ПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»
Программа
«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними»
г. Нефтеюганск,2013
Актуальность
Основные направления социально-педагогической работы в образовательной организации определяются прежде всего проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов.
Качественный и количественный анализ воспитательной средыобразовательной организации за последние три года показывает устойчивые негативные тенденции по увеличению количества детей, поставленных на учет ОДН ОМВД, КДН и ЗП и ВШК. Такая динамика обуславливается: приёмом в ОО детей с отклоняющимся поведением из других образовательных организаций, увеличением количества воспитанников детского дома, увеличением количества детей из семей с нарушенной воспитательной функцией, отсутствием моральных норм общества в молодёжной среде. Эти факторы оказывают негативное влияние на воспитательный и образовательный процессы в школе. Вместе с тем, приходится констатировать неготовность некоторых педагогов работать с данным контингентом учащихся, учитывать психологические особенности подросткового возраста.
В подростковом возрасте трудности в поведении стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают отклонения в поведении: грубость, несдержанность, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими, агрессия.
Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.
Подростковая лень - особый объект внимания взрослых, она обесценивает многие положительные качества личности и ярче проявляет непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость.
Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием, норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию. В этот период пропадает мотивация к обучению, преобладает безответственность, праздный образ жизни.
В основном это дети из семей, где родители либо заняты своими проблемами, либо не имеют авторитета и власти над своими детьми, либо из неблагополучных семей.
Эта программа создана для профилактики правонарушений среди учащихся образовательной организации и сокращения количества детей, имеющих трудности в поведении.
Цель программы: Создание условий для формирования у учащихся норм законопослушания и профилактики противоправного поведения в обществе.
Задачи:
1. Создать условия для освоения подростками норм общества.
2. Формировать правовое, позитивное поведение учащихся.
3.Создать доверительный психологический микроклимат между педагогами, учениками и родителями для профилактики правонарушений.
4.Совершенствовать педагогические формы и методы работы участников образовательного процесса в вопросах ранней профилактики.
Ожидаемый результат:
1.Создание базы данных по накоплению материалов, отражающих динамику коррекции детей, имеющих отклонения в поведении.
2.Вовлечение детей, имеющих трудности в поведении в сферу положительного воспитательного воздействия (общешкольные мероприятия и акции, социальные проекты, кружки и спортивные секции).
3.Отсутствие пропусков занятий учащимися без уважительной причины.
4.Благополучная социализация учащихся после школы.
5.Сформированность гражданских качеств.
Основные направления реализации проекта:
Изучение методов и приемов профилактической работы с учащимися данной возрастной группы.
Выявление факторов, влияющих на асоциальный тип поведения детей.
Диагностика учащихся.
Проведение системы мероприятий, направленных на совершенствование форм и методов воспитательной работы (обучающие семинары, круглые столы, родительские собрания и всеобучи, психологические тренинги).
Отработка механизма взаимодействия участников программы по профилактике отклоняющегося поведения подростков.
Индивидуальное психологическое и педагогическое консультирование родителей по вопросам ранней профилактики.
Разработка конкретных рекомендаций по работе с детьми, имеющими трудности в поведении данной возрастной категории:
формы и приёмы в работе для учителей-предметников;
формы и приёмы в работе для классных руководителей;
механизм взаимодействия участников образовательного процесса.
Создание банка методических разработок (тематических классных часов и уроков профилактики) для классных руководителей.
Создание памяток для родителей по вопросам ранней профилактики.
Анализ и соотнесение полученных результатов с поставленными целями.
Модель работы МБОУ «СОШ № 5» с учащимися,
имеющими отклонения в поведении
Работа с учащимися, имеющими отклонения в поведении простраивается по следующей модели:
1 этап – выявление и постановка на учёт
учащихся данной категории
Ответственный за выполнение этого сложного и продолжительного по времени этапа классный руководитель. Он собирает информацию о личности учащегося, его семье, (законных представителях) досуговой деятельности, увлечениях, круге общения и т.д. Выявляет отклонения в поведении и ставит в известность социального педагога и заместителя директора по ВР. Задача социального педагога и классного руководителя – решить вопрос о форме учёта (внутриклассный, внутришкольный). Сбор и уточнение дополнительной информации об учащемся и его семье (законных представителях) продолжается и на последующих этапах.
