Экспериментальная образовательная программа: Интеллектуальный клуб «Гном».
Управление образования Администрации Северного района
Новосибирской области
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
экспериментальная образовательная программа:
«Импульс».
Автор: Тарасенко Наталья Юрьевна, педагог дополнительного образования.
Утверждаю: Рассмотрено и одобрено
Директор МОУ ДОД ДДТ на заседании педагогического
Акилина Р.В.___________ совета МОУ ДОД ДДТ
Протокол № ______________
Программа рассчитана на детей 10-12 лет.
Срок реализации программы 2 года.
Северное 2006г.
Пояснительная записка
Досуговая, многоуровневая программа для детей среднего школьного возраста, рассчитана на три года обучения, периодичность занятий – один раз в неделю.
Основная идея создания программы состоит в том, чтобы помочь классным руководителям, работающими с детьми среднего школьного возраста, созданию оптимальных условий развития и формирования комплекса важнейших социальных навыков.
Все занятия клубного объединения предусматривают максимальный уровень включаемости в деятельность каждого ребенка,, поэтому очень важно научить их эффективно взаимодействовать друг с другом. С этой целью введены занятия по таким темам: развитие навыков общения и взаимодействия; развитие навыков самооценки и понимания других; развитие навыков управления эмоциями в стрессовых ситуациях.
Ребятам предлагаются различные виды творческой деятельности (пресс-конференции, вечера, турниры, устные журналы, конкурсы).
В программе учитываются психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста, которые характеризуются глубокими изменениями условий, влияющие на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся подростком со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей.
Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющих собой период становления личности. Вместе с тем, это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы личностного поведения, поэтому ведуны темы: приобщение к нравственным ценностям; формирование здорового образа жизни; гуманное отношение к природе.
В основе работы клуба лежат следующие принципы:
Принцип максимальной активности в процессе обучения (все занятия предусматривают максимальный уровень включенности в деятельность каждого ребенка).
Принцип партнерского общения (каждый участник коллектива учитывает интересы, эмоции, чувства, переживания тех, с кем обучается).
Принципы активной исследовательской позиции каждого участника (каждое упражнение и задание является поводом для анализа действий и переживаний частников).
Принцип организации восстановительного процесса:
личностный подход в воспитании: признание личности социальной ценностью, осознание уникальности каждого ребенка;
природосообразность воспитания (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
социализация личности, развитие самопознания, самооценки, самовоспитания;
гуманизация межличностных отношений: уважительные отношения между педагогом и детьми, благоприятный психологический климат на занятиях;
деятельностный подход в воспитании, организация деятельности ребят как основа воспитательного процесса;
целостность, достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса.
В работе клуба используются методы:
Словесные (рассказ, беседа, инструктаж).
Практические (упражнение, тренировка).
Наглядные (иллюстрирование, показ).
Методы формирования сознания (убеждения, этические беседы).
Методы формирования поведения (педагогическое требование, упражнения, воспитывающие ситуации, соревнования).
Методы стимулирования и мотивизации деятельности (одобрение, похвала, поощрение, порицание).
Методы контроля и самоконтроля деятельности детей.
Для организации и осуществления педагогического процесса используют такие средства: дидактические и наглядные пособия, технические средства, организационно – педагогические средства (планы занятий, карточки – задания, учебные пособия).
Формы организации обучения: индивидуализированные (консультации, беседы), групповые (подготовка микроколлективов и отдельных ребят к КТД), кооперативные (когда цель достигается путем распределения функций между детьми).
Целевая направленность клуба – формирование активной жизненной позиции и самореализации ребят.
Цель: Организация и стимулирование деятельности ребят в выработке мировоззрения, интеллекта и пространственно – этической культуры.
Задачи:
Выявить интересы каждого ребенка;
Обогащать представления ребят об окружающей действительности;
Формировать навыки саморегуляции чувств, эмоций, переживаний;
Способствовать расширению познавательного и культурного кругозора
Формировать у ребят представление о разных профессиях и готовить их к выбору профессии;
Способствовать интеллектуальному развитию;
Развивать интерес к героическому прошлому нашего народа;
Создавать условия для развития творческой личности;
Воспитывать у ребят патриотические чувства, формировать гражданскую зрелость;
Воспитывать негативное отношение к употреблению наркотических веществ, включая алкоголь, табачные изделия;
Воспитывать у ребят трудолюбие, уважение к труду взрослых.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 кл. Первый год обучения
№
Наименование разделов и тем
Всего
В том числе
теория
практика
1
Вводное занятие. Планирование работы на год
2
1,5
0,5
2
2.1
2.2
Диагностика личности ребенка.
