Программа мер по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений в детском доме.
МОДУЛЬ: Аналитическое обоснование программы
МОДУЛЬ: Исследовательская работа, изучение воспитанников:
Положение в коллективе сверстников
Изучение уровня воспитанности
Выявление агрессивности подростков
МОДУЛЬ: Особенности организации воспитательно – профилактической работы на группе № 10
Цель и задачи работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений
Методическое обеспечение программы.
Воспитательная работа с детьми «группы риска»
Выявление и учет «трудных» воспитанников, определение причин отклоняющегося поведения
Формы и методы работы на группе с детьми «группы риска»
Циклограмма по основным видам деятельности воспитателей
План воспитательно – профилактической работы на группе № 10
МОДУЛЬ: Индивидуальное сопровождение воспитанников «группы риска»
Приложения
МОДУЛЬ: АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Работа по профилактике асоциальных явлений в детском доме предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, направленных как на оздоровление условий воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников, в социуме.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с «трудными» подростками, должно являться создание единого воспитательного пространства. Взаимосотрудничество позволит совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
Основные проблемы:
Невысокий уровень общей культуры детей «группы риска».
Отсутствие самосознания подростков на воспитательные воздействия педагогов учреждения.
Увеличение роста преступлений, нарушений дисциплины, режима дня воспитанниками группы.
Группа риска
3. СПИСОК ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ № 10 НА 2014 – 2015 ГОД
№ Ф. И. О. Дата рождения Школа, класс Классный руководитель Ответветственный воспитатель
Мальчики
1 Исаков Артур Аланович03.10.98г. №2, 9а Шестопалова Ирина Юрьевна Бродова Евгения Владимировна
2 Епифанцев Андрей Сергеевич 22.02.00г. №10, 9а Беляева Татьяна Юрьевна Чипизубова Елена Георгиевна
3 Григорьев Никита Евгеньевич 29.09.98г. № 10, 9а Беляева Татьяна Юрьевна Бабушкина Виктория Владимировна
4 Коркин Михаил Юрьевич 25.07.99г. №10, 8а Боброва Маргарита Николаевна Сафина Елена Геннадьевна
5 Никифоров Виктор Николаевич 14.04.98г. ОСОШ 9 Наделяева Галина Геннадьевна Чипизубова Елена Георгиевна
6 Медведев Илья Алексеевич 15.01.98г. №10, 9а Беляева Татьяна Юрьевна Лисюк Татьяна Николаевна
7 Попов Роман Владимирович 09.11.99г. №2,8а Терентьева Елена Михайловна Сафина Елена Геннадьевна
8 Рыковка Александр Александрович 15.01.00г. №10,7б Парыгина Ольга Геннадьевна Лисюк Татьяна Николаевна
9 Секисов Николай Александрович 31.08.99г. №2, 9б Небользина ЛюдмилаТимофеевнаЛисюк Татьяна Николаевна
10 Семернев Александр Анатольевич 03.01.00г. №10, 7б Парыгина Ольга Геннадьевна Бродова Евгения Владимировна
11 Семин Дмитрий Вячеславович 07.06.07 г. № 10, 1а Луговская Татьяна Владимировна Бабушкина Виктория Владимировна
12 Шамсияров Алексей Тагирович11.03.99г. №2, 9а Шестопалова Ирина Юрьевна Бродова Евгения Владимировна
13 Шаронов Данил Юрьевич 17.01.07г
№ 10, 1 Луговская Татьяна Владимировна Чипизубова Елена Георгиевна
14 Шефер Сергей Константинович 04.08.02г. №10, 5б Пьянникова Наталья Михайловна Бродова Евгения Владимировна
Девочки
15 Золотухина Виктория Александровна 11.06.06г. №2, 2 Валиева Мария Константиновна Бродова Евгения Владимировна