2 этап – коррекционная работа
На данном этапе важно обеспечить взаимодействие специалистов образовательной организации для организации комплексной поддержки учащегося, состоящего на учёте и его семьи (законных представителей).
Для выполнения этой задачи составляется карта индивидуального сопровождения подростка, в которой отражена траектория воспитательного воздействия на учащегося всех сотрудников образовательной организации.
3 этап – рассмотрение сложившейся ситуации
с подростком на Совете профилактики
безнадзорности, правонарушений и
защиты прав несовершеннолетних
На заседании Совета профилактики классный руководитель представляет необходимую информацию на учащегося и его семью (законных представителей): характеристики, сведения об обучении, дисциплине, посещении занятий, результаты посещения семьи (законных представителей), в каких кружках (секциях) занимается, какие общественные поручения выполняет и т.д.
Специалисты образовательной организации представляют сведения о проделанной работе с учащимся и его семьёй (законными представителями), о результатах этой работы и т.д.,
Подводятся итоги работы с учащимся и его семьёй, обобщение всей собранной информации. Выносятся решения, назначаются ответственные за их выполнение. Диапазон решений Совета профилактики колеблется от вынесения предупреждения до направления материалов в ОДН, КДН, комитет опеки и попечительства, с целью привлечения специалистов служб города для работы с обучающимся и его родителями (законными представителями).
4 этап – рассмотрение сложившейся ситуации
с подростком на заседании комиссии по
делам несовершеннолетних и защите их прав
На основании собранной и полученной информации с образовательной организации инспектор ОДН ОМВД составляет протокол о нарушении Кодекса об административных правонарушениях РФ и направляет материалы в КДН и ЗП. На заседании комиссии рассматривается сложившаяся ситуация с учащимся, степень исполнения родителями своих обязанностей по обучению ребёнка. Диапазон решений КДН и ЗП колеблется от вынесения предупреждения до вынесения постановления о направлении материалов в судебные органы с ходатайством о помещении несовершеннолетнего в специальное учреждение закрытого типа для несовершеннолетних правонарушителей за правонарушения, предусмотренные Законами РФ.
5 этап – рассмотрение материалов в судебных инстанциях
На заседаниях суда по рассмотрению представленных материалов от образовательной организации, как правило, присутствует социальный педагог или классный руководитель, который может отклонить или поддержать ходатайство о помещении несовершеннолетнего в специальное учреждение закрытого типа. Суд с учётом мнения инспектора ОДН ОМВД, комитета опеки и попечительства, КДН и ЗП, законных представителей несовершеннолетнего, социального педагога, общественного адвоката выносит решение о направлении несовершеннолетнего правонарушителя в специальное учреждение закрытого типа.
Система работы образовательной организации по профилактике правонарушений
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Содержание системы мероприятий в рамках реализации программы
№
Ключевые компоненты
Формы работы
Сроки
Ответственные
1.Диагностика учащихся
1
Целенаправленная работа по диагностике выпускников МБОУ «СОШ № 5»
Изучение личных дел, характеристик 4-х классов, выявление степени подготовленности детей к средней школе
апрель-май
Психолог, заместитель директора по УВР, учителя-предметники.
2
Изучение пятиклассников и вновь прибывших учащихся
Диагностика учащихся, выявление первоочередных задач обучения и воспитания
сентябрь-ноябрь
Классные руководители, педагог -психолог, учителя-предметники
3
Изучение коллективов 5-х, 10-х классов
Индивидуальные беседы с учениками, их родителями, составление социального паспорта класса, занятости учащихся во внеурочное время
сентябрь
Классные руководители
4
Выявление причин отклоняющегося поведения учащихся:
слабоуспевающие,
неуспевающие,
с ослабленным здоровьем,
не сформированы поведенческие навыки в классном коллективе,
имеющие вредные привычки,
опасное социальное окружение,
неблагополучие в семье.
Наблюдение в процессе организации и проведении КТД класса, образовательной организации,
дежурства по школе, классных часов, тренингов общения, посещения семей, родительских собраний, тестирования и анкетирования.
