Урок литературного чтения И.А.Бунин Листопад 4 класс


Урок литературного чтения в 4 «Б» классе
Тема: Иван Алексеевич Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А.Бунина.
Цели:познакомить с жизнью и творчеством И.А.Бунина; учить чувствовать поэтический мир; пополнять словарный запас; развивать речь, память, мышление, воображение.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р- формулирование учебной задачи урока; исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока; оценивание своей работы на уроке, П - анализ поэтического текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, в самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и в группе (распределение обязанностей, умение договариваться); личностные:формирование системы нравственных ценностей(любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества И.А.Бунина.
Оборудование: портрет и выставка книг И.А. Бунина, видео или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока: аудиоприложение к учебнику, энциклопедии, библиографические справочники, «выставка книг Бунина», раздаточный материал для учеников «карточки», дополнительная книга, для рисования – акварель, кисти, бумага, непроливайки. «Паспорт писателя» размером 50*50см., фломастеры, клей.
Ход урока:
Оргмомент. - Ребята, доброе утро! Сегодня урок литературного чтения, прошу Вас подойти ко мне. –Посмотрите в окно, какая погода? Что вызывает эта погода? (За окном поздняя осень, пасмурно, серое небо затянуто, идёт дождь, настроение грустное). Учитель: - Как думаете, что надо сделать, чтобы настроение было хорошим? Надо улыбнуться друг другу. –Учитель: я приглашаю Вас в мир поэзии. Что такое поэзия? Я предлагаю вам распределиться по группам, и присесть. Урок будет необычным: 1 группа – «Биографы», 2 группа – «Литературоведы», 3 группа – «Артисты», 4 группа «Художники».
Работа над развитием речи.
Жужжащее чтение дополнительной литературы. (по команде «громко», «тихо», «быстро»; «медленно»)
Скороговорка по цепочке.
Работа над пройденным материалом. А) актуализация знаний
Уч.-Скажите, какой раздел в литературе мы сейчас изучаем? (Мы изучаем «Поэтическую тетрадь». –Какие произведения входят в этот раздел? (произведения русских поэтов). –Что нам хотят рассказать поэты в своих стихах? (они пишут, как прекрасна русская природа, и что мы должны увидеть в ней красоту, мы должны быть внимательными и наблюдательными к природе, а также охранять её.)
Уч: Игра «Узнай название произведения и автора» -поможет нам закрепить свои знания. (работа в группах). (На столах листы, на них отмечен автор, надо приклеить напротив автора - отрывок стихотворения)- Кто выполнил, возьмитесь за руки и поднимите вверх. – Зачитывают отрывок любой.
Работа над темой 1). Актуализация знаний. Уч: -Я предлагаю Вашему вниманию разгадать автора, с творчеством, которого мы познакомимся. НИНУБ НАВИ ЧИВЕЕСКЕЛА, и его произведение называется – Л Т И С О А Д П («Листопад»). Иван Алексеевич Бунин– (портрет 1слайд)- певец русской природы. Всё его творчество выражает восхищение красотой физического мира, мощной силы природы. Мир у поэта всегда прекрасен.
2).Постановка целей и задач.Уч: - Для того, чтобы работать мы должны определить цели урока: (определяют дети) (слайд2)
- познакомиться лучше с поэтом Буниным И.А.; научиться читать выразительно произведение «Листопад»; анализировать стихотворение; - Узнать, какие использует автор выразительные средства? – Вспомнить правила работы в группах: сообща, тихо прислушиваясь к мнению товарища.
3).Первичное знакомство. - А что такое листопад? Прослушивание аудиозаписи «Листопад». Обмен впечатлениями. – Понравилось ли произведение? –Что вы представляли, когда слушали произведение?
4). РАБОТА В ГРУППАХ. – Сегодня наши группы будут называться необычно:
1 группа- «Биографы», - необходимо найти по справочникам биографию поэта Бунина И.А., исследовать её, и кратко записать в паспорт. В группе есть человек, который будет защищать всю вашу коллективную работу.
2 группа – «Литературоведы», - они работают над произведением, находят яркие выразительные средства, которые использует автор в произведении. Ответственный ученик защищает работу всей группы
3 группа- «Артисты», - эта группа подготовилась ранее, для того, чтобы прочитать выразительно стихотворение, соблюдая все паузы и интонационно. И они будут сегодня «образцом» выразительного чтения.
4 группа – «Художники»- Они, вдохновлённые прослушиванием, пытаются изобразить осень, которую описал Бунин. – Вопрос: --Что напомнил осенний лес Бунину? (лес –точно терем расписной)
5) Отчет групп.
1 группа«Биографы» (слайд 3)
Паспорт
Имя автора __________________Бунин Иван Алексеевич.
Где и когда родился?___________в 22 октября 1870 года, в г.Воронеже.
В какой семье родился Бунин?_______________
Образование ______________________________
Какие награды получил?________________________
Когда и где умер?_______________________________
Дополнительные сведения__________________________
2 группа «Литературоведы». (слайд 4) уч: -работа у них потруднее, чем у остальных. Требует грамотности и смекалки.
Они исследовали произведение, перечитывали его, и ответили на вопросы. Проверим и оценим, как справились.
-Объясните значение слова «заворожённый» -
(очарованный, окалдованный)(слайд);
-Подобрать синонимы к словам: лиловый-……., золотой………,багряный…………,
-Подберите антоним к слову –«замирает»- (возрождается)
! Внимание! Задание трудное*- Какие автор использовал яркие художественные средства?
(Лес – точно терем расписной
Стоит стеной –
Как вышки ёлочки темнеют-
Просветы в небо, что оконца-
Среди широкого двора-
Учитель: -Ребята, оцените, как работала группа? Вам понравилось?
3 группа.- «Артисты». Цель их работы: донести до слушателей красоту осеннего леса, наслаждаться природой.(дети «по цепочке» читают стихотворение под музыку. (слайд Л. В.Бетховен)
4 группа. – они покажут, что у них получилось за такой короткое время. Посмотрите, ребята, как они чудесно справились с работой. Оцените их творческий труд. Вывод: одно и тоже произведение, а подход разный.
-А я вас все благодарю за совместное сотрудничество.
Работа по закреплению. 1)Учитель: -убедитесь, насколько велика роль Бунина в русской литературе. А. Ахматова «Выньте Бунина из Русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звёздного сияния его одинокой стратегической души».М.Горький «Он тонко чувствует всё красивое».2).Выразительное чтение произведения учащимися.
Вывод: -Через поэзию И. А.Бунин сумел нам показать красоту русского леса. Всё разнообразие красок осеннего леса. Используя метафоры, сравнения, олицетворения. Не только художник рисует картину, но и поэт.
Рефлексия. – Оцените свою работу на уроке.- Что было трудным? Что легко удавалось запомнить? Учитель: -Подойдите ко мне ребята. Скажите, кто для Вас Бунин?- (Для меня Бунин – поэт, писатель; как я отношусь к творчеству Бунина? – Что меня больше взволновало в стихах Бунина? (его стихи красивые, они вдохновляют). Учитель: - Давайте вернёмся к целям нашего урока, как выполнили? (слайд)
Домашнее задание: –Чтобы Вы хотели выполнить дома к нашей теме урока? (можно выучить наизусть, подобрать другие произведения Бунина, проиллюстрировать стихотворение)
приложение
«Литературоведы»
Объясните значение слова «заворожённый» -
(оча………………….., )(слайд);
-Подобрать синонимы к словам:
лиловый-……………..,
золотой…………..…,……………………..,………………….
багряный……….……,………………..,………………
-Подберите антоним к слову –«замирает»- (возрождается)
! Внимание! *- Какие автор использовал яркие художественные средства?
Лес – точно терем расписной, (сравн.)
Стоит стеной –
Как вышки, ёлочки темнеют-
Просветы в небо, что оконца-
Среди широкого двора-
Почему слово «ОСЕНЬ» поэт пишет с большой буквы?
Краткий обзор биографии И.А. Бунина
И.А. Бунин родился 22 октября 1870 г. В Воронеже в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детские годы Бунин провёл частью в наследственном поместье под Ельцом (ныне Липецкой области). Впитывая от родителей предания и песни, рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Поступил в 1881 г. В Елецкую гимназию, Бунин был вынужден в 1886 г. её оставить: не хватало денег, чтобы платить за обучение. Часть обучения проходил дома под руководством старшего брата Юлия. Выпустил сборник стихотворений «Листопад»(1901), который принёс ему Пушкинскую премию Петербургской академии наук.
На исходе 19 века выступает с рассказами, похожими на живописные зарисовки. Становится заметен и как поэт и как прозаик. В 1920 году он вместе с женой живёт во Франции. В эмиграции о нём говорили, как о первом среди современных русских писателей.
В годы второй мировой войны он жил в Грассе, следил за военными событиями, бедствовал, прятался от гестапо, радовался победам советских войск.
Последние годы Бунин провёл в бедности, работая над книгой о своём литературном учителе А. П. Чехове. Умер 8 ноября 1953 г. в Париже и там похоронен на русском кладбище.