Профилактика самовольных уходов и правонарушений подростков, проживающих в условиях детского дома
Профилактика самовольных уходов и правонарушений подростков, проживающих в условиях детского дома
Профилактика самовольных уходов и правонарушений подростков, проживающих в условиях детского дома:
Профилактика самовольных уходов и правонарушений воспитанников, нами понимается как система социальных, правовых, педагогических и психологических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Как правило, самовольные уходы совершаются воспитанниками в возрасте от 14 до 17 лет, следствием этого становятся правонарушения. Перед администрацией и педагогами детского дома стоит задача организации системы действий по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков, имеющих склонности к самовольным уходам из детского дома и правонарушениям. Эта задача решается по трём направлениям:
Административные меры по предупреждению самовольных уходов и правонарушений воспитанников.
Психологическая, педагогическая и социальная реабилитация и адаптация подростков, входящих в группу «риска».
Розыск воспитанников, допустивших самовольный уход из учреждения.
Для предупреждения самовольных уходов из детского дома и совершений противоправных действий воспитанников, администрацией детского дома в 2008 году были изданы приказы:
14.01.2008.г. приказ № 38/1 «О предупреждении несчастных случаев с детьми », с которым был ознакомлен весь педагогический персонал учреждения под роспись, проведен инструктаж о действиях работников учреждения в случае самовольных уходов воспитанников, заключены договора между администрацией и каждым ребёнком о соблюдении норм поведения.
26.09.2008.г. приказ № 822 «Об усилении ответственности и контроля за обеспечением безопасности жизнедеятельности воспитанников», который определяет организацию обеспечения безопасной жизнедеятельности воспитанников, деятельность администрации и персонала в случае самовольных уходов воспитанников.
01.10.2008.г. приказ № 828 «Об организации деятельности по розыску воспитанников, самовольно ушедших из учреждения», на основании которого создана группа по розыску воспитанников, совершивших самовольный уход из детского дома, установлен порядок принятия оперативных мер по розыску. Распределена ответственность между членами группы розыска. Разработан алгоритм действий администрации и педагогов в случае самовольного ухода воспитанника из детского дома.
В начале 2008-2009 учебного года с воспитателями и воспитанниками были проведены дополнительные инструктажи по безопасности жизнедеятельности. Для воспитателей разработаны рекомендации по организации профилактики самовольных уходов и правонарушений среди подростков, проживающих в условиях детского дома.
Администрацией детского дома организуется взаимодействие с правоохранительными органами, администрацией города и муниципальными образовательными учреждениями, в которых обучаются воспитанники для предупреждения бродяжничества и правонарушений, определения мер ответственности и плана совместных действий.
Рассматривая занятость воспитанников во внеучебное время как фактор профилактики адиктивного поведения, администрация детского дома создаёт условия для включённости воспитанников в систему дополнительного образования и спортивных секций на уровне учреждения, города и края.
Ежегодно все воспитанники детского дома проходят медицинскую, психологическую, педагогическую и социальную диагностики. На основании итогов мониторинга развития воспитанников выявляется группа подростков имеющих трудности в поведении и склонность к самовольным уходам. По данной группе три раза в год проводятся психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк), выявляются причины асоциального поведения, вырабатываются рекомендации по индивидуальному психолого-педагогическому сопровождению воспитанников. На каждого составляется программа индивидуального сопровождения, в рамках которой проводят свою работу педагоги-психологи, воспитатели, социальные педагоги, инструктора по физкультуре и труду, педагоги дополнительного образования, медицинские работники. В программу включены индивидуальные особенности подростков, диагностические данные, рекомендации специалистов и индивидуальные планы работы, обеспечивающие профилактику и коррекцию поведения подростков группы «риска».
Реабилитация и адаптация воспитанников с трудностями в развитии и поведении включает в себя следующую работу:
Специалистами психолого-педагогической службы проводится диагностика личностной сферы детей с девиантным поведением по методике Рожкова М.И и Ковальчука М.А., выявляются причины самовольных уходов и правонарушений, проводятся разъяснения последствий противоправных поступков. Ведётся индивидуальная и групповая работа по уменьшению факторов риска, приводящих к самовольным уходам и правонарушениям в подростковой среде.
