Конспект занятия по теме «Спортивное ориентирование, как вид спорта».


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ» Г. БРЯНСКА
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:
«Спортивное ориентирование, как вид спорта».


РАЗРАБОТАЛА: педагог
дополнительного образования
Стасишина Н.В.
г. Брянск - 2015 год.
Конспект занятия по теме
«Спортивное ориентирование, как вид спорта».
Цель занятия: Дать представление о спортивном ориентировании, как виде спорта.
Задачи занятия:
- ознакомить занимающихся с понятием спортивное ориентирование, его видами;
- привлечь кружковцев к систематическим занятиям спортом;
- развивать навыки коллективной работы и совместного поиска решений;
- продолжить способствовать развитию логического мышления, памяти и
внимания учащихся;

Оборудование: 1. плакаты с видами по спортивному ориентированию.
2. макеты контрольных пунктов.
3. разновидность отметок.
4. карточка участника.
Тип занятий: Изучение нового материала.
Литература: 1. ВяткинЛ.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. «Туризм и спортивное
ориентирование» - М., 2001 г.
2. Иванов Е.И., «Судейство соревнований по спортивному ориентированию»
-М., ФиС, 1978 г.
3. Огородников Б.Н. «Туризм и спортивное ориентирование в комплексе ГТО»
- М., ФиС, 1983 г.
4. Пронтишева Л.П. «Истоки мастерства», 1990 г.
5. Тыкул В.И. «Спортивное ориентирование» (методические разработки занятий и программы 1 и 2 года обучения в кружках) – М., «Просвещение», 1990 г.
6. «Организация и проведение соревнований школьников по спортивному
ориентированию» - М., 1985 г.
7. «Правила соревнований» - «Азимут» №5, 2001 г.
8. «Спортивное ориентирование для детей и молодежи» - М., 1990 г.
План занятия
Подготовительная часть. (3)
Объяснение новой темы: (30)
- изложение новой информации;
- практическая работа с дидактическим материалом. 4. Закрепление изученного материала. (8)
5. Подведение итогов занятия. (2)
6. Организационный момент. (2)


Ход занятия.
Содержание занятия ОМУ
1. Подготовительная часть:
Учащиеся занимают места за партами, готовят письменные принадлежности
Педагог объявляет тему, цели и задачи занятия, объясняет требования и план занятия, проводит проверку эмоционального состояния, предлагая изобразить рожицу на карточках.
Обратить внимание
на готовность кзанятию, форму
одежды занимающихся.
Рисуют своё настроение на начало урока.
2. Объяснение новой темы:
Изложение новой информации:
Сегодня на занятии мы рассмотрим новую тему:
«Спортивное ориентирование, как вид спорта».
Но, прежде чем мы начнем, я вам расскажу немного сведений из истории возникновения спортивного ориентирования.
Ориентирование, как вид спорта, возник в конце прошлого начале нынешнего века в Скандинавии. Первые соревнования состоялись 20 июня 1897 года под Бергином (Норвегия). В последующие годы инициативу в развитии нового вида спорта перехватили Швеция и Финляндия.
Первая в мире национальная Федерация – Союз ориентировочного спорта была организована в Швеции в 1936 году. В остальных Скандинавских странах, а также в Швейцарии, бег с картой и компасом получил признания в 30-х годах нынешнего столетия.
В 1946 году Скандинавские страны основали Международный скандинавский союз по спортивному ориентированию, который со времени своего создания стал проводить чемпионаты северных стран как личное первенство. В1956 году в таком чемпионате участвовало 1400 человек.
В 1961 году была создана Международная Федерация ориентирования (ИОФ), в которую вошли 10 стран: Болгария, Венгрия, Скандинавия, Дания, Норвегия, ФРГ, Финляндия, Чехословакия, Швеция и Швейцария. Начиная с 1962 года, международная федерация стала проводить с интервалом в 2 года чемпионаты Европы, а с 1966 года, когда в Федерацию вступили Европейские страны, с тем же интервалом и чемпионаты мира.
Первые соревнования у нас прошли под Псковом в 1976 году. В апреле 1979 года при спорткомитете СССР была образована Всесоюзная Федерация спортивного ориентирования.
В 1987 году спортсмены мира отметили 90-летие со дня проведения первых соревнований по спортивному ориентированию.
Что же представляет собой спортивное ориентирование?
