Рабочая программа по русскому языку. ФГОС. 2 класс. Занков.


Пояснительная записка

Программа адресована обучающимся 2 класса.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» разработана на основе:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г, № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 N 15785).

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253 ( п.3) «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Авторская программа Н.В. Нечаевой «Русский язык», Программы начального общего образования (Система Л. В. Занкова) 2011г.
Учебный план образовательного учреждения на 2014 /20145учебный год
Программа адресована обучающимся 2- а, б классов МОУ СОШ № 129 Советского района г. Волгограда.

В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи. Курс отличает практическая направленность на пользование системой языка, что возможно при реализации системно-деятельностного и индивидуального подхода в обучении.
Реализация программы помогает достичь двух целей: социокультурной и когнитивно-познавательной.
Социокультурная цель предполагает формирование коммуникативной компетентности учащихся, развитие речи школьников во всех ее формах и функциях и навыков грамотной, безошибочной речи как показателя общей культуры человека.
Когнитивно-познавательная цель связана с формированием у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, с начальным познанием основ науки о языке и формированием на этой основе мышления школьников.
Цели, поставленные перед преподаванием русского языка, достигаются в ходе осознания учениками взаимосвязи между целью речи, ее содержанием и средствами (лексикой, грамматикой, звуками и буквами) в различных речевых ситуациях устного и письменного общения и приобретения необходимых навыков пользования языковыми средствами.
Задачи обучения:
- овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
- усвоение основ знаний из области: фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка),
морфемики (состав слова: корень);
- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие,
воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
- формирование орфографических знаний;
эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.

Информация о внесенных изменениях.
Логика изложения и содержание авторской программы по курсу «Изобразительное искусство» соответствует концептуальным положениям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г., и требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, поэтому в рабочую программу не внесено значительных изменений.

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
На изучение математики отводится 5 часов в неделю, всего 170 часов:
I четверть: 40 часов
II четверть: 40 часов
III четверть: 50 часов
IV четверть: 40 часов
Краткая общая характеристика учебного предмета
В программе приводятся три взаимосвязанных основных содержательных раздела: «Развитие речи», «Система языка» и «Орфография и пунктуация». Представление о языке и речи как объективно существующем целом создает реальные условия не только для достижения функциональной грамотности обучающихся, но и, что чрезвычайно важно, для духовно-нравственного развития и воспитания школьников, их личностного развития, формирования метапредметных и предметных действий.
Стержневая тема курса - лексическая, грамматическая сочетаемость слов и средства, которые осуществляют эту связь: порядок слов в предложении, формы слов, служебные слова, интонационные средства, местоимения, синонимия. Стержневая тема определяет тот круг связей между речью и языком и между разделами языка, без которых она не может быть раскрыта. В эту область входит базовый минимум знаний и умений, предусмотренный нормативными документами.
Интегрированный характер курса является одним из важных условий достижения планируемых в ФГОС НОО результатов обучения русскому языку:
сформировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
способствовать пониманию обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознанию значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
овладеть первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
овладеть учебными действиями с языковыми единицами, умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Формы организации образовательного процесса
В учебном процессе в системе используется технология развивающего обучения. Кроме технологий, заложенных внутри систем развивающего обучения, на уроках русского языка целесообразно применять технологии, формирующие ключевые компетенции школьников.
В зависимости от целей урока применяются:
игровая технология, благодаря которой учебная деятельность подчиняется правилам игры;
КСО позволяет ученикам овладеть общеучебными умениями и навыками – общением, участием в диалоге, работой с учебной и справочной литературой, ориентацией в учебном материале, его пониманием и применением, систематизацией;
здоровьесберегающие технологии, которые помогают формировать у учащихся здоровьесберегающую компетентность. Данная компетенция формируется через учет особенностей класса, создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу;
Для решения поисковых или исследовательских задач на уроках активно применяется парная и групповая формы работы

Система контрольных и проверочных работ

№ ур.
Вид работы
Тема

3,14,25,45,61,81,82,83,95,96,110,119,123,141,142,147,155,161
Развитие речи


4,13,29,39,52,66,76,86,91,104,113,133
Словарные диктанты


6
Диагностика старт.


73
Диагностика пром.


154
Итоговая диаг.


30
Проверочная работа
Проверка орф. Зорк.

102,13
Проверочная работа


42,97
Контрольное и проверочное списывание


57
Контрольный диктант
Правописание Ъ и Ь.


41,64,94,109,122,137,164

Тесты на изученные темы




Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия

У второклассника будут формироваться:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
понимание причин успехов в учебе;
оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
-этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
- представление о своей этнической принадлежности.
Второклассник получит возможность для формирования:
интереса к познанию русского языка;
ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
понимания чувств одноклассников, учителей;
представления о красоте природы России и родного края на основе материалов комплекта по русскому языку.

Регулятивные универсальные учебные действия

Второклассник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
принимать роль в учебном сотрудничестве;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Второклассник получит возможность научиться:
контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить не обходимые коррективы в исполнение в конце действия.


Познавательные универсальные учебные действия

Второклассник научится;
пользоваться знаками, символами, таблица ми, схемами, приведенными в учебной литературе;
строить сообщение в устной форме;
находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
воспринимать смысл предъявляемого текста;
анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной деятельности);
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи - самостоятельная часть речи - имя существительное - одушевленное/неодушевленное и т.д.);
проводить аналогии между изучаемым мате- риалом и собственным опытом.

Второклассник получит возможность научиться:
строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учеб ной задачей;
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).


Коммуникативные универсальные учебные действия

Второклассник научится:
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
формулировать собственное мнение и позицию;
- воспринимать другое мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
строить понятные для партнера высказывания;
задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Второклассник получит возможность научиться:
строить монологическое высказывание;
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать другое мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил сам ученик;
адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
осуществлять действия взаимоконтроля.

Предметные результаты
Развитие речи

Второклассник научится: - использовать средства устного общения (голос, темп речи, мимику, жесты, движения) в соответствии с конкретной ситуацией общения (с какой целью, с кем и где происходит общение); - анализировать чужую устную речь при прослушивании пластинок, магнитофонных записей, дисков, речи учителя и товарищей, при просмотре видеофильмов; - осознавать собственную устную речь: с какой целью, с кем и где происходит общение; - понимать особенности диалогической формы речи; - первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его; - первичному умению строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе; - определять тему текста, подбирать заглавие; находить части текста; - восстанавливать деформированные тексты.
Второклассник получит возможность научиться:
- распознавать тексты разных типов: описание и повествование; - находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы); - определять последовательность частей текста; - составлять тексты малых форм: письмо, в т.ч. смс-сообщения, электронное письмо, записка, объявление и пр.

Система языка. Фонетика, орфоэпия, графика

Второклассник научится: - определять качественную характеристику звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный; - применять знание фонетического материала при использовании правил правописания (различать гласные - согласные, гласные однозвучные и йотированные, согласные звонкие -глухие, шипящие, мягкие - твердые; слогоделение, ударение); - произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (см. «Словарь произношения» в учебнике); - использовать на письме разделительные ь и ъ; - использовать небуквенные графические средства: знак переноса, абзац; - списывать текст с доски и учебника, писать диктанты.
Второклассник получит возможность научиться: - осуществлять звуко-буквенный разбор простых по слоговому составу слов; - устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь и ъ; в словах с непроизносимыми согласными (на уровне ознакомления); использовать алфавит при работе со словарями, справочными материалами; - совершенствовать навык клавиатурного письма.

Лексика

Второклассник научится: - опознавать в предложении, в тексте однозначные и многозначные слова, слова, употребленные в прямом и переносном значении; - на практическом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность (без введения понятий).
Второклассник получит возможность научиться: - понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов); - понимать смысл омонимов (без введения понятия), фразеологизмов (наблюдения за использованием в тексте); - осознавать слово как единство значения, грамматических признаков и звуков/букв; - пользоваться словарями по указанию учителя; - пользоваться библиотечным каталогом под руководством учителя.

Состав слова (морфемика)

Второклассник научится: - подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова; - различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.
Второклассник получит возможность научиться: - различать словообразование и формоизменение; - выделять в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; - различать приставку и предлог.