Социальными педагогами сформирован банк данных воспитанников группы «риска», состоящих на учёте в КДН и ОДН. На каждого заведен социальный паспорт, в котором отражены следующие данные: виды занятости воспитанника, проблемы развития, трудности социализации, положительные черты характера, вредные привычки, а также профилактические мероприятия. С такими детьми ведется целенаправленная социально-педагогическая работа: информирование об ответственности за самовольные уходы и их последствия через просмотр видеоматериала, организацию правовых тренингов, проведение индивидуального правового консультирования и разъяснительных бесед.
На воспитательных встречах дополнительно проводится работа по правовой пропаганде, организуется просмотр и обсуждение художественных и документальных фильмов, телепередач, отражающих негатив правонарушений, проводятся встречи с успешными выпускниками. В течение учебного года воспитатели проводят тематические занятия: «Твои права и обязанности», «Наркомания и ее последствия для человека», «Что со мной происходит?» – рекомендации медицинских работников по вопросам, связанным с изменениями, происходящими в организме подростка в период полового созревания.
Составлен и реализуется план работы по организации занятости воспитанников, имеющих склонность к самовольным уходам из учреждения. В план включены мероприятия, направленные на решение следующих задач: формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни; обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения во взаимоотношениях между подростками. В детском доме успешно работают спортивные секции по бодибилдингу, пауэрлифтингу, мини-футболу, волейболу, настольному теннису, биатлону и лыжным гонкам. В них в свободное от уроков время охотно занимаются 80% воспитанников. Проводится вовлечение подростков с девиантным поведением в коллективно трудовые и творческие дела, социальные и образовательные проекты, кружки, факультативы, предпрофильные курсы, культурные и спортивно-массовые мероприятия.
Большое внимание уделяем организации занятости воспитанников из группы «риска» в период каникул, когда у них появляется больше свободного времени. В это время вовлекаем подростков в различные виды активной деятельности: участие в краевых интенсивных школах, акциях, походах, спортивных соревнованиях, трудовых отрядах старшеклассников, палаточных лагеря и т.д.
Работа по профилактике самовольных уходов и правонарушений среди детей и подростков в детском доме проводится в тесном сотрудничестве с Комиссией по делам несовершеннолетних (КДН) , отделом по делам несовершеннолетних (ОДН)
Повышение уровня правовой грамотности происходит на общих сборах воспитанников детского дома
Обеспечение безопасности жизнедеятельности воспитанников является основным в деятельности персонала детского дома, поэтому при обнаружении факта самовольного ухода ребёнка из учреждения немедленно принимаем следующие меры к его розыску:
создаётся группа по розыску воспитанника, совершившего самовольный уход из учреждения, в которую входят: заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель;
незамедлительно направляется заявление о розыске воспитанника в МУВД составляется ориентировка;
организуется опрос детей, связанный с выяснением обстоятельств ухода воспитанника и определением его примерного местонахождения;
проводится самостоятельный розыск;
организуется оповещение, опрос, беседы и встречи с родителями и родственниками воспитанника для оказания помощи в возращении ребёнка в детский дом;
организуется взаимодействие с правоохранительными органами по розыску воспитанника:по согласованию совместных поисковых мероприятий: выезды по адресам предполагаемого места нахождения ребёнка, проживания родителей и родственников;
После возвращения воспитанника в детский дом педагог-психолог организует меры по реабилитации ребенка, выявляет причины девиантного поведения, подготавливает рекомендации воспитателям по дальнейшей работе с воспитанником. Далее с воспитанником проводится работа, описанная в направлении «реабилитация и адаптация воспитанников, самовольно ушедших из детского дома».
Анализ самовольных уходов воспитанников из учреждения
Наличие у ребёнка патологии влечения (склонность к бродяжничеству).
Остаточные явления перинатального поражения центральной нервной системы, задержка умственного и психического развития.
Отягощённая наследственность.
Тяга ребёнка к кровной семье.
