Урок литературного чтения по теме: И.А.Бунин. Листопад
МБОУ «Михневская начальная общеобразовательная школа»
Урок литературного чтения во 2 классе по теме
И.А. Бунин «Листопад».
Учитель: Балуева
Надежда Николаевна.
7010404826000
Октябрь 2015г.
Тема: И.А. Бунин «Листопад»
Цель: познакомить с произведением И.А. Бунина «Листопад», создать условия для глубокого целостного восприятия и осмысления поэтического текста.
Задачи, формирующие следующие УУД:
Познавательные УУД:
формирование умения анализировать изучаемое произведение.
Регулятивные УУД:
совершенствование навыка сознательного, правильного, выразительного чтения.
Личностные УУД:
развитие образного мышления, речи, воображения;
развитие умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному;
воспитание любви к поэзии русских поэтов и красоте родной природы.
Коммуникативные УУД:
формирование умения слушать и понимать других.
Тип урока: урок чтения лирического пейзажного стихотворения.
Вид работы: стилистический анализ стихотворения, словесное рисование.
Основной приём: беседа.
Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная, самостоятельная.
Технологии:проблемно-диалогические,информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, развивающие.
Оборудование:
- компьютер, мультимедиа-проектор;
- экран, колонки;
- презентация «Осень в природе»;
- карточки со словами об осени, иллюстрации про осень;
- учебник «Литературное чтение, 2класс» В.А. Лазарева.
Организационный момент.
- Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём.
Урок литературного чтения начнём.
- Пусть доброе и солнечное настроение сопровождает нас в течении всего урока и помогает справляться с учебными задачами. Солнышко на доске будет сегодня весь урок светить для нас.
Актуализация знаний.
- Ребята, отгадайте загадку, когда это бывает:
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (осень)
- Да, это осень. Какие слова помогли вам отгадать загадку?
- С чем сравниваются листья? (с дождём)
- О чём мы сегодня будем говорить на уроке? (об осени)
- Мы продолжим говорить об этом прекрасном времени года. (на солнце карточка – осень)
- Посмотрите на свои аппликации про осень, какие они красивые и яркие.
- А сейчас обсудите друг с другом, выберите и выделите слова, которыми можно передать красоту золотой осени. (у ребят карточки с прилагательными) (работа в парах)
- Посмотрим, какие слова приготовило солнышко для осени. (на лучах слова про осень)
-Мы с вами словами описали осень. А художники как могут рассказать про осень? (показ презентации – картины осени – Исаак Ильич Левитан, Илья Семёнович Остроухов)
-Какие краски использует художник для передачи красоты осенней природы?
- Какое настроение вызывает у вас этот пейзаж?
- А композиторы могут передать красоту осени? (с помощью музыки, звуков) (П.И. Чайковский – слушание)
- Понравилось? Что вы представили?
- Красоту осени композитор передаёт с помощью нот, художник использует краски, а чем пользуется поэт?
3. Работа по теме урока.
- Сегодня мы познакомимся с творчеством великого русского поэта Ивана Алексеевича Бунина. (портрет поэта и сообщение ученика о поэте)
- Иван Алексеевич Бунин родился 2 октября 1870 года под Воронежем. Его детство прошло в деревне. Маленький Ваня вместе с крестьянскими детьми играл в индейцев, пас лошадей ночами, любил рассказывать ребятам сказки, особенно ему нравилась сказка «Аленький цветочек». В 10 лет он поступил в гимназию, но продолжал на каникулы ездить в деревню. Уже тогда он начал сочинять первые стихи. Став взрослым, Иван Алексеевич очень много стихов написал для взрослых, но не забыл и о детях.
- Среди его стихов есть замечательное стихотворение «Листопад». Как вы думаете, о чём это стихотворение? А что такое – листопад? Почему в природе происходит листопад?
- Закройте глаза, послушайте стихотворение и постарайтесь представить то, о чём будет говориться. (Учитель наизусть читает стихотворение)
- Что вы можете сказать об услышанном? Какие чувства у вас возникли?
- Сейчас немного отдохнём, представим, что мы с вами вышли из леса к реке. У реки клён, мы с вами клёны.
Физминутка – слайд - музыка
- Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон, и два – наклон,
Зашумел листвою клён.
Ветер тихо клён качает
И листочки обрывает.
Листья жёлтые летят,
В нашем классе листопад!
а) Работа над стихотворением
- Прочитайте самостоятельно стихотворение. Какие слова вам были непонятны?
б) Словарно-лексическая работа
Расписной – разрисованный, раскрашенный разными цветами.
Лиловый – тёмно-сиреневый.
Багряный – багровый, тёмно-красный.
Лазурь – светло-синий цвет, синева.
Просвет – светлая полоса в неосвещённом пространстве.
- Прочитаем стихотворение, передавая чувства.
в) Анализ стихотворения (чтение по частям).
- Какие слова использует автор, говоря о лесе? (эпитеты)
- Почему он сравнивает его со стеной?
- А ещё с чем он сравнивает лес? (стеремом)
- А что такое терем? (показ слайда)
- Терем на Руси дом в виде башни.
- Что общего у терема и берёзы? (резьба) Резьба – рисунок, вырезанный из дерева или кости. (показ слайда и листочка берёзы)
- Что Бунину напоминают оконца? (просветы) (показ слайда)
- Где же стоит наш терем? Найдите эти строчки.
- Что автор говорит про ёлочки? Почему он их сравнил с вышками? (показ слайда)
- Что ещё поэт смог словами передать в этом стихотворении? (запахи)
- Закройте глаза и представьте себе эту картину.
- Как мы будем читать это стихотворение: быстро, медленно, спокойно? Почему?
г) Работа над выразительностью чтения (расстановка пауз).
- Прочитаем стихотворение выразительно, соблюдая паузы и передавая свои чувства.
д) Работа в группах.
- Разделитесь на группы, рассмотрите иллюстрации и найдите к ним строчки из стихотворения. (учащиеся помещают на доску картины и читают строчки)
Итог урока. Рефлексия деятельности.
- В нашем классе золотая осень, на доске прекрасные иллюстрации. Давайте украсим тропинки в лесу осенними листочками. По своему настроению раскрасте листики (учащиеся раскрашивают листочки и прикрепляют на доску).
Задание на дом.
-Выучить наизусть отрывок из стихотворения, нарисовать рисунок. Кто захочет, может найти всё это стихотворение Ивана Алексеевича Бунина и выучить больше.