Морфология

Второклассник научится:
различать лексическое и грамматическое значение слова;
находить грамматические группы слов (части речи): имя существительное, имя прилагательное, глагол;
определять у имени существительного значение, начальную форму, опознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные существительные, различать имена существительные мужского, женского и среднего рода в форме единственного и множественного числа;
опознавать у глаголов форму рода и числа (в форме прошедшего времени).
Второклассник получит возможность научиться:
устанавливать зависимость форм рода и числа прилагательных от форм имени существительного (в роде и числе);
находить грамматические группы слов (части речи): знаменательные (самостоятельные) слова (имя существительное, имя прилагательное, глагол) и служебные слова (предлог, союзы и, а, но);
узнавать местоимения (личные), числительные.


Синтаксис

Второклассник научится:
находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее, сказуемое;
различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних);
составлять предложения из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов;
восстанавливать деформированные предложения.
Второклассник получит возможность научиться:
опознавать предложения распространенные нераспространенные;
устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;
определять на практическом уровне роль форм значимых и служебных слов для связи слов в предложении.

Орфография и пунктуация

Второклассник научится:
находить орфограммы в указанных учителем словах;
использовать орфографический словарь (см. в учебнике) как средство самоконтроля;
применять правила правописания:
написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. удвоенные буквы согласных(перечень слов в учебнике);
знаки препинания (.?!) в конце предложения;
безошибочно списывать текст;
писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания
Второклассник получит возможность научиться:
- применять правила правописания:
разделительные ь и ъ;
непроизносимые согласные в корне (ознакомление);
ь в именах после шипящих в конце имен существительных (рожь - нож, ночь - мяч);
применять разные способы проверки право писания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
использовать орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.





Программа реализуется по следующим учебным пособиям:


Н.В.Нечаева «Методические рекомендации к курсу «Русский язык» 2 класс». Издательство «Учебная литература» Издательский дом Федоров 2013г.
В.И.Правило «Словарная работа на уроках русского языка». Издательство «Учебная литература» Издательский дом Федоров 2007 г.
Т.В.Игнатьева, Л.Е.Тарасова «Русский язык. Все правила. Справочник.» Издательство «Экзамен», Москва 2011г.
С.Г.Яковлева «контрольные и проверочные работы 1-е полугодие, 2-е полугодие».«Учебная литература» Издательский дом Федоров 2012г.
Н.В.Нечаева, «Русский язык» 2 класс «Учебная литература» Издательский дом Федоров, 2013г

содержание программы (170 часов)

учебно-тематический план
Содержание программного материала
Количество часов

1. Что нужно для общения
17ч

2. Речь начинается со звуков и букв
13ч

3. Правописание удвоенных согласных в корне слов


4. Что такое родственные слова и формы слов
1) Корень. Окончание
2) Приставка. Суффикс
3) Разделительные ь и ъ
4) Правописание проверяемых безударных гласных в корне слов
5) Правописание парных согласных в корне слов
34ч
8ч 8ч 7ч 6ч 5ч

5. Какие бывают в грамматике группы слов
1) Части речи
2) Имя существительное
3) Имя прилагательное
4) Глагол
5) Правописание непроизносимых согласных в корне слов
33ч
1 ч 9ч 7ч 9ч 7ч

6. Как образуются предложения
1) Главные члены предложения
2) Служебная часть речи - предлог
21 ч

13ч

7. Каждому слову свое место
1 ) Сочетания слов по смыслу
2) Многозначные слова
3) Синонимы. Антонимы
16ч
7ч 3ч 6ч

8. Как строится текст


9. Законы языка в практике речи
16ч

Резерв


ИТОГО
170ч




Блок 1. Развитие речи
Устная речь (слушание, говорение)
Сохраняются все направления работы, обозначенные в программе 1 класса. Продолжается уяснение взаимосвязи между содержанием и формой высказывания.
Осознание значения средств устной речи для выражения мысли. Анализ чужой устной речи: прослушивание пластинок, магнитофонных записей, речи учителя и товарищей, про-
смотр видеофильмов. Осознание собственной устной речи: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, высказывание, слушание. Ситуационные различия в произношении и интонировании высказывания, в использовании мимики, жестов; культура разговора по телефону; поведение в общественных местах, в транспорте.
Практическое овладение устным монологическим высказыванием по определенной теме. Словесный отчет о выполненной работе.
Письменная речь (чтение, письмо)
Ознакомление с типами текста: описание, повествование, рассуждение. Практическое ознакомление с текстами разговорного и книжного стиля (научного, делового, художественного). Определение темы текста, подбор заглавия. Последовательность предложений в тексте. Средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы). Главное в тексте. Части текста: вступление, основная часть, заключение. Последовательность частей текста. Представление о плане текста.
Составление текстов малых форм: письмо (в т.ч. ст-сообщения, электронные письма), записка, объявление и пр. (в течение 2-4 классов).
Первый опыт собственных сочинений (репродуктивных и творческих). Представление работы одноклассникам. Выражение собственного мнения с его обоснованием. Редактирование сочинений.
Восстановление деформированных текстов (по сравнению с 1 классом увеличивается количество предложений или их распространенность).
Оформление диалога.
Осуществление проекта «Лучшее время года».

Фонетика и орфоэпия
Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания (различение гласных - согласных, гласных однозвучных и йотированных, согласных звонких - глухих, шипящих, мягких - твердых; слогоделение, ударение).
Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий -глухой, парный - непарный. Звуко-буквенный разбор слова (алгоритм см. в учебнике).
Ударение, произношение звуков и их сочетаний в соответствии с нормами современного русского литературного языка (см. «Словарь произношения» в учебнике).

Графика
Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ъ и ь; в словах с непроизносимыми согласными (на уровне ознакомления).
Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац.
Знание алфавита. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками.
Овладение первичным навыком клавиатурного письма.
Лексика
Наблюдение внутреннего единства слова, его значения, грамматических признаков и звуков (букв).
Расширение представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, об этимологии, омонимах (без введения понятия), антонимах, синонимах, фразеологизмах (наблюдения за использованием в тексте), расширение словаря учащихся.
Работа со словарями, учебной и справочной литературой. Закладывается умение пользоваться библиотечным каталогом.

Состав слова (морфемика)
Практическое ознакомление со словообразованием и словоизменением. Подбор родственных (однокоренных) слов. Представление о значимых частях слова (корень, окончание, приставка, суффикс). Представление о роли частей слова в образовании разных слов и разных форм одного и того же слова.
Различение предлога и приставки.
Морфология
Части речи. Имя существительное: значение и употребление в речи. Умение определять начальную форму; опознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные существительные. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам.
Имя прилагательное: значение и употребление в речи; зависимость форм рода и числа прилагательных от форм имени существительного.
Глагол: значение и употребление в речи. Наблюдение изменения глаголов по родам и числам (в форме прошедшего времени).
Практическое ознакомление с ролью в речи личных местоимений, числительных и служебных слов.
Синтаксис
Различение предложений по цели высказывания. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего, сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения (без дифференциации последних). Предложения распространенные, нераспространенные.
Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Установление на практическом уровне роли служебных слов и форм самостоятельных слов для связи слов в предложении.
Расширение наблюдений над смысловой зависимостью содержания высказывания от использованных языковых средств: форм слов, служебных слов, интонационных средств, порядка слов.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов. Восстановление деформированных предложений.
Блок 3. Орфография и пунктуация
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор одно-коренных слов, использование орфографического словаря. Орфографическое чтение (про-говаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря (в т.ч. справочника в учебнике).
Применение правил правописания:
написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные в корне (ознакомление);
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. удвоенные буквы согласных (перечень слов в учебнике);
разделительные ъ и ь;
знаки препинания (.?!) в конце предложения;
ь после шипящих в конце имен существительных (рожь-нож, ночь-мяч) (ознакомление).
Слова с непроверяемым написанием
Август, автомобиль, автобус, апрель, арбуз, береза, воробей, ворона, восток, город, двенадцать, девочка, дежурный, декабрь, деревня, дорога, ещё, жужжание, завтра, завтрак, заяц, извините, капуста, картофель, класс, комар, коньки, корзина, корова, лестница, магазин, мальчик, машина, медведь, молоко, морковь, Москва, мороз, народ, ноябрь, обед, огород, огурец, одежда, один, октябрь, осина, ошибка, пальто, петух, помидор, праздник, прекрасный, природа, решать, ребенок, ребята, работа, родина, Россия, русский, сентябрь, скоро, снегирь, собака, сорока, столица, учитель, ученик, ученица, февраль, человек, чувство, яблоко, язык, январь.



