Определение детей в детский дом в подростковом возрасте, со сформировавшимися привычками к асоциальным формам поведения. Это проблема связана с поздним выявлением детей из неблагополучных семей и длительным их нахождением на реабилитации в социальных центрах.
Желание ребёнка побыть одному.
Наличие скрытого конфликта. Не своевременное обнаружение и предупреждение конфликтов между ребёнком и ребёнком, ребёнком и взрослым.
Нарушение отношений со взрослыми, вызванные ограничениями и требованиями дисциплины.
Сильно выраженное недоверие к окружающим людям, сопровождающееся коммуникативной некомпетентностью.
Неуверенность в себе, высокая тревожность, низкая самооценка, что является благодатной почвой для различных расстройств в поведении.
К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много.
Факторы риска, идущие от организации внутренней жизни детского дома: профессиональная несостоятельность части педагогов, выражающаяся в не знании социальной, детской, возрастной психологии; авторитарный или попустительский стиль взаимоотношений в системе «взрослый-ребёнок»; навешивание ярлыков; подавление педагогами личности ребёнка (угрозы, оскорбления и др.). Как правило, ребенок или подросток получает клеймо «трудного», и попадает в группу «риска», если его поведение не соответствует ожиданиям взрослых и для его воспитания и обучения невозможно применить наработанные педагогические приемы.
К внутренним факторам риска относятся: ощущение ребенком собственной ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, не знание и не приятие социальных норм и ценностей, не умение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, не умение выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.
Для решения обозначенных проблем администрации и педагогам детского дома в первую очередь необходимо:
Грамотно квалифицировать психологический тип воспитанника, а от сюда и особенности выстраивания социальных отношений;
Внедрить в образовательное пространство учреждения новые формы и способы поддержки и сопровождения ребёнка с трудностями в развитии;
Создать условия для доверительных (дружеских) отношений между воспитанниками и взрослыми.
Реализация этих задач позволит своевременно определить психологический тип ребёнка, предусмотреть высокую степень психолого-педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением и на образовательных встречах отработать общепринятые нормы общения, поведения, взаимодействия, действия.
2. Выявление и сопровождение воспитанников «группы риска»
В общей системе педагогических условий, обеспечивающих профилактику социально-эмоциональных проблем у подростков, важное место занимает своевременное выявление детей и подростков «группы риска». Заметим, что развитие социально-эмоциональной компетентности – важное условие профилактики социально-эмоциональных проблем, одна из важнейших задач педагогического взаимодействия. Развитие социально-эмоциональной компетентности осуществляется на трех уровнях:
на когнитивном уровне формируется понимание, представление о себе, о других, о взаимоотношениях людей;
на эмоциональном уровне развивается способность к саморегуляции и осознанию собственных чувств и чувств других людей;
на поведенческом уровне формируются и развиваются навыки социального взаимодействия.
Актуальной остается проблема эффективной диагностики, направленной на решение, а не на констатацию наличия социально-эмоциональных проблем. М.С. Полянский выделяет ряд требований, которым должен отвечать диагностический инструментарий сопровождения:
1. Нацеленность на выявление позитивных факторов развития и поиск путей решения проблемы.
2. Простота, доступность, скорость переработки. Для педагогов первого уровня сопровождения особенно ценными являются те методики, которые позволяют быстро и эффективно выявлять пути решения проблемы.
3. Диагностический инструментарий должен обеспечивать безопасную с точки зрения возможности разглашения информации процедуру исследования, соблюдение принципа приоритета интересов ребенка (подростка).
Взаимодействие воспитателя и других специалистов детского дома обеспечивает эффективность работы по выявлению и сопровождению воспитанников группы социального риска. У таких детей и подростков могут возникнуть социально-эмоциональные проблемы, если на 1 и 2 уровнях помощи не будет обеспечена необходимая помощь и поддержка. Одним из наиболее часто используемых в настоящее время инструментов для выявления таких подростков является социальный портрет группы, который составляется социальным педагогом совместно с воспитателем. О проблемах воспитанника педагог может сообщить специалисту службы психолого-педагогического сопровождения (социальному педагогу или педагогу-психологу) лично или в процессе заполнения анкеты, которая предлагается ему не реже 1 раза в четверть.
