Конспект урока по математике на тему «Закрепление внетабличного умножения и деления. Деление с остатком» (3 класс)


Урок математики для 3-го класса.
Тема урока:
«Закрепление внетабличного умножения и деления. Деление с остатком».
Тухбатшина Гульнара Анасовна,
Учитель начальных классов
Тема: Закрепление внетабличного умножения и деления. Деление с остатком.
Цель: Формировать навык выполнения действия деления с остатком.
Закрепить изученные приемы внетабличного умножения и деления. Отрабатывать навыки табличного умножения и деления.
Продолжать учиться анализировать задачи и решать их.
Развивать находчивость, сообразительность, логическое мышление, внимание, память, самостоятельность.
Способствовать развитию интереса учащихся и активизировать их познавательную деятельность.
Воспитывать трудолюбие, интерес к истории нашей Родины, чувство патриотизма, любовь и уважение к защитникам нашего Отечества, гордость за них.
Повторить правила дорожного движения.
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия
Регулятивные: формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать сохранять цели и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности и сложность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей;
Коммуникативные: развитие умения конструктивного взаимодействия, обучая правилам взаимодействия в группе: говорить по очереди, не перебивать, слушать собеседника; учить понимать возможности различных позиций и точек зрения;
Познавательные: развитие познавательных интересов; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; умения выделять главное; учить сравнивать данные; определять общие признаки, классифицировать решать задачи моделированием; соотносить результаты, полученных на модели, с реальностью (с текстами).
Личностные: формирование понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности; развитие познавательных интересов, учебной мотивации.
Учебник «Математика» 3 кл. в 2 ч. Ч. 2. / М.И. Моро: Просвещение, 2013г.

Ход урока
1. Организационный момент.
(Дети входят в класс под песню «Бравые солдаты», маршируют).
2. Сообщение темы и цели урока.
- Рота, смирно! Товарищи курсанты, накануне Дня защитника Отечества мы проводим учебные сборы. Цель учений: отработать вычислительные навыки, тактику решения задач, закрепить изученное.
- Для выполнения поставленных целей взводу №1 занять свои позиции!
- Взводу №2 занять свои позиции!
- Взводу №3 занять свои позиции! (Дети садятся).
3. Минута чистописания.
- Кодовый номер наших учений число 23. (Оно записано на доске.)
- Почему? Что можете сказать про число 23?
(Пока дети записывают число на доске, учитель рассказывает о празднике).
- 23 февраля 1918 года только что созданная Рабоче-крестьянская Красная армия вступила в бой с немецкими оккупантами и преградила им путь к Петрограду. Этот день стал рождением Красной армии.
После Великой Отечественной войны наши вооруженные силы стали называться Советской армией, а день 23 февраля – День Советской армии и Военно-Морского флота.
С марта 1995 года день 23 февраля отмечается как день Защитника Отечества.
4. Актуализация опорных знаний.
1.Устный счет.
– Перед вами карта следования по маршрутам с учебными заданиями.
Цель первая – отработка вычислительных навыков.
-Так же у вас на столах ЛИСТЫ САМООЦЕНКИ, после каждого маршрута не забывайте отметить свою работу.
- Ребята, работаем по группам.
Повторить правила работы в группах и инструкцию.
«Весёлые примеры».
Перед вами задания. Вам необходимо быстро решить примеры и найти ответы на доске.
1 группа:
Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. (8 • 5 = 40)
Число попугаев в мультфильме умножить на порядковый номер самого короткого в году месяца.(33 • 2 = 66)
Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча. (12 • 3 = 36)
2 группа:
Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. (5 • 10 = 50)
Тетрадь стоит 23 рубля. Сколько будут стоить 2 таких тетради? (23 • 2 = 46)
Продолжительность урока уменьшить в 5 раз. (40 : 5 = 8)
3 группа:
У рыбы с усами3 зуба умножить на число гномов у Белоснежки.
(3 • 7 = 21)
Половину рубля уменьшить в число хвостов у 10 котов.
(50 : 10 = 5)
Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку?
(54 : 9 = 6)
(Ребята в группах устно решают, записывая на листах только ответы. Затем представители групп так же выходят и озвучивают свои результаты).- А теперь найдите ваши ответы на доске и возьмите ещё одну карточку.
40 66 36
21 5 6
50 46 8


Ответы на карточках в виде звездочек.
- Молодцы с заданием справились, но на обратной стороне карточек есть еще задание.
-Продолжают работать в группах.
(на обратной стороне карточки даётся ещё одно задание)
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,
14,15,16,17,18,19,20
11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30
20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30,32,33,34,35,36,3738,39,40.
Обведите числа, которые делятся на 2 без остатка. т.д.
Обведите числа, которые делятся на 3 без остатка.
Обведите числа, которые делятся на 4 без остатка.

