Выступление на творческом объединении учителей Решаем школьные проблемы
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №21» г. Сергиев Посад
Сообщение на заседании ТОУ
«Решаем школьные проблемы»
Подготовила и выступила
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Власова Светлана Анатольевна
30 декабря 2011г.
Очень часто мы стали слышать, что учителям необходимо пройти курсы повышения квалификации по психологии, чтобы понять и помочь ученикам и их родителям, если возникает трудность в учении. Я предлагаю вам несколько советов нейропсихолога. Вы получите возможность другими глазами посмотреть на своих учеников, и, может быть, вам станет хоть немного легче, когда поймёте, что неприятности, которые доставляют нерадивые ученики, создаются неспециально и не со зла. Поверьте: ни один ребенок не хочет быть плохим и ничего не делает нарочно. Все Пети, Антошки и Машеньки хотят хорошо учиться, радовать взрослых примерным поведением и отличными оценками. Но не у всех это получается. Гениев от природы – единицы. Детей способных, успевающих по всем предметам и не доставляющих никаких хлопот учителям и родителям – 15–20 % в классе. А что же делать со всеми остальными детьми, такими разными? Умными, но рассеянными? Способными, но гиперактивными? Теми, которые знают учебники от корки до корки, но не умеют ответить на поставленный учителем вопрос и пользоваться выученными ими правилами и формулами? Теми, которые к пятому классу еще читают по слогам?
В последние годы практическая психология и педагогика во всем мире все чаще обращаются к исследованию и описанию причин и методов коррекции трудностей обучения в массовой школе у детей и подростков.
Под трудностями обучения подразумевают как саму школьную неуспеваемость, так и те случаи, когда ребенок успевает по всем предметам в ущерб своему здоровью (см.: Ахутина Т. В., 1998). В прежние времена основной причиной школьной неуспешности ребенка считалось его плохое воспитание в социально неблагоприятной среде. Однако в последние годы все чаще и чаще педагоги и психологи сталкиваются с обратным явлением: ребенок, казалось бы, из вполне социально благополучной семьи оказывается неуспешным по ряду ведущих школьных дисциплин. Зачастую более или менее приемлемая успеваемость дается ребенку с трудом, нанося вред его физическому и душевному здоровью. За хорошие отметки в школе такой ребенок расплачивается головными болями, постоянными ОРЗ, невротическими или астеническими реакциями.
Насущной проблемой современной системы образования является увеличение числа учеников, не имеющих клинических диагнозов, но демонстрирующих выраженные трудности обучения и поведения в общеобразовательной школе (см.: Ахутина Т. В. и др., 1995; Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., 2001). В начальной школе эти трудности проявляются прежде всего в трудностях письма, чтения и счета – видах деятельности, наиболее востребованных социальной ситуацией развития ребенка. Разнообразие симптомов школьной неуспеваемости связано с различными механизмами:
· нейропсихологическими (несформированность отдельных психических функций или атипии их развития, слабость нервной системы и др.);
· социальными (отношения в семье и в обществе в целом);
· педагогическими (педагогическая запущенность, гиперопека);
· характерологическими (стиль поведения и общения ребенка) и т. д.
3. Ему так трудно учиться! (Почему умненький ребенок оказался «плохим учеником»)
Почему ребенок легко воспринимает один предмет и никак не может освоить другой? Почему, зная наизусть все правила, не умеет правильно писать? Почему он так несобран и неусидчив?
Мы сможем ответить на эти вопросы, если познакомимся со строением человеческого мозга. Как известно, наш мозг асимметричен и состоит из двух полушарий. Правое полушарие отвечает за оценку пространственных отношений, воображение, целостное и конкретное восприятие, цвет и ритмы, одновременное понимание нескольких стимулов. Левое полушарие специализируется на оценке временных отношений, словесных выражений и чисел, на аналитическом и последовательном восприятии, абстрактном и обобщенном мышлении. Правое полушарие сопряжено в основном с чувствительной сферой, а левое – с двигательной и речевой. Правое полушарие отвечает за работу левой половины тела, а левое – за работу правой половины. Информация сначала поступает на нижний (первый) уровень ствола, создающий общий энергетический фон, на котором основываются все психические функции. Это – фундамент для развития остальных, высших структур (памяти, внимания, мышления, восприятия). Недостаточность развития подкорковых образований от ствола мозга ведет к искажению в развитии вышеперечисленных структур.