в течение года
Классные руководители, педагог -психолог, социальный педагог
5
Постановка на учёт учащихся, имеющих отклонения в поведении
в течение года
классные руководители, социальный педагог
2.Профилактическая работа с учащимися
6
Культура общения и поведения
Цикл классных часов и общешкольные мероприятия
в течение года
классный руководитель, педагог-организатор
7
Законы общества, права и обязанности граждан
Учебные предметы
в течение года
учителя-предметники
8
Ответственность подростков. Правонарушения и преступления
Встречи с инспектором ОДН ОМВД, КДН и ЗП
в течение года
социальный педагог
9
Профилактика вредных привычек
Встречи со специалистами служб города
в течение года
Ответственный за оздоровительную работу с учащимися.
3. Коррекционная работа с учащимися, имеющими отклонения в поведении
7
Коррекционная работа с учащимися, имеющими отклонения в поведении:
на уровне класса
на уровне ОО
на уровне города
включение во внеурочную жизнь класса,
организация занятости в дополнительном образовании,
контроль за посещаемостью, успеваемостью, поведением в ОО,
своевременное информирование родителей о ситуации в школе,
посещение семьи,
информирование зам. дир. по УВР.
Составление карты индивидуального сопровождения учащегося,
индивидуальная работа психолога,
индивидуальная работа социального педагога,
включение в подготовку общешкольных мероприятий,
рассмотрение на заседании Совета профилактики,
постановка на учёт,
дисциплинарное взыскание,
Индивидуальная работа в ОДН ОМВД,
заслушивание на КДН и ЗП
в течение года
классный руководитель, педагог -психолог
зам. дир. по УВР
социальный педагог, педагог -
психолог,
классный руководитель
педагог-организатор,
классный руководитель
зам. дир. по УВР
социальный педагог
зам. дир. по УВР
инспектор ОДН ОМВД
административная комиссия
Анализ достигнутого результата
8
Подведение итогов профилактики, поиск путей решения проблемы
Круглый стол, малый педсовет,
в течение года
зам. дир. по УВР
9
Принятие решения
Управляющий Совет,
педсовет
в течение года
администрация
Педагогическое просвещение классных руководителей,
учителей-предметников, родителей
5
Классные руководители, учителя-предметники: изучение форм и методов работы с учащимися, имеющими отклонения в поведении
Семинары, методические рекомендации, педсоветы, совещания
в течение года
Администрация школы
6
Педагогическое просвещение родителей
Лектории, собрания, встречи.
в течение года
Классные руководители,
педагог -психолог, администрация
Схема взаимодействия по профилактике правонарушений
Схема взаимодействия по коррекции поведения
Алгоритм действий сотрудников ОО
Классный руководитель по предупреждению правонарушений:
1.Изучает учеников класса и его бытовые условия.
2.Составляет социальный паспорт класса.
3.Выявляет случаи раннего неблагополучия учащихся.
4.Готовит необходимые документы для постановки подростка на ВШУ.
5.Информирует всех заинтересованных в профилактической работе лиц по данному факту (зам.директора по воспитательной работе, социальных педагогов, педагогов-психологов).
6.Участвует в разработке индивидуальной карты социального и психолого-педагогического сопровождения учащегося.
7.Вовлекает подростка в досуговую, общественно-полезную деятельность.
8.Осуществляет контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью учащегося; по итогам ежедневного оперативного контроля осуществляет индивидуальную работу с подростком, информирует родителей.
9.Организует индивидуальную работу с родителями, организует деятельность родительского комитета класса.
10.Анализирует социальную адаптацию учащегося, информирует администрацию ОО, родителей о результатах профилактической работы с подростком.
11.При необходимости готовит материалы на заседание Совета профилактики образовательного учреждения или инициирует вопрос о снятии подростка с ВШУ.
Классный руководитель по факту совершения подростком правонарушения:
1.Получает информацию от субъектов профилактики о совершении подростком правонарушении.
2.Информирует всех лиц, заинтересованных в профилактической работе, по данному факту (зам. дир. по УВР,соц. педагога и родителей).
З.Собирает информацию, характеризующую подростка, его окружение, семью.
4.Готовит необходимые документы для постановки подростка на ВШУ.
5.Участвует в разработке индивидуальной карты социального и психолого-педагогического сопровождения учащегося.
6.Разрабатывает (корректирует) план работы с классным коллективом по профилактике правонарушений с привлечением всех субъектов профилактики.