16 Медведева Виктория Алексеевна 11.07.99г. №10, 9а Беляева Татьяна Юрьевна Лисюк Татьяна Николаевна
17 Рахлецова Елизавета Георгиевна 01.06.03г. № 2, 5в Алексеева Ольга Васильевна Бабушкина Виктория Владимировна
18 Рыковка Екатерина Александровна 06.05.98г. №2, 9б Небользина ЛюдмилаТимофеевнаСафина Елена Геннадьевна
19 Каменщикова Вера Константиновна 27.07.06г. №10, 1а Румянцева Елена Васильевна Бабушкина Виктория Владимировна
20 Пименова Снежана Анатольевна 06.01.02г. № 2, 7в Чипизубова Елена Георгиевна
21 Познахарева Алена Денисовна 24.02.04г. № 2, 5 в Алексеева Ольга Васильевна Чипизубова Елена Георгиевна
22 Страмилова Алёна Юрьевна 20.11.02г. №10 5в Пьянникова Наталья Михайловна Лисюк Татьяна Николаевна
23 Шефер Анна Константиновна 24.09.01г. №2,6а Пешкова Сирануш КарапетовнаБабушкина Виктория Владимировна
24 Шефер Наталья Константиновна 03.12.98г. №2, 9а Шестопалова Ирина Юрьевна Бабушкина Виктория Владимировна
25 Вирова Ирина Александровна 27.08.99г №2, 9б Небользина ЛюдмилаТимофеевнаБабушкина Виктория Владимировна
ХАРАКТЕРИСТИКА КОЛЛЕКТИВА ВОСПИТАННИКОВ
Численность воспитанников на 09.09.2014 года - 25 воспитанников (12 девочек и 13 мальчиков):
начальная ступень (1-4 классы) – 4;
средняя ступень (5-9 класс) – 21;
Возрастной состав воспитанников:
от 6 до 8 – 2 воспитанника;
от 8 до 10 – 4 воспитанника;
11- 17 лет – 19 воспитанников;
Социальный статус воспитанников:
Дети - сироты: 3 воспитанника
Секисов Николай Александрович -31.08.1999г.р.
Епифанцев Андрей Сергеевич- 22.02.2000г.р.
Шамсияров Алексей Тагирович - 11.03.1999 г.р.
Дети, оставшиеся без попечения родителей: 22 воспитанников.
При комплектовании групп учтены родственные связи детей. Биологических братьев и сестер – 9 воспитанников, 4 семьи (Медведевы Вика и Илья, Шефер Сергей, Анна и Наталья, Рыковка Александр и Екатерина, Познахарева Алена и Золотухина Виктория).
Обучаются в МКС(К)ОУ «С(К)ОШ № 10» по программе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 7 вида – 11 детей, МАОУ «СОШ №2» - 11 ребят, МБВ(С)ОУ – 3.
В группе две девочки, которые обучаются на «4» и «5» – Шефер Анна и Шефер Наталья. Низкая успеваемость у Искова Артура, Никифорова Виктора, Епифанцева Андрея, Попова Романа, Григорьева Никиты. Страмилова Алена имеет одну «3» по математике, Рыковка Александр имеет одну «3» по русскому языку, Медведева В. - две «3», по русскому языку и иностранному языку.
Главной причиной неудовлетворительных результатов успеваемости (92%) и низкого качества знаний (7,7%) детей группы является – низкая мотивация к обучению, подростковый возраст и влияние неформальных лидеров группы (Епифанцев Андрей).
Контингент воспитанников в течение года постоянно менялся, группа наполнена вновь прибывшими детьми на 60 % (15 чел).
Психологический климат в группе можно расценивать как инертный. Ребята пока не стремятся помочь друг другу в совместных делах, не всегда проявляются организованность и взаимопомощь, присутствует видимое деление на «своих» и «чужих». Дети не всегда доброжелательно относятся друг к другу, в основном присутствует равнодушие, безразличие. Однако из этого нельзя делать вывод, что кто-то кого-то обижает, оскорбляет, но необходимо отметить, что коллективу воспитанников не хватает сплочённости. Ребятам нужно стремиться к тому, чтобы научиться решать различные проблемы сообща, вместе.
