Проект Методического пособия по профилактике самовольных уходов воспитанников из интернатных учреждений
Методическое пособие по профилактике самовольных уходов воспитанников из интернатных организаций
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………стр 2-3
Глава 1. Теоретические основы проблемы бродяжничества…..стр 3-6
Понятие «самовольные уходы», классификация, причины самовольных уходов……………………………………………………………….стр 4
1.2.Причины самовольных уходов воспитанников с территории интернатов
…………………………………………………………………………стр5
Глава 2. Организация деятельности по профилактике самовольных уходов в условиях интернатного учреждения.............................стр5-9
Глава 3. Методы и формы профилактической деятельности по профилактике побегов воспитанников с территории школ-интернатов
.......................................................................................................стр9-15
3.1. Основные формы и методы работы основных служб интернатных
учреждений………………………………………………………стр9-13
3.2. Принципы работы с детьми, совершающими самовольные уходы с
территории интернатов……………………...............................стр13-15
Список литературы………………………………………………стр15-16
.
Введение
В нашей стране, переживающей в настоящее время глубокие трансформационные процессы и последствия осуществления рыночных реформ, растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних, жестокого обращения с ними. Массовый характер приобретают попрошайничество, нищенство, безнадзорность детей – социальные факторы, игнорировать которые чрезвычайно опасно. Беспризорные дети и подростки бродяжничают, занимаются мелким воровством, попрошайничеством, приобщаются к употреблению спиртных напитков, наркотических и токсических веществ, проституции, совершают противоправные действия.
Проблема бродяжничества рассматривается современными авторами (Мирсагатова М.Н., В.С.Мухина, Е.Г.Слуцкий и др.) прежде всего применительно к молодежной среде. При этом сам термин «бродяжничество» часто выступает как рядоположенный с терминами «беспризорность» и «безнадзорность» и, более того в неразрывной связке с последними (А. В. Глаголева).
Бродяжничество - один из наиболее часто встречающихся типов отклоняющегося поведения несовершеннолетних, выражается в повторяющихся уходах из дома либо из школы, интерната или другого детского учреждения. Может быть как осознанным действием, так и формой патологических реакций (неконтролируемым действием). Проблема бродяжничества весьма распространена и у нас, и за рубежом и связана с тяжелым для детских учреждений явлением – побегами. Беспризорность и безнадзорность можно рассматривать как социальные факторы, провоцирующие бродяжничество и в то же время выступающие в качестве одних из возможных его следствий. Отсутствие должного ухода содержания, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности не только создает реальную угрозу психическому, физическому, нравственному развитию ребенка, но и обуславливает рост числа детей и подростков, покинувших родительский дом, детское учреждение и оказавшихся в неблагонадежных компаниях. Безнадзорность детей и подростков является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, нарушению нормального процесса социализации ребенка. В современных условиях ситуация с детской безнадзорностью стала одной из главных проблем детства. Дети в результате отчуждения от школы сначала попадают в разряд педагогически запущенных детей (в силу недостаточной воспитанности, обученности и развития у них появляются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведении, общении), затем переходят в разряд социально запущенных (они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках)
Система профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних в нашей стране является достаточно организованной. Осуществляется взаимодействие между обществом и государством, однако не все ресурсы задействованы, так как проблема самовольных уходов несовершеннолетних из детских домов, несмотря на предпринимаемые меры профилактики, продолжает оставаться одной из трудноразрешимых. Вопросам предупреждения правонарушений несовершеннолетних, а особенно ранней профилактики в настоящее время должно уделяться большое внимание. Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих этому – одно из приоритетных направлений деятельности всех субъектов профилактики, в том числе органов образования, поскольку безнадзорность ребёнка или его самовольный уход являются самой распространённой причиной совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних.
На самовольный уход влияет возраст и время года. Самый сложный период: весна и осень. А по возрастным особенностям, конечно, более подвержены бегству подростки от 10 до 15 лет. Это сложный психологический период для ребенка по многим причинам. Как правило, у несовершеннолетних, совершающих самовольные уходы, наблюдаются проблемы в обучении, им сложно строить взаимоотношения с окружающими. Нередко такие подростки обладают различными психофизическими отклонениями в состоянии здоровья, имеют различные зависимости.
Меры предупреждения, профилактики должны быть направлены не на то, чтобы выждать, когда дети и подростки, оступившись или попав под дурное влияние, совершат проступки, которые могут перерасти в преступление, а на то, чтобы уберечь их от действий начальной стадии, предупредив тем самым совершение правонарушения. В данном методическом пособии речь идёт о профилактике самовольных уходов несовершеннолетних в детских домах и домах – интернатах (далее: учреждениях интернатного типа), то есть в учреждениях с круглосуточным пребыванием воспитанников.
Государственная политика нашей страны в последние годы направлена на значительное улучшение материальных и психологических условий содержания детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Но, тем не менее, проблема самовольного ухода воспитанника из детского учреждения остается актуальной.
Глава 1. Теоретические основы проблемы бродяжничества
Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы социокультурной детерминации психических процессов и явлений, а также представление о социальной ситуации развития как об одном и источников развития (Л.С. Выготский, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн и др.);положение об активном характере социализации и социальной адаптации личности (Л.С. Выготский, И.С. Кон, Я.Л. Коломенский); представления отечественных и зарубежных авторов о психическом развитии в подростковом возрасте (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, И.С. Кон, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.); положение отечественных исследователей о значимости других в становлении и развитии личности ребенка-сироты (И.В. Дубровина, Т.В.Драгунова, В.П.Зинченко, М.И. Лисина, А.М. Прихожан, Д.Б. Эльконин и др.).
