Рабочая программа по русскому языку 4 класс с УУД Занков
I.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и учебного плана МБОУ «Елыкаевская СОШ».
Программа составлена для обучающихся 4-го класса общеобразовательной школы.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Предмет «Русский язык» занимает особое место среди предметов, входящих в учебный план начальной школы. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения, и его изучение способствует формированию у младших школьников представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
Специфика предмета «Русский язык» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с, литературным чтением. Успехи в изучении данного предмета во многом определяют результаты освоения других школьных дисциплин. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
- познавательную - ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- социокультурную - формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:
- развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
- воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся, который начинается с вводного интегрированного курса обучения грамоте. На уроках обучения грамоте учащиеся получают первичные сведения о речи, языке и литературе, расширяют свой кругозор, активно используют в различных учебных ситуациях внутреннюю и внешнюю речь (устную и письменную). Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся правильному соединению их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. В период обучения грамоте наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у первоклассников совершенствуется фонематический слух, обогащается и активизируется словарь, развивается интеллектуальная и познавательная активность, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика. После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.
Ниже представлена программа систематического курса русского языка, разработанная на основе дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
II.Общие характеристика учебного курса
Данный курс русского языка разработан на основе концепции Л.В. Занкова. Развивающие возможности системы развивающего обучения Л.В. Занкова связаны с реализацией дидактических принципов, богатым содержанием учебного материала, особой организацией деятельности учащихся, включением эмоциональной сферы, индивидуализацией обучения. Соответственно дидактические принципы системы Л.В. Занкова включают:
- обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
- ведущую роль теоретических знаний в обучении;
- быстрый темп в изучении материала, обеспечивающий высокую познавательную активность учащихся;
- осознание школьниками процесса обучения;
- систематическую работу над развитием каждого ребенка, включая самого слабого.
Эти принципы обусловливают расширение в курсе объема инвариантного содержания предмета и особый подход к его структурированию, определяющий последовательность изучения учебного материала.
Содержание курса - совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, - представлено следующими разделами:
- основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Языковой материал призван обеспечить формирование первоначального представления о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также усвоение норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», обеспечивающий ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
В курсе представлены не только система знаний и умений по русскому языку, но и конкретные учебные действия3, помогающие эффективному усвоению содержания предмета на основе реализации дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В 4 классе на уроки русского языка отводится по 175 ч (5 ч в неделю, 35 учебных недель).
IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Программа ориентирует на организацию учебного процесса как сотрудничества учителя и учащихся, а также детей между собой. В этом сотрудничестве и происходит первичное постижение родного языка как предмета изучения, осуществляется анализ различных его сторон. Центральным звеном изучения предмета является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь.
Программа нацеливает на систематическое обращение к языковому опыту учащихся, опору на языковое чутье, обогащение речи новыми лексическими и грамматическими категориями.
Содержание курса предусматривает целенаправленную работу по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
- интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
- познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
- организационных (планировать свою деятельность, осуществлять самооценку и контроль своих действий, организовывать сотрудничество).
При освоении программы у учащихся формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться словарями, справочниками и другими дополнительными материалами.
Изучение курса обеспечивает формирование у учащихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Курс обеспечивает реализацию основных задач образовательной области «Филология»: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; развитие коммуникативных умений; развитие нравственных и эстетических чувств; развитие способностей к творческой деятельности.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного курса «Русский язык»
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к культуре других народов;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках, у взрослого), сбора, анализа информации;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- умение "договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
- сформированное позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека;
- владение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
VI. Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение темы и основной мысли текста, передача его содержания по вопросам, опорным словам и плану.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (рассуждение, описание, повествование). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном и неявном (подтекст) виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте, личного опыта и наблюдений. Антиципация, интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку, письмо по памяти в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (краткое, подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи и т.п.).Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Звуки и обозначение их буквами. Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков. Фонетическая транскрипция.
Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения.
Различение гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Фонетический (звуковой) разбор слова: определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый -мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный.
Фонетика-графический (звуко-буквенный) разбор: определение качественной характеристики звуков и обозначение их буквами. Ударение в слове, словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги.