Ориентировщики, пользуясь компасом и спортивной картой, соревнуются в скоростном передвижении по пересеченной местности, отыскивая контрольные пункты (КП), правильно прокладывая к ним дорогу через чащобу и овраги, разбираясь в сети дорожек и тропинок, применяя хитроумную тактику и многочисленные технические приемы.
Лесной спорт имеет огромное оздоровительное значение. Спортсмен на дистанции пробегает в среднем 10-12 километров по лесу, а не в душном зале. Бег по пересеченной местности укрепляет мышцы и сухожилия ног, благотворно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную систему. Но не только силу, ловкость, тренированную волю, здоровье, получают в качестве приза любители ориентирования. Тему записать на доске.
Занимающиеся записывают себе в тетрадь новую тему.
Занимающиеся записывают себе в тетрадь основные даты возникновения
ориентирования.
Мозг спортсмена привыкает работать в условиях большого переизбытка информации и вместе с тем дефицита времени на принятие решения.
Ориентирование удачно сочетает в себе физические и умственные нагрузки на фоне «+» эмоций, а также требует от спортсмена быстрой и точной оценки сложившейся ситуации и принятия безошибочного решения в выборе варианта движения, поиска КП. Умение сориентироваться в незнакомой местности, определить свое местонахождение и в повседневной жизни имеет немаловажное значение. У ориентировщиков есть девиз: «Бегать не быстрее, чем думает голова».
Бег с компасом и картой отмечается гармоничным сочетанием физической нагрузки и умственной работы, азарта и благородства, доступности и простоты в организации соревнований.
Заниматься спортивным ориентированием можно в любом возрасте, в любое время года.
Ну, и все же – Что же такое спортивное ориентирование?
Спортивное ориентирование – это вид спорта, в котором участники самостоятельно, при помощи спортивной карты и компаса, должны пройти заданное число контрольных пунктов (КП), расположенных на местности. Результаты участников определяются по времени прохождения дистанции.
Соревнования могут различаться:
По способу передвижения:
- бегом;
- на лыжах;
- на велосипедах;
- пешком и на колясках.
2. По времени проведения соревнований:
- дневные (в светлое время суток);
- ночные (в темное время суток).
3. По взаимодействию спортсменов:
- индивидуальные (каждый имеет индивидуальное время старта);
- эстафетные (члены команды проходят этапы последовательно);
- групповые (спортсмены имеют общее время старта).
4. По характеру зачета результатов:
- личные (результаты засчитываются отдельно каждому участнику);
- лично-командные (результаты засчитываются каждому участнику и командам);
- командные (результаты участников засчитываются командам).
5. По способу определения результата соревнований:
- однократные;
- многократные;
- квалификационные.
6. По длине дистанций:
- спринт; - суперспринт;
- короткая дистанция;
- средняя дистанция;
- классическая укороченная дистанция;
- классическая дистанция;
- классическая удлиненная дистанция;
- длинная дистанция;
- сверхдлинная дистанция;
- марафонская дистанция. Занимающиеся записывают себе в тетрадь формулировку спортивного ориентирования. Соревнования по ориентированию на местности подразделяются на следующие виды:
- ориентирование в заданном направлении;
- ориентирование на маркированной трассе;
- ориентирование по выбору.
По всем видам соревнований могут проводиться эстафеты.
Прежде чем приступить к характеристике видов спортивного ориентирования, необходимо познакомиться с некоторыми терминами, которыми в дальнейшем нам придется пользоваться.
А) Контрольный пункт.
Контрольный пункт (КП) представляет красно-белый матерчатый (бумажный) знак в форме призмы. КП ставится около ориентиров, имеющихся как на карте, так и на местности. Такими ориентирами («привязками») могут быть: поляна, озеро, болото и т.д. Летом КП ставят на земле, вбивая по углам призмы три небольших колышка, зимой подвешивают на уровне роста человека так, чтобы участники не могли их пропустить.
Б) Система отметки.
Существует несколько способов отметки на КП. Время прохождения КП, номер участника может фиксировать контролер. Отметку о прохождении КП может делать и сам спортсмен, списывая с КП пароль – условную букву или слово. Иногда отметку (ею может быть любой условный знак) делают карандашом определенного цвета, висящим на КП, или с помощью компостера. Компостером могут служить различные штампики или система игл, расположенных в произвольном порядке, известном только службе дистанции.
В) Контрольное время.
Контрольное время (КВ) назначается в целях ограничения продолжительности соревнований и сообщается не позднее чем за час до старта. Контрольное время назначается отдельно для каждой дистанции.