Беспризорные и безнадзорные дети ведут антиобщественный образ жизни.
Дети из асоциальных семей, лишенные средств существования, нередко вовлекаются в нерегламентированные и криминальные сферы деятельности (работа на улице в неудовлетворительных условиях, занятие проституцией, занятость в порнографическом бизнесе, торговля табачной, алкогольной продукцией и т.д.), связанные с риском для здоровья, психологического и социального развития.
Как показывает практика, отношение к безнадзорным и беспризорным детям
во многом совпадает с отношением к неизлечимым больным. В общественном мнении начинают возобладать мотивы: если безнадзорность и беспризорность – неизлечимая социальная болезнь, то ее не только нельзя, но и можно не лечить, а порой и эксплуатировать физически и морально детей социального дна.
Понятие «самовольные уходы», классификация, причины самовольных уходов.
Понятие «Самовольные уходы» «Самовольные уходы и побеги» несовершеннолетних относят к девиантным формам поведения, не соответствующим общепринятым или официально установленным рамкам. Первым в психологии ввел термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», Я.И. Гилинский, говоря о том, что такое поведение не соответствует социальным нормам – ожиданиям. Под самовольным уходом воспитанника из интернатного учреждения подразумевают его безвестное отсутствие с момента установления факта его отсутствия. Профессор, доктор медицинских наук А.Е. Личко связывал уходы (побеги) с тяжело протекающими возрастными кризисами. По его мнению, одна треть детей и подростков, совершающих побеги из дома или учреждения интернатного типа, имеют патологическую основу. Первые побеги обычно совершаются в страхе наказания или как реакция оппозиции, а по мере повторения превращаются в «условно-рефлекторный стереотип».
Выделяют четыре типа побегов у несовершеннолетних: эмансипационные, импульсивные, демонстративные, дромоманические (бродяжничаские).
Эмансипационные побеги. Это наиболее частые побеги (45%). Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных или воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться «свободной», «веселой», «лёгкой» жизни. Начало этих побегов падает в основном на возраст 12-15 лет. Поводом для первого побега нередко является ссора, столкновение с родителями или воспитателями интерната, детского дома. Но не страх перед ними, а жажда освободиться от надзора, надоевшего режима, наскучившего образа жизни. Такие побеги обычно совершаются не в одиночку. В 85% этим побегам предшествуют прогулы занятий, в 75% они сочетаются с делинквентностью, в 32% - с алкоголизацией во время побега. Эмансипационный тип побегов наиболее свойственен при психопатиях и акцентуациях характера неустойчивого типов.
Импульсивные побеги. Этот вид побегов составляет 26%. Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны родных или товарищей по интернату, детскому дому. Побегу может способствовать не правильный тип семейного воспитания – гипопротекция или явное или скрытое отвержение ребенка, воспитание по типу жестокого отношения. Подобные побеги обычно совершаются в одиночку. Во время них всё поведение строится так, чтобы забыться, отвлечься от тяжкой ситуации. Деньги на еду обычно добываются сбором бутылок, продажей цветов, но не воровством. Однако повторные побеги становятся стереотипной поведенческой реакцией на любую трудную ситуацию. Постепенно проявляется делинквентность (правонарушения). Возраст импульсивных побегов от 7 до 15 лет.
Демонстративные побеги. Эти побеги являются следствием реакции оппозиции и наблюдаются в 20% случаев. Особенность данных побегов в том, что убегают недалеко и в те места, где их увидят, поймают и возвратят. В побеге ведут себя так, чтобы привлечь внимание окружающих. Причина – гиперпротекция, уменьшение внимания со стороны референтных (значимых) взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников. Возраст демонстративных побегов 12-17 лет.
Дромоманические побеги. Дромомания – редкий тип побегов – 9% случаев. Под дромоманией принято понимать влечение к побегам, скитанию и перемене мест, наблюдается при различных психических заболеваниях. Этим побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение («какая-то скука», «тоска»). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. В побег пускаются в одиночку и только за тем находят попутчиков. В формировании дромомании выделяют реактивный этап — первый уход из дома в связи с психической травмой, затем уходы становятся привычными, фиксированными, на любую незначительную неблагоприятную ситуацию возникает привычная реакция — уход из дома. Дромомания, характерная для детского и подросткового возраста, но известны случаи, когда, возникнув в детстве, дромомания сохраняется и у взрослых мужчин и женщин, причём женщину не останавливает наличие маленьких детей, здоровье которых во время бродяжничества подвергается опасности. Обстоятельную классификацию побегов у детей и подростков разработал американский психиатр Г. Штутте, выделивший следующие их типы:
1. Побеги, как следствие недостаточного надзора, поиск развлечения и удовольствия;
2. Побеги, как реакция протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близкого окружения;
3. Побеги, как реакция тревоги и страха наказания у «робких» и «забитых»;
4. «Специфически – пубертатный побег» вследствие возрастного фантазёрства и мечтательности.
1.2.Причины самовольных уходов с территории интернатов
Чтобы определить причины самовольных уходов необходимо рассмотреть особенности детей, проживающих в учреждениях интернатного типа. Дети, проживающие в учреждениях данного типа, характеризуется:
- Дефицитом эмоционально-волевой сферы. Для детей характерны крайние формы выражения эмоции (сильный гнев или сильная радость), они с трудом понимают чувства другого человека и свои собственные. Для них затруднительна деятельность, требующая волевого усилия. Им сложно выполнять действия, не приносящие результата здесь и сейчас.