Графика. Различение звуков и букв. Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ъ. Использование на письме разделительных ъ и ь. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука. Фонетическая транскрипция.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа «стол», «конь»; в словах с буквами е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Образные сравнения. Фразеологизмы.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Основа слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Отличие предлога от приставки. Образование однокоренных слов (разных частей речи) с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Признаки, значение и употребление в речи. Умение распознавать в речи имена собственные. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам.
Имя прилагательное. Признаки, значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам. Склонение имен прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода.
Склонение имен прилагательных во множественном числе. Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Образование прилагательных от основ имен существительных при помощи суффиксов –ск-, -н-, -ист-.
Глагол. Признаки, значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Суффикс л в глаголах прошедшего времени. Неопределенная форма глагола. Суффиксы глаголов неопределенной формы -ти, -ть и глаголы на чь.
Понятие о частицах (на ознакомительном уровне). Отрицательная частица не, правописание не с глаголами. I и II спряжения глаголов. Глаголы-исключения. Правописание личных окончаний глаголов. Мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе. Неопределенная форма ться и 3-е лицо тся глаголов.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Местоимение. Общее понятие о местоимении. Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица в форме единственного и множественного числа.
Склонение личных местоимений. Предлоги перед личными местоимениями.
Наречие (на ознакомительном уровне).
Значение наречий (на ознакомительном уровне). Образование наречий от косвенных падежей существительных (кругом, сначала), от прилагательных с помощью суффиксов о и е. Правописание наречий: о и е на конце наречий (горячо, певуче), на конце наречий с приставками с-, из-, до-(справа, издалека, докрасна), о на конце наречий с приставками в-, на-, за- (вправо, налево, засветло).
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Предложение. Сложное предложение. Союзы в сложных предложениях (на ознакомительном уровне). Обобщение сведений о видах предложений (нераспространенные, распространенные, простые, с однородными членами).
Прямая речь. Кавычки перед прямой речью и после нее. Написание большой буквы в прямой речи (на ознакомительном уровне).
Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании (управление, примыкание, согласование) и предложении. Второстепенный член предложения - обстоятельство (ознакомление).
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания:
- сочетания жи-ши, ча-ща, чу-ищ в положении под ударением;
- сочетания чк, чн, щн\- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова;
- разделительные ъ и ъ;
- буквы е и и в суффиксах существительных -ек- и -шс-;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
- знаки препинания при оформлении диалога и прямой речи: тире, кавычки.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (рассуждение, описание, повествование).
Текст. Наблюдение за признаками текста. Заглавие текста как отражение главной мысли или темы текста. Последовательность предложений в тексте. Абзацы как части текста. Понимание развития главной мысли от абзаца к абзацу. Восстановление деформированного текста.
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: рассуждение, описание, повествование, их структура. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов, антонимов, образных сравнений, фразеологизмов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. Алгоритм написания изложения.
Продолжается работа по уяснению детьми взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания. Учебно-деловая речь. Правильное расположение пунктов плана, данных к научно-популярной статье.
Группировка предложений текста вокруг главных мыслей и членение текста на части. Речевой этикет в ежедневных ситуациях общения.
Соответствие речи орфоэпическим нормам.
Текст. Определение темы текста и основной мысли; смысловые связи между частями текста. Структура построения текста: зачин, средняя часть, концовка.
Расширение опыта построения текста. Термин «композиция текста» (соотношение и взаимное расположение частей, обусловленное содержанием и назначением произведения). Составление содержательного и стилистически точного продолжения к тексту (рассказ, сказка, описание, рассуждение и т.д.). Письменные изложения.
Различные виды объявлений: почтовые бланки (переводов, телеграмм, посылок, конверты); инструкции; заявления. Собственные сочинения учеников (репродуктивные, творческие). Предварительный отбор материала для сочинения.
Использование словарей, газет, журналов. Составление плана к собственному сочинению. Анализ детьми написанных работ. Редактирование сочинений. Использование детских сочинений при изучении различных учебных дисциплин.
VII. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся
Содержание учебного предмета, курса Тематическое
планирование Кол--вочасов Характеристика деятельности обучающихся: Коррек-ция со-держания предыду-щеего курса
Тема 1
Сложное предложение.