Затем представители групп так же выходят и озвучивают свои результаты.
2.Цель вторая:
- В пути необходимо пройти инструктаж, чтобы путешествие обошлось без происшествий. Давайте повторим некоторые правила, которые помогут вам в дальнейшей работе.
Решение уравнений. (Электронное приложение к учебнику).
4. Повторение правил деления с остатком. Решение примеров на деление с остатком.
Памятка
Как разделить число с остатком
Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка.
Данное число делим на делитель. Это значение частного.
Вычитаем разделившееся число из делителя – это остаток.
5. Закрепление по изученным темам.
- Мы отправляемся дальше по маршруту. На пути следования мы видим знак «Дети». Что означает этот знак?
- Правильно, этот знак ставится вблизи детских учреждений (школ, детских садов, детских парков и т.д.). Вот сейчас мы находимся около школьного актового зала.
Работа над задачей.
-Давайте познакомимся с детьми и решим про них задачу
(Работаем по учебнику на странице 22 №6)
а) Самостоятельное чтение задачи.
- О ком говорится в задаче?
-Что известно?
-Что нужно найти?
2.Работа над краткой записью.
6р. по 15 чел.
еще 10 чел.
3.Самостоятельное решение задачи. (1 ученик у доски)
4.Проверка решения.
2. «Шифровка».
-Ребята, наш радист принял телефонограмму с какими-то странными зашифрованными сигналами. Курсант ……… прочитайте радиограмму. А вы, дети, запишите выражения и найдите их значения.
1) Первый множитель 10, второй 7. Найдите произведение.
2) Увеличить 30 в 3 раза.
3)Найдите сумму чисел 79 и 4.
4) Во сколько раз 8 больше 4?
- Кто расшифрует слово?
(Расшифровывают по таблице слово «Помогите»)
- Уважаемые курсанты, требуется ваша помощь. Надо доставить детям детского сада геометрические фигурки для занятий математики. Но далее по маршруту следования необычный знак с изображением штанги.
3. Наверное, рядом спортзал и пора заняться спортом.
-С целью улучшения физической подготовки встать на физкультминутку!
(Учитель показывает карточки с изображением движений. Дети выполняют под музыку.)_ Садитесь. Теперь мы полны сил и энергии и с удовольствием поможем малышам.
4. Сравнение именованных чисел.
(Учитель снимает маскировку, показывает на звездочку, ученики поднимают карточку – геометрическую фигуру.)
3дм 6см * 40см
54см * 5дм 4 см
4дм * 47см
5мм * 1см
- Молодцы! Малыши вам будут благодарны.
- Но что такое? Внимание мы на полигоне! Идут учения. Будьте бдительны, не попадите под обстрел противника. Для этого заполните таблички. Как называются компоненты при делении? Как найти неизвестное делимое? Неизвестный делитель?
1группа.
а 88 24 63
в 6 4 13 а:в 12 8 6 9
2группа.
а 32 21 45
в 9 3 11
а:в 8 64 99 15
3 группа.
а 8 4 21 2
в 9 3 5
а*в 32 55 100
Проверка. Самооценка на листах.
- Кто испытывал затруднения? Вы показали хорошие показатели на полигоне.
6. ТЕСТ с модульной системой ProClass
- Курсанты! Мы подходим к концу нашего маршрута. Последнее испытание.
Выполняем ТЕСТ.
1 и 2 группы будут выполнять ТЕСТ с модульной системой ProClass,
3 группа выполняет тест на карточках.
Карточки для 3 группы.
-Вы справились с этим заданием.
- Итак, мы прибыли к следующему знаку. Что он обозначает? («Автобусная остановка.) На автобусе мы в полном составе, без потерь, дружно возвращаемся с учебных сборов на исходные позиции.
Считаем плюсы на ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ.
6. Рефлексия.
- Какое задание вам показалось самым удачным, интересным?
Что больше всего удалось? Где испытывали затруднение?

7. Итог урока.
- Рота, подъем! Товарищи курсанты! Подошли к концу наши учения. Думаю, что поставленные перед вами цели были выполнены. За активное участие и хорошие результаты во время учений вам присваивается очередное звание с вручением звезды. (Вручаются звезды.)
- Товарищи курсанты! Благодарю за службу!
- Поздравляю всех защитников Отечества с наступающим праздником и за отличные успехи объявляю отдых. Все отдыхают 15 минут.
- Рота, кругом! Из класса шагом марш!
(Под армейскую песню «Бравые солдаты» выходят из класса).
8.Домашнее задание.
- А теперь вперед к остановке «Домашнее задание». 
- Я подготовила задания разного уровня. Выберите любое из трёх заданий, с которым, как вы думаете, справитесь.