Родительское собрание Как говорят наши дети



Родительское собрание «Мы и наша речь»

Родительское собрание проводиться в форме "семейной гостиной". Беседа строится на основе предварительно проведённого анкетирования детей с целью выяснения их отношения к нецензурной брани. Перед родителями ставится проблема присутствия в речи школьников жаргона и нецензурных слов.
Цель: ознакомление с требованиями к речи школьников и проблемами в её развитии.
Задачи: поставить перед родителями проблему существования в речи школьников жаргона и нецензурной речи, ознакомить с речевыми ошибками, встречающимися у детей и проанализировать их причины, убедить родителей помочь детям избавиться от жаргона и нецензурной речи на личном примере.

«С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека- это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом».
В. Даль.

Речь - это показатель ума. Сенека.

Слово — это камень: коли метнет его рука, то уж потом назад не воротишь.
Мигель Сервантес.

Каков человек, такова и его речь.
Сократ.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Константин Бальмонт
Язык, великолепный наш язык.Речное и степное в нем раздолье,В нем клекоты орла и волчий рык,Напев, и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,Взлет жаворонка к солнцу - выше, выше.Березовая роща. Свет сквозной.Небесный дождь, просыпанный по крыше.
Журчание подземного ключа.Весенний луч, играющий по дверце.В нем Та, что приняла не взмах меча,А семь мечей в провидящее сердце. (Показ Богородицы)


- Кто это Та?
Икона Божьей Матери «Семистрельная»




Перед этим образом Божией Матери молятся об умиротворении враждующих.


Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанаф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». Но…

Словом можно убить, словом можно спасти.
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить.
Слово можно в разящий свинец перелить.
В словах злой и доброй силы много,
Да, с ними обходитесь строго.

Поговорим о словесном мусоре, которым часто изобилует наша речь, речь окружающих нас людей.
Нам надо учиться замечать сор прежде всего в своей речи, избегать употребления слов грубых, матерных, слов-паразитов. Вы спросите: «А чем опасны такие слова? Почему мы не можем их употреблять? Что они означают?»
— Слово «сволочь» означает мусор, который собирает, сволакивают в кучу и выбрасывают за порог жилища. Это слово — пожелание, чтобы человек был лишен своего дома.
— Слово «мерзавец» означает мерзлый, холодный, безжизненный. Получается, что, произнося это слово, ты желаешь человеку скорой смерти.
— Слово «стерва» означает падаль, гниющее мясо. Это пожелание болезни.
— Слово «негодяй» прочно вошло в человеческий лексикон, а означает оно негодный, непригодный, испорченный. Это пожелание стать неудачником, чтобы ты не добился в жизни ничего.
— «Дурак» означает бурный, неспокойный.
— «Подлец» значит низкий, ползающий, находящийся под ногами. Хотел бы ты себе такого в жизни? Но ведь ты чуть ли не каждый день желаешь ее другим!
— Есть страшная болезнь – парша. От нее выпадают волосы на голове и появляются струпья на теле. Паршивую овцу нельзя вылечить, мясо ее противно есть, ее выгоняют из стада. Теперь понятно, что означает слово «паршивый» или «паршивец»? Вот самые, на наш взгляд, безобидные слова! А сколько зла и боли они несут.
Но, пожалуй, самым страшным вирусом современности стала матерная брань. Так же, как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда еще можно остановиться, не сказать, не произнести (аналогично: не выпить, не закурить), — безусловно, порок. Потом, постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. В медицине известен синдром Туретта, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить.
В скверном слове таится огромная разрушительная сила.
Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!

Э. Асадов «О скверном и святом» 1970
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное - Мать!
Так почему ж большое слово это, .
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено?
Тот пращур был и тёмный, и дурной
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли, подхватили
И понесли сквозь годы и века...
Пусть иногда кому-то хочется
Хлестнуть врага слонами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки причём?
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово «мат» идёт от слова «мать»,
Сквернейшее - от самого святого!
Не уж то вправду за любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уж не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Ну как позволить, чтобы за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей:
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!


Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться.
Наше условие – долой сквернословие!
Мат уродует ребят.
Мат, ребята, не забава, а словесная отрава.
Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, перестань материться.
Сколько будешь материться – столько будешь и лечиться.
В школе мы найдем управу на словесную отраву.

