стране разговаривают на английском языке. На нашем флаге находится кленовый лист. Наша страна – родина футбола. Здесь находится знаменитый потухший вулкан Килиманджаро. Коренные жители материка – темнокожие аборигены. В самом узком месте перешейка был прорыт Суэцкий канал
- Дорогие друзья, расскажите нам о своей стране.
-В какой стране вы живёте (дай полное название), назови её символы.
-Назовите столицу, где она расположена. Назовите части, на которые условно поделена наша страна.
-Назовите природные условия и что выращивают в вашей области.
-Расскажите о полезных ископаемых.
-Какие народы населяют страну?
-Чем знаменита ваша страна? Чем гордится ваша страна?
Ваших писем ждут ребята из разных стран. Нам и им очень хочется узнать о вас и вашей стране как можно больше.
Да, прежде чем писать ответ, надо многое узнать, т.к. мы много говорили о других странах, а о своей стране - ничего.
Ваше предположение – чему будет посвящен наш урок?
На доске появляется тема урока:
Россия – наша Родина.
– Что мы сейчас делали?
– Что же будем делать, как будем отвечать на письмо? Вопросов очень много. Может быть, надо поделить работу на несколько команд?
-Давайте так и договоримся. Сегодня мы поговорим о своей стране.
Получают информацию, необходимую для определения темы и целей урока.
Получив письмо с ошибками, работая в группах, делают исправления.
Дети в группах определяют, что здесь описана Канада, исправляют то, что нужно:
Индийский – Атлантический
Анды (Ю. Ам.) – Кордильеры
футбол – хоккей
вулкан Килиманджаро (Африка)– водопад Ниагарский
темнокожие аборигены (Австралия) – черноволосые, краснокожие индейцы
Суэцкий канал (Африка) – Панамский канал)Видимо, нашей стране посвящён урок.
Составляли план, планировали свою деятельность
развиваем умения извлекать информацию из текстов
Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
 Выявлять сущность, особенности объектов.
 На основе анализа объектов делать выводы.
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
 Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
формируем умение высказывать своё предположение


 
Развиваем умение слушать и других
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Умение работать в паре.
3. Физкультминутка. Здоровьесберегающая техно
логия.
Использов-е
ИКТ.
Слайд № 5
Электронная физминутка
Нарисуем песенку Ребята, берегите зрение! Чаще бывайте на свежем воздухе!  формируем умение самостоятельно определять и применять правила поведения при общении;
3. Применение новых знаний
Использов-е
ИКТ.
Использование ИКТ
Слайд №6 и 7
Дополнительная информация
Слайд №8 и 9
Работа с картой
Слайд № 10
Слайд №11 и 12
Работа с картой
Слайд №13
Слайд №14 – 16
Беседа
Слайд № 17
Самостоятельная работа
Демонстрацияна доске содержание материала для закрепления 1-я группа.
В какой стране вы живёте (дай полное название), назови её символы. (стр.112, стр.82)
 Учитель: Наше государство большое и многонациональное. Жизнь в нём регулируется Конституцией РФ – основным документом государства, где записаны все законы, определяющие жизнь страны, права и обязанности её граждан. Все граждане страны обязаны жить согласно главного Закона страны - Конституции.  У каждой страны помимо Конституции есть и такие государственные символы, как герб, флаг, гимн.  Посмотрите на изображение российского герба - государственного символа.
У России величавойНа гербе орёл двуглавый,Чтоб на запад, на восток.Он смотреть бы сразу мог.Сильный, мудрый он и гордый.Он - России дух свободный.
Учитель: "Герб" это такой символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать, разгадывать.  Фон герба – красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита - золотой двуглавый орел. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. Правой лапой сжимает орел скипетр- жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава- золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны. В древние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это святой Георгий-Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Черный змей- это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орел является символом России уже более 500 лет.  Каково значение цветов российского флага? Во все времена цвету придавали особое значение: белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду; красны - огонь и отвагу. Бело-синему флагу России уже более 300 лет.
Белый цвет- берёзка.Синий - неба цвет.Красная полоска -Солнечный рассвет.
 - Как вы думаете, для чего стране нужны такие отличительные знаки как герб и флаг?
У каждого государства есть свой гимн. Гимн - это торжественная мелодия или песня, которая исполняется в особо торжественных случаях. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Возглавляет страну Президент Российской Федерации –Владимир Владимирович Путин.
2-я группа.
Назови столицу, где она расположена. Назови части, на которые условно поделена наша страна. (стр.83)
Москва- это Красная площадь.Москва-это башни Кремля.Москва-это сердце России,Которое любит тебя.
Хочу добавить, что Москва – это не только главный город страны, но и место, где заседает правительство.
Обратите внимание на новые незнакомые вам слова: конституция, правительство,
президент. (Повесить на доску)
3-я группа.
Назови природные условия и что выращивают в вашей области. (стр.83, стр.104-105)
4-я группа.
Расскажи о полезных ископаемых.
(стр.84, стр.114-115)
5-я группа.
Какие народы населяют страну? (стр.84-85)

