Коспект урока литературного чтения на тему И. Бунин Листопад
Урок литературного чтения
Иван Алексеевич Бунин «Листопад»
Описание природы (словесный пейзаж). Эпитет.
Учебные задачи:
познакомиться с изобразительными средствами в лирическом стихотворении;
развивать умения анализировать лирическое стихотворение, понимать замысел поэта, находить авторские приемы создания словесного пейзажа;
формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое стихотворение.
Время проведения: 2 триместр
Возраст учащихся: 4 класс.
Количество часов: 1 час.
Материал учебника: Климанова, Горецкий «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть
Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Вы на парты поглядите, Все в порядок приведите. А теперь тихонько сели На меня все посмотрели.
Уважаемые ребята! Давно известно, что если день начинать с улыбки, то он обязательно пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок начнём с улыбки. Пусть улыбка поможет нам быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми.
Давайте вспомним, чем мы занимались на предыдущих уроках чтения. Мы читали стихи. Что это за стихи, кто их написал? На доске дерево с листочками, на них отрывки из стихов. Вы, срываете листочек, читаете на нём начало стихотворения, ваша задача продолжить его и вспомнить поэта, который написал его. Листочки кладёте под дерево.
(На доске вразброс карточки с именами поэтов).
Ещё земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мёртвый в поле стебль колышет, И.. елей ветви шевелит. Ф.И.Тютчев
Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем – .Лишь два крыла. А.А.Фет
Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Е.А.Баратынский
«Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких! Не улетай от нас прочь.Подожди!» - «Милые крошки! Из вашей сторонки .Гонят меня холода и дожди. А.Н.Плещеев
- О каких временах года читали стихи?
- Отличаются ли эти стихи по своему настроению?
- Почему отрывки стихов об осени грустные?
Мы грустим, потому что природа устала, она готовится к долгой и холодной зиме. Да и осенние явления природы способствуют этому.
Он холодный, проливной, По пятам бежит за мной. Убегаю только хуже, Потому что всюду лужи! (дождь)
Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко Видно стало далеко. (туман)
Неизвестно, где живёт. Налетит, деревья гнёт. Засвистит по речке дрожь. Озорник и не уймешь. (ветер)
Ранним утром во дворе Лед улегся на траве. И весь луг стал светло-синий. Серебром сверкает. (иней)
Вот старушка из сторожки Грязь разводит на дорожке, Вязнет в топи мокрый лапоть- Все зовут старушку (слякоть)
И, всё же многие поэты любят осень и с удовольствием описывают её красоту в своих стихах. Вот несколько отрывков:
Озорники
Л. РазводоваЗакружился надо мнойДождь из листьев озорной.До чего же он хорош!Где такой еще найдешь –Без конца и без начала?Танцевать под ним я стала,Мы плясали, как друзья, -Дождь из листиков и я.
Октябрь
Берестов В.Д.Вот на ветке лист кленовый.Нынче он совсем как новый!Весь румяный, золотой.Ты куда, листок? Постой!
Осень
И. ВинокуровХодит осеньВ нашем парке,Дарит осеньВсем подарки:Бусы красные – Рябине,Фартук розовый –Осине,Зонтик желтый –Тополям,Фрукты осеньДарит нам.
Цветная осень
С.Маршак Цветная осень - вечер года -Мне улыбается светло.Но между мною и природойВозникло тонкое стекло.
Есть в осени первоначальной...
Федор Тютчев Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера...Пустеет воздух, птиц не слышно боле,Но далеко еще до первых зимних бурьИ льется чистая и теплая лазурьНа отдыхающее поле...
Осенний клад
И.ПивовароваПадают с ветки жёлтые монетки...Под ногами целый клад!Это осень золотаяДарит листья не считая,Золотые дарит листьяВам, и нам,И всем подряд.
- Что привлекает поэтов в осенней природе?
Осень в гости к нам пришла И с собою принесла.
Что? Скажите наугад! Ну, конечно.
(листопад)
Вот и осень наступила Вслед за летом, точно в срок , И в садах позолотила Каждый маленький листок. Листья стайками летят В нашем парке (листопад).
- У вас на столах лежат осенние листочки. На жёлтом листочке напишите слово ЛИСТОПАД и слова - ваши ассоциации к нему.
- С чем ассоциируется у вас слово ЛИСТОПАД?
Листопад – опадение листьев осенью. (С.И.Ожегов).
- Почему говорим про листопад?
Сегодня мы будем работать с отрывком из поэмы «Листопад», которую написал Иван Алексеевич Бунин.
Имя этого прекрасного поэта тесно связано с Липецким краем.
Родился Иван Алексеевич Бунин 22 октября 1870 года в городе Воронеже
Отец Бунина жил широко, беззаботно, и разорившись, семья Буниных переехала в хутор Озерки Елецкого уезда, который достался в наследство матери Бунина. Жизнь на хуторе, общение с крестьянами, с природой нашли своё отражение в произведениях Ивана Бунина. Иван был человеком впечатлительным, с живым воображением. Писать он стал «как-то сам по себе рано и незаметно». Первые стихи написал в 8 лет.
В 10 лет его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Учился он неплохо, память была отличная, он мог запомнить длинное стихотворение в целую страницу, если оно ему нравилось. Но потом платить за обучение стало нечем и из гимназии пришлось уйти. Занимался дома со старшим братом.