(8ч) 1.1 Виды предложений. Сложное предложение 1 Находить главные члены предложения (основы предложения): подлежащее и сказуемое;
Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов;
Установить признаки сложного предложения.
Различать главные и второстепенные члены предложения;
Восстанавливать деформированные предложения.
Составлять схему сложного предложения.
Находить новую часть речи в предложении.
Различать союзы по их видам.
Составлять предложения с использованием союзов.
Установить различия между сложным предложением и предложением с однородными членами.
Составлять предложения по предложенным схемам.
Составлять схема к данным предложениям.
Установить алгоритм действий при расстановке знаков препинания в сложном предложении.
Расставлять знаки препинания в местах, где они пропущены. 1.2 Сложное предложение с союзами 1 1.3 Союзы в сложных предложениях 1 1.4 Сложное предложение и предложение с однородными членами 1 1.5 Сложное предложение и предложение с однородными членами 1 1.6 Знаки препинания в сложных предложениях. 1 1.7 Знаки препинания в сложных предложениях. Самостоятельная работа. 1 1.8 Нахождение сложного предложения в тексте.
Использование регионального компонента 1 Итого по теме: 8 Тема 2
Местоимение
(12ч)
2.1 Местоимение как часть речи. 1 Узнавать местоимение в тексте и в речи.
Склонять личные местоимения.
Употреблять местоимения в речи, осуществлять грамотную замену существительных на местоимения.
Осуществлять разбор предложения по предложенной учителем схеме. Характеризовать предложение по различным признакам.
Узнавать сложное предложения и предложения с однородными членами.
Безошибочное списывание печатного текста с доски или из учебного пособия.
Самоконтроль при списывании.
Выполнять самоконтроль при разборе предложения.
2.2 Наблюдение за местоимениями в речи. 1 2.3 Личные местоимения. 1 2.4 1,2,3 лицо местоимений. Выражение вежливости при обращении. 1 2.5 Контрольное списывание. 1 2.6 Изменение основ местоимений при склонении. 1 2.7-8 Склонение 1 и 2 лица 2 2.9Склонение местоимений 3 лица 1 2.10 Входной контрольный диктант. Использование регионального компонента 1
2.11 Наблюдение за написанием предлогов с местоимениями. 1 2.12 Изменение местоимений с предлогами при склонении (видел его, был у него, встретил их, был у них). 1 Итого по теме: 12 Тема 3 Правописание гласных и согласных в приставках
(6ч)
3.1 Правописание букв о и а в приставках. 1 Выделять основные морфемы в слове.
Определять гласную в приставке, пользуясь алгоритмом.
Оценивать правильность своих действий.
Озаглавливать части текста.
Определять последовательность частей текста.
Записывать услышанный текст согласно плану.
Проверять известные орфограммы. 3.2 Правописание приставок об-, от-, над-, под-, в-, с-. 1 3.3 Правописание приставок об-, от-, над-, под-, в-, с-. 1 3.4 Обучающее изложение. 1 3.5 Правописание приставок об-, от-, над-, под-, в-, с-. 1 3.6 Проверочная работа по теме «Правописание гласных и согласных в приставках»
Итого по теме: 6 Раздел 4
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (8ч) 4.1 Настоящее время глагола. 1 Определять время глагола.
Изменять форму глагола настоящего и будущего времени.
Составлять предложений с использованием различных форм глагола.
Восстанавливать текстов с пропущенными глаголами.
Согласовывать предложения в тексте по времени.
Наблюдать за ролью личных окончаний глаголов.
Определять грамматическую основу предложения. 4.2 Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам. 1 4.3 Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам 1 4.4 Будущее простое время глаголов. 1 4.5 Изменение глаголов будущего времени по лицам и числам. 1 4.6 Изменение глаголов будущего сложного времени по лицам и числам. 1 4.7 Будущее сложное время глагола. Изменение по лицам и числам глаголов будущего сложного времени. 1 4.8 Проверочная работа по теме «Глагол» 1 Итого по теме: 8 Тема 5
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам (8 ч) 5.1 Отличие окончаний глаголов в прошедшем времени от окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. 1 Определять время глаголов.
Изменять глаголы прошедшего времени по родам и числам.