6-я группа.
Чем знаменита ваша страна? Чем гордится ваша страна? (стр.85-86)
На все ли вопросы мы сумели ответить?–
Можем мы теперь написать письма нашим друзьям?
Прочитай письмо Лены и исправь ошибки.
Здравствуй, дорогой друг. Я пишу тебе из города Москвы – столицы нашего большого государства, которое располагается в Европе. Наш город очень красивый. В центре находятся Красная площадь и древняя крепость – Кремль. Мой город стоит на реке Неве. Вокруг города раскинулась тайга. В лесу водится много птиц, белок, зайцев и бизонов. Наш город располагается на равнине, на севере от неё лежат Уральские горы…
Проверь себя
Образец на доске

Сообщение учащихся, подготовленное на материале учебника на стр. 112 и стр. 82
После изучения учебного материала на стр. 83 ребята делают сообщение и на карте обозначают части: Урал, Кавказ, Сибирь, Дальний Восток, Европейская часть России.
Докладчик (один от группы ) сообщает информацию, подобранную на стр. 83,104-105
На карте обозначают месторождения полезных ископаемых с помощью спец. знаков.
Сообщение подготовленных учеников
1 ученик: Живут в России разные народы с давних пор.Одним - тайга по нраву, другим - степной простор.У каждого народа язык свой и наряд.Один черкеску носит, другой надел халат.
2 ученик:
Один - рыбак с рожденья, другой - оленевод.Один-кумыс готовит, другой - готовит мёд.Одним – милее осень, другим - милей весна,А Родина Россия у нас у всех одна.
Гжель – роспись фарфоровой посуды в голубых розах и синих птицах. 200 лет назад начинался промысел, но и по сей день, жив старинный городок Гжель, что в 60 км от Москвы. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию...
Хохлома - роспись деревянной посуды и мебели, выполненная красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону. Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. 
Берестяной туес – береста служила нашим предкам в быту: из нее делали корзины, кузовки. В берестяных туесах продукты долго не портятся, сохраняют свои полезные качества.
Да, конечно, многое мы уже теперь можем рассказать.
Да
Здравствуй, дорогой друг. Я пишу тебе из города Москвы – столицы нашего большого государства, которое располагается в Европе и Азии. Наш город очень красивый. В центре находятся Красная площадь и древняя крепость – Кремль. Мой город стоит на реке Москве. Вокруг города раскинулись смешанные леса. В лесу водится много птиц, белок, зайцев и лосей… Наш город располагается на равнине, на востоке от неё лежат Уральские горы… 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
1. Развиваем у
мения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника. 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
1. Развиваем
умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию 1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.
4. Закрепление нового материала. Использов-е ЭОР.
ПМК «Академия младшего школьника» Работа с ноутбуками по программе «Академия младшего школьника»
в группах по 4 человека Знания, полученные сегодня на уроке, мы попробуем закрепить, разгадывая кроссворд с названием «Государство»
Работа с ноутбуками в группе (определение победителя)
формируем умение ориентироваться в учебном материале;
осваивать современные технологии формируем в совместной деятельности выполнять учебную задачу Умение работать в группе
5. Итог урока. Рефлексия.
6. Домашнее задание Формирования алгоритма самооценки
Учитель задаёт вопросы:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты выполнил задание сам или были недочёты?
– Ты выполнил всё сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы вместе учились оценивать свою работу.
– Молодец! Ты не только правильно выполнил задание, но и объективно оценил свою работу.
Максимум
– Скажите, ребята, а почему именно канадские ребята прислали нам письмо? Нет ли чего-то общего у наших стран?
Отношение народа к Родине выражено в пословицах. Прочитайте и скажите, как вы их понимаете.  Одна у человека мать, одна у него и Родина.  Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Составить письмо о своей стране или выполнить задание № 2 на стр. 87
Высказывает своё мнение.
Канада напоминает нашу страну, т.к. располагается в тех же природных зонах. Немного похожи климатом и растительным и животным миром
формируем умение анализировать материал урока, делать выводы из полученного материала, сравнивать новый материал с изученным.
формируем умение адекватно воспринимать оценку своей деятельности на уроке.
формируем умение давать оценку своей деятельности на уроке, осознавать содержание
услышанного. формируем навык активного монолога;
следить за действиями других участников учебной деятельности
формируем позитивное отношение к учёбе,
умение давать оценку своим успехам.
Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 47 _________________/Котикова О.А./