Календарно-тематическое планирование

№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Характеристика деятельности обучающихся
Дата





план
факт

Что нужно для общения (17 часов)

1.
Компоненты речевой ситуации (зачем? с кем? где?). Адекватное использование средств устного общения. Звуки речи. Упр. 1–3. РТ 1, № 2
1
Освоение знаков, символов, таблиц, схем, справочного материала, приведенных в данном разделе учебника и РТ. Анализ речевых ситуаций; сравнение разных приветствий по их соответствию речевой ситуации.
Выбор средств устного общения в соответствии с местом, адресатом и историческим временем. Запись слов-приветствий, нахождение орфограмм.
Установление соответствия: речевая ситуация – пословица. Фонетический анализ записанной пословицы, дифференциация звуков: гласные–согласные.
Контролирование правильности записи предложений и слов под диктовку и при списывании, внесение исправлений в случае необходимости (постоянно). Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Классифицировать звуки по заданному основанию.
02.09


2.
Слова вежливого обращения. Звуки речи. Однокоренные слова. Корень. Выборочный диктант. РТ 1, № 1, 3–5
1
Адекватное использование средств устной речи при выразительном чтении, при общении.
Анализ средств грамотной письменной речи.
Различение слов, обозначающих предметы.
Подбор рифмы на основе звукового анализа слов, узнавание родственных слов, выделение корня.
Анализ и группировка слов в ходе игры на выбывание: по количеству слогов, по принадлежности к словам-предметам и словам – признакам предметов, живое–неживое.
Фонетический анализ слов и слогов. Группировать слова по первому (последнему) звуку, по наличию близких звуков. Определять наличие изученных орфограмм в словах. Объяснять написания слов.
03.09


3-4
Слова вежливого обращения. Звуки речи.
Средства устной и письменной речи. Звуки речи. Оформление предложений. Словарный диктант.
Упр. 4–11. РТ 1, № 6–9
2
Адекватное использование средств устной речи при выразительном чтении, при общении.
Анализ средств грамотной письменной речи.
Различение слов, обозначающих предметы.
Подбор рифмы на основе звукового анализа слов, узнавание родственных слов, выделение корня.
Анализ и группировка слов в ходе игры на выбывание: по количеству слогов, по принадлежности к словам-предметам и словам – признакам предметов, живое–
неживое.
Фонетический анализ слов и слогов. Определять наличие изученных орфограмм в словах. Обосновывать написание слов с непроверяемыми орфограммами с помощью различных опор при запоминании слов.
04.09
05.09


5.
Признаки предложения. Употребление
большой буквы в словах. Звуки в словах.
Упр. 12, 13. РТ 1, № 10,
1
Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации: восклицательные предложения.
Соотнесение звука и соответствующей ему буквы. Характеристика звуков речи, звукобуквенный разбор, использование плана звукобуквенного разбора.
Наблюдение чередований согласных в корне; нахождение орфограмм (опасных мест).
Анализ предложений с прямой речью.
Наблюдение над оформлением предложений с прямой речью на письме.
Ориентировка в справочном материале учебника
06.09


6.
Стартовая диагностика. Анализ диктанта. Оформление предложения
1
Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки.
09.09


7.
Повторение фонетических знаний.
Правописание гласных после шипящих.
Границы предложения, его оформление. Выборочный диктант.
Упр. 14, 15. РТ 1, № 12, 13
1
Деление слов на слоги, звуковой анализ слов. Упражнение в написании гласных после шипящих.
Смысловая связь предложений в тексте, слов в предложении. Сопоставление набора слов и текста, пунктирование текста.
Оформление предложений (первое слово пишется с большой буквы, в конце ставятся знаки (. ? !). Раздельное написание слов.
Орфографический анализ слов.
Анализ текста в рубрике «Напоминание» о различении слов по роду.
Применение правил при списывании и записи под диктовку. Группировать слова по месту орфограммы. Доказывать написание слов, используя орфографический словарь.
10.09


8.
Входной контрольный диктант.

1
Контролировать правильность записи теста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать собственную
11.09


9.
Непроверяемая и проверяемая безударная гласная в корне слова. Звуки речи.
Решение орфографических задач.
Упр. 16, 17. РТ 1, № 14, 16 (1, 2, 3)
1
Различение набора букв и слова; нахождение орфограмм.
Различение предмета и слова, его называющего.
Тематическая группа слов (овощи). Упражнение в запоминании написания слов с непроверяемой орфограммой. Подбор слова по смыслу. Узнавание родственных слов, выделение корня. Анализ слов на плашке: проверка безударной гласной Е буквой Ё. Расширение активного словаря.
12.09


10.
Сильные и слабые позиции гласных в корне
слова. Орфограмма. Решение орфографических задач. Предупредительный диктант.
Упр. 18–20. РТ 1, № 15
1
Ознакомление с лексическим и грамматическим значением слова. Определение грамматических признаков: род, число.
Упражнение в узнавании и подборе родственных слов. Упражнение в решении орфографических задач. В совместной работе обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников. Доказывать написание слов.
13.09


11.
Лексическое и грамматическое значения слов. Лексическая и грамматическая
сочетаемость слов. Родственные слова. Корень. Упр. 21–24
1
Различение лексического и грамматического значения слова. Установление лексической и грамматической сочетаемости слов (подбор слова). Узнавание родственных слов, нахождение корня. Фонетический анализ.
Наблюдение над использованием многозначных слов. Различение слов по грамматическим признакам: по роду, по отношению к живому и неживому, по числу.
Классификация слов. Маркировка сильной и слабой позиции гласного в корне. Расширение активного словаря
16.09


12.
Слова, называющие предметы одушевленные и неодушевленные,
Собственные и нарицательные. Омонимия. Восстановительный диктант.
Упр. 25, 26. РТ 1, № 17, 18
1
Различение омонимичных форм имен собственных и нарицательных. Различение одушевленных и неодушевленных названий предметов, имен собственных и
нарицательных. Маркировка орфограмм. Соотносить слово и набор его грамматических характеристик, выбирать из ряда имён существительных слово с заданными характеристиками. Анализировать текст с точки зрения наличия в нём слов с определённой орфограммой.
17.09


13.
Чтение таблицы, ее смысл. Грамматические признаки. Имена
собственные и нарицательные,
одушевленные и неодушевленные.
Выбор большой буквы. Словарный диктант.
Упр. 27. РТ 1, № 19, 20
1
Упражнение в умении «читать» таблицу. Расшифровка сокращенных понятий. Сравнение слов по грамматическим признакам. Сравнение имен собственных и нарицательных, одушевленных и неодушевленных. Выбор большой и маленькой буквы. Соотносить слово и набор его грамматических характеристик, выбирать из ряда имён существительных слово с заданными характеристиками.
18.09


14.
Описание предмета. Общее и особенное
в описании. Словарные слова.
Грамматические признаки слов,
фонетические характеристики.
Упр. 28–30. РТ 1, № 21
1
Описание предмета. Анализ общего и особенного в описании (признаки, относящиеся ко многим предметам, и признак,
относящийся только к данному предмету). Отгадывание предмета по его описанию. Работа со словарными словами. Отгадывание слова по его грамматическим признакам и характеристике фонетического состава. Загадывание слова по грамматическим или звуковым особенностям. Работа в паре. Соотносить слово и набор его грамматических характеристик, выбирать из ряда глаголов слово с заданными характеристиками.
19.09


15.
Средства устной и письменной речи.
Пословицы и их смысл. Фонетический анализ слов. Зрительный диктант.
Упр. 31, 32. РТ 1, № 22
1
Накопление опыта уместного использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога
и диалога. Понимание смысла пословиц. Фонетический анализ слов. Осознание правил культуры поведения
в школе, в других общественных местах. Различать звуки: гласные/согласные, согласные твердые/мягкие, звонкие/глухие. Моделировать звуковой состав слова.
20.09


16.
Фонетический и грамматический
анализ слов. Словарные слова. Подготовка к обобщающему занятию Предупредительный диктант.
Упр. 33, 34. РТ 1, № 23, 24.