Группа, можно сказать, довольно разобщена: в ее структуре выделяются микрогруппы по 2-4 человека, которые взаимодействуют, в основном, лишь друг с другом. Не все дети чувствуют свою причастность к жизни группы. В основном наблюдается стремление лишь к совместным удовольствиям, развлечениям.
Достижение намеченных воспитанниками целей происходит, конечно же, при непосредственном участии педагогического коллектива, который по сравнению с прошлым годом практически не изменился.
Отношение к труду: ребята не всегда с удовольствием идут на общественные работы на закрепленном за группой участке (в основном мальчики), стараются увильнуть от работы, трудолюбие для них является наименее важным качеством личности. Но, благодаря работе воспитателей, они выполняют необходимый перечень работ.
Некоторые ребята (в основном девочки) в свободное от учебы время и каникулы трудоустраиваются через ЦЗН.
Общий уровень дисциплины – удовлетворительный. Дисциплина несколько снизилась, по сравнению с прошлым годом, участились случаи нарушения режима дня, самовольные уходы, нарушение дисциплины в школе. В основном эти поступки совершают воспитанники, состоящие на учете в ПДН (всего 6 детей).
В группе нет детей - инвалидов, основную группу здоровья имеют 20 воспитанников, первую группу – 3 ребенка (Пименова Снежанна, Попов Роман, Познахарева Алена), двое – третью группу (Семернев Александр и Коркин Михаил). Никому из детей не противопоказаны занятия физкультурой и трудовые нагрузки. Все эти обстоятельства могут свидетельствовать о том, что дети группы ведут активный образ жизни.
В группе есть одаренные дети, Рыковка Екатерина артистична, обладает хорошими хореографическими способностями, всегда принимает участие в концертных и спортивных мероприятиях, посещает секцию по футболу. Рыковка Александр и Секисов Николай неоднократно участвовали в краевых и городских турнирах по футболу. Из 25 детей секцию по футболу посещает 13 ребят. Многие поют, танцуют. Медведев Илья проявляет неплохие способности в чтении стихотворений.
Все воспитанники группы заняты в системе дополнительного образования.
В течение года ребята группы принимали активное участие в конкурсах и мероприятиях, проводимых в детском доме, в городе и крае, где занимали призовые места.
ГРУППА РИСКА в 2014-2015г.
СОСТОЯТ НА УЧЕТЕ В ПДН ОМВД – 6 воспитанников
№ Фамилия, имя Дата рождения Дата прибытия в детский дом Дата постановки на учет Статья УК РФ
1 Епифанцев Андрей 22.02.2000г. 15.06.2013г. 22.08.2013г. Ст. 7.13 КоАП158 УК РФ
2 Исаков Артур 03.10.1998г. 26.01.2004г. 09.10.2013г. 158 УК РФ
3 Медведев Илья 15.01.1998г. 01.10.2007г. 07.05.2014г. 158 УК РФ
4 Никифоров Виктор 14.04.1998г. 08.08.2013г. 09.10.2013г. 158 УК РФ
5 Попов Роман 09.11.1999г. 29.08.2008г. 17.06.2013г. 161 УК РФ
158 УК РФ
6 Семернев Александр 03.01.2000г. 29.08.2008г. 03.08.2012г. 158 УК РФ
СОСТОЯТ НА УЧЕТЕ В КДН и ЗП – 5 воспитанников
№ Фамилия, имя Причина постановки на учет
1 Семернёв Александр бродяжничество, правонарушение по ст. 158 УК РФ
2 Епифанцев Андрей правонарушение по ст. 158 УК РФ
3 Попов Роман правонарушение по ст. 158 УК РФ
4 Никифоров Виктор правонарушение по ст. 158 УК РФ
5 Шамсияров Алексей правонарушение по ст. 158 УК РФ
СОСТОЯТ НА ВНУТРЕННЕМ КОНТРОЛЕ УЧРЕЖДЕНИЯ - 11 воспитанников
№ Фамилия, имя Дата рождения Причина
1 Семернев Александр 03.01.2000г. Самовольные уходы, попрошайничество2 Попов Роман 09.11.1999г. Самовольные уходы
3 Исаков Артур 03.10.1998г. Нарушение дисциплины в школе, самовольные уходы.