- Низкой коммуникативной компетентностью. Им трудно договариваться, разрешение сложных жизненных ситуаций связано для них с эмоциональными трудностями.
- Дефицитом самостоятельных форм поведения (умение самостоятельно принимать решение, проявлять заботу о себе и других). Для детей характерно чувство незащищенности, неуверенность в себе и своих силах, ощущение не успешности, беспомощности. Они избегают ситуаций, в которых могут почувствовать себя неуспешными, потерпеть неудачу. Все это провоцирует появление психологических защит (избегание, обесценивание), которые позволяют сохранить положительное представление о себе. Такие дети могут чувствовать себя беспомощными, проявлять беспокойство и стремятся найти объект, который снимет напряжение. Дети и подростки, проживающие в учреждениях интернатного тип, нуждаются в положительном риске, который, помогает развить качества личности, преодолеть страхи и влиться в социум. Если среда, в которой ребенок живет, не предоставляет возможностей для этого, они могут начать пробовать себя в других местах, которые позволяют получить острые ощущения. Несмотря на особенности детей, проживающих в учреждениях интернатного типа, не все дети убегают. Важно понимать, что ребенок покидает учреждение для того, чтобы удовлетворить те потребности, которые не могут быть по тем или иным причинам удовлетворены в стенах учреждения. Основные цели самовольных уходов детей из учреждения можно подразделить на группы в зависимости от тех причин, по которым ребенок может уйти:
I. Потребности ребенка не удовлетворены.
1.Ребенок может стремиться покинуть небезопасную среду, в которой чувство безопасности утрачено вследствие: - ущемления прав ребенка воспитателями, учителями, старшими воспитанниками. - жестокого обращения со стороны старших воспитанников или сотрудников учреждения или буллинга (издевательствами со стороны сверстников). 2. Избежать дисциплинарного давления и санкций со стороны персонала. 3. Привлечение внимания родителей или лиц их заменяющих к проблемам детей. 4. Ищет среду, где будет более успешным. 5. Поиск развлечения и удовольствия. 6. Реакция несовершеннолетнего на тяжело протекающий возрастной кризис (см. выше – Классификации побегов по А.Е. Личко).
II. Влияние взрослых на уход ребенка:
1. Недостаточный контроль над поведением несовершеннолетних со стороны законных представителей.
2. Незнание всего его круга общения.
3. Если дети чувствуют себя неудачниками, неоцененными по тем аспектам их жизни, которые взрослым кажутся незначительными или неважными, они уходят туда, где ощущают себя успешными, признанными, понятыми.
III. Случаи криминального характера (не являются самовольными уходами, при этом важно понимать, что ребенок может отсутствовать в учреждении и по этим причинам). К таким причинам могут относиться: - похищение ребенка или провокация со стороны взрослого, допускающего недостойное обращение с ребенком; - вовлечение детей в коммерческую сексуальную эксплуатацию (КСЭД).
Отрицательные последствия уходов детей из интерната для несовершеннолетнего и для коллектива (среды) учреждения интернатного типа:
1. создают обстановку всеобщей подозрительности, недоверия, выбивают из колеи и воспитателей (режимных работников, администрацию), и несовершеннолетних, нарушая нормальный ход воспитательного процесса;
2. вынуждают администрацию к временному ужесточению режима, предъявлению повышенных требований ко всем несовершеннолетним, что немедленно вызывает ответное сопротивление;
3. существенно изменяется положение в подростковой среде и в коллективе лиц, совершивших самовольный уход: им не доверяют воспитатели, их постоянно «прорабатывают», что вызывает защитные реакции, оппозицию их к воспитательным средствам;
4. социальная опасность совершаемых деяний возрастает: состояния возбуждения, напряжения провоцируют подростков и на насильственные преступления.
По мере повторения уходов появляются те или иные формы асоциального поведения, связанные чаще с необходимостью приобретения продуктов питания, — мелкое воровство, попрошайничество. Со временем присоединяются правонарушения, обусловленные влиянием других несовершеннолетних и взрослых с асоциальным поведением (хулиганские поступки, сексуальные действия, употребление алкогольных напитков, наркотиков и т.п.). Более или менее длительное повторение фактов бродяжничества постепенно ведет к закреплению таких черт личности, как неискренность, лживость, стремление к примитивным удовольствиям, отрицательное отношение к систематическому труду, оппозиция всякой упорядоченности.
Глава 2. Организация деятельности по профилактике самовольных уходов в условиях интернатного учреждения
Большую часть юных путешественников составляют «государственные» дети. Более половины из них не проводят в казенном учреждении и трех месяцев. Причин данного явления несколько:
- невозможность ребенка адаптироваться к интернатской жизни;
- уходы детей часто вызваны побоями и жестоким обращением, в том числе со
стороны педагогических работников.
Для профилактической работы со случаями самовольных уходов несовершеннолетних из учреждения необходимо разрабатывать программы профилактики, направленные на сокращение риска самовольных уходов. Различают первичную, вторичную и третичную профилактику.
Термин «первичная профилактика» применяется к мерам, направленным на всех детей, проживающих в учреждении. Для решения задач первичной профилактики, можно рассматривать широкий спектр программ просвещения детей о рискованном поведении. Например, программы направленные на преодоление: различных личностных дефицитов (развитие уверенного поведения), жизненных трудностей (программы развития навыков конструктивного взаимодействия в сложных жизненных ситуациях). Термин «вторичная профилактика» означает меры, направленные на тех, кто еще не совершал самовольный уход ни разу, но находится в ситуации повышенного риска, либо совершал самовольный уход хотя бы один раз. Программы вторичной профилактики могут быть направлены на снижение агрессивности, конфликтности несовершеннолетних и воспитывающих их взрослых, а также программы, помогающие адаптировать и социализировать несовершеннолетних. Термин «третичная профилактика» обозначает меры вмешательства в случаях, когда ребенок уже неоднократно самовольно покидал учреждение, и работа в таком случае должна проводиться по оказанию помощи и предупреждению повторения самовольного ухода в будущем.