1
Упражнение в выборе средств устной и письменной речи.
Фонетический анализ слов. Работа со словарными словами: буква непроверяемого гласного в корне, систематизация слов по алфавиту, 24.09маркировка орфограмм. Сравнение слов по грамматическим признакам в «Игре на выбывание»: одушевленные – неодушевленное, единственное – множественное число, мужской – женский род. Различать звуки: гласные/согласные, согласные твердые/мягкие, звонкие/глухие. Характеризовать особенности звуков. Моделировать звуковой состав слова.
23.09


17.
Промежуточное обобщение:
что надо уметь, чтобы грамотно
пользоваться устной и письменной речью и понимать ее. Упр. 35
1
Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.
24.09


Речь начинается со звуков и букв (13 часов)

18. (1)
Дифференциация звуков. Звукобуквенный и фонетический
анализ слов. Орфоэпические нормы.
Орфографические нормы.
Различение художественного и
научного текстов. Объяснительный диктант. Упр. 36–38. РТ 1, № 26
1
Выделение звука в слове, его характеристика. Упражнение в соотнесении звука и буквы. Анализ орфоэпических норм (без введения понятия). Объяснение орфоэпических ошибок. Сравнение орфоэпии и орфографии. Обоснование принадлежности текста к художественному. Дифференциация звуков: гласные–согласные, мягкие–твердые согласные,
звонкие–глухие согласные, шипящие. Преобразование слов. Различение лексического и грамматического значения слов. Моделировать звуковой состав слова. Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие модели.
25.09


19. (2)
Характеристика звуков. Смыслоразличительная функция звуков. Звукобуквенный и орфографический анализ.
Инсценирование. Упр. 39, 40. РТ 1, № 27, 28
1
Формирование опыта этикетной речи в ходе совместной деятельности. Группировка звуков и букв. Преобразование
слов. Наблюдение смысла местоимения. Орфографический анализ слов. Соотнесение звука и буквы. Наблюдение смыслоразличительной роли звуков. Звукобуквенный разбор. Инсценирование. Соотносить слово и набор его грамматических характеристик. Анализировать грамматические признаки заданного имени существительного.
26.09


20. (3)
Сильная и слабая позиция согласного звука. Парный согласный в корне слова, его правописание.
Орфоэпические нормы. Орфографические нормы.
Упр. 41–43. РТ 1, № 27
1
Звуковой анализ слов (нахождение рифмы), самостоятельный подбор слов с заданной рифмой. Преобразование звукового состава слов. Дифференциация: мягкие–твердые согласные, звонкие–глухие согласные, шипящие, обозначение звука буквой. Упражнение в различении сильной и слабой позиции для согласных звуков. Наблюдение над орфограммой «Парный согласный в корне слова». Различение слов, обозначающих предметы и их грамматические признаки: род, число. Моделировать звуковой состав слова. Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.
27.09


21. (4)
Дифференциация согласных звуков, обозначение звуков буквами. Правила
вежливости, инсценировка. Зрительный диктант.
Упр. 44, 45. РТ 1, № 28, 29
1
Ознакомление с правилами вежливого общения по телефону. Участие в инсценировке, выбор средств устного общения
в соответствии с речевой ситуацией. Расширение активного словаря. Дифференциация звонких–глухих согласных, мягких и твердых согласных, шипящих; согласные парные–непарные.
Обозначение звуков речи буквами. Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие модели.
30.09


22. (5)
Твердые–мягкие согласные.
Звукобуквенный разбор. Орфоэпические правила. Словарные слова. Предложение. УНТ: считалка. Словарный диктант. Упр. 46–48.РТ 1, № 31
1
Работа со считалкой. Дифференциация: мягкие–твердые согласные. Обсуждение рациональных методов выполнения задания. Работа с научным текстом («Говори правильно»): произношение некоторых иноязычных слов. Учебное исследование: обозначение звуков буквами. Работа со словарными словами: буквы мягких согласных, алфавитный порядок, составление предложения по заданным признакам. В совместной работе обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников.
01.10


23. (6)
Непарные согласные по твердости и мягкости. Самостоятельные и служебные части речи. Звукобуквенный разбор. Решение орфографических задач.
УНТ: докучная сказка. Выборочный диктант. Упр. 49–51. РТ 1, № 30
1
Работа с докучной сказкой, ее особенностями. Звукобуквенный анализ слов с непарными твердыми согласными. Упражнение в различении самостоятельных и служебных частей речи.
Формирование умения писать слова с сочетаниями жи_ши, ча_ща, чу_щу. Упражнение в различении орфоэпической
и орфографической нормы. Использование средств устной и письменной речи в составлении предложения. Упражнение в соотнесении звука и буквы
02.10


24. (7)
Текст. Типы текста: описание и повествование. Чтение лингвистического
текста. Фонетическая работа. Списывание. Упр. 52–54. РТ 1, № 32
1
Сравнительный анализ текстов – описания и повествования. Выделение структуры текста. Ознакомление с типами
текста: описанием и повествованием. Упражнение в соотнесении звука и буквы. Анализ слов со звуком [й’].
Восстановление стихотворения. Расширение активного словаря
03.10


25. (8)
Звукобуквенный анализ. Словарные
слова. Алфавит. Составление текста. Восстановительный диктант.
Упр. 55. РТ 1, № 33, 34.

1
Отгадывание названия животного по описанию и по характеристике звукового состава. Упражнение в звукобуквенном анализе слова. Работа со словарными словами и справочником правописания. Парные, непарные твердые и мягкие согласные. Деление слов для переноса. Составление текста по картинке по данному началу с использованием словарных слов. Определение типа текста. Накопление опыта общения. Накопление опыта уместного использования средств
устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога. Моделировать звуковой состав слова. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.
04.10


26. (9)
Звук [й’]. Разделительные Ь и Ъ.
Звукобуквенный анализ. Алфавит.
Перенос. Упр. 56–59
1
Выразительное чтение стихотворения. Звукобуквенный разбор слов (звук [й’], разделительные Ь и Ъ). Анализ слов на плашке.
Запись слов по алфавиту, деление слов для переноса
07.10


27. (10)
Ь, его роль. Звукобуквенный
анализ. Роль пословиц в речи.
Имена собственные. Употребление
большой буквы. Эмоционально
окрашенные слова, их роль в речи.
Правила общения. Текст. Восстановление деформированного
текста. Заголовок текста.
Предложения по цели высказывания
и интонации. Упр. 60–63. РТ 1, № 35
1
Анализ эмоционально окрашенных слов. Наблюдение роли Ь в словах. Узнавание имен собственных, запись их по алфавиту. Употребление большой буквы. Участие в инсценировке с употреблением вежливого обращения. Анализ содержания пословиц. Анализ ситуаций учебного общения в классе. Накопление опыта общения. Орфографический анализ слов.
Работа над признаками текста. Восстановление текста из данных предложений. Придумывание заголовка. Расширение
активного словаря. Упражнение в анализе предложения.
Звукобуквенный анализ слов со звуком [й’]
08.10


28. (11)
Роли Ь и Ъ. Фонетический и звукобуквенный анализ. Лексическое
значение слов. Признаки частей
речи. Лексическая и грамматическая
сочетаемость слов. Само и взаимопроверка. Упр. 64–66. РТ 1, № 36
1
Различение названий месяцев по сезонам. Дифференциация: проверяемые и непроверяемые орфограммы. Анализ случаев написания Ь (показатель мягкости согласного, разделительная функция). Самопроверка по справочнику правописания. Определение рода у слов, обозначающих предмет. Звукобуквенный анализ слов с/без Ь. Различение грамматических групп слов по значению (предмет, признак предмета, действие предмета). Анализ однокоренных слов на плашке: корень, фонетический смысл Ь и Ъ. Анализ содержания упражнения в целях самостоятельного формулирования задания (изменение форм глаголов по образ_
цу, написание Ь). Взаимопроверка. Анализ юмористического стихотворения. Звукобуквенный анализ. Составление
словосочетаний по вопросу. Лексическая работа (подбор эпитетов). Самооценка
09.10