4 Епифанцев Андрей 22.02.2000г. Нарушение дисциплины в школе, самовольные уходы.
5 Никифоров Виктор 14.04.1998г. Нарушение дисциплины в школе, успеваемость, самовольные уходы.
6 Шефер Сергей 04.08.2000г. Нарушение дисциплины в школе, детском доме
7 Секисов Николай 31.08.1999г. Нарушение дисциплины в школе, успеваемость, самовольные уходы.
8 Коркин Михаил 25.07.1999г. Нарушение режима дня учреждения, успеваемость в школе
9 Медведев Илья 15.01.1998г. Нарушение дисциплины в школе
10 Рыковка Екатерина 06.05.1998г. Самовольные уходы
11 Вирова Ирина 27.08.1999г Самовольные уходы
ЗАКЛЮЧЕНЫ ПОД СТРАЖУ ПО РЕШЕНИЮ СУДА – 2 воспитанника
Фамилия, имя Дата рождения Дата суда Статья УК РФ Решение суда
Шамсияров Алексей 11.03.1999г.р. 19.03.2014г. 158 Изменена мера пресечения в виде заключения под стражу
Григорьев Никита
06.05.1998г.р. 16.05.2014г. 162 Изменена мера пресечения в виде заключения под стражу
ВОЗВРАЩЕНИЕ НА ГРУППУ ВОСПИТАННИКОВ ИЗ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Год Количество воспитанников Фамилия, имя Учреждение
2009г. - - -
2010г. - - -
2011г. - - -
2012г. - - 2013г. 1 Шистеров Сергей Ангарская ВК
2014г. 3 Ибрагимов Николай ИК № 3 г. Чита
Бакушев Сергей Сретенская спецшкола
Шамсияров Алексей СИЗО ИК № 10
ВОЗВРАЩЕНИЕ НА ГРУППУ ВОСПИТАННИКОВ ИЗ ПСИХИАТРИЧЕСКИХ БОЛЬНЦ
Год Количество воспитанников Фамилия, имя «Д» учет
2011г. - - Врач психиатр
2012г. 1 Семернев Александр 2013г. 1 Семернев Александр 2014г. 3 Семернев Александр
Карандасова Христина
Каменщикова Вера СОСТОЯТ НА УЧЕТЕ У ПСИХИАТРА 01.05.2014г.:
№ Фамилия, имя Диагноз по итогам диспансеризации
1 Семернев Александр расстройство поведения
2 Епифанцев Андрей состоит на «Д» учете
3 Золотухина Виктория состоит на «Д» учете (консультация)
4 Коркин Михаил состоит на «Д» учете
5 Каменщикова Вера состоит на «Д» учете
6 Медведев Илья состоит на «Д» учете
7 Никифоров Виктор состоит на «Д» учете
8 Рыковка Александр состоит на «Д» учете
9 Семин Дмитрий состоит на «Д» учете
10 Страмилова Алена состоит на «Д» учете
СОСТОЯТ НА УЧЕТЕ У НАРКОЛОГА НА 01.05.2014г.:
Епифанцев Андрей
Никифоров Виктор
Пролечены в наркологическом диспансере г. Читы:
Исаков Артур с 19.09.14г. – 15.10.14г.
Епифанцев Андрей с 19.09.14г. – 15.10.14г.
СОСТОЯТ НА УЧЕТЕ У НЕВРОЛОГА НА 01.05.2014г.:
Вирова Ирина (наблюдение);
Епифанцев Андрей;
Семин Дмитрий;
САМОВОЛЬНЫЕ УХОДЫ В 2013-2014г.