Уровень третичной профилактики - это уровень работы с детьми, постоянно совершающими самовольные уходы. Каждый случай самовольного ухода несовершеннолетнего имеет свою специфику, поэтому для работы со случаем самовольного ухода каждый раз создается своя индивидуальная программа. В наиболее оптимальном варианте такая программа разрабатывается междисциплинарной командой специалистов после оценки ситуации, в которой находится несовершеннолетний.
Основные задачи в работе по организации профилактики самовольных уходов несовершеннолетних Основными задачами интернатного учреждения при работе со случаями самовольных уходов несовершеннолетних являются: - защита прав и законных интересов несовершеннолетних; - предупреждение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью воспитанников; -предупреждение правонарушений и антиобщественных действий как совершаемых несовершеннолетними, так и в отношении них, включая предупреждение коммерческой сексуальной эксплуатации несовершеннолетних (КСЭД) согласно которому – это «серьезное нарушение прав ребенка, при котором он рассматривается как предмет секса и предмет торговли; и включает в себя сексуальное насилие или эксплуатацию взрослым человеком и оплату деньгами или натурой ребенку или третьим лицам и, являясь формой принуждения и насилия над детьми, приравнивается к принудительному труду и современной форме рабства». - выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений, преступлений и иных антиобщественных действий; - реабилитация и оказание медицинской помощи воспитанникам, склонным к самовольным уходам. В каждом интернатом учреждении должна быть разработана система мониторинга эффективности профилактической деятельности, направленной на предупреждение самовольных уходов воспитанников, а также эффективности реабилитационной работы, выполнения индивидуальных планов мероприятий с детьми «группы риска». Одним из приоритетных направлений профилактики является организация занятости воспитанников, состоящим на учете в интернатном учреждении, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и в подразделении по делам несовершеннолетних.
В интернатном учреждении должен быть предусмотрен четкий план скоординированного взаимодействия по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних и розыску воспитанников, утвержден алгоритм и регламент действий сотрудников в случае совершения несовершеннолетними самовольных уходов и порядке действий по принятию мер к их розыску. В КГУ «Коррекционная неполная средняя школа-интернат для детей-сирот с ЗПР» управления образования ВКО организация розыска и возвращения воспитанников действует по специально разработанному алгоритму:
Создана мобильная группа незамедлительного поиска. Группа создана из педагогов, способных быстро организоваться и подключиться к поиску бегунов.
Руководитель группы поиска собирает информацию в течение часа о возможном нахождении ребенка, анализирует ее, в том числе, все сведения о ребенке, самовольно покинувшем интернат. Распечатывается фото воспитанника в нескольких экземплярах.
В течение часа руководитель учреждения сообщает о побеге в Отдел Полиции и Управление образования.
Определяется круг поиска: расстановка членов группы поиска на участках возможного пребывания ребенка.
Каждый член группы отвечает за конкретный участок и держит связь с руководителем группы.
Руководитель группы поиска в процессе работы анализирует поступающие сведения о ребенке, корректирует действия членов группы( передвижение с участка на участок, усиление участков дополнительными помощниками).
В процессе поиска очень важно знать, как собрать необходимую информацию о ребенке, совершившем побег. Важно знать к кому обратиться, это могу быть:
продавцы магазинов;
работники предприятий, учреждений на участке возможного пребяывания ребенка;
люди, постоянно находящиеся на данном участке:
люди , находящиеся около домов, сидящие на лавочках, живущие на данном участке.
Места , где могут прятаться дети, самовольно покинувшие территорию детского дома:
заброшенные дома, здания, дачи
колодцы, подвалы многоэтажных домов , теплотрассы
стога сена, шалаши
стройки, вагончики
в лесу охотничьи домики, пасеки
туристические базы, домики на побережье
Что спрашивать:
-Не появлялся ли данный ребенок в поле зрения человека (показ фото)
-Если появлялся, то когда, где, в каком направлении пошел, с кем был, во что был одет и др.
В случае самовольного ухода несовершеннолетнего все работники учреждения незамедлительно информируют о факте произошедшего администрацию учреждения и предпринимают необходимые меры по возвращению ребенка в учреждение. При поступлении информации о факте самовольного ухода воспитанника из интернатного учреждения администрация учреждения незамедлительно сообщает о случившемся в органы внутренних дел и управление образования информацию о детях, самовольно покинувших учреждения. Обеспечивает выезд сотрудников учреждения по месту предполагаемого пребывания воспитанника, взаимодействует с органами внутренних дел и отделов образования по месту возможного нахождения ребенка. Фиксирует полученную информацию в журнале учета случаев самовольных уходов воспитанников из учреждения. По каждому факту самовольного ухода воспитанников из учреждения администрация незамедлительно проводит служебное расследование, принимать управленческие решения по предотвращению фактов самовольных уходов несовершеннолетних, в том числе по применению дисциплинарных взысканий к сотрудникам учреждения, допустившим факты самовольных уходов воспитанников, а также несвоевременного информирования о них. Каждый случай самовольного ухода воспитанника из учреждения рассматривается на школьном Совете по профилактике правонарушений с привлечением инспектора ДН Отдела Полиции. Администрацией школы – интерната для детей склонных к бродяжничеству по возможности организовывается лечение в психоневрологическом диспансере. Для сотрудников учреждения периодически проводится инструктаж о порядке действий в случае самовольного ухода воспитанников, принимаются меры для повышения уровня персональной ответственности каждого работника за сохранение жизни и здоровья воспитанников, за организацию профилактических мер по предотвращению данного явления, подчеркивается значимость мероприятий по обеспечению постоянного и своевременного учета фактов самовольных уходов воспитанников из учреждения. Но не смотря на слаженную работу коллектива по данной проблеме, побеги детей имеют место быть. Поэтому необходимо ежегодно организовывать обучение для педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей.