После выявления «группы риска» воспитатель и специалисты службы сопровождения приступают к сбору дополнительной информации об особенностях социальных условий тех воспитанников, которые требуют особого внимания со стороны педагогов и сотрудников службы психолого-педагогического сопровождения.
Сбор, анализ информации с целью выявления у воспитанников социально-эмоциональных, а также других проблем заканчивается разработкой программы индивидуального сопровождения. Примерная схема сбора информации:
беседа с воспитанником;
беседа с воспитателями;
изучение особенностей развития;
сбор информации о состоянии здоровья совместно с медицинскими работниками;
изучение данных об успеваемости подростка, анализ учебных проблем;
изучение особенностей детского коллектива, в котором находится воспитанник с девиантным поведением (социометрическое исследование, наблюдение, беседы с детьми, анализ карты сопровождения группы);
анализ социального портрета группы.
Важным условием эффективной работы по выявлению подростков «группы риска» является своевременное обращение воспитателя к специалистам сопровождения в случаях:
наличия у подростка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение);
появления у подростков проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески» и др.);
пропусков уроков без уважительных причин;
употребления или предполагаемого употребления спиртных напитков и наркотических веществ;
резкого ухудшение состояния здоровья;
конфликтных ситуаций в подростковом коллективе;
в других случаях.
На основе анализа полученной информации социальный педагог, психолог и воспитатель совместно разрабатывают план индивидуального сопровождения подростка «группы риска».
Выявление подростков с социально-эмоциональными проблемами осуществляется в процессе систематически проводимой массовой диагностики или в результате получения сигнала о проблеме от самого подростка, учителя, воспитателя; других представителей ближайшего окружения.
Как отмечалось выше, помощь подростку в решении социально-эмоциональных проблем оказывается на разных уровнях, первый из которых – его ближайшее окружение: родственники, воспитатель, одноклассники и учителя. Следующим уровнем помощи будет специально организованное в образовательном учреждении сопровождение. Педагогу сопровождения необходимо поддерживать связь с ближайшим окружением ребенка. В своей работе по оказанию помощи воспитанникам он взаимодействует со всеми специалистами службы сопровождения, прежде всего, социальным педагогом и педагогом-психологом, учителями, медицинскими работниками и представителями администрации.
Программа индивидуального сопровождения подростка группы социального риска может включать в себя:
взаимодействие педагога и подростка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других;
организацию досуга подростка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.);
помощь в преодолении учебных затруднений;
помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении;
защиту прав подростка, включая защиту от жестокого обращения со стороны представителей ближайшего окружения.
Взаимодействие со всеми специалистами ППС, медицинскими работниками, с классными руководителями, учителями, заместителями директора и другими сотрудниками детского дома и школы обеспечивает эффективность работы воспитателя и социального педагога по выявлению и сопровождению воспитанников «потенциальной» и «реальной» группы социального риска.
Воспитанники с достаточно серьезными социально-эмоциональными и поведенческими проблемами, требующие особого внимания со стороны специалистов ППС и других учреждений помощи детям, входят в состав «группы риска».
Воспитанники «группы риска»:
дети и подростки с девиантным поведением (не принимающие правил и норм и т.д.);
воспитанники, постоянно неуспевающие в учёбе;
воспитанники, пропускающие уроки без уважительных причин;
дети и подростки с делинквентным поведением (в том числе состоящие на учёте в КДН и ОДН);
дети и подростки, склонные к бродяжничеству и допускающие самовольные уходы из детского дома.
Пять ступеней, ведущих к переориентированию негативного поведения:
1. Установите и сохраните отношения взаимного уважения.
2. Определите цель или причину негативного поведения подростка.
3. Помогите подростку распознать свою ошибочную цель, не предъявляя ему никаких обвинений.
4. Создайте воспитаннику такие условия, при которых негативное поведение станет бессмысленным и неуместным.