7.Разрабатывает (корректирует) план работы с родителями учащихся детей.
8. Проводит индивидуальную профилактическую работу с подростком.
9.Анализирует социальную адаптацию обучающегося, информирует Совет профилактики, администрацию ОО по результатам профилактической работы.
10.При необходимости готовит и направляет материал в КДН и ЗП, лично участвует в заседании, представляет интересы подростка, или инициирует вопрос о снятии с ВШУ.
Классный руководитель по факту пропусков уроков:
1.Выявляет причину отсутствия ученика.
2.Ставит в известность родителей учащегося.
3.Посещает семью, составляет акт обследования семьи.
4.Посещает семью вместе с родительским комитетом класса, составляет акт обследования семьи.
5.Информирует заместителя директора по УВР об отсутствии ученика и принятых мерах.
Социальный педагог:
1.Собирает информацию о социальном неблагополучии подростков или подростках, совершивших правонарушения - учащихся в школе.
2.Изучает социально-педагогические особенности личности подростка с отклонениями в поведении, его микросреды (посещение семьи на дому, индивидуальные беседы с подростком и родителями).
3.Составляет индивидуальную карту сопровождения подростка по оказанию социально-педагогической помощи и поддержки (координация совместной воспитательной работы специалистов ОО с подростком, еженедельный контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью, организация занятости подростка во внеурочное время, индивидуальное трудоустройство, оказание социальной помощи и др.).
4.Проводит индивидуальную работу с учащимся, при необходимости готовит документы на заседания Совета профилактики.
5.Осуществляет взаимодействие со всеми субъектами профилактики, при необходимости привлекает соответствующие службы для работы с подростком (ОДН ОМВД, ЦСПС И Д «ВЕСТА», КДН и ЗП).
6.Ставит учащихся на внутришкольный учет, при необходимости готовит и направляет материал в ОДН ОМВД, КДН и ЗП, представляет интересы подростков, инициирует вопрос о снятии с ВШУ.
7.Организует деятельность Совета профилактики, оформляет его документацию, информирует коллектив о принятых решениях. При необходимости вносит предложения, готовит документы по устройству подростка в соц. приют, на лишение родительских прав, устройство в приёмную семью.
8.Организует профилактическую работу с учащимися, склонными к правонарушениям.
9.Анализирует социальную ситуацию в школе и осуществляет отчёт по результатам профилактической и коррекционной работы, по итогам каждой четверти.
Педагог-психолог:
1.Изучает психолого-педагогические особенности личности подростка, его микросреды (индивидуальные беседы с подростком и родителями), выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающегося (анкетирование, индивидуальные беседы с подростком, классным руководителем).
2.Составляет индивидуальную карту сопровождения подростка по оказанию психолого-педагогической помощи и поддержки (проведение тренингов, индивидуальных бесед, корректирующих занятий).
3.Составляет индивидуальную психолого-педагогическую карту семьи подростка (коррекция взаимоотношений в семье, общение между родителями и ребёнком, проведение индивидуальных консультаций, тестирования).
4.Осуществляет взаимодействие со всеми субъектами профилактики, при необходимости привлекает соответствующие службы для работы с подростком.
5.Информирует педагогический коллектив ОО, Совет профилактики о результатах психолого-педагогической коррекции подростка.
6.Учавствует в заседаниях Совета профилактики ОО и при необходимости вносит предложения о снятии с учёта.
7.Анализирует микроклимат в ОО, результат профилактической и коррекционной работы с учащимися, отчёт, по итогам каждой четверти.
Заместитель директора по ВР:
1.Обеспечивает нормативно-правовую базу по профилактике правонарушений.
2.Планирует работу по профилактике правонарушений на учебный год:
-организует деятельность педагогов (организация и проведение педсоветов, производственных совещаний, семинаров, тренингов, консультаций, изучение опыта работы отдельных педагогов и др.);
-организует деятельность социального педагога и педагога психолога по раннему выявлению детского неблагополучия, оказанию практической помощи подросткам и их родителям, педагогическим работникам школы в организации работы по профилактике правонарушений:
-организует профилактическую работу с родительской общественностью (организация работы родительских комитетов, проведение общешкольных родительских собраний, родительского всеобуча, совета профилактики, малых педсоветов, круглых столов; проведение индивидуальных консультаций, тренингов);
- проводит оперативный контроль организации занятости детей и подростков в дополнительном образовании;
- создаёт условия для проведения профилактических месячников, акций, декад и т.д.;
3.Обеспечивает деятельность Совета профилактики.