Любой человек, работающий с несовершеннолетним в учреждении, должен предпринять всевозможные действия, чтобы обеспечить его безопасность, оценивая риски для каждого индивидуально. Основная общая цель специалистов ( педагог-психолог, социальный педагог и др.) – снизить количество случаев самовольных уходов. Пропавшие несовершеннолетние могут оказаться в рискованной ситуации. Каждый случай самовольного ухода очень серьезен. Причины уходов всегда разные и носят комплексный характер, но они в основном связаны с условиями проживания несовершеннолетних. Каждому случаю ухода следует уделять должное внимание. Специалистам необходимо взаимодействовать для того, чтобы последовательная и гармоничная обратная связь была дана несовершеннолетнему по его возвращению с целью снижения риска повторных уходов несовершеннолетнего. Когда несовершеннолетний самовольно покидает учреждение, общая цель всех специалистов учреждения предотвратить тот вред, который может получить ребенок и вернуть ребенка в безопасное место настолько быстро насколько это возможно, работая над этой задачей, развивая партнерство с различными учреждениями, делясь информацией, и совершенствуя управление. Работа по профилактике самовольных уходов важна для того, чтобы предотвратить уходы несовершеннолетних из учреждения. Профилактические мероприятия должны быть отражены в плане профилактики. Неотъемлемой частью плана профилактики является проведение эффективного интервью по возвращении ребенка, Так как важно знать истинную причину побега, суметь подсказать ребенку как вести себя после побега, чтобы не было страха возвращения в детский дом, принимать ребенка таким, каков он есть.
Выделяют несколько направлений профилактики самовольных уходов:
контролирующее (изучение дневников наблюдений, связь с классным
руководителем и администрацией);
исследовательская деятельность (наблюдения, диагностирование, связь с
психологом);
индивидуальная работа (собеседование, выстраивание стратегий совместно с
психологом с учетом выявленных отклонений личностных, поведенческих и др.);
привлечение друзей (волонтеры, спонсоры, студенты) – детям всегда интересно
новое общение;
5) организация летнего отдыха;
6) планирование воспитательной работы.
Глава 3. Методы и формы профилактической деятельности по профилактике побегов воспитанников с территории школ-интернатов
3.1. Основные формы и методы работы основных служб интернатных учреждений
Технология работы с несовершеннолетними, совершающими самовольные уходы, опирается на ряд факторов, среди которых наиболее важное место занимает взаимоотношение несовершеннолетнего с интернатным учреждением, в котором он проживает. Главная причина самовольных уходов всегда кроется в неудовлетворённости воспитанника своим местонахождением, невозможности жить в нормальных условиях, отсутствии контакта с родителями, недостатке их любви и заботы, стремлении к нахождению в типичной субкультуре. Поэтому, как восполнение данных проблем, необходимо наполнить жизнь несовершеннолетних в интернатном учреждении такими мероприятиями и событиями, появление которых поможет заглушить переживаемые чувства, забыться в какой-либо интересной деятельности, особенно связанной с риском, приключениями, ведь всем этим требованиям и отвечает побег, где переживания несовершеннолетних носят экстремальный, яркий характер. Воспитателям не стоит забывать и игнорировать опыт известных советских педагогов: В.П.Кащенко (система трудового обучения и воспитания + огромное внимание умственному развитию детей); А.С.Макаренко (развитие принципов самоуправления, дисциплина и формирование общественного мнения как ведущего регулятора межличностных отношений, развитие традиций, построение воспитательного процесса на основе соединения обучения с производительным трудом); С.Т.Шацкого (идея народности воспитания в сочетании с трудовым обучением); А.А.Католикова (многопрофильный сельскохозяйственный труд в основе воспитательного процесса, система трудового, экономического и экологического обучения, воспитания и развития личности ребёнка).
Воспитательная работа в КГУ « Коррекционная неполная средняя школа-интернат для детей-сирот с ЗПР» выстраивается с учетом причин, которые потенциально могут спровоцировать побег. Педагогами школы выясняется каково стремление к «свободе» потенциального бегуна (уточняется, в чем именно заключается для ребенка свобода. Может оказаться, что ребенок просто хочет самостоятельно совершать покупки – организуем поход в магазин или кино); стремление к вредным привычкам (всевозможные занятия, формирующие модель поведения, ориентированного на ЗОЖ); желание повидать родных (возможна организация поездки к родственникам, работа по поддержанию связей с биологической семьей); скука (организация досуга и вовлечение во всевозможные мероприятия – спортивные, культурно-позавательные, патриотического воспитания и т.д.); неумение конструктивно решать проблемы (обучение навыкам конструктивного общения); желание получать острые ощущения (организация соревнований, походов с определенной долей экстрима, например, турпоходы по горам, исследование территории); неумение говорить «нет» -формировать это умение, развивать уверенность в себе (тренинги уверенного поведения, занятия по преодолению созависимого поведения). В соответствии с профилактическими задачами, можно выделить следующие разделы воспитательной работы - учебно-познавательный, нравственно-патриотический, ЗОЖ, соцадаптации (семейное воспитание, безопасность человека, экономику семьи), культурно-эстетический, экологический, трудовое воспитание). Применяются разнообразные формы занятий: Предметные недели, Недели здоровья, Неделя книги, День здоровья, Неделя спорта, Неделя коррекции, встречи с интересными людьми, круглый стол, дискуссия, посиделки, праздники, конкурсы, состязания, практикумы, тренинги, беседы, игры, викторины, театральные постановки). Тщательно планируется организация досуга, т.к. досуг – это возможность духовно расти, развивать интересы, совершенствоваться. Ребенок не должен слоняться без дела-это основное правило педагогов.