5. Поощрив воспитанника, предоставьте ему возможность:
совершить полезный поступок и осознать свою значимость и достоинство;
объединить его усилия с Вашими (или другими воспитанниками) и признать, что совместным трудом можно добиться большего;
принять участие в каком-нибудь мероприятии и признать, что личная сопричастность способствует расширению круга интересов;
сделать все от него зависящее, чтобы получать от содеянного больше радости и удовольствия;
научиться не только фиксировать свое внимание на определенных проблемах, но и способствовать их дальнейшему преодолению.
Воспитателем должны быть созданы условия для самоопределения, самовыражения и нормального развития личности ребенка:
гуманный стиль отношений с воспитанником;
демократические принципы и стиль управления детским коллективом;
разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка в образовательном пространстве;
возможность проявления детских инициатив и их поддержка.
В целом педагогический коллектив детского дома смотрит на воспитание как на очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. По нашему мнению, никогда не бывает так, чтобы один только давал, наставлял, действовал, а другой только пассивно все принимал. В действительности дают и принимают оба или, лучше сказать, все, кто участвует в воспитательном процессе. Основа воспитания – это не только педагогическое искусство или какая-то особая мудрость. Основа воспитания – это взаимное доверие и симпатия, любовь воспитателя и воспитанника.
3. Приложения
Социальный портрет группы воспитанников
Задача, стоящая перед социальным педагогом и воспитателем – предупредить попадание ребенка в «группу риска», отслеживание «потенциальной группы риска».
Одним из инструментов решения данной задачи является социальный портрет группы, который составляется социальным педагогом совместно с воспитателем.
Социальный портрет _________________группы,
Воспитатели _______________________________________________________
№
п/п
Ф. И. О.
Социальный статус
Увлечения
Близкие родственники (Ф.И.О., адреса)
Случаи девиантного поведения
Стоит ли на учёте в КДН и ОДН (если да, то с какого времени и за что)
Делая такой срез группы, социальный педагог и воспитатель должны помнить о соблюдении этических норм. Информация, полученная при составлении социального портрета группы, должна быть строго конфиденциальной.
Приложение № 2.
Анкета «Выявление поля проблем»
О проблемах подростков воспитатель может сообщить социальному педагогу или психологу как непосредственно, так и отвечая на вопросы анкеты, прилагающейся к отчету об успеваемости. Предлагаем вашему вниманию образец данной анкеты:
Группа: ______________________,
Воспитатели: ________________________________________________
1.Воспитанники, имеющие пропуски уроков (укажите фамилии, имя и количество пропусков:
По уважительным причинам
По неуважительным причинам
2. Воспитанники, имеющие проблемы:
а) в учебной сфере (укажите, пожалуйста, предметы и предполагаемую причину учебных затруднений):
______________________________________________________________________________________________________________________________________
б) социально-эмоциональные:
Проблемы поведения
Проблемы в общении
Другие проблемы
“ ___” ____________200 __г. Воспитатель:___________________
Заключение
о результатах психологического исследования дезадаптации
воспитанников «_________» группы (класса)
Дата исследования _________________
Цель: первичная профилактика дезадаптации.
Методика исследования:_____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ход работы:________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Результаты:________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы и рекомендации:_____________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог:_____________________
Воспитатель:_________________________
Карта воспитанника ___________ группы (класса)
Ф.И.О._____________________________ Дата рождения__________
I. Состояние здоровья и физического развития воспитанника.
1) Общая оценка здоровья (группа здоровья)
____________________________________________________________
2) Признаки повышенной нервозности
____________________________________________________________
3) Патологические влечения:
Курение ____________________________________________________________
Употребление спиртных напитков
____________________________________________________________
Употребление ПАВ:
____________________________________________________________
Состоит на диспансерном учете (причина)
____________________________________________________________
II. Данные о родственниках (Ф.И.О., адрес место жительства, место работы, телефоны):
Мать: ____________________________________________________________
Отец: ____________________________________________________________
Близкие родственники:_____________________________________________
III. Особенности учебной деятельности.
1) Успеваемость воспитанника:
___________________________________________________________
2) Отношение к учению
___________________________________________________________
3) Интеллектуальные возможности
____________________________________________________________
Мотивы учения
___________________________________________________________
IV. Положение в детском коллективе, отношение к коллективу.
1) Позиция воспитанника в коллективе
____________________________________________________________
2) С кем в классе, группе наиболее близок: находится в дружеских, приятельских отношениях?