29 (12)
Соотношение звуков и букв, их обозначающих. Работа с пословицами.
Самостоятельные и служебные
группы слов. Роли Ь, показатели
мягкости согласных; парные согласные по звонкости–глухости. Словарный диктант. Упр. 67–69. РТ 1, № 37
1
Учебное исследование слов из справочника правописания с точки зрения их фонетического анализа. Взаимопроверка. Учебное исследование фонетических возможностей букв алфавита. Анализ содержания пословиц. Дифференциация грамматических групп слов: служебных и самостоятельных.
Определение роли Ь; нахождение и маркировка показателей мягкости согласных. Орфографический анализ слов труд, перетрут. Расширение опыта работы в паре и группе.
10.10


30 (13)
Проверочная работа. Проверка орфографической зоркости.
1
Применять полученные записи при списывании и записи под диктовку.
11.10


Правописание удвоенных согласных (5 часов)

31. (1)
Введение орфограммы «Удвоенные
согласные в корне слова». Словарные
слова. Лексическое значение слова.
Омонимы. Решение орфографических
задач. Сравнение количества звуков
и букв. Предупредительный диктант.
Упр. 70–72. РТ 1, № 38
1
Анализ языкового материала в целях формирования понятия об орфограмме «Удвоенные согласные в корне слова». Упражнение в написании слов с этой орфограммой.
Лексическая работа (смысл слов), сравнение слов-омонимов. Чтение и анализ правила написания удвоенных согласных в корне. Звукобуквенный анализ слов. Сравнение набора букв и слова. Работа со справочником слов с удвоенными согласными. Составление своего словаря слов с удвоенными согласными. Расширение активного словаря
14.10


32. (2)
Слова с орфограммой «Удвоенные согласные в корне слова». Правила переноса слов с удвоенными согласными. Звукобуквенный анализ.
Алфавит. Объяснительный диктант.
Упр. 73, 74. РТ 1, № 40, 42
1
Нахождение и маркировка орфограммы «Удвоенные согласные в корне слова». Анализ правила переноса слов с удвоенными согласными. Упражнение в написании и переносе таких слов. Запись слов в алфавитном порядке. Дополнение словаря слов с удвоенными согласными. Лексическая работа (смысл слова).
Звукобуквенный анализ
15.10


33. (3)
Правописание слов с удвоенными
согласными. Имя собственное.
Решение орфографических задач. Лексическое значение слова. Выборочный диктант. Анализ диктанта. Упр. 75–77.
РТ 1, № 39
1
Упражнение в написании и переносе слов с орфограммой «Удвоенные согласные в корне слова». Угадывание слов по их толкованию. Маркировка орфограмм. Самоконтроль.
Составление своего словаря слов с удвоенными согласными
16.10


34.
(4)
Правописание слов с удвоенными
согласными. Имя собственное.
Решение орфографических задач. Лексическое значение слова. Текст, тип текста. Анализ пословиц. Прямое
и переносное значение слова. Словарный диктант. Упр. 78–80, 82. РТ 1, № 41
1
Загадывание слов с удвоенными согласными по их лексическому значению. Взаимопроверка. Написание имен собственных, разделение их для переноса. Анализ текста. Рассказ о маме, о семье. Анализ слов на плашке. Объяснение смысла пословиц. Определение слов с переносным значением. Переносное значение слов, написание большой буквы. Составление своего словаря слов с удвоенными согласными. Расширение активного словаря. Самостоятельный поиск информации на заданную тему (дома)
17.10


35
(5)
Правописание слов с удвоенными
согласными. Фонетический
и орфографический анализ слов. Анализ диктанта. Смысловое и грамматическое
согласование слов. Представление
найденной информации. Упр. 80–82.
РТ 1, № 43, 44
1
Упражнение в написании и переносе слов с орфограммой «Удвоенные согласные в корне слова». Упражнение в составлении высказывания на заданную тему. Фонетический и орфографический анализ слов.
18.10


Что такое родственные слова и формы слов (34 часа)

Корень. Окончание (8 часов)

36.
(1)
Различение родственных слов и форм слов. Корень. Сравнение родственных слов по смыслу.
1
Определять отличие родственных слов от форм слов. Группировать найденные в тексте родственные слова, выделять корень.
21.10


37.
(2)
Корень. Родственные слова. Формы слов. Слова с омонимичными корнями. Различение предложений по интонации. Зрительный диктант.
1
Определять различение родственных слов и форм слов. Группировать найденные в тексте родственные слова, выделять корень.
22.10


38.
(3)
Чередование согласных в корне родственных слов. Слова с омонимичными корнями: Объяснительный диктант.
1
Анализировать случаи чередования согласных в корне родственных слов. Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения корня слова.
23.10


39.
(4)
Роль окончания в слове. Различение родственных слов и форм слов. Словарный диктант.
1
Характеризовать роль окончания в слове. Сравнивать модели состава слова: находить сходства и различия.
24.10


40.
(5)
Предлог. Безударные гласные в корне. Восстановление деформированных предложений. Орфографическая работа
Восстановительный диктант
1
Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания.



41.
(6)
Правила общения. Родственные слова. Тест.
1
Объяснять правила общения.



42.
(7)
Контрольное списывание.
1
Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки.



43.
(8)
Работа над ошибками. Словарный диктант.
1
Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки.



Приставка. Суффикс (8 часов)

44.
(1)


Роль приставок и суффиксов в образовании слов. Орфограммы корня.
1
Характеризовать роль приставок и суффиксов в образовании слов. Сравнивать модели состава слова: находить сходства и различия.



45.
(2)
Восстановление деформированного текста. Словарные слова. Списывание.
1
Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений.



46.
(3)
Ознакомление со значимыми частями слова. Родственные слова. Выборочный диктант.
1
Группировать найденные в тексте родственные слова, выделять корень.



47.
(4)
Словообразовательная роль суффикса. Словарные слова.
1
Характеризовать роль суффиксов в образовании слов.



48.
(5)
Родственные слова. Образование слов с помощью суффиксов и приставок. Выделение орфограмм в разных частях слова.
1
Группировать найденные в тексте родственные слова, выделять корень. Прогнозировать наличие определённых орфограмм.



49.
(6)
Выделение частей слова. Образование родственных слов, сравнение их смысла. Восстановительный диктант.
1
Обосновывать выделение частей слова. Характеризовать образование родственных слов, сравнение их смысла.



50.
(7)
Обобщение знаний о частях слова. Образование родственных слов, сравнение их смысла. Зрительный диктант.
1
Находить основание для классификации слов по частям речи. Характеризовать роль приставок и суффиксов в образовании слов.



51.
(8)
Наблюдение за образованием удвоенных согласных на стыке приставки и корня, корня и сусрфикса.
1
Наблюдать за образованием удвоенных согласных на стыке приставки и корня, корня и суффикса.



Разделительные Ь и Ъ знаки (7 часов)21.11

52.
(1)
Наблюдение случаев написания Ь и Ъ. Роль приставок в образовании слов. Словарный диктант.
1
Объяснять функцию и правила правописания букв Ъ и Ь.



53.
(2)
Наблюдение за позицией написания Ь и Ъ. Правила правописания разделительных Ь и Ъ.
1
Объяснять функцию и правила правописания букв Ъ и Ь.



54.
(3)
Правила правописания разделительных Ь и Ъ. Функция Ь. Орфографическая работа. Слова-указатели. Объяснительный диктант.
1
Соблюдать правила правописания разделительных Ь и Ъ.



55.
(4)
Правописание слов с разделительными Ь и Ъ. Родственные слова. Словообразование. Слова, обозначающие действие предметов. Служебная часть речи -предлог.
1
Соблюдать правила правописания разделительных Ь и Ъ. Анализировать грамматические признаки заданных глаголов. Объяснять функцию предлога.