Диагностика познавательных процессов.
Диагностика свойств личности ребенка.
10
4
6
3
1
2
7
3
4
3
Развитие интеллекта и творческих способностей
8
2
6
4
Приобщение к нравственным ценностям
12
4
8
5
Развитие коммуникативных качеств.
10
3
7
6
Развитие саморегуляции.
16
4
12
7
Профориентация
9
Аттестация воспитанников клубного объединения
ИТОГО:
6 кл. Второй год обучения
№
Наименование разделов и тем
Всего
В том числе
теория
практика
1
Вводное занятие. Планирование работы на год
2
Развитие навыков самооценки и понимания других
3
Развитие интеллекта и творческих способностей
4
Приобщение к нравственным ценностям
5
Формирование здорового образа жизни
6
Воспитание гуманного отношения к природе
7
Профориентация
8
Аттестация воспитанников клубного объединения
ИТОГО:
7 кл. Третий год обучения
№
Наименование разделов и тем
Всего
В том числе
теория
практика
1
Вводное занятие. Планирование работы на год
2
Развитие навыков управления эмоциями в стрессовых ситуациях
3
Развитие интеллекта и творческих способностей
4
Приобщение к нравственным ценностям
5
Формирование здорового образа жизни
6
Воспитание гуманного отношения к природе
7
Профориентация
8
Аттестация воспитанников клубного объединения
ИТОГО:
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА
Первый год обучения
№
Основные направления
Содержание деятельности
1
Вводное занятие
Планирование работы на год
2
Развитие навыков общения и взаимодействия
Занятие 1 (упражнения: «Карлсон сказал», «Литературный пересказ»)
Занятие 2 (упражнения: «Компот», «Корабль», «Зеркало и обезьяна»)
Занятие 3 (упражнения: «Путаница», «Взаимодействие», «Корабль»), игра «Сад камней»
Занятие 4 (упражнения: «Пилка дров», «Путаница»), игра «Взаимодействие»
Занятие 5 (упражнения: «Карлсон сказал», «Корабль»), игра «Взаимодействие»
Занятие 6 (упражнения: «Комплемент», «Карлсон сказал»), игра «Умение сказать нет»
3
Развитие интеллекта и творческих способностей
«Ваши дети – наши таланты» (концертная программа для мам) (П.9.2004. стр.11)
«День именинников» (П.12.2004. стр.14)
«Конкурс «Сударушка» (П.1.2004.стр.6)
Вечер отдыха к 23 февраля
Вечер по «По щучьему велению, по моему хотению»
4
Приобщение к нравственным ценностям
«Суд книжки над неряхой мальчишкой» (П/з.2005. стр.13; П.2.2004.стр.4)
«Никто не забыт, ничто не забыто», «Зло, как добро имеет свих героев» (П.12.2004.стр.11)
«Умение ценить свое и чужое время»
«Азбука вежливости, или этикет на каждый день»
5
Формирование здорового образа жизни
«Как медведь трубку нашел»
«Цапля курильница» (П.5.2004.стр.6,16)
«Викторина «Личная безопасность» (П.12.2004.стр.15)
6
Воспитание гуманного отношения к природе
Экологическая игра «Лес чудес» (П.11.2004.стр.10)
7
Профориентация
«Пожарным можешь ты не быть» (П.12.2004.стр.15)
8
Аттестация воспитанников клубного объединения
Анкета по изучению эмоционально – психологического климата в клубном объединении.
«Методика «Какие качества я в себе вырастил».