4. Осуществляет общий контроль за состоянием профилактической работы.
5.Отражает итоги профилактической работы при анализе воспитательной работы за учебный год.
Инспектор ОДН ОМВД:
1.Участвует в работе Совета профилактики.
2.Проводит индивидуальную работу с учащимися, имеющими отклонения в поведении и их родителями (законными представителями).
3.Осуществляет постановку учащихся на учёт ОДН УВД.
4.Проводит предварительное дознание в случае преступления или правонарушения совершённого на территории ОО.
5.Составляет протокол о нарушении кодекса об административных правонарушениях РФ.
6.Проводит индивидуальные консультации, где родителям (законным представителям) и учащимся разъясняется нормативно-правовая сторона проблемы, их ответственность.
7. Принимает участие в проведении родительских собраний.
Медицинский работник:
1.Организует углубленный медицинский осмотр ребёнка, при необходимости консультации узких специалистов.
Этапы реализации программы:
I этап 2013-2014 учебный год - подготовительный этап, включающий диагностическую, прогностическую и организационную деятельность.
II этап 2014-2015 учебные годы – основной практический этап, включающий реализацию, анализ, обобщение результатов повседневной работы и организационной деятельности.
III этап 2015-2016 учебный год – обобщающе-аналитический этап, включающий реализацию, анализ, обобщение результатов повседневной работы и организационной деятельности, прогнозирование и конструирование дальнейших путей развития.
Индикаторы эффективности работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних:
1.Снижение числа детей и подростков, состоящих на всех видах учёта.
2.Уменьшение количества правонарушений.
3.Увеличение количества детей, охваченных дополнительным образованием.
4.Увеличение количества детей, имеющих отклонения в поведении, вовлеченных во внеурочную деятельность.
5.Увеличение процента учащихся, поступивших в ВУЗы по выбранной специальности.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Карта
изучения и индивидуального сопровождения
учащегося, имеющего отклонения в поведении
Дата заполнения карты ______________ Класс_________
Фамилия______________________________
Имя__________________________________
Отчество______________________________
Дата рождения_________________________
Адрес_________________________________
Телефон_______________________________
1.Семья: общие сведения (по данным классного руководителя)
Мать:
ФИО_______________________________________________________________
Место работы________________________________________________________
____________________________________________________________________
Отец:
ФИО_______________________________________________________________
Место работы________________________________________________________
_______________________________________
·_____________________________
Состав семьи (братья, сёстры):
ФИО, дата рождения:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Материальные условия семьи:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Жилищно-бытовые условия:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Взаимоотношения в семье:
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности семейного воспитания:
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Школа: учёба, интересы, поведение (по данным классного руководителя)
1.Перемена школы, дублирование класса, условный перевод в следующий класс_______________________________________________________________
____________________________________________________________________
2. Отношение к учёбе, выполнению учебных заданий______________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.По каким предметам существенные затруднения, характер затруднений_____
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
4.Выполнение школьного режима и правил поведения______________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
5. Реакция на критические замечания, оценивание знаний и поведения________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Реакция на собственные неудачи______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Межличностные отношения в коллективе, стиль отношений______________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
8.Отношение к взрослым, родителям__________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Отношение к труду (умственному, физическому)_________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Увлечения, творческие способности, профессиональные наклонности ________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Участие в общественной жизни класса, школы__________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Социальная ситуация (заполняется социальным педагогом)
1.Характерные конфликты, время их возникновения_______________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Оценка семейной ситуации___________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3.Оценка школьной ситуации___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Самооценка ребёнка_________________________________________________
4. Психологические данные (заполняется психологом)
1.Интеллектуальные особенности_______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Личностные характеристики__________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Мотивация_________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Интересы, представления о будущем___________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
5.Особенности психологической защиты_________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Заключения и рекомендации:
Заключения
Рекомендации
1. Социального педагога
Учителям:
Родителям:
2. Классного руководителя
Учителям:
Родителям:
3. Медицинского работника
Учителям:
Родителям:
4. Психолога
Учителям:
Родителям:
5. Администрация школы
Учителям:
Родителям:
6. Контроль: за прошедший период (...) произошли следующие изменения
Период
Проведена работа
Ответственный
Результат
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Год
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Методические рекомендации педагогам в работе с учащимися, имеющими трудности в поведении
Самым общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к ребёнку. Он разработан в трудах крупнейших педагогов и психологов мира: Амонашвили Ш.А., Корчак Я., Сухомлинский В.А., Роджерс, Френе, Штейнер и др. В реализации учителем личностного подхода можно выделить следующие особенности его применения к детям с отклонениями в поведении:
1. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё.