56.
(5)
Правописание слов с разделительными Ь и Ъ. Словарные слова. Звуко-буквенный анализ. Образование слов при помощи суффиксов. Значение суффиксов. Предупредительный диктант.
1
Объяснять функцию и правила написания букв ЪиЬ. Характеризовать роль суффиксов в образовании слов.
Сравнивать модели звукового состава слова: находить сходства и различия.



57.
(6)
Диктант «Правописание Ь и Ъ».
1
Применять изученные правила при записи под диктовку. Соблюдать правила правописания разделительных Ь и Ъ.



58.
(7)
Работа над ошибками. Словарный диктант.
1
Оценивать собственную работу. Корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки.



Проверяемые безударные гласные в корне (6 часов)

59.
(1)
Родственные слова. Формы слова. Слабая и сильная позиция гласных. Орфограммы гласных. Правила общения.
1
Определять слабую и сильную позиции гласных. Характеризовать особенности родственных слов.



60.
(2)
Фонетическая работа. Определение порядка действий при проверке букв безударных гласных в корне. Зрительный диктант
1
Определять порядок действий при проверке букв безударных гласных в корне.



61.
(3)
Подбор проверочных слов. Состав слова. Приставка. Составление рассказа-описания. Выборочный диктант.
1
Подбирать проверочные слова, определять состав слова, характеризовать роль и функцию приставки. Составлять рассказ-описание.



62.
(4)
Схема проверки орфограммы «Буквы проверяемых безударных гласных в корне». Подбор проверочных слов. Однокоренные слова и форма слова. Восстановительный диктант.
1
Пользоваться схемой проверки орфограммы. Подбирать проверочные слова. Разбирать слова по составу. Характеризовать слова, обозначающие признак предмета.



63.
(5)
Фонетическая работа. Слабые и сильные позиции гласных. Две орфограммы - одна буква. Однокоренные слова. Формы одного слова. Объяснительный диктант.
1
Определять слабую и сильную позиции гласных. Классифицировать предложения по интонации. Характеризовать роль и функцию окончания.



64.
(6)
Две орфограммы- одна буква. Написание слов с безударными гласными в корне. Тест.
1
Прогнозировать наличие определённых орфограмм: письмо с пропуском определённых орфограмм.



Правописание парных согласных в корне слов (5 часов)

65.
(1)
Слабая и сильная позиция согласных. Парные и непарные согласные по глухости- звонкости. Родственные слова. Формы числа. Составление предложения.
1
Определять слабую и сильную позиции согласных. Оценивать правильность предложенной характеристики звука. Распространять и сокращать предложения в соответствии с изменением модели.



66.
(2)
Определение сильной позиции для парных согласных. Словарный диктант.
1
Определять слабую и сильную позиции согласных. Оценивать правильность предложенной характеристики звука.



67.
(3)
Правописание парных согласных в корне. Слабые позиции гласных и согласных. Правила общения.
1
Определять слабую и сильную позиции согласных. Соблюдать правила общения.



68.
(4)
Исследование орфограмм корня. Форма единственного и множественного числа. Прямое и переносное значение. Зрительный диктант.
1
Проводить исследование орфограмм корня. Соотносить формы единственного и множественного числа. Характеризовать прямое и переносное значение слов.



69.
(5)
Родственные слова. Форма слов. Орфограммы корня. Определение частей слова. Слова, обозначающие одушевленные, неодушевленные предметы.
1
Определять части слов. Анализировать слова, обозначающие одушевленные, неодушевленные предметы. Объяснять написания слов.



Какие бывают в грамматике группы слов (33 часа)

Части речи (1 час)

70.
Смысл слов и их грамматическое значение. Самостоятельные и служебные части речи. Грамматические группы. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Определение частей речи.
1
Находить основание для классификации слов по частям речи. Объяснять значение слов с опорой на контекст. Расширять активный и пассивный словарь учащихся при обобщении, при работе с информацией.



Имя существительное (9 часов).

71.
Определение частей речи. Наблюдение грамматических признаков имени существительного в словосочетаниях и предложениях. Форма рода. Роль суффиксов.
1
Определять части речи. Характеризовать грамматические признаки имени существительного в словосочетаниях и предложениях. Характеризовать формы рода.




72.
Парные согласные в корне слова. Формы числа и рода. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
1
Определять парные согласные в корне слова. Дифференцировать одушевленные и неодушевленные имена существительные.



73.
Промежуточная диагностика.
Тест.
1
Применять изученные правила при выполнении работы.



74.
Орфографическая работа. Определение того, к какой части речи принадлежат родственные слова.
1
Анализировать грамматические признаки заданных слов. Анализировать деформированный текст.



75.
Орфография корня. Орфографическая работа. Формы рода, числа имен существительных. Лексическая работа. Определение частей речи.
1
Определять формы рода, числа имен существительных, части речи. Объяснять значение слов с опорой на контекст.



76.
Начальная форма имени существительного. Грамматический разбор имени существительного. Словарный диктант.
1
Определять начальную форму имени существительного. Осуществлять грамматический разбор имени существительного.



77.
Ь после шипящего в конце имени существительного. Функции Ь. Орфографическая работа. Грамматический разбор.
1
Соблюдать правило написания Ь после шипящего в конце имени существительного.



78.
Начальная форма имени существительного. Грамматические признаки ' слов. Имя существительное (закрепление). Объяснительный диктант.
1
Соотносить слово и набор его грамматических характеристик, выбирать из ряда имён существительных слово с заданными характеристиками.



79.
Объявление. Компоненты объявления. Сравнение текста объявления и текста записки.
1
Определять наличие заданного звука в слове.



Имя прилагательное (7 часов)

80.
Имя прилагательное. Окончание и грамматические формы. Согласование прилагательного с существительным.
1
Соотносить слово и набор его грамматических характеристик, выбирать из ряда имён прилагательных слово с заданными характеристиками. Подбивать максимальное количество имён прилагательных к заданному имени существительному.



81.
Имя прилагательное. Грамматические признаки. Составление текста о зиме. Стили текста. Орфографическая работа. Зрительный диктант.
1
Анализировать грамматические признаки заданного имени прилагательного. Составлять текст о зиме. Характеризовать стили текста.



82.
Составление загадок. Описание предмета. Редактирование текста. Словарные слова. Звуко-буквенный разбор. Орфографическая работа.
1
Составлять собственные загадки, делать описание предмета. Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки.



83.
Редактирование текста. Однокоренные слова. Текст-описание. Орфографическая работа. Имя прилагательное. Грамматические признаки.
1
Редактировать текст. Подбирать однокоренные слова. Составлять текст-описание. Характеризовать грамматические признаки имени прилагательного.



84.
Суффикс, его роль в образовании слов. Имена числительные. Орфографическая работа. Восстановительный диктант.
1
Характеризовать грамматические признаки имени числительного. Выделять суффикс, определять его роль в образовании слов.



85.
Выделение имен числительных в речи. Правописание имен числительных. Части речи (закрепление изученного).
1
Выделять имена числительные в речи. Объяснять правописание имен числительных. Обобщать знания о частях речи.



86.
Имена числительные. Однокоренные слова. Формы слов. Приставка. Функция Ь. Словарный диктант.
1
Характеризовать имена числительные. Подбирать однокоренные слова. Объяснять функцию буквы Ь.



Глагол (9 часов)

87.
Глагол. Орфографическая работа. Правила общения.
1
Характеризовать глаголы. Доказывать написание слов, используя орфографический словарь. Выполнять правила общения.



88.
Роль глагола в речи. Родственные слова. Выборочный диктант.
1
Наблюдать за ролью глагола в речи. Подбирать родственные слова.



89.
Местоимение. Приставка. Повторение изученных орфограмм.
1
Выделять приставку. Повторять изученные орфограммы.



90.
Глагол. Форма числа. Начальная форма имени существительного. Объяснительный диктант.
1
Соотносить слово и набор его грамматических характеристик.



91.
Местоимение. Корень. Словарный диктант.
1
Анализировать грамматические признаки заданного имени существительного.



92.
Глагол. Характеристика предложений по цели высказывания.
1
Соотносить слово и набор его грамматических характеристик.



93.
Правила общения. Орфографическая работа. Предупредительный диктант.
1
Выбирать из ряда глаголов слово с заданными характеристиками.