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА
Второй год обучения
№
Основные направления
Содержание деятельности
1
Вводное занятие
Планирование работы на год
2
Развитие навыков общения и взаимодействия
Занятие 1 (упражнения: «Комплемент», «Коршун и бабочка»), игры: «Что я знаю о себе», «Перевоплащение»
Занятие 2 (упражнения: «Комплемент - сюрприз», ««ха» и «ха»», «Я не люблю», «Похвала», «На что похоже ваше настроение»), игра: «Перевоплощение – 2»
Занятие 3 (упражнения: «Стражники», «Пальцы»), игры: «Руки», «Если бы я был тобой»
Занятие 4 (упражнения: «Комплемент-пожелание», «Построение вслепую», «Вороны»), игры: «Я», «Пересказ по кругу»
Занятие 5 (упражнения: «Комплемент»), игра: «Я тебя знаю»
Занятие 6 (упражнения: «Фокусировка», «»Живая картина»), игра: «Прохожий»
3
Развитие интеллекта и творческих способностей
Игра «Счастливый случай» (книга 2,116)
Конкурс «ЮНЭКС» (П.3.2005.стр.15)
Ролевая игра «Коса – девичья краса» (П.1.2004.стр.7)
«Рыцарский турнир» (П.10.2004.стр.10)
Вечер для мам
Игра «ромашка», «Именной торт»
4
Приобщение к нравственным ценностям
«Сотвори себя сам» (2,8)
«Что такое воля, мужество, героизм» (2,90)
«Литературно – музыкальная композиция ко Дню Победы», «Цветы и порох» (2,100)
«Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» (2,65) (П.3.2005.стр.10)
«Умное слово, да не сойдет с уст ваших?» (П/з. 8. 2007.стр.6)
5
Формирование здорового образа жизни
«Все пороки – от безделья» (П.5.2004.стр.10)
6
Воспитание гуманного отношения к природе
Экологическая игра «День воды» (П.5.2004.стр.10)
7
Профориентация
Встреча с интересными людьми
8
Аттестация воспитанников клубного объединения
Изучение навыков самооценки и понимания других
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА
Третий год обучения
№
Основные направления
Содержание деятельности
1
Вводное занятие
Планирование работы на год
2
Развитие навыков управления эмоциями в стрессовых ситуациях
Занятие 1 (упражнения: «Комплемент», «Радость», «Ярость»), игры: «Пульс», «Пиктограмма»
Занятие 2 (упражнения: «Внутренняя бесконечность», «Гнев», «Грусть»), игра: «Лесенка»
Занятие 3 (упражнения: «Игры с внутренней бесконечностью», «Удивление»), игры: «Литературный пересказ»
Занятие 4 (упражнения: «Комплемент», «Аплодисменты», «Печаль», «Игры с внутренней бесконечностью»)
Занятие 5 (упражнения: «Комплемент»), игра: «Угадай эмоцию»
Занятие 6 (упражнения: «Комплемент», «Испорченный телефон»), игра: «Сюжеты – загадки»
3
Развитие интеллекта и творческих способностей
День Святого Валентина (1,стр.51)
«День защитника Отечества» (1,стр.85)
Пресс-конференция «Мы дети Галактики» (П.1.2004.стр.12)
Вечера по проведению дней именинников
Вечера к 8 Марта и дню Матерей
«Золушка»
4
Приобщение к нравственным ценностям
Праздник, посвященный Дню Победы
Диспут «Настоящая дружба, как ты ее понимаешь» (2,стр.98)
Устный журнал «Минута час бережет» (2,стр.131)
Азбука поведения или разговор о воспитанности (2,55)
5
Формирование здорового образа жизни
Устный журнал «Береги здоровье смолоду» (П.5.2004.стр.8)
6
Воспитание гуманного отношения к природе
Экологическая коллейдоскоп
7
Профориентация
Парад профессий (П/з. 7.2007.стр.3)
8
Аттестация воспитанников клубного объединения
Анкеты и рассказы на определение теоретических знаний по владению приемами и способами оздоровления своего организма и обогащению внутреннего мира
Ожидаемые результаты
способность нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой собственный опыт и знания, и других людей.
Владение коммуникативными способностями.
Стремление к развитию индивидуальных способностей и постоянному обогащению внутреннего мира.
Владение приемами и способами оздоровления своего организма.
Формирование навыков:
позитивного общения – способность взаимодействовать с окружающими (устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье);
самооценки и понимания других – способность адекватно оценивать себя и воспринимать других (правильно вести себя в ситуациях общения и взаимодействия с различными людьми и в тех случаях, когда людям необходима помощь и забота);
управления эмоциями в стрессовых ситуациях – способность адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, знание об источниках стресса и о его влиянии.
15