Число воспитанников, совершивших самовольные уходы Фамилия, имя Количество самовольных уходов
1 полугодие
2013- 2014 года 6 Епифанцев А.
Шистеров С.
Мастерова Л.
Шамсияров А.
Исаков А.
Попов Р. - 2 р.
- 1 р.
- 1 р.
- 1 р.
-1 р.
- 1 р.
2 полугодие
2013- 2014 года Секисов Н.
Семернев А. -1р.
-1р.
Всего 9
САМОВОЛЬНЫЕ УХОДЫ В 2014-2015г.
Число воспитанников, совершивших самовольные уходы Фамилия, имя Количество самовольных уходов
1 полугодие
2014- 2015 года Никифоров Виктор 1
2 полугодие
2014- 2015 года Всего ВОСПИТАТЕЛЬНО – ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ЗАНЯТОСТЬ ВОСПИТАННИКОВ «ГРУППЫ РИСКА» В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ в 2014 – 2015 г.
№ Фамилия, имя Секция, кружок Расписание занятий Тренер, руководитель
1 Епифанцев Андрей Кружок «Смак» (суббота или воскресенье) 15.00-17.00 Лисюк Т.Н.
Тренажерный зал
(ПонедельникСреда
Пятница)15.00-17.00 Баженов Ю.И.
Теннис
(вторник, четверг) 15.00-17.00 Баженов Ю.И.
Курс «Твой выбор»
(суббота или воскресенье) 18.00-19.00 Чипизубова Е.Г.
2 Исаков Артур Кружок «Смак» (суббота или воскресенье) 15.00-17.00 Лисюк Т.Н.
Тренажерный зал
(ПонедельникСреда
Пятница)15.00-17.00 Баженов Ю.И.
Теннис
(вторник, четверг) 15.00-17.00 Баженов Ю.И.
Курс «Твой выбор»
(суббота или воскресенье) 18.00-19.00 Чипизубова Е.Г.
3 Медведев Илья Кружок «Смак» (суббота или воскресенье) 15.00-17.00 Лисюк Т.Н.
Тренажерный зал
(ПонедельникСреда
Пятница)15.00-17.00 Баженов Ю.И.
Теннис
(вторник, четверг) 15.00-17.00 Баженов Ю.И.
Курс «Твой выбор»
(суббота или воскресенье) 18.00-19.00 Чипизубова Е.Г.
4 Никифоров Виктор Компьютерный класс
(ПонедельникВторник
Пятница) 15.00-16.00 Данилова Н.В.
Тренажерный зал
(ПонедельникСреда
Пятница)15.00-17.00 Баженов Ю.И.
Теннис
(вторник, четверг) 15.00-17.00 Баженов Ю.И.
Курс «Твой выбор»
(суббота или воскресенье) 18.00-19.00 Чипизубова Е.Г.
5 Попов Роман Кружок «Смак» (суббота или воскресенье) 15.00-17.00 Лисюк Т.Н.
Тренажерный зал
(ПонедельникСреда
Пятница)15.00-17.00 Баженов Ю.И.
Теннис
(вторник, четверг) 15.00-17.00 Баженов Ю.И.
6 Семернев Александр Футбол (все дни, кроме воскресенья) 16.00 Никитин С.И.
Кружок «Смак» (суббота или воскресенье) 15.00-17.00 Лисюк Т.Н.
Компьютерный класс
(ПонедельникСреда
Пятница)17.00-18.00 Данилова Н.В.
Кружок «Юный эколог» (среда, суббота) 18.00-19.00
10.00.-11.00 Яковлева О.В.
Тренажерный зал
(ПонедельникСреда
Пятница)15.00-17.00 Баженов Ю.И.
Теннис
(вторник, четверг) 15.00-17.00 Баженов Ю.И.