94.
Определение частей речи. Грамматические признаки. Тест.
1
Определять части речи, их грамматические признаки.



95.
Восстановление деформированных предложений. Разбор слов по составу.
1
Анализировать деформированный текст. Разбирать слова по составу.



Правописание непроизносимых согласных (7 часов)

96.
Непроизносимые согласные в корне. Продолжение рассказа по его началу. Зрительный диктант.
1
Анализировать текст с точки зрения наличия в нём слов с непроизносимыми согласными в корне. Продолжить рассказ по его началу.



97.
Сравнение произнесения сочетаний согласных. Списывание.
1
Узнавание слов с произносимыми и непроизносимыми согласными. Определение способа действий при подборе проверочных слов.



98.
Имя прилагательное. Непроизносимые согласные в корне.
1
Узнавание слов с произносимыми и непроизносимыми согласными.



99.
Слова с удвоенными согласными. Роль Ь. Звуко-буквенный анализ. Непроизносимые согласные. Способ их проверки.
1
Объяснять функцию буквы Ь. Узнавание слов с произносимыми и непроизносимыми согласными.



100.
Удвоенные сб-гласные. Лексическое и грамматическое значение слов. Обобщение материала об изученных орфограммах. Объяснительный диктант.
1
Объяснять значение слов с опорой на контекст. Расширять активный и пассивный словарь учащихся при обобщении, при работе с информацией.



101.
Поздравление. Компоненты поздравления: обращение, слова прощания. Составление поздравления.
1
Характеризовать компоненты поздравления: обращение, слова прощания. Составлять поздравления.



102.
Проверочная работа «Понимание лексической сочетаемости слов».
1
Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результаты выполнения заданий.



Как образуются предложения (21 час)

Главные члены предложения (8 часов)

103.
Предмет речи. Подлежащее. Сказуемое. Главные члены предложения.
1
Находить самостоятельно грамматическую основу и словосочетания.



104.
Грамматическая основа. Словарный диктант.
1
Находить самостоятельно грамматическую основу и словосочетания.



105.
Второстепенные члены предложения.
1
Распространять предложения по опорным вопросам.Проводить сравнение. Выполнять учебные действия в устной и письменной речи.



106.
Подлежащее. Сказуемое. Распространенные и нераспространенные предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Орфографическая работа. Зрительный диктант.
1
Исследовать грамматические связи между подлежащим и сказуемым. Сравнивать собственные предложения с заданной моделью.
Пользоваться знаками, символами.



107.
Установление связи между главными и второстепенными членами предложения. Различение предложений по цели и интонации.
1
Исследовать грамматические связи между подлежащим и сказуемым. Сравнивать собственные предложения с заданной моделью.



108.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Лексическая работа (омонимы). Определение частей речи. Окончание. Правописание безударных гласных в корне.
1
Моделировать предложения, распространять и сокращать предложения в соответствии с изменением модели. Различать на уровне представления и практической деятельности синонимы, антонимы, омонимы.



109.
Грамматическая основа. Определение частей речи. Служебное слово (предлог) и часть слова (приставка). Местоимение. Тест.
1
Исследовать грамматические связи между подлежащим и сказуемым. Различать на уровне представления и практической деятельности синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.



110.
Распространенные и нераспространенные предложения. Лексическая работа(омонимы). Поздравительная открытка. Орфографическая работа. Восстановительный диктант.
1
Моделировать предложения, распространять и сокращать предложения в соответствии с изменением модели. Составлять поздравительную открытку.
Осуществлять пошаговый контроль.



Служебная часть речи - предлог (13 часов)

111.
Основа предложений. Связь слов в предложении. Форма слов. Окончание. Служебная часть речи- предлог. Объяснительный диктант.
1
Наблюдать за формообразующей сущностью предлога и, как следствие, ее функцией служить для связи слов в предложении.



112.
Роль предлога. С какой частью речи используются предлоги. Правописание слов с предлогами и приставками.
1
Наблюдать за формообразующей сущностью предлога и, как следствие, ее функцией служить для связи слов в предложении.



113.
Предлог. Роль предлога в предложении. Формы слова. Окончание. Словарный диктант.
1
Характеризовать роль предлога в предложении.



114.
Главные члены предложения. Связь слов в предложении. Числительные. Выборочный диктант.
1
Определять части речи, их грамматические признаки.



115.
Предлог. Приставка. Словосочетания. Орфографическая работа. Лексическая работа.
1
Наблюдать за формообразующей сущностью предлога.
.'



116
Различие приставки и предлога. Основа предложений. Предупредительный диктант.
1
Наблюдать за формообразующей сущностью предлога.



117.
Связь между главными и второстепенными членами предложения.
1
Исследовать грамматические связи между подлежащим и сказуемым.



118.
Грамматические признаки слов. Различие приставки и предлога. Восстановление деформированного текста. Основа предложений. Грамматические формы.
1
Характеризовать грамматические признаки слов. Наблюдать за различием приставки и предлога.



119.
Составление рас- сказа о том, как играли дети. Работа с изученными орфограмма- ми. Лексическая работа. Различение предложений по интонации.
1
Составлять рассказ о том, как играли дети. Работать с изученными орфограммами. Различение предложений по интонации.



120.
Восстановление деформированных предложений. Монолог. Диалог. Реплики. Словарный диктант.
1
Анализировать деформированные предложения. Сравнивать и характеризовать монолог, диалог, реплики.



121.
Диалог. Реплики. Адекватное использование средств устного общения. Звуко- буквенный анализ. Орфографическая работа. Зрительный диктант.
1
Сравнивать и характеризовать диалог, реплики. Адекватно использовать средства устного общения.



122.
Главные члены предложения. Правописание предлогов. Однокоренные слова. Части речи. Тест.
1
Контролировать правильность предложений, корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки. Соотносить слово и набор его грамматических характеристик.



123.
Составление рассказа о своей любимой кукле. Восстановление диалога. Адекватное использование средств устного общения.
1
Составлять рассказ о своей любимой кукле. Восстанавливать диалог. Адекватно использовать средства устного общения.



Каждому слову свое место (16 часов)

Сочетание слов по смыслу (7 часов)

124.
Лексическая сочетаемость слов. Родственные слова, их значение.
1
Анализировать родственные слова, их значение.



125.
Ознакомление со словами- омонимами. Работа с небылицами. Словарный диктант.
1
Характеризовать лексическую сочетаемость слов.



126.
Лексическое значение слов. Работа с небылицей. Различение предложений по цели. Звуко-буквенный анализ слов.
1
Различение слов с точки зрения их лексического значения. Моделировать звуковой состав слова.



127.
Связь грамматической и лексической сочетаемости слов. Составление предложений. Нахождение частей слова. Работа с изученными орфограммами. Восстановительный диктант.
1
Характеризовать связь грамматической и лексической сочетаемости слов. Составлять предложения. Находить части слова.



128.
Редактирование предложений. Лексическое значение слов. Повторение изученных орфограмм.
1
Редактировать предложения. Определять лексическое значение слов. Повторять изученные орфограммы.



129.
Звуко-буквенный анализ слов. Правила вежливости. Предупредительный диктант.
1
Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие модели.



130.
Проверочная работа «Составле ние предложений из данных слов».
1
Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.



Многозначные слова (3 часа)

131.
Многозначные слова. Прямое и переносное значение. Диалог. Главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Орфографическая работа.
1
Характеризовать многозначные слова. Определять прямое и переносное значение. Находить главные члены предложения.



132.
Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Родственные слова. Орфографическая работа.
1
Определять прямое и переносное значение слов. Толковать многозначность слов. Контролировать правильность написания:- письмо со знаками во- проса на месте сомнения.



133.
Словарный диктант. Многозначные слова. Переносные значения. Орфографическая работа.
1
Определять прямое и переносное значение слов. Толковать многозначность слов.



Синонимы. Антонимы (6 часов)

134.
Синонимы - слова, близкие по смыслу. Определение слов синонимов. Родственные слова. Определение частей речи.
1
Различать на уровне представления и практической деятельности - синонимы, антонимы, омонимы. Подбирать родственные слова.