___________________________________________________________
Характер взаимного влияния
____________________________________________________________
3) Взаимоотношения с другими сверстниками
____________________________________________________________
4) Манера, стиль общения с окружающими
____________________________________________________________
5) Отношение к общественному мнению
____________________________________________________________
V. Отношение к общественной деятельности и общественно-полезному труду.
1) Отношение к общественным поручениям
____________________________________________________________
2) Выполнение поручений
____________________________________________________________
3) Отношение к физическому труду
____________________________________________________________
4) Отношение к общественному имуществу
____________________________________________________________
VI. Направление интересов.
1) К какой деятельности проявляет интерес?
____________________________________________________________
2) Какие кружки, секции посещает/посещал(а)?
____________________________________________________________
3) Культурный кругозор
____________________________________________________________
Составитель карты:________________________
Дата составления:_______________
Сведения о воспитаннике, состоящем на учете
Ф.И.О. ______________________________________________________
Дата и место рождения ________________________________________
Форма учета _________________________________________________
Когда поставлен на учет _______________________________________
За что поставлен на учет ______________________________________
____________________________________________________________
Ф.И.О., адреса родителей, близких родственников
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Телефоны ___________________________________________________________________
Отношение к учебе __________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Увлечения, интересы и склонности ____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Взаимоотношения с окружающими ____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнительные сведения о воспитаннике ______________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Должность, Ф.И.О. и подпись составителя
_______________________________________________________
Дата составления___________________
Анкета проблемного ребенка
Фамилия __________________________Имя ______________________
Отчество__________________________Дата рождения _____________
Класс _______________________________________________________
1. Уклонение от учебы, вследствие: _____________________________
____________________________________________________________
2. Общественно-трудовая активность: ___________________________
____________________________________________________________
3. Негативные проявления: ___________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Негативизм в оценке явлений действительности: ______________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Повышенная критичность по отношению к педагогам:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Отношение к воспитательным мероприятиям: _________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Педагогическая реабилитация. Выводы относительно причин отклоняющего поведения и возможные пути их устранения:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Должность, Ф.И.О. и подпись составителя
_______________________________________________________
Дата составления___________________
Характеристика
1. Фамилия, имя, отчество______________________________________
2. Число, месяц и год рождения ________________________________
3 Воспитанника КГОУ ________________________________________
4. В каком классе обучается (лся)? ______________________________
5. Состояние здоровья: состоит ли на учете в психо-неврологическом диспансере, с какого времени и по какой причине ________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Каково отношение к обучению в школе, выполнению домашних заданий? Успеваемость. Оставался ли на второй год, по каким предметам, в каком классе? ____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какими предметами интересуется? В каких кружках, секциях занимается, любит ли читать, какой литературой увлекается? ________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Какое участие принимает(ал) в общественной жизни учреждения?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Особенности поведения в детском доме, в школе, в семье, в общественных местах. Отношение к взрослым __________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. С кем дружит (фамилия, имя, отчество, возраст, как характеризуется)? ___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Имеет ли вредные привычки и наклонности (курит, употребляет алкогольные напитки, принимает наркотики, с какого времени, от кого научился)? _________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Совершил ли правонарушения, когда, какие, с кем? Имел ли приводы в милицию, когда, за что? _____________________________________________
___________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Причины отклонения от норм поведения: ____________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Какие меры воспитания применялись, кем, когда, их результаты:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
20. Предлагаемые меры, необходимые для исправления несовершеннолетнего: ___________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Директор детского дома _______________________________________
Воспитатель_________________________________________________
«__»____________ 200__ г.
Основные права детей
1. Право на образование.
2. Право на охрану здоровья, право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней, восстановления здоровья.
3. Право на отдых и досуг.
4. Право ребенка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством.
5. Право свободно выражать свое мнение, включая право свободно искать, получать и передавать информацию и идею любого рода.
6. Право на свободу мысли, совести, религии.
7. Право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.
8. Право на личную жизнь.