Бранные слова нужны лишь тем,
Кто лексиконом наделён грошовым,
И в жизни многих избежишь проблем
Ты, заменяя брань культурным словом.


Есть такое выражение: «Заговори, и я тебя увижу» О чём это? Послушайте маленький рассказ М.Горького «Красавица»:

«Жаркий летний день На палубе парохода стоят люди. Все смотря в сторону одной женщины. Чем же она обратила на себя внимание?.Женщина очень красива. Люди в очаровании наблюдают за её движениями. Один юноша, поражённый её красотой, шепнул своему соседу: «Заговори с нею!Мне хочется видеть, что даст речь! Это, наверное, будет музыка, роскошная музыка. Тогда она, эта женщина, будет вдвойне красива»
Но женщина заговорила сама: «Вот как жарко сёдни! Взопрела я» И всё очарование сразу исчезло. Красота пропала»

Я полюбил её с первого взгляда,
Я разлюбил её с первого слова.
А.Экзюпери.

Выражение лица в зеркале видится, души же – в беседах проявляется.
Демокрит.


Чем же обогатился наш язык последние десятилетия? И обогатился ли?
- Послушай те разговор приятелей.
Ученики:
- Привет, чувак! Bay! Твоя тачка?
- Моя!
- Классный тюнинг у твоей тачки!
- А то! Фарэва!
- Как насчет бодибилдинга и фитнеса? А может, дайвинг?
- Нет, я сейчас «в запарке», строю коттедж, с бизнес-планом надо определиться, с сайдингом...
- О-кей! А как насчет шопинга в уикэнд?
- Прикольно! Замётано!
Учитель: Да, новых слов много, но какие это слова! Мы сейчас слышали!


Моя речь — это мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль — это контроль изнутри. Посмотрите на себя со стороны, как вы смотритесь, когда говорите?

Стихотворение Э. Асадова «Воспитать человека»
Сколько написано в мире статей
И сколько прочитано лекций умных
О том как воспитывать нам детей,
Пытливых и добрых, смешных и шумных.

Советы несутся со всех сторон:
Пишут ученые, и писатели,
И методисты, и воспитатели.
Иные из кожи аж лезут вон.

Пишут о строгости и о такте,
Что благо, а что для учебы враг.
Твердят, что воспитывать надо так-то,
А вот по-иному нельзя никак!

Тысячи мнений простых и сложных,
Как разные курсы для корабля
О том, что любить надо осторожно
И мудрости вдалбливать детям должно
С первых шагов, ну почти с нуля.

Все верно, беда, коли мало знаний.
И все-таки в этом ли только зло?
А что как успехов при воспитании,
Простите крамолу мою заранее,
Добиться не так уж и тяжело?!

Нет, беды не сами собой являются,
Хотите вы этого, не хотите ли,
И дети с пороками не рождаются,
А плюсов и минусов набираются
Все чаще от мудрых своих родителей.


Все ждут, чтоб горели глаза ребят
Незамутненно, светло и ясно.
И детям с утра до темна твердят,
Что надо быть честным, что ложь ужасна.


Но много ли веры внушеньям этим?
Ведь если родители сами лгут,
На службе и дома, и там, и тут,
Лгут просто, как будто воду пьют,
Откуда же взяться правдивым детям?!


А совесть? Всегда ли она слышна?
Ведь если мы, словно играя в прятки,
Ловчим иль порою хватаем взятки,
Да всем нашим фразам лишь грош цена!

И кто будет верить словам о том,
Что вреден табак и спиртное тоже,
Коль взрослые тонут в дыму сплошном
И кто-то нарежется так вином,
Что только у стенки стоять и может!

А что до красот языка родного,
То все хрестоматии - ерунда,
Коль чадо от папочки дорогого
Порой понаслышится вдруг такого,
Что гаснут аж лампочки от стыда!

Как быть? Да внушать можно то и се,
А средство, по-моему, всем по росту,
Тут все очень сложно и очень просто:
Будьте хорошими. Вот и все!
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
В наших руках возможность формировать личность:
любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;
готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Заключение.
Слово – одежда ваших мыслей. Пусть же ваши слова будут всегда красивыми и ясными, а мысли – добрыми и разумными.
Глядя на детей, помните…о зеркале: мы отражаемся в детях.
Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.