135.
Сравнение. Прямое и переносное значение. Синонимы. Работа со словарными словами.
1
Различать на уровне представления и практической деятельности синонимы, антонимы, омонимы. Работать со словарными словами.



136.
Синонимы. Значение суффиксов. Слова, противоположные по смыслу - антонимы. Определение слов-антонимов.
1
Различать на уровне представления и практической деятельности - синонимы, антонимы, омонимы. Определять антонимы.



137.
Различение синонимов и антонимов. Клички животных. Работа с изученными орфограммами. Тест.
1
Различать на уровне представления и практической деятельности синонимы, антонимы, омонимы. Объяснять случаи употребления заглавной буквы.



138.
Антонимы. Синонимы. Сравнение. Восстановление деформированного текста. Зрительный диктант.
1
Различать на уровне представления и практической деятельности синонимы, антонимы, омонимы. Восстанавливать деформированный текст.



139.
Фразеологизмы. Смысл фразеологизмов. Звуко-буквенный анализ. Орфографическая работа. Словарный диктант.
1
Различать на уровне представления и практической деятельности синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Моделировать звуковой состав слова.



Как строится текст (9 часов)

140.
Признаки текста: целостность, связность, законченность. Части текста: вступление, основная часть, заключение. Редактирование текста. Орфографическая работа.
1
Называть признаки текста: целостность, связность, законченность. Характеризовать части текста: вступление, основная часть, заключение.



141.
Текст. Составление текста о весеннем лесе. Редактирование текста. Переносное значение.
1
Составлять текст о весеннем лесе. Редактировать текст. Объяснять переносное значение.



142.
Продолжение рассказа по его началу. Орфографическая работа. Звукобуквенный анализ. Категория рода.
1
Продолжить рассказ по его началу. Выполнить звукобуквенный анализ слов. Определить категорию рода данных слов.



143.
Диалог. Монолог. Работа с изученными орфограммами. Фонетическая работа. Выборочный диктант.
1
Характеризовать диалог, монолог. Работать с изученными орфограммами.



144.
Фразеологизмы. Антонимы. Одно- коренные слова. Суффикс. Определение частей речи.
1
Различать на уровне представления и практической деятельности синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Определять части речи.



145.
Литературная викторина. Однокоренные слова. Имена собственные.
1
Подбирать однокоренные слова. Характеризовать имена собственные. Выполнить литературную викторину.



146.
Текст. Части текста. Местоимение. Глагол. Непунктированный текст. Составление плана текста. Работа с изученными орфограммами. Главные члены предложения.
1
Выделять предложения в непунктированном тексте. Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений.



147.
Составление плана текста. Составление текста о зайцах или кроликах. Формы слов. Окончание. Орфографическая работа. Предупредительный диктант.
1
Составлять план текста. Составлять текст о зайцах или кроликах. Образовывать формы слов.



148.
Проверочная работа «Восстановление деформированного текста».
1
Воспроизводить текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно.



Законы языка в практике речи (16 часов)

149.
Речь - характеристика человека. Как мы говорим. Диалог. Реплики. Повторение изученных орфограмм.
1
Анализировать речь как характеристику человека. Наблюдать за тем, как мы говорим. Характеризовать диалог, реплики.



150.
Средства письменной и устной речи. Выбор средств устной речи в соответствии с речевой ситуацией. Диалог. Слова вежливого обращения.
1
Характеризовать средства письменной и уст ной речи. Выбирать - средства устной речи в соответствии с речевой ситуацией.



151.
Ознакомление с функциями речи. Повторение изученных орфограмм. Словарный диктант.
1
Познакомиться с функциями речи. Повторить изученные орфограммы.



152.
Средства устного общения. Смыслоразличительная роль звуков речи. Работа со словарными словами. Звукобуквенный и грамматический анализ слов.
1
Выбирать средства устной речи в соответствии с речевой ситуацией. Характеризовать смыслоразличительную роль звуков речи.



153.
Роль (функция) стихотворного текста. Фонетический анализ. Работа с орфограммами корня. Грамматический анализ слов. Редактирование. Дифференциация орфограмм. Предупредительный диктант.
1
Характеризовать роль(функцию) стихотворного текста. Выполнять звукобуквенный и грамматический анализ слов. Дифференцировать орфограммы.



154.
Итоговая стандартизированная диагностика
(комплексная контрольная работа).
1
Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.



155.
Исследование текста, его редактирование. Работа с изученными орфограммами. Обобщение знаний о слове.
1
Проводить исследование текста, его редактирование. Работать с изученными орфограммами. Обобщать знания о слове.



156.
Функции речи в разных речевых ситуациях. Слогоделение. Од покоренные слова и формы слов. Зрительный диктант.
1
Характеризовать функции речи в разных речевых ситуациях. Соблюдать правила слогоделения.



157.
Смыслоразличительная роль звуков. Лексическое и грамматическое значение слов. Списывание.
1
Выбирать средства устной речи в соответствии с речевой ситуацией. Характеризовать смыслоразличительную роль звуков речи.



158.
Составление текста по его началу. Различение средств устной и письменной речи. Словообразование.
1
Характеризовать различие средств устной и письменной речи. Составить свой текст.



159.
Анализ речевой ситуации. Лексическое и грамматическое значение слов. Повторение изученных орфограмм.
1
Анализировать речевые ситуации. Определять лексическое и грамматическое значение слов. Повторять изученные орфограммы.



160.
Грамматический анализ слов. Сравнение предложений по смыслу. Анализ речевой ситуации. Вы- деление частей слова. Смыслоразличительная роль звуков.
1
Проводить грамматический анализ слов. Сравнивать предложения по смыслу. Характеризовать смыслоразличительную роль звуков речи.



161.
Речь - характеристика литературного героя. Многозначность слов. Повторение изученных орфограмм. Восстановление пропущенной части текста.
1
Анализировать речь как характеристику литературного героя. Объяснять многозначность слов.



162.
Анализ предложений по цели и интонации. Переносный смысл слов. Звукобуквенный анализ слов. Анализ разных видов объявлений, их компоненты. Написание объявлений.
1
Анализировать предложения по цели и интонации. Объяснять переносный смысл слов. Выполнять звукобуквенный и грамматический анализ слов.



163.
Звукобуквенный анализ слов. Повторение изученных орфограмм. Родственные слова. Словарный диктант.
1
Выполнять звуко-буквенный и грамматический анализ слов. Повторить изученные орфограммы. Характеризовать родственные слова.



164.
Корень. Антонимы. Вывод о значении системы языка для речи. Тест.
1
Различать на уровне представления и практической деятельности синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.



165-170.
Резервные уроки.
1




Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература
Нечаева Н.В. Русский язык. Учебник для 2 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.
2.Яковлева С.Г. Тетради по русскому языку для 2 кл.: В 4 частях / Под ред. Н.В. Нечаевой. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литерату ра», 2013.
3. Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык. 2 класс». - Са мара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.
4. Словари, упомянутые в программе, а также энциклопедии, справочники, художест венные альбомы, необходимые для проведения проектно-исследовательских работ, преду смотренных курсом русского языка (по возможности)
Т.В.Игнатьева, Л.Е.Тарасова «Русский язык. Все правила. Справочник.» Издательство «Экзамен», Москва 2011г.
С.Г.Яковлева «Контрольные и проверочные работы 1-е полугодие, полугодие».«Учебная литература» Издательский дом Федоров 2012г.






Специфическое оборудование
Алфавит.
Таблицы к основным разделам грамматического материала (в соответствии с
программой).
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
Наборы ролевых игр (по темам инсценировок).
Настольные развивающие игры.
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
Слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).
Электронно-программное обеспечение (при возможности):
- компьютер;
- презентационное оборудование;
- аудиоцентр/магнитофон;
- мультимедийный проектор (по возможности);
- экспозиционный экран (по возможности);
- выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся - на уровне ознакомления);
- целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках;
цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР: www.school_collection.edu.ru ).
Оборудование класса:
- ученические двухместные столы с комплектом стульев; стол учительский с тумбой; шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.; настенные доски
для вывешивания иллюстративного материала; подставки для книг, держатели
для схем и таблиц.






























13 PAGE 143215

13 PAGE 143315

13 PAGE 14915



Заголовок 115