Профилактические меры воспитательных воздействий:
1. Профилактика насилия, жестокого обращения с детьми.
2. Создавать условия, при которых ребенок, имея все необходимое, все-таки должен добиваться осуществления некоторых желаний, принимать необходимость ожидать возможности для получения чего-либо, совершать какую-то работу для получения вознаграждения.
3. Позволять ребенку мечтать и пробовать свои силы, помогать в достижениях вместо того, чтобы ругать и критиковать за неудачи.
4. Развивать лидерские качества, уверенность в себе.
5. Развивать творческие способности. Учесть, что все дети рождаются с творческими способностями. Отсутствие этих способностей – результат их блокирования чрезмерной критичностью, чрезмерным контролем, излишней гиперопекой или отсутствием возможности для их развития. Плюс в том, что творческие способности могут развиваться в любом возрасте.
6. Придерживаться самим и говорить об основной жизненной установке: смысл жизни не приходит извне; человеку дается жизнь, а чем ее наполнить и во что превратить, решает каждый сам за себя.
7. Придерживаться и говорить об отношении к течению жизни: то, что было, уже прошло и его не вернешь, то, что будет, еще не наступило, но то, каким будет это будущее, зависит от сегодняшнего дня.
8. Обучать ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения, а эти задачи разделять на небольшие легко осуществимые шаги.
9. Связь с родственниками ( телефонные звонки, письма, поездки детей на каникулы к родственникам по разрешению опекунского совета, консультации родителям, забирающим детей домой с рекомендациями для каждого конкретного ребенка на период отдыха дома )
Профилактика бродяжничества детей и подростков будет эффективной, если она проводится системно в рамках учебно-воспитательного процесса и процесса социальной адаптации.
Необходимо постоянно помнить, что в интересной, заполненной трудом, спортом, активным досугом организации жизнедеятельности нет времени и желания мечтать о побегах и совершать их, поэтому в КГУ « Коррекционная неполная средняя школа-интернат для детей –сирот с ЗПР» действует много различных кружков и занятий детей по их интересам, спортивные секции, к работе с детьми привлечены волонтеры из организации Молодые сердца, которые по принципу «Равный равному» проводят игры, тренинги, беседы, просмотры кинофильмов, организуют праздники детям.
Одной из главных ролей по профилактике самовольных уходов детей с территории школы-интерната отводится психологу. Необходимо выявлять возможность ухода воспитанников с территории школы-интерната заранее, прогнозировать возможность побегов, для этого в арсенале психолога имеется достаточное количество диагностических методик, в том числе электронных, которые позволяют быстро выявить проблемы воспитанников, вовремя понять, что на душе у ребенка, успокоить, помочь ему не сделать неверный шаг.
Необходимо применять разные формы работы психолога с несовершеннолетними по профилактике побегов: индивидуальные, групповые, работу в микро-группах, диалоговые интервью. Индивидуальная работа психолога с несовершеннолетними строится на изучении их индивидуально – психологических особенностей, характера, стиля поведения. Индивидуальные беседы о недопустимости совершения противоправных действий, об ответственности за правонарушения и преступления, о необходимости соблюдать режим детского дома, посещать школьные занятия. Одним из основных механизмов индивидуальной работы является динамическое наблюдение и контроль взрослых за волевым поведением ребёнка, что фиксируется в индивидуальных психолого-педагогических дневниках наблюдения на каждого из «трудных» воспитанников. Каждый из вновь прибывших детей, в течение месяца должен наблюдаться педагогами, так как находится в периоде адаптации к новым условиям и возможны различные негативные проявления. Для этого заполняются на основе наблюдений листы адаптации, где отмечается состояние детей: сон, аппетит, контактность, реакция на успех, реакция на критику, активность на занятиях и др. По окончании времени адаптации делается вывод об общем психологическом состоянии ребенка, даются рекомендации и памятки педагогам по работе с данными воспитанниками. В случае негативных проявлений с возможностью побегов, педагоги предупреждаются и даются советы по работе с детьми. В случае патологической тяги к побегам, воспитанники периодически пролечиваются в ПНД. Должен быть налажен хороший контакт психолога с медицинскими работниками, только в этом случае возможен хороший результат, так как большинство детей имеют различные сопутствующие диагнозы.
В системе индивидуальной работы следует отметить ежедневный контроль успеваемости и посещаемости воспитанников школьных занятий, что позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях, в частности в организации дополнительных занятий с учителями предметниками, и предотвратить пропуски занятий по неуважительным причинам. Это позволит снизить школьную тревожность детей, которая может давать ощущение общего дискомфорта ребенку в интернате и спровоцировать побег. На начальном этапе индивидуальной работы психолога является важным установление контакта с несовершеннолетними и мотивирование его на участие в работе. Несовершеннолетний соглашается на общение только тогда, когда ему интересен сам процесс и когда он чувствует, что его воспринимают как полноправного участника взаимодействия. В основе работы с ним должны лежать принципы диалогического общения. Особенностью такого контакта являются партнерские отношения с несовершеннолетним с целью совместного изучения конкретной ситуации и путей ее разрешения.