Определять род и число глагола прошедшего времени.
Пользуясь алгоритмом, правильно писать окончания глаголов прошедшего времени.
Составлять глагольные словосочетания с существительными в косвенном падеже.
Восстанавливать текст с пропущенными глаголами в форме прошедшего времени.
Называть известные морфологические признаки глагола.
5.2 Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. 1 5.3 Определение рода глаголов прошедшего времени. Словарный диктант. 1 5.4 Изменение глаголов прошедшего времени по числам. 1 5.5 Изменение глаголов прошедшего времени по числам. 1 5.6 Словосочетания глаголов с именами существительными в косвенном падеже. 1 5.7 Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени». 1 5.8 Развитие орфографической зоркости. Использование регионального компонента 1 Итого по теме: 8 Тема 6
Неопределённая форма глагола (6ч)
6.1 Понятие о неопределённой форме глагола. Основа глагола в неопределённой форме. 1 Уметь отличать словообразующие и формообразующие суффиксы.
Уметь разбирать глаголы прошедшего времени и глаголы в неопределённой форме по составу.
Уметь находить составное глагольное сказуемое в предложении.
Называть известные морфологические признаки глагола.
Образовывать новые формы глаголы в прошедшем времени.
Составлять небольшие тексты-описания по картине художника.
Пользоваться дополнительными источниками для проверки правильности написания глаголов. .6.2 Простое и составное глагольной сказуемое. 1 6.3 Образование глаголов прошедшего времени от инфинитива 1 6.4 Образование глаголов прошедшего времени от инфинитива 1 6.5 Сочинение по картине М.В.Васнецова «Иван-царевич на сером волке». 1 6.6 Развитие орфографической зоркости. Использование регионального компонента Итого по теме: 6 Тема 7
Правописание частицы не с глаголами –(5 ч) 7.1 Служебные части речи. Отрицательная частица не. Наблюдение за правописанием частицы не. 1 Оценивать свои возможности грамотного написания слов.
Анализировать текст: находить слова с определенной орфограммой
Осознание причины появления ошибки и определение способа действия, помогающего предотвратить ее в последующих письменных работах. 7.2 Глаголы, которые без не не употребляются. 1 7.3 Проверочный диктант по теме « Правописание частицы не с глаголами» 1 7.4 Написание глаголов с частицей не 1 7.5 Написание глаголов с частицей не 1 Итого по теме: 5 Тема 8
Спряжение глаголов. Правописание безударных окончаний глаголов.(18ч) 8.1 Понятие о спряжении глагола. Признаки спряжения глаголов. 1 Уяснить понятие «спряжение» глагола как новую грамматическую категорию.
Знать алгоритм действий для определения спряжения глагола.
Знать признаки глаголов I и II спряжения.
Знать глаголы-исключения.
Уметь определять спряжение глагола с безударным личным окончанием.
Выполнять морфологический разбор глагола.
Выполнять разбор глагола по составу.
Записывать прослушанный текст согласно плану.
Применять ранее изученные правила орфографии для грамотного письма.
Уметь составлять глагольные пары: синоним-антоним.
Восстанавливать деформированные тексты с пропущенными глаголами.
Составлять предложения со сложными глагольными сказуемыми.
Составлять предложения с однородными сказуемыми.
Уточнять написание слов по словарю. 8.2 Признаки глаголов I и II спряжения. 1 8.3 Личные окончания глаголов I и II спряжения. 1 8.4 Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием. 1 8.5 Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием. Глаголы-исключения. 1 8.6 Обучающее изложение. 1 8.7 Правописание личных безударных окончаний глаголов. 1 8.8 Правописание личных безударных окончаний глаголов. Словарный диктант. 1 8.9 Правописание личных безударных окончаний глаголов. 1 8.10 Правописание личных безударных окончаний глаголов. 1 8.11 Правописание личных безударных окончаний глаголов. 1 8.12 Правописание личных безударных окончаний глаголов. 1 8.13 Правописание личных безударных окончаний глаголов. 1 8.14 Правописание личных безударных окончаний глаголов. 1 8.15 Правописание личных безударных окончаний глаголов. 1 8.16 Правописание личных безударных окончаний глаголов. 1 8.17 Контрольный диктант на тему: «Правописание безударных личных окончаний глаголов». 1 8.18 Развитие орфографической зоркости. 1 Итого по теме: 18 Тема 9
Наречия (15ч) 9.1 Роль наречий в языке. Признаки наречий как части речи. 1 Уяснить признаки новой самостоятельной части речи – наречия.