- Любить и уважать таких ребят сложнее, чем хороших, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями.
- Говорить с ними, как со взрослыми, не ломать резко их нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно.
- Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда.
- Взять в основу работы оптимистическую гипотезу, «верить в исправление ребёнка», «лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить».
2. Создавать такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к
нему.
- Предоставлять ребёнку возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон.
- Организовать переубеждение на его собственном опыте.
3. Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков
ребёнка.
- Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка.
- Предъявляя требования к ученику, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить.
- Быть искренним, не лицемерить с ним, не морализировать, не унижать его.
4. Организовать атмосферу "успеха", помогать детям учиться "победно" либо проявить себя во внеурочных мероприятиях, помогать обретать уверенность в их силах и способностях.
- Вызывать, искать все положительное в ребёнке, опираться, делать ставку на его проявление.
- Не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков ученика.
5. Учить школьника видеть личность, как в самом себе, так и в каждом из окружающих.
- Развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социуму в целом.
- Всячески поддерживать усилия ученика по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации.
- Вовлекать и включать ребёнка в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.
6. Завоевывать уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому, как к личности и быть интересной и значимой личностью для своих воспитанников.
- Влиять на ученика, прежде всего примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям, к детям.
- Беречь ребячьи тайны, не предавать их.
- Требовать от себя больше, чем от окружающих.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Методические рекомендации для классных руководителей по работе с обучающимися, имеющими трудности в поведении
Организация педагогической помощи
1.Создание благоприятных условий для развития личности ребёнка.
2.Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках обучающихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".
3.Забота об укреплении положения детей в классном коллективе,
организация помощи ребятам в выполнении общественных поручений.
4.Формирование положительной «Я - концепции». Создание
обстановки «успеха», одобрения, поддержки, доброжелательности.
5.Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его дстижений.
6.Поощрение положительных изменений.
7 От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
8.Оказание педагогической помощи родителям школьника.
(учить их понимать ребёнка, опираться на его положительные качества,
контролировать его поведение и занятия в свободное время).
Организация психологической помощи
1. Изучение психологического своеобразия подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
2. Выявление проблем семейного воспитания: неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.
3. Психологическое консультирование с целью помочь ребёнку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
4. Индивидуальные беседы с детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.
5. Коррекция положительного воспитательного воздействия, выбранных
средств воспитания.
Организация свободного времени школьников
Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя
и окружающих проводить свой досуг - острая проблема таких детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у ребёнка вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблю-
дается неумение рационально использовать своё свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели.
1. Изучение интересов и способностей детей.
2. Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, социально-значимую деятельность.
3. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность её посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.
4. Изучение участия в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.
5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.
6. Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Методические рекомендации для учителей-предметников по работе с обучающимися, имеющими трудности в поведении
Стимулирование волевых усилий трудного подростка
Приемы индивидуального воздействия
1. Мобилизация внутренних сил на выполнение задания:
- раскрыть его возможности, умения;
- убедить в необходимости предстоящей работы;
- раскрыть перспективы его усилий;
- определить содержание конкретных видов труда.
2. Активизация волевой установки:
- глубокая мотивировка целей;
- разработка правил повседневного эффективного труда.
3. Одобрение первых успехов в деятельности:
- некоторое завышение оценки положительных результатов деятельности подростка;
- ситуация успеха.
4. Уважение самолюбия:
- подготовка специальных заданий;
- отдельное опрашивание;
- сообщение классу только положительных результатов его работы.