Целью групповой работы с данной категорией детей является формирование навыков конструктивного взаимодействия и адаптации в социуме. Основной формой групповой работы, используемой в профилактической работе, является тренинговое занятие. Тренинговые занятия отличаются отсутствием строгого порядка работы и высокой психологической безопасностью. Одним из направлений тренинговых занятий является формирование навыков ассертивного поведения (от английского «assert» - настаивать на своем, отстаивать свои права). Это понятие близко принципу гештальт-терапии «Я существую не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, ты существуешь не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям…». Эффективным методом в работе с несовершеннолетними, предупреждающим самовольные уходы, является арт–терапия. Данный метод построен на использовании искусства. Возможно применение метода изотерапии. Огромное влияние на гармозацию личности воспитанников производит манлалотерапия, игротерапия, сказкотератия. Терапевтические сказки – это сказки для несовершеннолетних, не столько развлекающие их, но дающие взрослым способ подсказать им, не обижая, выход из различных жизненных ситуаций. В сказках воссоздается аналогичная ситуация, описывается проблема, взгляд со стороны, рассматривается хотя бы один способ ее решения. Терапевтическая сказка позволяет несовершеннолетнему отделить его проблему, посмотреть на ситуацию в целом. Обычно, несовершеннолетние негативно относятся к советам, которые им дают напрямую, а опосредованный совет воспринимается, как им самим найденное решение. Часто они настолько зацикливаются на своей проблеме, что перестают замечать ситуацию в целом. Именно сказки и психологические игры могут помочь ребенку переключить внимание с себя и увидеть ситуацию извне. Терапевтические сказки нужно не только читать, эти сказки после прочтения необходимо обсуждать, задавать вопросы: «Как герой мог поступить еще в этой ситуации?», «Что можно исправить?», «Что сделал герой не так?» и т.д. Можно порекомендовать задания на определенную тему с заданным материалом: рисунки, лепка, аппликация, оригами и т.д. Педагог предлагает несовершеннолетним задания на произвольную тему с самостоятельным выбором материала. По мнению психологов, применение рисуночной терапии буквально незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, несформированности у несовершеннолетнего коммуникативной компетентности, что в конечном итоге позволяет воспитанникам преодолевать любые трудности. Причем, чем меньше психолог вмешивается в художественную деятельность детей, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения эмпатии, взаимного доверия и принятия. Психологом школы для осознания воспитанниками своих поступков могут проводиться, например, такие занятия как « Я и Мои драконы», «Мои сильные стороны», «Мне нравится..», « Я не люблю…» и другие.
Эффективно проводить профилактические беседы, организовать «Почту Доверия». Ребята будут иметь возможность рассказать свои проблемы анонимно и получить помощь психолога. Необходимо развивать эмпатию воспитанников, положительное восприятие себя и окружающих, развивать адекватную самооценку, отрабатывать коммуникативные навыки.
Психолого – медико – педагогической службой школы – интерната для учащихся и воспитанников, склонных к бродяжничеству с целью добиться их эмоциональной безопасности, приобретению адекватных способов адаптации в мире, должна быть организована индивидуальная работа по коррекции неуверенности и доверия к людям. Психологическая работа по данному факту может быть построена с использованием технологии посттравматической интервенции в кризисную ситуацию ребенка, где основными формами работы являются – выслушивание, элементы внушения и убеждения.
В подростковом возрасте именно общество сверстников становится самым важным фактором его социального развития, в этом ребенку должен помочь социальный педагог. Друзья подростка, его одноклассники непрерывно и безжалостно дают ему понять, как они к нему относятся, представляет ли он для кого-нибудь интерес, ценят ли они его или презирают и т.д. Если у подростка складываются хорошие отношения с приятелями, то самое трудное для него – потерять их расположение. Даже когда друзья приглашают подростка участвовать в правонарушениях, попутешествовать или употребить наркотик «за компанию», он часто не находит в себе сил противостоять им. Для него страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери их расположения. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значима для него симпатия сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению. В других случаях подростки не просто боятся потерять их расположение, но и
опасаются мщения со стороны сверстников за открытое противостояние. Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать напор, принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы. Социальные педагоги обязаны отслеживать социальные контакты каждого воспитанника, уметь помочь ребятам разобраться в людях, вовремя и бережно подсказать подростку кто друг и кто враг.
Профилактические меры, на этапе развития их коммуникативных и социальных навыков:
1.Развитие уверенности в себе.
2. Развитие положительного отношения к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.
3. Обучение выстраиванию независимых отношений.
4. Обучение эффективным моделям выстраивания противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.
5. Развитие физической силы, а как следствие – смелости при угрозах. Физическое развитие подростка значительно снижает желание сверстников воздействовать на него силовыми методами.
6. Развитие коммуникабельности. Умение легко устанавливать отношения помогают подростку отказываться от общения с неподходящей компанией без опасения остаться в одиночестве. Он легко может создать отношения в другом окружении.
3.2. Принципы работы с детьми, совершающими самовольные уходы с территории интернатов.
При проведении психолого-педагогической воспитательно-коррекционной работы с учащимися, соверающими побеги необходимо соблюдение следующих принципов.
Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере воспитанников, склонных к побегам.
Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним. Условиями реализации данного принципа являются:
• стимулирование самопознания учеником своих положительных черт;
• формирование нравственных качеств при самооценке своего поведения;
• постоянное внимание к положительным поступкам ученика;
• проявление доверия к ученику;
• формирование у него веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей;
• оптимистическая стратегия в определении воспитательных и коррекционных задач;
• учет интересов учащихся, их индивидуальных особенностей, вкусов, предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов.
В практической психолого-педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:
• преобладание позитивных оценок в анализе поведения ученика;
проявление в общении с подростком уважительного отношения к нему;
• приобщение педагогом ученика к добру и доброте;
• защита педагогом и психологом интересов подростка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;
• постоянный поиск педагогом и психологом вариантов решения воспитательных и коррекционных задач, которые принесут пользу каждому подростку;
• формирование педагогами в классе, школе гуманистических отношений, не допускать унижения достоинства подростков.
Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер. Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой находится трудный ученик. Условиями реализации данного принципа являются следующие:
• учет особенностей социального окружения подростка при решении воспитательных и коррекционных задач;
• координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность подростка;
• обеспечение комплекса социально-психолого-педагогической помощи подростку;
• учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения и т.д.);
• коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и от средств массовой информации.
В практической деятельности педагога и психолога этот принцип отражается в следующих правилах:
• воспитательная и коррекционная работа строится с учетом особенностей социальных отношений подростка;
• воспитательно-коррекционная работа должна проводиться не только в школе, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;
• необходимо корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка;
• все участники воспитательно-коррекционного процесса должны взаимодействовать.
Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на подростков, склонных к побегам.
Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ученика, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
Условиями реализации принципа индивидуализации являются:
• оценка изменений индивидуальных качеств ученика;
• выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого ребенка;
• учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе воспитательно-коррекционных средств, направленных на его социальное развитие;
• предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности.
В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
• работа с трудновоспитуемыми школьниками должна ориентироваться на развитие каждого из них;
• поиск способов психолого-педагогических способов коррекции поведения трудновоспитуемого ученика надо вести на основе взаимодействия с ним;
• постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ученика.
Принцип социального закаливания. Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции.
В психолого-педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
• включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;
• выявление волевой готовности к решению проблемы социальных отношений;
• стимулирование самопознания подростков в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
• оказание помощи трудновоспитуемым учащимся в анализе проблем социальных отношений и в проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
• проблемы отношений трудновоспитуемых учащихся надо решать с ними, а не за них;
• подросток не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем;
• не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;
• волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их не воспитывать сегодня;
• нельзя предусмотреть все трудности жизни, но надо быть готовым к их преодолению.
Исходя из всего выше перечисленного, необходимо отметить, что работа по профилактике самовольных уходов воспитанников из интернатных учреждений должна быть четко согласованной, комплексной, включая воздействие всех служб на подростка, способного совершить побег, должна быть основана на принципах гуманистического подхода в образовании и соответствовать новейшим методам и принципам образовательной системы.
Хочется добавить, европейские и американские исследователи полагают, что воспитателю исключительных в отношении характера детей следует иметь в виду положение, что для воспитания воли важно не развитие воли, например чтобы перенести трудные минуты или чтобы достигнуть поставленной себе цели, но выработка мотивов, обуславливающих наши действия. Среда с самыми широкими и разнообразными своими раздражителями должна быть организована таким образом, чтобы создавать и вырабатывать в ребенке мотивы ожидаемых от него поступков.
Список литературы
1. Крылова Т.А., Струкова М.Л. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска (учебно-методическое пособие). - Москва: НИИ школьных технологий, 2010.
2. Методические рекомендации по взаимодействию образовательных учреждений с органами внутренних дел по профилактике ухода детей из семей Разработчики: Крылова Т.А., к.психол.н., доцент, научный сотрудник лаборатории комплексного сопровождения региональной системы образования АОУ ВО ДПО «ВИРО» Воронина Е.А., к.п.н., зав. лабораторией воспитания и социализации АОУ ВО ДПО «ВИРО».
3. Пути решения проблемы самовольных уходов детей Методические рекомендации Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ».г. Ханты- Мансийск, 2013 год.
4. Практическая психология образования / под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1997
5. Вестник практической психологии образования, №4(21) октябрь—декабрь 2009
6. Беличева С.А., Дементьева И. Ф. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков. - //Воспитание школьников, 2004, № 3, С. 23-32
7. Олифреенко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска». – М.: Академия, 2002, с. 110-112
8. Саленко Н. Профилактическая работа с семьями, имеющими несовершеннолетних детей. //Социальная педагогика, 2006, № 2, С. 76-86
9. Сидоров Н.Р. Проблемы социальной дезадаптации несовершеннолетних. - //Вестник практической психологии образования, 2006, № № 2-3
10. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной помощи и поддержки // Приклад. психология и психоанализ / Т.И. Шульга. – №2, 1998.
11.Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Е. Личко. – М., 1999.
12. Методические рекомендации по работе с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам / сост.: Н.А. Разнадежина. – Сургут, 2010. – 46 с
13. Использованы материалы интернетных изданий: http://azps.ru/ http://www.trepsy.net/kommunikat, http://kovalevskaya.ucoz.ru/publ/rabota_pedagoga_psikhologa_po_profilaktike_pravonarushenij_iz_opyta_raboty_pedagoga_psikhologa_v_specialnoj_korrekcionnoj_obshheobrazovatel/1-1-0-29,
https://infourok.ru/prezentaciya_opyta_raboty_shkoly-internata_po_profilaktike_pravonarusheniy_zdorovogo_obraza-149379.htm и др.
Подготовила педагог-психолог Кожевникова Н.П.