Классный час в 6«а» классе на тему: 70 лет со дня снятия блокады Ленинграда


Классный час в 6 «а» классе
Тема: 70 лет со дня снятия блокады Ленинграда.
Презентация + сценарий внеклассного мероприятия.
Ученик (слайд 1)
Но даже если это правда
Опять война
Опять блокада?
А может нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить…»
И может показаться: правы
И убедительны слова
Такая правда – не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Учитель:
22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза. Перед вами карта современной России. В 1941 году наша страна называлась СССР и занимала большую территорию.
Фашистское командование разработало план захвата Советской территории под названием «Барбаросса». За 3-4 месяца они хотели захватить всю европейскую часть СССР до Уральских гор. Уничтожить значительную часть населения, в первую очередь русских, украинцев, белорусов, цыган и евреев.
Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на наш город с целью стереть его с лица земли
Ученик 1Но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения.
Ученик 2А женщины рыли окопы вокруг города.(слайд2)
Ученик 1: Солдаты устанавливали противотанковые укрепления.(слайд3)
Ученик 2:Началась эвакуация мирных жителей.
Ученик 1:
Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной.
Ученик 2:
Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать наш город в бинокль. Они заняли Пулковские высоты.(слайд 4)
Ученик 1:
Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город.
Ученик 2:
Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога», звучала сирена и люди, взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище.
Ученик 1:
Перед вами Невский проспект. В те годы он назывался проспектом 25 Октября.
Ученик 2:
Чтобы как-то обезопасить людей, предупредить их, на стенах домов делали надписи: «Эта сторона наиболее опасна при артобстреле».(слайд 5)
Ученица
Домов затемненных громады
В зловещем подобии сна
В железных ночах Ленинграда
Осадной поры тишина
Но тишь разрывается воем
Сирены зовут на посты
И бомбы свистят над НевоюОгнем обжигая мосты.
УченикКак бы ударом страшного тарана
Здесь половина дома снесена
И в облаках морозного тумана
Обугленная высится стена.
УченицаИ пусть я все забуду остальное-
Мне не забыть, как на ветру дрожа,
Висит над бездной зеркало стенное
На высоте шестого этажа.
Ученик 1:
Наш город называют музеем под открытым небом. Трудно представить его без граненых шпилей Адмиралтейства, Петропавловской крепости, Инженерного замка, без круглого златоглавого купола Исаакиевского собора. Они радуют глаз даже в ненастный осенний день. Но когда фашисты так близко, эти яркие шпили становятся прекрасными ориентирами для вражеских артиллеристов и летчиков. Решили тогда их срочно замаскировать.(слайд 6)
Ученик 2:
Купол Исаакия и шпиль Петропавловского собора решили покрыть серой краской.(слайд7)
Ученик 1:
Многие памятники не успели снять с пьедесталов и спрятать. Тогда решили обложить их мешками с песком и обнести толстыми досками, как этот памятник НиколаюI и ПетруI – основателю нашего города.(слайд 8)
Ученик 2:
Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод.На 12 сентября наличие основных продуктов питания составляло:
Хлебное зерно и мука на 35 суток;
Крупа и макароны на 30 суток;
Мясо и мясопродукты на 33 суток;
Жиры на 45 суток;
Сахар и кондитерские изделия на 60 суток.
Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей.(слайд9)
Ученик 1:
Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду.(слайд 10)
Ученик 2:
Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом.(слайд11)
Ученик
Вагоны у пустых вокзалов стынут
И паровозы мертвые молчат
Ведь семафоры рукавов не вскинут
На всех путях, ведущих в Ленинград!
Луна скользит по небу одиноко
Как по щеке холодная слеза
И темные дома стоят без стекол
Как люди, потерявшие глаза.
Ученица
Лютует беспощадная зима
Снарядов гул висит над Ленинградом
И, словно люди, падают дома
Лежат в снегу дома и люди рядом
Но далеко, за лесом, там,
Где белый лед сомкнулся с белым небом
Уже идут, идут машины к нам
Идут по Ладоге машины с хлебом.
Ученик 1:
А когда лёд стал толще продукты повезли на грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев.(слайд 11)
Ученик 2:
Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь.
Часто лед трескался и машины тонули.(слайд 12)
Ученик 1:
На Дороге жизни хорошо знали шофёра Максима Твердохлеба. Слайд 13
В канун 1942 года он должен был доставить мандарины из Грузии детям на новогоднюю ёлку. Ехать пришлось ночью. Но фашисты не спали. Два «мессера» атаковали грузовик и изрешетили его пулями. Разбилось смотровое стекло, водителя ранило в руку, из машины повалил пар.
Можно было выскочить из машины! Но как же детишки?
Отважный шофёр довёл машину до берега, в ней потом насчитали 49 пробоин. Ленинградские дети получили на новогодней ёлке мандарины.
Ученик 2:
Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г!
Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда.…Кроме хлеба есть было нечего.(слайд 14)
Ученик 1:
Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков.(слайд 16)
Дров тоже было очень мало. На топливо разбирали разбомбленные дома, мебель…
Ученик 1:
За водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили на улицах города.(слайд 16)
Ученица Я в гору саночки толкаю.Еще немного - и конец. Вода, в дороге замерзая,Тяжелой стала, как свинец.Как хорошо, что ты замерзла,Святая невская вода!Когда я поскользнусь под горкойНа той тропинке ледяной,Ты не прольешься из ведерка, Я привезу тебя домой.
Ученик 1:
Но в те дни не затихала культурная жизнь города. Давал представления блокадный театр.(слайд 17)
Ученик 2:
Работала библиотека.
Ученик 1:
Работали школы.(слайд 19)
Ученик 2:
Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту.(слай18)
Ученик 1:
Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки.)
Ученик 2:
Помогали в госпиталях.
Ученик 1:
Разбирали письма на почте.
Многие мальчики и девочки были награждены медалями.(слайд 19)
К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно. И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались несколько дней.)
Ученик 2:
18 января 1943 года утром воины Ленинградского фронта соединились с бойцами Волховского фронта.
Ученик 1:
И весь мир узнал, что блокада прорвана! И пусть узкий, но все же постоянный коридор соединял Ленинград с большой землей.
Ученик 2:
А через год, 27 января 1944 года, враги были отброшены от города на 300 км и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады!
Ученик 1:
Горожане собрались у репродуктора, чтобы услышать радостную новость.
Пришла долгожданная победа! Конец войне!
Ученик 2:
В честь Победы дан салют. Небо осветилось не прожекторами и взрывами, а праздничным фейерверком.
Ученица
Свой город отстояв ценою бед
Не сдали Ленинграда ленинградцы
Да, в нем ключи чужих столиц хранятся
Ключей к нему – в чужих столицах нет!
Он встал, как страж, на сумрачном заливе
Вонзая шпили в огненный рассвет
Есть города богаче, есть счастливей
Есть и спокойней, но прекрасней – нет!
УченикУлицы, ограды парапеты
Толпы, толпы.. Шпиль над головой
Северным сиянием победы
Озарилось небо над Невой.
Ученица Гром орудий, но не грохот боя
Лица, лица… Выраженье глаз
Счастье, радость… Пережить такое
Сердце в состоянье только раз.
УченикРыдают люди и поют
И лиц заплаканных не прячут
Сегодня в городе салют!
Сегодня ленинградцы плачут.