5. Подчёркивание неизбежности выполнения задания:
- точное указание ученику, что делать, когда прийти на консультацию, когда отчитаться о выполненной работе;
- сочетание требовательности и доверия.
6. Предупреждение ошибок путем стимулирования самоконтроля:
- помочь подростку разобраться в его ошибках, предупредить их
("Подумай, прочитай это правило, ошибка здесь").
7. Стимулирование усилий на немедленное выполнение задания:
- перестройка мотива;
- побуждение выполнить задание тотчас же (доброжелательная индивидуальная беседа, похвала - побуждение к выполнению принятого решения, конкретная помощь в преодолении трудностей в учении, труде, привлечение внимания школьника к общественному мнению коллектива и педагогов, ориентация на положительный опыт, подчёркивание доверия к подростку, побуждение к самоконтролю, положительная оценка волевых усилий в присутствии коллектива, побуждение коллектива к похвале обучающегося.
Условия действенности приёмов по Верцинской
Приемы:
Условие, обеспечивающее действенность приёма.
Волевое качество, которое развивается в результате соответствия приема педагогическому условию.
1. Мобилизация внутренних сил на выполнение задания.
Сплоченность коллектива и высокий уровень организации его деятельности.
Самодисциплина.
2. Активизация волевой установки.
Единство перспективных линий развития коллектива и личности.
Целеустремлённость.
3.Стимулирование усилий на немедленное выполнение заданий. Сознательная дисциплина в коллективе, четкая последовательность учебных заданий и общественных поручений.
Самодисциплина.
4. Одобрение первых успехов деятельности.
Обеспечение успеха в деятельности на основе применения положительных качеств, сил и способностей подростка.
Уверенность в себе.
5. Уважение самолюбия.
Атмосфера эмоционального комфорта в коллективе.
Требовательность к себе.
6. Подчёркивание неизбежности выполнения задания.
Строгая система контроля в отчётности.
Добросовестность.
7. Предупреждение ошибок путем стимулирования самоконтроля.
Педагогический образец, положительный пример правильного выполнения задания, поручения.
Самоконтроль.
Дифференцированно - групповой подход в процессе обучения.
В процессе контроля за подготовкой обучающихся рекомендуется:
- создание атмосферы доброжелательности при опросе ученика;
- снижение темпа опроса, разрешение больше времени готовиться у доски, делать предварительные записки;
- дать обучающемуся примерный план ответа, наводящие контрольные вопросы, помогающие последовательно излагать знания;
- дать наглядные пособия, схемы, планы, помогающие изложить суть вопроса и явления, понятия, закона и т.д.;
- стимулировать оценкой, подбадриванием, записью в дневнике.
При изложении нового материала рекомендуется:
- возбудить интерес к усвоению темы (приведение аналогии, показ применения изученного материала в жизни);
- более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение сильных обучающихся для разъяснения в случае затруднений;
- привлечение слабоуспевающих в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий (плакатов, схем, демонстрация), помогающих уяснить суть объясняемого материала, облегчающих переход от наглядно -образного мышления к понятийно - абстрактному;
- привлечение слабоуспевающих к высказыванию предположений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказываниям сильных учеников.
В ходе самостоятельной работы на уроке рекомендуется:
- дать на начальной стадии ряд заданий, более простых, менее вариантных, аналогичных ранее выполненным;
- разбивка задания на разные этапы, выделение в сложных заданиях более простых и т.д.;
- указание на аналогичное задание, выполненное ранее;
- указание на необходимость актуализировать то или иное действие, формулу, закон, правило, определение;
- указание приема или способа выполнения задания;
- ссылка на правило, свойство и пример, которое необходимо для решения задачи, выполнения упражнений;
- инструктирование о более рациональных путях выполнения заданий, о требованиях к выполнению работы;
- стимулирование самостоятельных действий, указание на успехи деятельности;
- более тщательный контроль за деятельностью слабоуспевающих, указание на ошибки, проверка их исправления.
При организации самостоятельной работы вне класса рекомендуется:
- выбор более рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;
- более подробное объяснение порядка выполнения задания;
- предположение о возможных затруднениях;
- дать карточки - консультации, помогающие восполнить пробелы в знаниях, карточки с направляющим планом действий;
- дать задание по повторению материала, который потребуется для лучшего усвоения новой темы;
- в необходимых случаях составление индивидуального плана на ликвидации пробелов в знаниях и умениях: (задание, срок выполнения, контрольный вопрос).
