Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательная математика (3 класс)

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373
-Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
-Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2011.
-Н.Ф.Виноградова. Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 класс/под.ред Н.Ф.Виноградовой.-М.: Вентана –Граф,2011
- Авторской программы: Е.Э.Кочуровой «Занимательная математика». Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под редакцией Н.Ф. Виноградовой. /Е.Э.Кочурова -М.: Вентана –Граф, 2011
- Образовательной программы начального общего образования МБОО «Ямашинская СОШ»,
-Положение о рабочей программе по внеурочной деятельности ФГОС НОО МБОО « Ямашинская СОШ».
Актуальность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках образовательных областей математики и информатики, окружающего мира, технологии. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.

Цель программы: создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.
Задачи: 1. Повышение эрудиции и расширение кругозора.
2. Формирование приемов умственных операций младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.
3. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.  4. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.


Отличительные особенности программы.
Занятия помогают углублению знаний по программному материалу, знакомят с историей математики, помогают развитию представлений о её практическом применении, воспитанию гражданственности и патриотизма на примере жизни и деятельности великих математиков.
Курс направлен на формирование умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков в пределах 1000, введение разнообразного геометрического материала, решение задач повышенной трудности, отработку знания таблиц сложения и умножения с помощью тренажёров, тестов, расширение кругозора учащихся, умения анализировать, сопоставлять, делать логические выводы. Введение заданий олимпиадного характера способствует подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам по математике, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой для участия в Международном интернет – конкурсе для одарённых детей «Кенгуру».
Большое внимание на занятиях должно уделяться развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур.
Курс внеурочной деятельности «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листках бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеек», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Формы проведения занятий.
Содержание курса строится на основе деятелъностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает
- практико-ориентированные учебные занятия;
- творческие мастерские;
- тематические конкурсы, выставки.

Различные формы деятельности:
- индивидуально-творческая;
- в малой подгруппе (3-4 человека);
- коллективная;
- учебно-игровая (познавательные игры, занятия);
- игровой тренинг;
- конкурсы;
- турниры;
- викторины
Обучение детей организуется в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаются условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей. Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию. Учитываю возрастную особенность, отличающую его от других, последующих этапов развития: он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности.
Задачи данного курса решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
В данном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для интеллектуального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предлагаемому курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии.
Ведущей деятельностью школьника этого возраста является игровая. Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.
Методы и приёмы организации деятельности на занятиях по развитию познавательных способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, а также познавательной активности детей. Данные занятия носят не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышления.

Сроки реализации программы  - 1 год.
Продолжительность занятия 45 минут.

Формы подведения итогов.
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся.

Возраст детей, посещающий внеурочную деятельность
Состав группы – постоянный ( мальчиков- 3, девочек-4),
Возраст детей - 9 лет
Особенности набора - свободный




Планируемые результаты освоения программы:
Личностными результатами изучения данного курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
- выявлять закономерности в расположении деталей, составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
- моделировать объемные фигуры из различных материалов ( проволока, пластилин и др.) и из разверток;
- осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты:
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда: использовать его к ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие
направление движения;
- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
- анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной
конструкции;
- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции.









Учебно-тематический план


Наименование раздела программы, тема
Количество часов



Всего
Теория
Практика

1
Числа. Арифметические действия. Величины.
22
11
11

2
Мир занимательных задач
7
4
3

3
Геометрическая мозаика
5
2
3

Итого:
34
17
17









































Календарно – тематическое планирование


Наименование раздела программы, тема
Кол-во часов
Характеристика деятельности обучающихся (основные учебные умения и действия
Плановые сроки прохождения учебного материала





План
Факт


Мир занимательных задач
1
Числа. Арифметические действия. Величины
-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы
для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результата с заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
- воспроизводить способ решения задачи;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
- конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки
1 1 и др., указывающие направление движения;
- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
- анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
- моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
- осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию с образцом.



1
Интеллектуальная разминка
1

02.09



Числа. Арифметические действия. Величины.
1




2
«Числовой» конструктор
1

09.09



Геометрическая мозаика
1




3
Геометрия вокруг нас
1

16.09



Мир занимательных задач
3




4
Волшебные переливания
1

23.09


5
В царстве смекалки
1

30.09


6
Решение нестандартных задач (на «отношения»).
1

07.10



Геометрическая мозаика
3




7
«Шаг в будущее»
1

14.10


8
«Спичечный» конструктор
1

21.10


9
«Спичечный» конструктор
1

28.10



Числа. Арифметические действия. Величины.
12




10
Числовые головоломки
3

11.11


11
Интеллектуальная разминка
1

18.11


12
Интеллектуальная разминка
1

25.11


13
Математические фокусы
1

02.12


14
Математические игры
1

09.12


15
Секреты чисел
1

16.12


16
Математическая копилка
1

23.12


17
Математическое путешествие
1

13.01


18
Выбери маршрут
1

20.01


19
Числовые головоломки.
1

27.01


20
В царстве смекалки
1

03.02


21
В царстве смекалки
1

10.02



Мир занимательных задач
1




22
Мир занимательных задач.
1

17.02



Геометрическая мозаика
2




23
Геометрический калейдоскоп
1

24.02



Мир занимательных задач
2




24
Интеллектуальная разминка
задачи.
1

03.03


25
Разверни листок
От секунды до столетия
1

10.03



Числа. Арифметические действия. Величины.
9




26
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век.
1

17.03


27
Одна секунда в жизни класса.
1

07.04


28
Числовые головоломки.
3

14.04


29
Конкурс смекалки
1

21.04


30
Это было в старину
1

28.04


31
Математические фокусы
1

05.05


32
Энциклопедия математических развлечений
2

12.05


33
Составление сборника занимательных заданий.
1

19.05


34
Математический лабиринт

1

26.05
























Материально-техническое обеспечение

№п\п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1
Игнатьев Е.И. «В царстве смекалки» - М.Наука,1982

2
Кордемский Б.А. «Увлечь школьников математикой» - М.Просвещение,1981

3
Кордемский Б.А., А.А.Ахадов «Удивительный мир чисел» - М.Просвещение,1986

4
Левитас Г.Г. «Нестандартные задачи по математике во 2-м классе» - М.Илекса,2008

5
Лиман М.М. «Школьникам о математике и математиках» - М.Просвещение,1981

6
Мазаник А.А. «Реши сам» - М.Народная асвета,1966

2. Печатные пособия

1
Портреты математиков


3. Оборудование класса

1
Классная доска

2
Мультимедийный проектор

3
Компьютер

4
Экспозиционный экран

5
Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

6
Стол учительский

7
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

4.Интернет-ресурсы





Материально-техническое обеспечение
1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.
2. Комплекты карточек с числами:
1) 0, 1, 2, 3, 4, , 9 (10);
2) 10, 20, 30, 40, , 90;
3) 100, 200, 300, 400, , 900.
3. «Математический веер» с цифрами и знаками.
4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
5. Игра «Математическое домино».
6. Часовой циферблат с подвижными стрелками.
7. Набор «Геометрические тела».
8. Конструкторы «Танграмм».














Лист корректировки рабочей программы

Класс
Название раздела, темы
Дата проведения по плану
Причина корректировки
Корректирующие мероприятия
Дата проведения по факту





























































































































































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Заголовок 115