Узнавать наречия в тексте.
Уяснить морфологические признаки наречия, синтаксическую роль.
Знать значения наречий.
Знать правила правописания наречий.
Знать и различать способы образования наречий от других частей речи.
Пользуясь алгоритмом, грамотно писать наречия.
Выполнять разбор наречий по составу.
Употреблять наречия в речи.
Применять ранее изученные правила орфографии для грамотного письма.
9.2 Постановка вопросов к наречиям. 1 9.3 Значение наречий: место действия, время действия, образ действия, степень качества. 1 9.4 Значение наречий: место действия, время действия, образ действия, степень качества. 1 9.5 Определение значения наречий. 1 9.6 Самостоятельная работа. Определение значения наречий. 1 9.7 Образование наречий с помощью суффиксов -о- и –е- и приставок. 1 9.8 Образование наречий с помощью суффиксов –о- и –е- и приставок. 1 9.9 Образование наречий от косвенных падежей существительных с предлогами и без предлога. 1 9.10 Образование наречий от косвенных падежей существительных с предлогами и без предлога. 1 9.11 Правописание наречий на –о и –е. 1 9.12 Правописание наречий с приставками. 1 9.13 Правописание наречий с приставками по- и суффиксами –ому, -ему. 1 9.14Правописание наречий с приставками по- и суффиксами –ому, -ему. 1 9.15Контрольный диктант на тему «Правописание наречий». 1 Итого по теме: 15 Тема 10
Второстепенные члены предложения (10 ч)
10.1 Второстепенный член предложения – обстоятельство. 1 Знать виды второстепенных членов предложения.
Уметь определять синтаксическую роль слова в предложении.
Знать и различать виды обстоятельств.
Применять в речи различные виды обстоятельств.
Пользуясь алгоритмом, выполнять синтаксический разбор предложения.
Правильно задавать вопросы к обстоятельствам.
Применять на письме изученные ранее правила орфографии.
Составлять план к тексту.
Записывать услышанный текст по памяти.
10.2 Обстоятельство места. Обстоятельство времени. 1 10.3 Обстоятельство образа действия. 1 10.4 Постановка вопросов к обстоятельствам. Определение вида обстоятельства в предложении. 1 10.5 Постановка вопросов к обстоятельствам. Определение вида обстоятельства в предложении. 1 10.6 Постановка вопросов к обстоятельствам. Определение вида обстоятельства в предложении. 1 10.7 Разбор предложения по частям речи и членам предложения. 1 10.8 Разбор предложения по членам предложения. Словарный диктант. 1 10.9 Запись предложений с разными видами обстоятельства. Самостоятельная работа. 1 10.10 Обучающее изложение. 1 Итого по теме: 10 Тема 11
Склонение прилагательных с твёрдым согласным на конце основы (15 ч)
11.1Наблюдение за окончаниями прилагательных мужского и среднего рода с твёрдым согласным на конце основы при их склонении. 1 Уметь склонять имена прилагательные с твёрдым согласным на конце.
Знать алгоритм проверки безударных окончаний имён прилагательных.
Разбирать по составу имена прилагательные.
Определять начальную форму имени прилагательного.
Определять грамматические признаки имени прилагательного.
Находить слова, требующие уточнения значения.
Находить фразеологические обороты среди словосочетаний.
Составлять тексты на определённую тему.
Корректировать данный текст с учётом требований.
Составлять устные монологические высказывания.
