Открытый урок мужества в 5 – 7 классах. 70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается…

Открытый урок мужества в 5 – 7 классах.

70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается

1. На экране – слайд-шоу «Довоенный Ленинград» на фоне песни о Ленинграде.

2. На сцене чтецы – символизируют жителей Ленинграда.

Чтец 1:
Опять война, опять блокада, -
А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».

И может показаться:
Правы и убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда не права!

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она, как сила, нам нужна.

Чтец 2:
Да, есть слова, наполненные светом
И с ними всюду сердце бьётся в лад.
Не называя всех, скажите: «Ленинград!» -
И это будет подлинным ответом.

Тот свет разлит в пространстве голубом,
Так будь же света ясного достоин,
Стой за него горою, храбрый воин,
В любом сраженье и в бою любом!


Чтец 3:
Заря сверкнула над равниной –
И вот уж немцы наугад,
По солнцу, мина вслед за миной,
Как очумелые палят.
Они палят, палят с заката
Но солнце расстрелять нельзя,
И умолкают автоматы,
И тишина встает, грозя.

А мы встаем несметной силой,
Штыками раздвигая тьму,
Как бы дорогу для светила
Прокладывая в злом дыму.


Чтец 4:
Мы рыли рвы – хотелось пить.
Бомбили нас – хотелось жить.

Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.

Был дом – ни света, ни воды.
Был хлеб – довесочек беды.

Сон сокращался в забытье.
Быт превращался в бытие.

Была одна судьба на всех.
Мы растеряли светлый смех.

Мы усмиряли темный страх.
Мы умирали на постах.

Мы умирали
Город жил – исполнен малых наших сил.

1. Вед.: Гитлер решил стереть город Петра с лица земли. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землей. Не было у немцев заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города.

2. Вед: На защиту Ленинграда поднялись все его жители. В короткий срок он был превращён в город-крепость. 21 октября 1941 года Ленинградский обком комсомола к пионерам и школьникам обратился с наказом: «Юные участники обороны Ленинграда! Будьте достойны своих дедов и отцов, сестер и братьев, ушедших на фронт, и всем, чем только можно, помогайте своему народу в уничтожении фашистских варваров».

3. Вед: Дети вместе со взрослыми рыли окопы, проверяли светомаскировку в жилых домах, обходили квартиры и собирали цветной металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов. Ленинградские заводы получили тонны цветного и черного металла, собранного школьниками.

4. Вед: Ребята помогали взрослым собирать теплые вещи для воинов Советской Армии. Девочки вязали варежки, носки для фронтовиков. Они получили сотни сердечных писем и посылок с теплыми вещами, карандашами, блокнотами.

5. Вед: Школы были переоборудованы в госпитали для раненых воинов. Школьники дежурили около тяжело раненых, читали им газеты и книги, помогали врачам и медсестрам, мыли полы, убирали палаты. Чтобы поднять дух раненых, юные ленинградцы выступали перед ними с концертами художественной самодеятельности.

3. Дети блокадного Ленинграда.

На экране – портрет Тани Савичевой и странички ее дневника.

1. Вед: По сей день поражает сознание печальная история 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.

Чтец: Таня Савичева.

На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится
очень скромный
дневничок.

Его писала Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.

Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца – до наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет души и сердца.

Это – всем живущим в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник, -
Время возвышает образ Тани
И её доподлинный дневник.

Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда, с руки.
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых его строки.

В каждом слове – ёмкость телеграммы,
Глубь подтекста,
Ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранной,
И почти молчанье о себе

Это смертный приговор убийцам
В тишине Нюрнбергского суда.
Это – боль, которая клубится.
Это – сердце, что летит сюда

Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами и тобой.
Встань пред миром, Савичева Таня,
Со своей немыслимой судьбой!

Пусть из поколенья в поколенье
Эстафетно шествует она,
Пусть живет, не ведая старенья,
И гласит про наши времена!

2. Вед: Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла.

3. Вед.: Осенью 1942 года одна из немецких газет писала:
«Мы возьмем Петербург, как мы взяли Париж».
Немецкие биржевики хвастали. Они не взяли Парижа. Они вошли в Париж, как в гостиницу: нашлись швейцары, которые распахнули перед ними двери. Но Ленинград не гостиница. Ленинград – гордость России. Год тому назад обер-лейтенанты обдумывали, где они разместятся: в Зимнем Дворце или в «Астории». Их разместили – в земле.

4. Вед.: Немцы терзали прекрасный город бомбами и снарядами. Но женщины Ленинграда под огнем продолжали работать, они делали патроны и гранаты для своих мужей. Немцы пытались взять город измором. В городе не было света, не было дров, не было воды, не было хлеба. Летом старшина Степан Лебедев получил от своего 12-летнего сына письмо:
«Папа, ты, наверное, знаешь, что зима была у нас очень тяжелая. Я тебе пишу всю чистую правду, что мамочка умерла 14 февраля. Она очень ослабла, последние дни не могла даже подняться. Папа, я её похоронил. Я достал салазки и отвез, а один боец мне помог, мы до ночи вырыли могилу. И я пометил. Папа, ты обо мне не беспокойся, у нас теперь полегчало, я крепкий, учусь дома, как ты приказал, и работаю, мы помогаем на ремонте машин. А Ленинград они не взяли и не возьмут. Ты, папа, счастливый, что можешь их бить, ты отомсти за мамочку»

5. Вед.: Поезд в пути уже вторую неделю, и каждый вечер в одном из купе собирались солдаты, и каждый по очереди рассказывал самый страшный случай из своей жизни.
Один горел в самолете, другой – в танке, третий чуть не погиб на торпедированной подводной лодке. Ещё одного расстреливали, и он, с пробитым насквозь легким, трое суток пролежал под горой мертвецов.
Стоящий в дверях купе немолодой маленький и худенький человек в форме гражданского летчика слушает, почти не глядя на рассказчиков. И чем дальше слушает, тем сильнее волнуется. И вдруг перебивает рассказчика:
- Самое страшное, да? Тонули, говоришь? Горели? С мертвецами лежали? Я тоже тонул. Я тоже – горел. И с покойниками в обнимочку лежал. А вот самое страшное – это когда я в 42-м году письмо получил из Ленинграда – от сынишки десятилетнего: «Папочка, - пишет, - ты нас прости с Анюткой мы вчера твои кожаные перчатки сварили и съели»

1. Вед.: Многие подростки находились в партизанских отрядах. Они распространяли листовки, ходили в разведку, вместе со взрослыми партизанами взрывали вражеские воинские эшелоны. Многие юные патриоты погибли в боях ха Родину. Ленинградка Зина Портнова удостоена высокого звания Героя Советского Союза. Она была членом подпольной организации «Юные мстители». Выполняя задание, она устроилась на работу в офицерскую столовую, собирала там ценные сведения и передавала их партизанам. Мстя за расстрелянных и замученных товарищей, она отравила большую группу фашистских карателей. Однажды ее схватили, но во время допроса в гестапо она сумела застрелить следователя и дежурного офицера. Убежать ей не удалось. Зину пытали, но она ничего не сказала врагам.

2. Вед: В Ленинграде постоянно ощущалась нужда в рабочих руках. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, бывшие школьники. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Голодные, изможденные подростки-рабочие по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов.

3. Вед: В осажденном городе работали 39 школ. Это был вызов врагу. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. По словам писателя Александра Фадеева, это был самый великий подвиг школьников Ленинграда.

4. Вед: 22 декабря 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Ею было награждено 15249 юных защитников города. Среди них был и 14-летний Юра Воронов, впоследствии ставший известным журналистом и поэтом. В опубликованной после войны книге стихов «Блокада» он напишет:
В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?
Нам в сорок третьем выдали медали
И только в сорок пятом – паспорта.

5. Вед:18 января 1943 года вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землей. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода. Вместе с ними эту победу отмечала вся страна.

1. Чтец:
За залпом залп гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!

1.Вед: Многомиллионный город жил и боролся в течение 900 труднейших блокадных дней и не только выстоял, но и победил!

2. Чтец:
Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором.
И жизнью смерть была побеждена,
И победили человек и город!
15