СОВЕТ ПРОФИЛАКТИКИ В ДЕТСКОМ ДОМЕ (2014 – 2015г.)
Дата Всего приглашалось воспитанников группы № 10 Из «группы риска» ФИ
30.10.14г. 4 Епифанцев Андрей
Исаков Артур
Никифоров Виктор
Попов Роман
ТРУДОУСТРОЙСТВО ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ
Год Всего трудоустроено воспитанников Из «группы риска» ФИ
2012 – 2013г. 5 2 Шефер Наталья – 2 раза
Краковцева Галина
Мастерова Лиза
Рыковка Катя
2013-2014г. 10 5 Шамсияров Алексей
Никифоров Виктор
Шефер Наталья – 3 раза
Мастерова Лиза
Краковцева Галина
Коркин Михаил
Медведев Илья – 3 раза
Рыковка Екатерина
Медведева Виктория - 2 раза
Вирова Ирина – 2 раза
2013-2014г. Рыковка Екатерина
Медведева Виктория
Медведев Илья
ТЕМАТИКА ГРУППОВЫХ СОБРАНИЙ, ИНСТРУКТАЖЕЙ ПО ТБ. 2014-2015г.
Дата проведения Тема Ответственный воспитатель
02.09.2014г. Правила поведения воспитанников детского дома
ПДД
ППБ Бродова Е.В.
Сафина Е.Г.
03.09.2014г. 1. Ознакомление с ЗЗК № 336 от 09.03.2010г. «О защите нравственности»;
2. Ознакомление с разделом 9 УК РФ «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка (ст. 205-209)»; Чипизубова Е.Г.
Бабушкина В.В.
13.10.2014г. Конфликты и способы их разрешения Бродова Е.В.
Чипизубова Е.Г.
ПОЛОЖЕНИЕ В КОЛЛЕКТИВЕ
2014 - 2015г.
Цель исследования: выявление межличностных отношений в коллективе.
«социометрические звезды»
«предпочитаемые»
«пренебрегаемые»
«изолированные»
№ Фамилия, имя Статус в коллективе
1 Исаков Артур 2 Епифанцев Андрей 3 Никифоров Виктор 4 Попов Роман 5 Семернев Александр 6 Медведев Илья УРОВЕНЬ ВОСПИТАННОСТИ
2014 – 2015г.
Цель исследования: изучить уровень воспитанности детей «группы риска».
низкий
средний
хороший
высокий
№ Фамилия, имя Статус в коллективе
1 Исаков Артур 2 Епифанцев Андрей 3 Никифоров Виктор 4 Попов Роман 5 Семернев Александр 6 Медведев Илья ЦЕЛЬ РАБОТЫ: создание системы профилактики противоправного поведения на группе № 10, основанной на оказании помощи воспитанникам в преодолении трудностей, исходя из их реальных и потенциальных возможностей и способностей; оказание комплексной помощи в саморазвитии и самореализации, через включение в социально значимую деятельность, направленную на предотвращение или устранение негативных изменений личности подростков.
ЗАДАЧИ:
Выявление детей склонных к девиациям и оказание коррекционно-профилактического воздействия для устранения отрицательных влияний на личность ребенка;
Создать систему в работе по профилактике правонарушений, разработать комплекс воспитательно – профилактических мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности, уважения к правам и свободам человека.
Активизировать разъяснительную работу среди воспитанников по вопросам правопорядка и соблюдения законов РФ;
Организовать систематическую индивидуально – воспитательную работу с подростками девиантного поведения;
Вовлекать воспитанников «группы риска» в организованный досуг, занимать в системе дополнительного образования.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ МЕР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Этапы реализации:
Первый этап - организационный (анализ состояния в группе, непосредственное планирование, согласование планов).
Второй этап - диагностический (изучение потребностей и запросов «трудных» детей).
Третий этап – деятельностный (координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией).