Одним из необходимых условий повышения тонуса является обеспечение кислородом (нейрогимнастика), кровотоком (специальный массаж), двигательная коррекция. Что обусловливает дизонтогеничное (особое) развитие детей?
Биологические факторы:
· отягощенные условия беременности (повышенный фон радиации в той местности, где проживала беременная, болезни матери, ранний и поздний токсикозы);
· длительное лечение бесплодия гормональными препаратами;
· патологии при родах;
· травмы или тяжелые заболевания ребенка в раннем детстве.
Социально-психологические факторы:
· нарушения воспитания: гипер– или гипоопека в семье, ребенку в раннем детстве не разрешали ползать по полу, не создавали условия для игр со сверстниками и пр.;
· вынужденная социальная изоляция (ребенок долго болеет или живет вдали от сверстников, воспитывается в интернате);
· педагогическая запущенность (ребенок не учится в школе в силу каких-либо обстоятельств);
· ситуация билинвизма.
Индивидуальные или наследственные атипии развития:
· у многих членов семьи наблюдались задержки моторного или речевого развития;
· у ребенка наблюдается дисгармония гиперразвития (одаренности) в отдельных функциях в сочетании с недоразвитием других. Как же заметить, что ребенок развивается не совсем правильно? О недостаточности функционального развития ребенка могут свидетельствовать:
2) в школьном возрасте:
низкая успеваемость по всем предметам или резкие скачки от пятерок до единиц за короткий период времени;
трудности удержания внимания даже на интересующих ребенка объектах;
плохая память;
зеркальное письмо, то есть написание букв («э», «б», «в», «з» и т. д.) и цифр (5, 4, 3 и т. д.) в другую сторону;
ошибки на письме «не по правилам» (например, «машена» вместо «машина»), замена букв, их пропуск, недописывание букв и слов, перестановка слогов;
неусвоение правил или неудержание во внимании программы действий, что выражается в плохом поведении на уроке, непроизвольном отклонении от задания.
4. Великий и могучий (о причинах детской неграмотности и способах борьбы с ней)
Беда: в последние годы дети все чаще пишут как курица лапой, а ошибок в диктантах становится все больше. Страна скатывается в повальную безграмотность. Почему?
Когда-то писать по-русски с ошибками было признаком дурного тона. Нынче трудно найти одного девятиклассника из ста, который напишет диктант средней сложности без единой помарки. Что говорить о школьниках, если в налоговой инспекции год из года на проброшюрованной тетради пишут: «ДвеННадцать листов» А рекламные объявления? А тексты в журналах и газетах, пестрящие то ли опечатками, то ли грубыми ошибками? Пишут вчерашние ученики, для которых овладение грамотой так и осталось незавершенным. Любой учитель-словесник скажет, что в школе появилось много просто необучаемых детей. Они вроде и правила наизусть знают, и дополнительно занимаются, а пишут ужасно! Да и почерк у многих такой, что и сами-то они его с трудом разбирают. И действительно: количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма увеличивается год от года. По самым общим подсчетам, таких детей на сегодня около 25 %. Трудности овладения грамотной письменной речью с возрастом только усугубляются, правила орфографии с каждым годом кажутся ученику все сложнее и недоступнее. Поэтому очень важно начать коррекционную работу уже на начальном этапе, умея распознавать в тетрадях предпосылки начинающейся неуспеваемости. Можно выделить несколько основных предпосылок начинающихся проблем:
· несформированность образа буквы и образа слова, пропуск и путаница букв;
· нечитаемый почерк;
· незнание основных орфографических правил и обилие ошибок «на правило»;
· одновременное знание правил и безграмотное письмо, то есть неумение применить правило в процессе письма;
· неумение составлять связные, логичные тексты;
· нелюбовь или даже ненависть к чтению;
· плохие оценки на почве негативного психологического фона на уроках русского языка;
· негативное отношение к предмету.
Следует отметить, что в большинстве случаев предпосылки проблем не существуют по отдельности, а образуют целый комплекс. Как правило, чисто нейропсихологические предпосылки, затрудняющие освоение языка, отягощены психологическими сложностями. Далеко не всегда распутать этот клубок можно в комплексе, то есть приходится с каждой проблемой разбираться самостоятельно. Прежде всего надо понять, из каких составляющих складывается грамотность, и разобраться с каждым звеном в отдельности.