11.2 Окончание родительного падежа (произношение и написание) 1 11.3 Связь имени
прилагательного с именем существительным. 1 11.4 Безударные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода. 1 11.5 Безударные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода. 1 11.6 Проверка безударных окончаний прилагательных при помощи вопроса косвенного падежа. 1 11.7 Наблюдение за падежными окончаниями прилагательных женского рода при их склонении. 1 11.8 Безударные окончания имён прилагательных женского рода. 1 11.9 Проверка безударных окончаний прилагательных при помощи вопроса косвенного падежа. 1 11.10 Связь имени прилагательного и имени существительного. 1 11.11 Сочинение по картине В.Г. Перова «Тройка». 1 11.12 Безударные окончания
имён прилагательных во множественном числе. 1 11.13 Проверка окончаний прилагательных при помощи вопроса косвенного падежа. 1 11.14 Связь имени прилагательного с именем существительным. 1 11.15 Контрольный диктант на тему: «Правописание безударных окончаний прилагательных с твёрдым согласным на конце основы». 1 Итого по теме: 15 Тема 12
Склонение прилагательных с мягким согласным на конце основы (13ч)
12.1 Окончания прилагательных с мягким согласным на конце основы. Наблюдение. 1 Уметь проверять безударные окончания имён прилагательных в мужском, среднем и женском роде.
Называть грамматические признаки имени прилагательного.
Уметь выполнять морфологический разбор имени прилагательного.
Знать способы словообразования.
Понимать значение суффиксов для образования новых слов, изменения значения слова.
Различать части речи в зависимости от смысла предложения.
Находить в тексте и объяснять образные выражения.
Устанавливать связь слов в словосочетании и предложении.
Применять ранее изученные правила орфографии и пунктуации для грамотного письма.
Владеть нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. 12.2 Окончание родительного падежа (наблюдение за произношением и написанием) 1 12.3 Окончания дательного, творительного и предложного падежей прилагательных. 1 12.4 Прилагательные, перешедшие в разряд существительных. 1 12.5 Безударные окончания имён прилагательных женского рода. 1 12.6 Винительный и творительный падежи прилагательных женского рода с мягким согласным на конце. 1 12.7 Таблица склонения прилагательных мужского, среднего, женского рода в единственном числе. 1 12.8 Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопроса косвенного падежа. 1 12.9 Способы образования имён прилагательных от основ имён существительных (при помощи суффиксов –ск-, -н-, -ист-). 1 12.10 Способы образования имён прилагательных от основ имён существительных (при помощи суффиксов –ск-, -н-, -ист-). 1 12.11 Самостоятельная работа на умение писать окончания имён прилагательных в единственном и множественном числе с твёрдым и мягким согласным на конце основы. 1 12.12 Проверка безударных окончаний прилагательных 1 12.13 Проверка безударных окончаний прилагательных 1 Итого по теме: 13 Тема 13
Правописание глаголов (9 ч) 13.1 Понятие о возвратных глаголах. Употребление суффиксов –ся, -сь. 1 Уяснить понятие «возвратный» глагол.
Знать формообразующие суффиксы.
Уметь разбирать глаголы по составу.
Знать и применять на письме правила, регулирующие правописание ь знака в глаголах.
Осознавать возможность образования новых форм слова с помощью формообразующих суффиксов.
Уметь писать текст под диктовку с соблюдением требований орфографии и пунктуации.
Применять разные способы проверки орфографических и пунктуационных трудностей. 13.2 Формообразующий суффикс ть. 1 13.3 Контрольное списывание. 1 13.4 Правописание ь в глаголах 2-го лица. 1 13.5 Правописание ь в глаголах 2-го лица. 1 13.6 Правило написания глаголов с –ться и тся. Применение правила на письме. 1 13.7 Правило написания глаголов с –ться и тся. Применение правила на письме. 1 13.8 Правописание ь в глаголах. 1 13.9 Годовой контрольный диктант. 1 Итого по теме: 9 Тема 14
Простое и сложное предложение (5 ч) 14.1 Простое предложение с однородными членами. 1 Знать строение простого, сложного предложения, предложений с осложнениями.
Выполнять синтаксический разбор предложения.
Составлять схемы к предложениям и составлять предложения по схемам.
Устранять речевые ошибки в тексте.
Правильно расставлять знаки препинания в сложном предложении.
Различать жанровые особенности текстов, особенности стилей. 14.2 Сложное предложение. Деление сложных предложений на простые. 1 14.3 Выделение основы сложного предложения. 1 14.4 Разбор предложения по членам предложения. Знаки препинания в сложных предложениях, в предложениях с однородными членами. 1 14.5 Жанры текста
(пословица, сказка-небылица, стихотворение). Стили текста. 1 Итого по теме: 5 Тема 15
Речь. Текст (15ч)
Речь. Текст 1 Знать строение простого, сложного предложения, предложений с осложнениями.