Контрольное время не может быть изменено после старта первого участника.
Результат участника, превысившего КВ, аннулируется (кроме соревнований по выбору).
Г) Контрольная карточка.
Контрольная карточка – документ, с помощью которого контролируется посещение КП участником.

Теперь мы с вами рассмотрим виды спортивного ориентирования:
1. Ориентирование в заданном направлении.
По условиям этих соревнований участники должны в кратчайший срок отыскивать на местности определенное число нанесенных на карту контрольных пунктов. Результат определяется по времени, затраченному на прохождение дистанции. Порядок прохождения КП задан на карте и должен соблюдаться неукоснительно (отсюда и название – ориентирование в заданном направлении, точнее, в заданном порядке).
Соблюдение этого правила ставит всех участников в равные условия. Если спортсмен, например, после КП-3 вышел на КП-5, он должен исправить свою ошибку: найти КП-4, затем вернуться на КП-5 и продолжить движение по дистанции. Ориентировщику, нарушившему порядок прохождения КП или пропустившему какой-либо пункт, результат не засчитывается.
Участники стартуют по одному, с интервалом в 1 мин. С этого момента начинается отсчет времени каждого участника. На пункте выдачи он получает спортивную карту местности, как правило, Записать в тетрадь.
Зарисовать контрольные пункты в тетради.
Показать макет КП.
Показать способы отметки, компостер.
Показать карточку участника.
масштаба 1:20000, на которой нанесены: старт, контрольные пункты, финиш.
Старт обозначается – треугольником. Контрольный пункт - на карте кружком с точкой, точно указывающей его расположение на местности. Арабская цифра рядом с кружком показывает номер КП. Точки старта, контрольных пунктов и финиша последовательно соединяются на карте прямыми линиями. Финиш и старт обычно устраивают в одном месте, при этом дистанция имеет форму замкнутого кольца. Рис.4
Изучая карту в процессе соревнований, спортсмен должен продумать наиболее рациональный путь от одного КП к другому (который далеко не всегда бывает самым коротким) и, пользуясь картой и компасом, претворить свои планы в жизнь. Найдя КП, участник обязан проверить его обозначение и удостовериться, что вышел в искомую точку. С помощью имеющихся на КП средств (карандаш, компостер) ориентировщик делает на своей карточке отметку, которая свидетельствует о порядке прохождения дистанции. Система отметки сообщается участникам перед стартом. Чтобы не возникло недоразумений, спортсмен перед уходом с КП должен самостоятельно проверить правильность и четкость отметки. На финише участник сдает карточку судьям, а те контролируют правильность отметки и вычисляют время прохождения дистанции. Если спортсмен потерял карточку или не уложился в КВ , объявленное до старта, его результат не засчитывается. Иногда участники сходят с дистанции из-за потери ориентировки. В этом случае они обязаны явиться на финиш, сообщить об этом старшему судье.
2. Ориентирование на маркированной трассе.
Эти соревнования чаще всего проводятся зимой. Летом их организуют в основном для новичков и школьников, ибо на маркированной трассе практически невозможно заблудиться.
Смысл соревнований заключается в следующем. На местности маркируется трасса и устанавливают КП, расположение которых неизвестно участникам. Спортсмены получают карту с отмеченным на ней стартом (трасса не наносится). Задача участника – пробежать по маркированной трассе, определить местонахождение всех встречающихся на пути КП и нанести их на свою карту, прокладывая последнюю иглой в соответствующих точках.
Чтобы уменьшить до минимума возможность совместной работы спортсменов, установлено, что местоположение КП должно быть нанесено на карту до выхода со следующего пункта. Контроль за выполнением этого правила осуществляется с помощью цветных карандашей (каждый КП снабжен карандашами определенного цвета). Так, местоположение КП-1 должно быть нанесено на карту не далее чем на втором пункте. Прокол на карте перечеркивается крест-накрест цветным карандашом, находящимся на КП-2. Последний КП наносится на специальном рубеже перед финишем.
Тщательно изучая карту участника, судьи подсчитывают в миллиметрах отклонение каждого прокола от истинного местоположения КП. За ошибку в 1мм на карте начисляется минута штрафного времени. До старта спортсменам сообщают величину допустимой ошибки (от 1 до 3 мм), за которую не начисляется штраф. Результат определяется по времени прохождения дистанции плюс штрафное время за неточное нанесение на карту местоположения КП.