Оказывается, ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, пространственную ориентацию. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и неудовлетворительного поведения на уроках. Кроме того, уровень грамотности зависит от работы больших полушарий головного мозга, от их взаимодействия. Правое полушарие отвечает за целостный образ, скажем, того или иного предмета, а левое – за правильное его называние или написание. Бывает так, что доминирует правое полушарие, а левое недоразвито, – не такой уж редкий случай активного школьника с ярким воображением – и абсолютно неграмотного!
Сигнал «Нужна помощь!» поступает, если выявляются следующие ошибки:
· отсутствие пропусков между словами и предложениями;
· несоблюдение границ полей в тетради и устойчивое несоблюдение правил переноса;
· зеркальное письмо: буквы «э», «з», «б», «в» и др. перевернуты в другую сторону;
· повторение одной и той же буквы: «пироП» вместо «пирог»;
· замена букв: «б» – «д» («колоДок») «ж» – «х» («муЖомор»), «и» – «у» («клУмат»), «т» – «п» («Пигр»);
· ошибки в ударных слогах («учЕтель» вместо «учитель»);
· пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов («гамазин» вместо «магазин»);
· забывание редко встречающихся букв («ъ», «э»);
· нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком крупное написание, резкое колебание почерка (от мелкого – к крупному).
Как помочь ребенку преодолеть подобные проявления в письме, знают нейропсихологии.
Что для этого может сделать учитель?
· Не торопите неуспешного ребенка. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать индивидуальные задания на карточке.
· Постарайтесь сделать так, чтобы он при детях не демонстрировал свою несостоятельность: например, не читал вслух, если у него с этим плохо. Остерегайтесь резких высказываний в его адрес.
· Обратите внимание родителей на характер ошибок в тетради ученика, чтобы они вовремя обратились к специалистам и своевременно и эффективно помогли своему ребенку.
· Постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то, что хорошо получается.
· Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу в виде, например, веселых наклеек на тетрадях; положительные эмоции – важный стимул для питания функций.
· Попробуйте оценивать вашего ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке.
· Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или в дневнике шариковыми ручками с толстым нажимом.
· Информируйте родителей об успехах ребенка.
Еще одним важнейшим моментом неумения правильно писать справедливо считается нелюбовь к чтению.
Учитель: «А мне все равно кажется, что не умеют правильно писать оттого, что не читают. Раньше под подушкой у ребенка находили книгу, а теперь – ну если только мобильник новой модели! Откуда же он писать грамотно будет? Ничто в природе не возникает из ничего».
Нейропсихолог: «Абсолютно правильно говорите, но не учитываете одного. А если у ребенка нарушение зрительной памяти? Он может и читать, но запоминать то, как написаны в книге слова, не будет.
Одна из наиглавнейших причин, как ни печально это звучит, – причина семейная, или педагогическая.
Что может сделать учитель, чтобы стимулировать процесс чтения?
· Попробовать перед началом «скучного» произведения писателя прочитать детям один из его наиболее веселых, коротких и соответствующих возрасту ребенка рассказов.
· Составить на лето индивидуальный список чтения, соответствующий интересам ребенка, – тогда это будет выглядеть как совет старшего друга и знак внимания.
· Говорить о необходимости семейного чтения родителям.
· Организовывать просмотр видеоматериалов по программным произведениям, объясняя разницу между прочтением произведения и просмотром фильма.
· Советовать родителям покупать аудиокассеты с произведениями писателей: исполнение артистов-профессионалов может привлечь внимание к книге.
Нам хочется, чтобы ребёнок был успешным в школе и во взрослой жизни. Искренне восхищайтесь всем, что ребенок сделал сам. А уж если ему удалось решить пример по арифметике, который никак не давался, или вставить правильно безударные гласные, которые обычно путаются, то не жалейте восклицательных предложений. Чаще используйте такие фразы:
· «Неужели ты это сам придумал?!»;
· «Ты на совесть потрудился! Я тобой горжусь!»;
· «Приятно посмотреть на твою работу!»;
· «Видишь, какие у тебя замечательные способности!»;
· «Посмотри, ты же сам справился!»;
· «Это трудное задание, но ты его выполнил отлично!»;
· «Ты сделаешь это не хуже других!»;
· «Я бы так здорово не смогла!».
Пусть ученик поверит в свои силы, пусть почувствует, как это приятно – сделать что-то самостоятельно.
Заголовок 315