Выполнять синтаксический разбор предложения.
Составлять схемы к предложениям и составлять предложения по схемам.
Устранять речевые ошибки в тексте.
Правильно расставлять знаки препинания в сложном предложении.
Различать жанровые особенности текстов, особенности стилей. Текст. Определение темы текста и основной мысли 1 Текст. Смысловые связи между частями текста 1 Прямая речь. 1 Контрольное списывание 1 Работа над ошибками Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи 1 Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. 1 Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. 1 Проверочная работа по теме: «Прямая речь» 1 Работа над ошибками. 1 Проверочный тест по теме «Виды предложений» 1 Учебно–деловая речь. 1 Составление содержательного и стилистически точного продолжения к тексту (рассказ, сказка, описание, рассуждение) 1 Контрольный словарный диктант. Упражнения на группировку текстов по стилю ( диалог, монолог) 1 Фразеологизмы . Олицетворения в тексте. Образные сравнения 1 Текст. Определение темы текста и основной мысли 1 Текст. Смысловые связи между частями текста 1 Прямая речь. 1 Контрольное списывание 1 Работа над ошибками Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи 1 Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. 1 Итого по теме: 15 Тема 16
Повторение (29) Повторение. Правописание безударных окончаний имён существительных 1 Уметь проверять безударные окончания имён прилагательных и имен существительных.
Называть грамматические признаки частей речи.
Уметь выполнять морфологический разбор.
Знать способы словообразования.
Понимать значение суффиксов для образования новых слов, изменения значения слова.
Различать части речи в зависимости от смысла предложения.
Находить в тексте и объяснять образные выражения.
Устанавливать связь слов в словосочетании и предложении.
Применять ранее изученные правила орфографии и пунктуации для грамотного письма.
Владеть нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Повторение. Правописание безударных окончаний имён прилагательных 1 Итоговая контрольная работа 1 Работа над ошибками. Повторение. Правописание глаголов 1 Повторение. Правописание наречий 1 Комплексная контрольная работа 1 Повторение. Простое и сложное предложение 1 Работа над ошибками. Повторение по теме «Речь» 1 Олимпиада по русскому языку 1 Урок-игра «Знатоки русского языка» 1 Повторение фонетического разбора 1 Повторение разбора слов по составу 1 Повторение синтаксического разбора предложения 1 Повторение морфологического разбора частей речи 1 Годовой словарный диктант. 1 Мониторинг УУД 1 Мониторинг УУД 1 Годовой контрольный диктант. 1 Мониторинг УУД 1 Итоговый тест 1 Мониторинг УУД 1 Повторение пройденного1 Итоговый урок 1 Итого по теме: 29 Итого по темам: 175 VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/пНаименование объектов и средств материальнотехнического обеспечения Количество
Библиотечный фонд
1 А. В. Полякова. Русский язык. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. Просвещение. М- 2012.
А. В. Полякова. Русский язык. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. Просвещение. М- 2012.
11
2 Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов 11
3 Полякова А.В. Русский язык в начальной школе 4 класс: Методические рекомендации: Книга для учителя., М., Просвещение, 2012
1
Печатные пособия
1 Таблицы по русскому языку, 1
Технические средства обучения
1 Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок; 1
2 Телевизор 1
3 DVD плеер 1
4 Персональный компьютер 1
5 Принтер, сканер, копир 1
Экранно-звуковые пособия
1 Магнитофон. 1
2 Видеофильмы 3 Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку 4 Интернет-ресурсы:
Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
http:www.Nachalka.com.
http:www.viku.rdf.ru.
http:www.proshkolu.ru
http:www.rusedu.ru.
http://school-collection.edu.ru
http: www.center.fio.ru http://www.maro.newmail.ru
http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
http://www.int-edu.ni http://www.zankov.ru Оборудование кабинета
1 Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 1
2 Ученические двухместные столы с комплектом стульев 10
3 Стол учительский с тумбой 1
4 Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.; 6