9. Право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование.
10. Право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления.
«Конвенция о правах ребенка»
Обязанности воспитанника
Выполнять Устав учреждения.
Добросовестно учиться, посещать все уроки, выполнять домашнее задание.
Бережно относиться к имуществу детского дома и школы.
Выполнять правила по охране труда, технике безопасности, санитарии и гигиены.
Уважать честь и достоинство других воспитанников и работников детского дома и школы.
Выполнять требования работников детского дома в части, отнесенной Уставом и правилами для воспитанников к их компетенции.
Не нарушать общественный порядок.
Не употреблять алкогольные, наркотические, психотропные и другие токсические вещества, приводящие к расстройству здоровья.
Не совершать самовольные уходы из детского дома и школы.
Не совершать противоправные действия: воровство, драки, нецензурные выражения, азартные игры и др.
Соблюдать правила проживания в детском доме, не нарушать режим дня.
Уважать честь и достоинство окружающих, не обижать младших, выполнять поручения педагогов.
Извлечения из Уголовного, Административного
и Гражданского кодексов РФ
Ст.87 УК РФ. Уголовная ответственность несовершеннолетних
1. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
2. Несовершеннолетним, совершившим преступления, может быть назначено наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного характера.
Ст.88 УК РФ. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.
1. Штраф (при наличии собственного заработка или имущества, от 10 до 500 минимальных размеров оплаты труда).
2. Лишение права заниматься определенной деятельностью.
3. Обязательные работы (от 40 до 160 часов в свободное от учебы, работы время).
4. Исправительные работы (до одного года).
5. Арест (достигшим 16 лет – от 1 до 4 месяцев).
6. Лишение свободы на определенный срок (до 10 лет).
Ст. 20 УК РФ. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность.
1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат ответственности за:
– убийство (статья 105 УК РФ) – наказание от 6 до 10 лет лишения свободы;
– умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111 УК РФ) – от 2 до 10 лет;
– умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112 УК РФ) – от 3 до 5 лет лишения свободы;
– похищение человека (статья 126 УК РФ) – от 4 до 10 лет лишения свободы;
– изнасилование (статья 131 УК РФ) – от 3 до 10 лет лишения свободы;
– насильственные действия сексуального характера (статья 132 УК РФ) – от 3 до 10 лет;
– кража (статья 158 УК РФ) – от 3 до 10 лет;
– грабеж (статья 161 УК РФ) – от 4 до 10 лет;
– разбой (статья 162 УК РФ) – от 3 до 10 лет;
– вымогательство (статья 163 УК РФ) – от 3 до 10 лет;
– неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166 УК РФ) – от 3 до 10 лет;
– умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая, статья 167 УК РФ) – от 2 до 5 лет лишения свободы;
– терроризм (статья 205 УК РФ) – от 5 до 10 лет;
– захват заложника (статья 206 УК РФ) – от 5 до 10 лет;
– заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207 УК РФ) – до 3 лет лишения свободы;
– хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 213 УК РФ) – от 2 до 7 лет;
– вандализм (статья 214 УК РФ) – исправительные работы до 6 месяцев;
– хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226 УК РФ) – от 3 до 10 лет лишения свободы;
– хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229 УК РФ) – от 3 до 10 лет;
– приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267 УК РФ) – от 4 до 10 лет лишения свободы.
3. Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактическую и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.
Другие статьи УК РФ, по которым наиболее часто привлекаются несовершеннолетние.
Умышленное причинение легкого вреда здоровью (статья 115 УК РФ) – исправительные работы до 1 года.
Побои (статья 116 УК РФ) – исправительные работы до 6 месяцев.
Угроза убийством или причинение тяжкого вреда здоровью (статья 119 УК РФ) – лишение свободы до 2 лет.
Незаконные операции с оружием (статья 222 УК РФ) – лишение свободы от 2 до 8 лет.
Незаконные операции с наркотиками (статья 228 УК РФ) – от 3 до 10 лет.
Склонение к употреблению наркотиков (статья 230 УК РФ) – от 2 до 10 лет.