Четвертый этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование с учетом выработанных рекомендаций.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»
Изучение проблемных детей:
Выявить всех проблемных детей из числа вновь прибывших;
Путем систематических наблюдений за детьми, изучения результатов их деятельности установить характер их педагогической запущенности;
Путем наблюдений, социометрических измерений и анкетирования установить положение воспитанника в коллективе группы, характер взаимоотношения с ним, наметить пути и способы улучшений;
Изучить интересы и склонности, способности воспитанника, возможное включение его в кружковую, общественно – полезную деятельность;
Организация педагогической помощи:
Вести систематический учет пробелов в знаниях, умениях и навыках проблемных детей;
Организовать помощь в учебной деятельности, необходимую для воспитанника;
Организация индивидуальной работы с трудными детьми (беседы, консультации, психодиагностика, коррекционные занятия);
Установить и поддерживать систематические доброжелательные отношения и контакты с трудными детьми. Оказывать им педагогическую поддержку;
Вести систематический учет особо сложных и неблагополучных воспитанников группы, проводимой с ними работы и ее результатов.
3. Организация свободного времени проблемных детей:
Всех проблемных детей с учетом их интересов и возможностей вовлекать в работу кружков;
Привлекать проблемных детей к участию в культурно – массовой и спортивной работе отмечать их успехи и достижения в ней, особое внимание уделять их читательским интересам и вкусам, развивать и стимулировать их;
Организация индивидуальной трудовой деятельности для «трудных детей»;
Организовать ненавязчивый король за проведением свободного времени;
Вести тесную взаимосвязь в работе с проблемными детьми с ПДН;
Ставить на внутри детдомовский учет и вести индивидуальную работу с ребятами;
Проводить беседы по правовому воспитанию.
ВЫЯВЛЕНИЕ И УЧЕТ «ТРУДНЫХ» ВОСПИТАННИКОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЧИН ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ
Индикаторы неблагополучия ребенка мы наблюдаем в следующих сферах:
учебная деятельность;
взаимоотношения со сверстниками;
взаимоотношения с взрослыми;
проведение свободного времени;
отношение к труду и профессиональная ориентация;
поведение и поступки.
Способы получения необходимой информации:
анализ классных журналов;
опрос мнений учителей-предметников, классных руководителей о ребенке;
опрос мнений воспитателей, работающих с детьми;
анализ учета посещаемости учебных занятий;
анализ фиксированных нарушений дисциплины в школе и дома;
социометрические исследования;
наблюдения;
беседы с ребенком;
обработка рекомендаций из психолого-педагогических центров, если ребенку оказывали там помощь;
анализ информации из подразделения по делам несовершеннолетних;
анализ информации с предыдущего места проживания ребенка.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Методы:
В работе с трудными подростками мы применяем разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество и т. д.), но наиболее эффективными считаем следующие:
метод переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков);
метод переключения (занятие подростка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью);
метод поощрения (награждение хорошистов, награждение путевкой в лагерь, грамотами, различной сувенирной продукцией и сладкими призами, занесение в книгу рекордов группы, моральным поощрением).
Формы:
групповая работа;
тренинг поведения;
личностный тренинг;
дискуссии;
мозговые штурмы;
беседы, встречи;
лекции;
ролевые игры;
просмотр и обсуждение видеофильмов;
индивидуальные консультации;
тесты:
экскурсии, походы;
конкурсы:
праздники;
военно-спортивные мероприятия.
ПЛАН РАБОТЫ НА 2014 – 2015г.
Планирование работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и самовольных уходов воспитанников на группе № 10 ведется по следующим направлениям:
I. Контрольно-аналитическая деятельность педагогами группы:
изучение социального состава воспитанников группы;
изучение дневников, личных дел;
анализ занятости воспитанников в свободное время, анализ планов воспитательной работы воспитателей, изучение результативности воспитательно – профилактической работы.