Судейская коллегия имеет право аннулирует результат участника, если центр креста, нанесенный карандашом, отстоит более чем на 2мм от отверстия на карте или если цвет отметки какого-либо КП отличается от цвета карандаша, которым должен быть отмечен этот пункт. Чаще всего участников снимают с соревнований за несоответствие количества проколов на карте числу КП. Обычно эта участь постигает новичков: проколов карту и затем убедившись в ошибке, они наносят второе отверстие. Бывает, что участник, наметив карандашом точку будущего прокола, забывает сделать отверстие или отметку. Во всех перечисленных случаях результат аннулируется. Такое же наказание получит ориентировщик, на карте которого обнаружат лишнюю крестообразную отметку, даже если в этой точке нет прокола.
3. Ориентирование по выбору.
а) 1 вариант:
На старте участнику вручают карту с нанесенными на ней КП. Около каждого из них указано число очков, которое получит нашедший его спортсмен. За определенное время, одинаковое для всех участников, нужно набрать наиболее число очков. Выбор КП и порядок их прохождения произвольны. Выход дважды на одно и тот же КП засчитывается только раз. При равенстве очков, набранных двумя или более участниками, лучшее место присуждается показавшему меньшее время.
По сравнению с предыдущими видами ориентирование по выбору значительно богаче тактически. Здесь нужно выбрать из множества возможных маршрутов один, который принесет наибольшее количество очков. Вместе с тем участник должен реально оценивать свои силы: если он прибудет на финиш после истечения контрольного времени, то за каждую просроченную минуту будет оштрафован на определенное количество штрафных очков.
б) 2 вариант:
На местности расставлено определенное количество КП. Спортсменам предлагается по их усмотрению не отмечаться на двух-трех КП.
Например, на местности расставлено 8 КП, необходимо отметиться только на 6 КП. Старт дается общий или через 1 минуту. Участник сам планирует путь движения на КП. Первенство определяется по наименьшему времени, затраченному на взятие КП.
4. Эстафеты.
Наиболее интересны в зрительном отношении и служат прекрасным средством пропаганды спортивного ориентирования. Это командные состязания. Они могут проводиться в любом из перечисленных видов соревнований, и задания для участников в них те же, только дистанция разбита на этапы.
Ориентировщикам необходимо знать следующие основные правила, за нарушения которых они могут быть наказаны вплоть до дисквалификации. После объявления района предстоящих соревнований посещать его спортсменам запрещено. Участникам не разрешается выходить на местность до своего старта и после прохождения дистанции до окончания соревнований. В ходе соревнований нельзя: пересекать засеянные поля, огороды, фруктовые сады, огороженные участки местности; пользоваться иной картой кроме полученной от судейской коллегии; применять средства передвижения, не предусмотренные в данных соревнованиях; изменять обозначения и устройство КП; получать помощь в ориентировании от других участников или посторонних лиц; оказывать такую же помощь другим спортсменам.
Записать в тетрадь.
Записать в тетрадь.
Записать в тетрадь.
3. Закрепление изученного материала.
Для того чтобы проверить, на сколько хорошо вы усвоили
сегодняшний материал, предлагаю каждому ряду составить по два вопроса.
Какую тему мы сегодня проходили на занятии?
Ответ: Спортивное ориентирование как вид спорта.
2. Когда возникло спортивное ориентирование?
Ответ: Возник в конце прошлого начале нынешнего века в
Скандинавии.
3. Где и в каком году были первые соревнования в России?
Ответ: Первые соревнования у нас прошли под Псковом
в 1976 году.
4. Что такое спортивное ориентирование?
Ответ: Спортивное ориентирование – это вид спорта, в котором участники самостоятельно, при помощи спортивной карты и компаса, должны пройти заданное число контрольных пунктов (КП), расположенных на местности.
5. Какие виды ориентирования знаете Вы?
Ответ: а) Ориентирование в заданном направлении.
б) Ориентирование на маркированной трассе.
в) Ориентирование по выбору.
6. Что собой представляет контрольный пункт?
Ответ: Контрольный пункт (КП) представляет красно-белый матерчатый (бумажный) знак в форме призмы.
Обратить внимание на правильность ответов.
5. Подведение итогов занятия.
Педагог делает выводы, оценку деятельности занимающихся, проводит диагностику настроения, даёт установку на следующее занятие. Оценить работу каждого занимающегося.
Зарисовать настроение на конец занятия.
6. Организационный момент.
Педагог рассказывает дальнейшие планы на предстоящую неделю.