Ст. 90 УК РФ. Применение принудительных мер воспитательного воздействия.
1. Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:
– предупреждение;
– передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
– возложение обязанности загладить причиненный вред;
– ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
3. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия.
4. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия, эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.
Статья 1074 ГК РФ. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати
до восемнадцати лет.
1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях.
2. В случае, когда у несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.
Если несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, нуждающийся в попечении, находился в соответствующем воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения или другом аналогичном учреждении, которое в силу закона является его попечителем, это учреждение обязано возместить вред полностью или в недостающей части, если не докажет, что вред возник не по его вине.
3. Обязанность родителей (усыновителей), попечителя и соответствующего учреждения по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия либо в случаях, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.
Административная ответственность
Ст.2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность.
1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения шестнадцати лет.
2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Ст. 6.8. Незаконное приобретение либо хранение наркотических средств или психотропных веществ, а также оборот их аналогов – 5 – 10 МОТ.
Примечание: лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства или психотропные вещества, а также их аналоги, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение.
Ст. 6.9. Употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача – 5 – 10 МОТ.
Примечание: лицо, добровольно обратившееся в лечебно-профилакти-ческое учреждение для лечения в связи с употреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности.
Ст. 6.9. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ.
1.Вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ – 5 – 10 МОТ.
2. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних – 15 – 20 МОТ.
Ст.6.11. Занятие проституцией – 15 – 20 МОТ.
Ст. 7.17. Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба – 3 – 5 МОТ.
Ст. 7.27. Мелкое хищение.
Мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты – возмещение до 3-кратной стоимости похищенного имущества, но не менее одного размера оплаты труда.
Примечание: хищение чужого имущества не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством РФ.
Ст.19.1. Самоуправство, т.е. самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку, осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, – 1 – 3 МОТ.
Ст. 19.13. Заведомо ложный вызов специализированных служб.
Заведомо ложный вызов пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб – 10 – 15 МОТ.
Ст. 19.17. Незаконное изъятие удостоверения личности гражданина (паспорта) или принятие удостоверения личности гражданина (паспорта) в залог.
1. Незаконное изъятие должностным лицом удостоверения личности гражданина (паспорта) – 1 – 3 МОТ.
2. Принятие удостоверения личности гражданина (паспорта) в залог – 1 МОТ.
Ст. 20.1 Мелкое хулиганство.
Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, – 5 – 15 или административный арест до 15 суток.
Ст. 20.20. Распитие спиртных напитков.
1. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте, за исключением организаций торговли или общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив, – 3 – 5 МОТ.
2. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах – 10 – 15 МОТ.
Ст. 20.21. Появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения.
Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, – 1 – 5 МОТ или арест на срок до 15 суток.
Ст.20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.
Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах – штраф с родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере 3 – 5 МОТ.
Докладная записка.
__________ (время, число, месяц, год) из (полное название учреждения) совершил(а) самовольный уход воспитанник(ца) (Ф.И.О.)_______________ года рождения.
Воспитанник(ца) характеризуется ______________, (не) склонен к самовольным уходам.
Для розыска воспитанника(цы) приняты следующие меры:
Создана группа розыска (приказ № __ от ___), в состав которой входят: заместитель директора по воспитательной работе (Ф.И.О.), социальный педагог (Ф.И.О.), психолог (Ф.И.О.), воспитатель группы (Ф.И.О.), (с указанием обязанностей и ответственностей каждого члена группы розыска).
Направлено заявление о розыске воспитанника в Управление внутренних дел ______района, города (поселка)_______, ______(число, месяц, год, время).
3. Организован опрос детей, связанный с выяснением обстоятельств ухода воспитанника. В результате опроса выявлено _______________________________.
4. Организовано оповещение и опрос родственников. В результате опроса родственников местонахождение воспитанника(цы) (не) установлено _________ .
5. Проинформированы сотрудники министерства образования и науки Красноярского края __________(должность) _________(ф.И.О.) ______________(число, месяц, год, время).
Дата подпись руководителя
\
13PAGE 15
13PAGE 14- 21 -15
Заголовок 1Заголовок 215