Организация урока ручного труда в коррекционной школе VIII вида.
Организация урока ручного труда в коррекционной школе VIII вида.
Одной из важных теоретических и практических задач коррекционной педагогики является максимальное содействие социализации детей с интеллектуальной недостаточностью в самостоятельной жизни, выявление и развитие сохранных личностных качеств и имеющихся способностей.
Важная роль в коррекционно-педагогической системе принадлежит трудовому обучению и воспитанию.
Уроки ручного труда в начальной школе являются первым этапом в системе профессионально - трудовой подготовки учащихся специальной (коррекционной) школе VIII вида. Задача этого этапа заключается в изучении индивидуальных трудовых возможностей школьников и формировании у них готовности к профессиональному обучению. Для наиболее эффективной реализации этих задач при проведении уроков труда необходимо создать условия сотрудничества учителя и ученика, максимально учитывать интересы учащихся, их потребности, создавать ситуацию успеха у учащихся, гордости в связи с проделанной работой. На уроках ручного труда учащиеся изготавливают изделия доступной сложности и понятийного назначения. В процессе их изготовления умственно отсталые школьники овладевают общетрудовыми умениями и навыками (ОТУН), знаниями о материалах и способах их обработки, осуществляется коррекция их интеллектуальных и физических недостатков. Реализуются воспитательные задачи.
Успешность трудового обучения во многом зависит и от мотивов, которыми руководствуются учащиеся, поэтому формирование ОТУН следует сочетать с педагогической деятельностью направленной на развитие личности учащихся, формированию у них правильного отношения к труду, рациональным приемам работы. Поэтому очень важно не только научить детей выполнять определенные трудовые операции, но и обучать их интеллектуальным действиям - это умение ориентироваться в задании, планировать свою деятельность, осуществлять контроль (самоконтроль).
В связи с этим выбор методов, приемов, форм, средств обучения, видов изделий должны соответствовать их возрастным и индивидуальным особенностям, способствовать коррекции имеющихся у них психофизических недостатков, учитывать потребности школьников, способствовать формированию, развитию и реализации положительных мотивов в учебно -трудовой деятельности. Изделия, которые изготавливают дети на уроках, должны быть полезными, красивыми, вызывать желание иметь такие вещи у себя, делать их самостоятельно, должны воспитывать у умственно отсталых школьников желание заниматься различными видами трудовой деятельности.
Основные методы обучения младших школьников.
Метод обучения - это совокупность приемов деятельности учителя, направленных на овладение школьниками системы знаний, умений и навыков.
В трудовом обучении используются как универсальные методы, которые применяются в преподавании всех дисциплин, так и специфические, которые свойственны только урокам труда:
Словесные методы (словесная передача и слуховое восприятие учебной информации).
Наглядные методы (зрительное восприятие).
Практические методы (подача учебной информации по средством практических трудовых действий и тактильного кинетического восприятия).На своих уроках я использую словесные методы, наглядные методы, практические методы
Основные формы организации трудового обучении.
Трудовое обучение в СКОШ VIII вида организуется в различных формах, это учебные занятия, экскурсии, общественно – полезный труд (ОПТ), кружковая работа.
В младших классах основной формой обучения являются уроки ручного труда, экскурсии. Экскурсия – особая форма урока (занятия), связанная с наблюдениями за окружающей действительностью, предметами и явлениями (экскурсия на природу, в школьные мастерские).
Однако необходимо еще отметить внеклассную работу. Внеклассная работа имеет большое образовательно-воспитательное значение. Она способствует развитию позитивных интересов, духовных потребностей школьников, помогает раскрыть творческие способности учащихся, воспитывает культуру труда, формирует устойчивый положительный мотив к трудовой деятельности.
Формирование общетрудовых умений и навыков на уроках ручного труда в младших классах.
Одной из главных задач обучения в младших классах СКОШ VIII вида является формирование общетрудовых умений и навыков. К таким умениям относится ориентация в задании, планирование работы, самоконтроль. Овладение всем этим для умственно отсталых школьников представляет большую трудность, но сформировать данные умения и навыки является первостепенным значением для эффективного осуществления их трудовой деятельности и успешного обучения. Поэтому на уроках трудового обучения в младших классах необходимо проводить целенаправленную работу по формированию этих умений и навыков. Важное условие в этом - помощь и направляющее действие учителя.
Структура уроков труда в младших классах.
Под структурой урока следует понимать соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязь между собой. Она может быть различной и зависеть от содержания учебного материала, от дидактических целей урока, возрастных особенностей учащегося, специфики коллектива класса.
Трудовое обучение в младших классах в основном осуществляется в форме урока и экскурсии. Здесь необходимо продумать, сколько времени займет каждый этан урока, причем большую часть урока необходимо отвести практической работе.
Мною используется следующая структура урока
Организационный момент
Вводная беседа и сообщение темы.
Ориентация в задании.
Планирование работы.
Практическая работа.
Отчет о проделанной работе.
Оценка качества выполненной работы.
Подведение итогов урока.
При проведении экскурсии использую такую структуру урока
Подготовительный этап.
Вводная беседа.
Подготовка инвентаря (коробки, папки и т.д.)
Проведение экскурсии.
Заключительная беседа.
Ориентация в задании.
Чтобы выработать у учащихся умение ориентировать в задании использую следующие приемы
Анализ образца изделия (его форма, размер, материал из чего сделан).
Создание четкого и полного образца изделия (это образцы, натуральные предметы, муляжи, игрушки).
Необходимые инструменты для работы (уточняю, что нам понадобиться).
Предварительное планирование работы над изделием.
Установление последовательности выполнения действий (составление плана работы по пунктам. Это способствует тому, что дети учатся необходимости планировать свою работу и придерживаться плана в практической деятельности.
Самоконтроль
Самоконтроль для детей затруднителен. Умственно отсталые дети часто не видят ошибок, затрудняются в анализе, но постепенно этот навык формируется. Дети учатся видеть свои ошибки.
В моей работе по преподаванию ручного труда в младших классах задачами каждого урока является формирование ОТУН и двигательных приемов. На каждом уроке воспитываются положительное отношение к труду, аккуратность, настойчивость, умение работать в коллективе.
Методики, используемые на уроках труда.
Жидкина Т.С. «Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида»
Дульнев Г.М. «Основные требования трудового обучения во вспомогательной школе»
Пинский Б.Н. «Психологические особенности учащихся младших классов.»Пинский В.Н. «Психологические требования деятельности учащихся вспомогательной школы»
Кузнецова Л.А., Симукова Я.С. «Ручной труд в 4 классе»
Мирский С.Л., Павловап Н.П.,
Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью»
Конышева Н.М. «Умелые руки»
Николаев А.М. « Содержание аппликационных работ в коррекционно-развивающем обучении умственно отсталых учащихся младших классов»
Антипов В.И.» Внеклассные занятия по труду во вспомогательной школе»
Гульянц Э.К., Базин Н.Я. «Что можно сделать из природного материала»
Граборов А.Н. «Ручной труд во вспомогательной школе»
Павлова Н.П. «Новая программа по труду во вспомогательной школе»
Федько Б.М. «Коррекционно-развивающее значение работы с бумагой и картоном на уроках ручного труда в младших классах вспомогательной школы»
Маллер А.Р. «Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей»
Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта»