Беседа Урок мужества,посвященный 70- летию со дня снятия блокады Ленинграда


«Урок мужества, посвященный 70 летию со дня полного снятия блокады Ленинграда».
Цели: Изучение материала, связанное с событиями блокадном Ленинграда; сформировать образное представление о ходе и этапах блокады Ленинграда. Расширять представления воспитанников о городе герое. Формировать систему ценностей на примере подвига ленинградцев в период блокады.
Задачи:
Способствовать формированию ценностной ориентации на ответственное и уважительное отношение к историческим событиям и вклада этих событий в мировое наследие в условиях массового общества;Способствовать формированию желания познавать многообразие исторических событий отечественной истории на принципах гуманизма, толерантности и открытости;
Способствовать формированию умения делать оценочные выводы на основе ранее полученных знаний и собственной системы ценностей;
Продолжить формирование представления, что война – это не набор каких – то абстрактных понятий, а смерть и страдания реальных людей, таких же, как мы, и тем самым раскрыть антигуманную сторону войны;
Способствовать воспитанию у воспитанников чувства уважения к старшему поколению, выстоявшему в тяжелейший период и в тяжелейших условиях, и восстановившему страну в послевоенный период;
Способствовать патриотическому воспитанию воспитанников.
Оформление:
книжная выставка,
плакаты и открытки военного времени,  
Ноутбук, мультимедийное оборудование, экран.
Место проведения урока:
Учебный кабинет
Воспитатель: В 2015 г. мы отмечаем памятную дату- 70 лет со дня полного освобождения Ленинграда от блокады. 900 дней город находился во вражеском кольце. Ребята, давайте с вами вернёмся в то время, когда город назывался Ленинградом, а ваши прабабушки и прадедушки были совсем юными, но на их долю выпали тяжёлые испытания.
(Дети читают стихи.)
1чт:В Ленинграде белые ночи,
Июнь сорок первого года
Выдалось жаркое лето
К утру отдыхает природа
2чт:Спит Летний сад, свет зари над Невой,
Розы, фиалки цветут
И кто мог подумать, что бомбы, обстрелы
Вмиг тишину оборвут.
3чт:Напали фашисты на нашу страну.
Шли танки, летели снаряды.
Отцы, деды, братья ушли на войну
Сражаться с фашистской армадой.
Воспитатель: Наступал на нашу русскую землю враг. Как его называли? (Это были фашисты). Враг подступал к городу, а в городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие ушли на фронт Слайды 2, 3, 4.( Ребенок рассказывает:)В войну солдаты город защищали, Чтоб жить в родной Отчизне мы могли. За нас с тобою жизнь они отдали, Чтоб в мире больше не было войны.
Воспитатель: Женщины рыли окопы, строили противотанковые рвы. Слайды 5, 6. Это было очень нелегко, т. к. с воздуха вражеские самолёты бросали бомбы и поливали город пулемётным огнём
Началась эвакуация жителей вглубь страны, подальше от врага. Кого увозили в первую очередь? (в первую очередь вывозили детей и стариков) Слайды 7, 8.
Не хватало еды. Как спасались ленинградцы? (ленинградцы использовали каждый клочок земли. В парках и скверах они сажали овощи: капусту, картофель, лук.) Даже у Исаакиевского и Казанского соборов, на Марсовом поле были разбиты огороды. Слайды 9.
Жестокие бои на подступах к Ленинграду вели все: пехотинцы, танкисты, артиллеристы, лётчики, зенитчики. Слайды 10, 11, 12, 13, 14
(Как это было расскажут дети:)Хотели враги Ленинград уничтожить, Стереть этот город с земли, Но захватить и прорвать оборону Фашисты никак не могли.
Враги окружили наш город, В блокадном кольце Ленинград, Над Лиговским, Невским проспектом Снаряды и пули летят.
Воспитатель: Город бомбили всё чаще и чаще. Слайды15, 16. Люди прятались в бомбоубежищах.. Слайды 17, 18. А что такое бомбоубежище? (Это специальные помещения под землёй, где можно было укрыться от бомбёжки) (Дети читает стихи:)В городе воздушная тревога,
Вой сирены слышится опять.
Лишь бомбоубежище могло
Спасеньем ленинградцам стать.
Воспитатель: Кольцо блокады сжималось. Враг подходил всё ближе. Наступили холода. Сколько испытаний принесла блокада. Город был изолирован от Большой земли, поэтому негде было взять еду. Вот такой кусочек хлеба получали ленинградцы на целый день. И кроме хлеба почти ничего. Слайды 19, 20 (Дети читает стихи).
1чт:Рано зима в этот год наступила.
Морозы пришли, холода.
И в трудную жизнь ленинградцев
Ворвалась другая беда.
2чт:Цену хлебу знает каждый ленинградец,
Маленький кусочек-125 грамм.
Не сдаётся Ленинград. Город выживает,
Урок отваги, мужества преподносит нам.
Воспитатель: Ленинград продолжал жить и работать. Кто же работал в блокадном городе? Слайды21, 22. (На станках работали женщины и даже школьники. Люди работали, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра на заводе, чтобы утром продолжить работу.) Кировский завод не прекращал работу весь период блокады. Танки с завода отправлялись прямо на фронт. Слайды 23, 24.
Город изменился. Не было толп прохожих, памятники и витрины закрыли мешками с песком и забили досками. Окна заклеили полосками бумаги. Слайды 25, 26, 27.
А как помогали взрослым дети? (Они тушили зажигалки, сброшенные с фашистских самолётов. Тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал. Стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам. Помогали раненным в госпиталях.) Ходили в школу и в детские сады, те кто мог – это тоже подвиг маленьких ленинградцев Слайды 28, 29, 30, 31, 32.( дети читает стихи:)
Охваченный войною
Блокадный Ленинград
На улицах трамваи
Замерзшие стоятРазрушенные здания
И надпись на стене:
"Опасно при обстреле
На этой стороне. "В водопроводных кранах
Не вода, а лед.
И только прорубь невская
Горожан спасет.
Дети блокадного города
Как рано вы повзрослели
И вместо бантиков, галстуков
Военную форму одели.
Вы на заводах работали,
Дедам, отцам помогая,
Сил не щадя и без отдыха,
Едва до станка доставая.
Вы в медсанбатах трудились,
Раненных, больных спасали,
Мыли палаты, стирали бинты
Дежурили, ночи не спали
Воспитатель: Хлеб давали по карточкам, но его было очень мало и многие умирали от голода. В городе оставалось много детей. Слайды 33, 34 и только одна дорога, по которой можно было вывести больных, детей, раненых и привести муку и крупу. Где проходила эта дорога? (Эта дорога проходила по льду Ладожского озера. Ладога стала спасением, стала «Дорогой жизни») А почему она так называлась? (Когда застыл лёд на озере, появилась возможность перевозить продукты прямо по льду. Стал постепенно увеличиваться хлебный паёк) Слайды 35, 36, 37. (дети читают стихи:)Чтобы жизнь спасти ленинградцам,
Зимой в сорок первом году
С хлебом шли в город машины
По Ладоге, прямо по льду.
Бомбёжки, метели, заносы…. Уходят машины под лёд,
Но каждый шофёр твёрдо верил,
Что город любимый спасёт
«Дорогой жизни» Ладогу назвали,
Надеждой на спасение людей.
Раненных, больных и истощённых
Везли полуторки из города по ней.
Нет смелее, нет храбрей
Шофера фронтового
Любит он свою машину-
Друга боевого.
И по снегу и по льду
Он ведет машину.
Как объехать полынью,
Не попасть на мину?
Фронтовой шофер- герой
Много в жизни повидал,
Но за руль держался крепко,
Ленинградцев он спасал.
Воспитатель: Город продолжал жить. Блокада не могла остановить творческую жизнь города Работало радио, и люди узнавали новости с фронта, звучали стихи. В труднейших условиях проходили концерты, художники рисовали плакаты, операторы снимали кинохроники. Музыка помогала бороться. Слайды 38, 39. (На фоне стука метронома дети читают стихи. )(Дети читают стихи:)1чт:В каждом доме день и ночь
Радио звучало.
Оно для ленинградцев
Связью с миром стало.
2чт:Смерти назло и блокаде
Музыка не молчит.
За пультом стоит Шостакович.
Симфония в зале звучит.
3чт:Эта музыка будет жить вечно,
Как символ стойкости людей.
Симфонию назвали «Ленинградской»,
По праву гордимся мы ей.
(Звучит фрагмент 7 симфонии Д. Д. Шостаковича.)
Воспитатель: И вот, зимним утром 18 января 1943 г. на фашистов обрушились залпы 14 тысяч орудий, миномётов, «катюш». Блокада была прорвана. В город опять стали приходить составы с продовольствием. Слайд 40
(Дети читает стихи.)
За город шли жестокие бои.
За Родину солдаты
И в январе, разбив врага
Кольцо блокадное прорвали
Окруженный врагами в военные дни,
Город выстоял в битве с врагом.
Это мы никогда забывать не должны,
Мы о городе славном споем.
Воспитатель: В честь одержанной победы был салют из 324 орудий двадцатью четырьмя артиллерийскими залпами. Слайд 41.
Каждый день отделяет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников. Слайд42. (дети читают стихи:)
1чт:Есть в нашем городе мемориал.
Он памятью народной стал.
В граните застыла Родина-мать,
Чтоб павших покой всегда охранять.
2чт:Вечный огонь никогда не погаснет,
Как память о тех, кто наш город сберёг,
О тех, кто работал, сражался отважно
И для победы сделал, что мог.
Воспитатель: Давайте встанем, помолчим, Почтим героев Ленинграда, Всех, чьи жизни унесла В суровый час блокада.
В Санкт-Петербурге есть несколько домов с сохранёнными на стенах надписями блокадного времени. Слайд 43. Одна из таких надписей-предостережений находится на Невском проспекте, на доме №14. Слайд 44.
Зачем эту надпись наш город хранит? Чтоб взрослые знали и дети; «Ничто не забыто. Никто не забыт! » Чтоб помнили все строчки эти. На этом урок подошло к концу спасибо за внимание.