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Карточка учета обучающегося
Фамилия, имя, отчество ребёнка
Дата рождения, класс
Место жительства
Сведения о семье:
Состав:
Мать (Ф. И. О., место работы, должность)
Отец (Ф. И. О., место работы, должность)
Материально-бытовые условия
Краткая характеристика "трудного" ребенка.
1. Сопротивляемость педагогическим воздействиям:
а) контактность с классным коллективом: всегда; в главном; в от-
дельных видах деятельности; редко; чаще конфликтует, чем контактирует;
постоянно конфликтует;
6) отношения с большинством педагогов: доброжелательные; нейт-
ральные; отчужденные; враждебные;
в) реакция на педагогические требования: доброжелательная; изби-
рательная; нейтральная; враждебная;
г) податливость педагогическим воздействиям: обычная; противоре-
чивая; высокая сопротивляемость.
2. Уровень социально - ценного жизненного опыта:
а) опыт общения с людьми: широкий; ограниченный; узкий;
б) характер общения с людьми: контакты на полезной разносторонней
основе; на ограниченной личной сфере; устойчивое проявление отрица-
тельных поступков;
в) опыт участия в различных видах деятельности: всесторонний;
специализированный; ограниченный; слабый; иждивенческий;
г) требовательность к себе при неудачах: растерянность при неуда-
чах; низкий тонус; угрюмость; отчаяние; паника.
3. Я - концепция личности (эмоциональный аспект):
а) положительная: нравлюсь; способен; защищен;
б) отрицательная: не нравлюсь; не способен; не защищен;
в) аномальная: эгоистическая; агрессивная; ожесточенная.
4. Отношение к своим недостаткам и негативным (отрицательным)
свойствам:
а) требовательность: требовательность к себе всегда; требователен
в главном, снисходителен в мелочах; требователен под влиянием требова-
ний коллектива и учителей; не требователен; к себе отсутствует, к дру-
гим требователен.
б) самокритичность: объективно оценивает достоинства и недостат-
ки; объективная в главном, завышенная или заниженная самооценка; видит
преимущественно свои достоинства, недостатки только под нажимом взрос-
лых и сверстников; поверхностная, случайная; не признает своих недос-
татков, придирчив и нетерпим к недостаткам других.
5. Уровень самоуправления поведением:
а) может долго и качественно трудиться в области, которая его ин-
тересует: да; нет; не совсем;
б) быстро утомляет подростка однообразная и неинтересная, для не-
го, но важная для коллектива деятельность: да; нет; не совсем;
в) условия устойчивости волевых усилий в достижении качества ра-
боты: при личной заинтересованности; чувстве ответственности; контроле
старших.
Принятие мер воспитательного, общественного воздействия, оказание
всех видов материальной помощи
ПРОГРАММА
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
Изучение и диагностика
Изучение правил поведения в ОО, социуме
Индивидуальная работа
Учебная деятельность
учащиеся
Создание условий для учебы в классном коллективе
Занятость в свободное время
Контроль успеваемости и посещаемости
Участие во внеурочных мероприятиях
Контроль за учёбой подростка
Консультации специалистов
Посещение родительских собраний, лекториев
родители
Участие в организации школьных внеурочных мероприятий
Родительский всеобуч
Родительский патруль
Совет профилактики
Собеседование с администрацией
Формирование банка данных о детях и их семьях
Консультации со специалистами
классные руководители
Организация и контроль образовательной деятельности обучающихся
Координация работы учителей-предметников, соц. педагога, психолога с учащимися
Совещания, семинары, методическая работа
Индивидуальная работа с родителями, руководителями кружков
службы города
Участие в работе совета профилактики
Индивидуальна работа с обучающимися и их родителями
Родительские собрания
Тренинги и семинары для педагогов
СМИ, ОДН ОМВД
зам. дир. по УВР
классный руководитель
учащийся
учителя-предметники
родители
КДН и ЗП
инспектор ОДН
специалисты ОМВД
администрация
специалисты центра «Веста»
учащийся и его родители
социальный педагог
психолог
классный руководитель
15