II. Исследовательская работа, изучение воспитанников:
проведение педагогических совещаний педагогов группы по результатам наблюдений для координации действий по отношению к ребенку;
проведение анкетирования, тестов, опросов с целью изучения психолого-педагогических особенностей, уровня воспитанности, взаимоотношений со сверстниками.
III. Индивидуальная работа с воспитанниками:
индивидуальные собеседования при директоре с детьми «группы риска»;
индивидуальные собеседования при заместителе директора по учебно-воспитательной работе с детьми «группы риска»;
индивидуальные беседы с воспитанниками о недопустимости совершения противоправных действий, об ответственности за правонарушения и преступления;
профориентационная работа.
IV. Профилактическая работа с воспитанниками:
реализация плана по профилактике правонарушений;
организация встреч с медицинскими работниками, работниками Подразделения по делам несовершеннолетних, инспекторами ГИБДД, военнослужащими;
проведение тематических месячников, декад противодействия наркотикам и иным психически активным веществам;
проведение Дней здоровья, мероприятий по охране здоровья, бесед по технике безопасности;
система занятости воспитанников, отдыха и оздоровления в каникулярное время.
V. Организация досуга в детском доме:
реализация плана воспитательной работы воспитателей;
Месяц Мероприятия
В течение года Индивидуальная коррекционная работа с детьми «группы риска» (составление индивидуального маршрута);
Воспитательные мероприятия по правовому воспитанию;
Работа по формированию потребности вести здоровый образ жизни;
Индивидуальные беседы сотрудниками ПДН;
Профориентационная работа с воспитанниками с целью поиска своего места в жизни и смысла жизни;
Правовое воспитание детей;
Просветительская работа среди воспитанников о негативном влиянии ПАВ, алкоголя, табакокурения на организм человека;
Ведение индивидуальных карт, сопровождения детей группы риска;
Проведение тематических групповых собраний;
Проведение инструктажей по технике безопасности.
Сентябрь Изучение социального состава воспитанников группы;
Составление списков «трудных» детей;
Составление картотеки и сводных таблиц на трудных воспитанников;
Сбор материалов, выявление первоочередных задач воспитания, наблюдение, тестирование.
Изучение положения в коллективе;
Распределение обязанностей, назначение ответственных в центрах самоуправления группы;
Устройство детей в учреждения дополнительного образования;
Снятие с учета или постановка на учет воспитанников (совет воспитателей группы).
Октябрь 1. Изучение уровня воспитанности;
2. Месячник правовых знаний;
3. Оформление информации на стенде: «Административная ответственность несовершеннолетних».
4. Беседа «Основные обязанности гражданина»;
Ноябрь 1. Оформление информации на стенде: ««Какие административные наказания могут применяться к несовершеннолетним?»;
2. Диспут «Чтобы достойно жить»;
Декабрь 1. Выявление агрессивности у подростков;
2. Оформление информации на стенде: «Уголовные преступления и виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним».
3. Деловая встреча «Умей владеть собой»;
Январь Анализ занятости воспитанников в свободное время;
Анализ воспитательной работы за полугодие;
Круглый стол «От безответственности до преступления один шаг»;
Оформление информации на стенде: «Виды преступлений, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет, 16 лет, 18 лет.».Февраль 1. Дискуссионный клуб «Моя жизнь. Мои права»;
2. Оформление информации на стенде: «Права и ответственность несовершеннолетнего в гражданском законодательстве».
Март Месячник правовых знаний;
Тренинг по правовому воспитанию «Наше право людьми зваться»;
Апрель 1. Оформление информации на стенде: «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет».
2. Диспут «Права человека в обществе»;
3. Правовой турнир;
Май -
Июнь Анализ и подведение итогов работы;
Составление характеристик на детей;
Разработка рекомендаций по работе с воспитанниками «группы риска»;
. Оформление информации на стенде: «Ограничения при выполнении трудовых обязанностей несовершеннолетним»;
Подведение итогов работы всего педагогического коллектива, рассмотрение предложений, рекомендаций по данной проблеме.