Первое стихотворение было напечатано, когда Бунину было 17 лет. В 18 он стал работать в газете «Орловский вестник».
Литературная судьба складывалась удачно.
Он много писал, и его произведения сразу же получили высокую в литературных кругах. Не случайно Академия Наук трижды присуждала Ивану Бунину Пушкинскую премию.
Но, кроме увлечения поэзией и прозой, Иван Алексеевич любил путешествовать и сам себя называл «бродником». Он объехал не только всю Россию, но и Европу, страны Азии, бывал даже в Африке.
- Но, к сожалению, в 1920 году ему пришлось покинуть Россию навсегда и уехать за границу, но тоска по Родине осталась на всю жизнь.
В 1933г. он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии.
Умер он в 1953г. в возрасте 83 лет в Париже.
В Ельце в 1988г. открыт дом-музей И.А.Бунина.
В 1999г. Елецкому университету было присвоено его имя. Возможно, кто-то из вас будет учиться в этом высшем учебном заведении.
Физкультминутка.
Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет, Раз – наклон И два – наклон, Зашумел листвою клен. Ветер тихо клен качает И листочки обрывает. Листья желтые летят, В нашем парке листопад.
- Ну, а теперь закройте глаза, послушайте отрывок из поэмы, постарайтесь увидеть картины осенней природы, которые описал Бунин.
- Что вы увидели и услышали?
Словарно – лексическая работа.
-Ребята, в стихотворении вам встретятся слова, давайте разберём их значение
- Объясните значение слова завороженный – очарованный, околдованный.-
Подберите синонимы к словам: Лиловый – фиолетовый, сиреневый; Золотой – желтый, изумительный; Багряный – красный.
- Подберите антонимы к слову замирает – возрождается, оживает.
Работа над содержанием стихотворения.
- Прочитайте стихотворение самостоятельно и скажите, что напомнил осенний лес И.А.Бунину? (Терем расписной).
Те
·рем жилой верхний [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Иногда слово терем употребляют в значении синонима роскошного особняка[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Выпишем сравнения, которые помогают нарисовать образ леса – терема.
Лес – терем расписной. Лес стоит стеной. Елочки темнеют – как вышки. Синеют просветы в небо, что оконца. Пустая поляна – широкий двор. Паутина – как сеть из серебра. Мотылек – точно белый лепесток.
- Почему автор сравнивает лес с теремом? Что общего между ними? (пестрота красок)
- Почему лес сравнивается со стеной? (деревья стоят плотно друг к другу)
- Что Бунину напоминает оконца? ( просветы в небо между листвой)
- А почему оконца, а не окна? (маленькие).
- Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов.
– Почему слово Осень написано с большой буквы?
– Какой поэтический прием использует автор? (Олицетворение)
– С кем сравнивает он осень? (С вдовой – женщиной)
- Кто такая вдова и почему она тихая? (она уже успокоилась, все позади)
С чем сравнивается поляна? ( со двором)
- А что там? (паутина)
-С чем сравнивается паутина?
- А когда бывает много паутины? ( в дни теплых дней бабьего лета)
-Кто есть во дворе на поляне? (мотылек)
- Какое сравнение для него придумал Иван Алексеевич?
-Есть ли ветер?
-А как понять слова «мертвое молчанье»? Что это за языковой прием? (метафора).
- Можно ли услышать тишину?
- Прочтите заключение.
Бунин заканчивает свое стихотворение теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну кругом и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале.
- Какую же мысль хочет донести до нас поэт?
(Поэт пытается подчеркнуть ценность, неповторимость каждого дня. Именно сегодня надо успеть увидеть самое ценное, насладиться красотой сегодняшнего дня, завтра она может быть уже другой. Каждый день нужно уметь замечать прекрасные мгновения жизни и ценить их).
- Бунин нашёл такие ёмкие и точные слова, которые позволили нам увидеть и цветовую палитру леса, и вслушаться в звуки леса, и представить его образы.
- Кто же является главным героем стихотворения?
- Кто наблюдает за всем происходящим в лесу и заворожён красотой увиденного и его тишиной?
- Верно, лес.
А ведь мы, ребята, сейчас совершили открытие: именно лес является лирическим героем произведения. Он любуется красотой осенней природы, ценя неповторимость каждого дня. Но ведь и поэт, как и лес, любуется красотой осенней природы.
- Есть у Бунина любимое слово, которое является своеобразным, хотя и не единственным ключом к его поэзии. Это слово «блеск». Вся его поэзия как будто освещена солнечным блеском.
- Найдите это слово в этом отрывке.
(берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой,
воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра)
- А.М.Горький писал: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишиться живого радужного блеска и звёздного сияния его души».
- Мне очень хочется, чтобы Бунинский радужный блеск коснулся и ваших душ, чтобы вы жили в гармонии с собой и окружающим миром.
- И может мои подарки помогут вам в этом. (брошюры с поэмой «Листопад»)
- Читайте Бунина, любите Бунина, любите литературу!
- Я думаю, что вам не доставим затруднений выучить понравившийся отрывок наизусть, и нарисовать рисунок. Это и будет ваше домашнее задание.
Рефлексия – всем, кому понравился урок нужно прикрепить на дерево жёлтый листочек, если не понравился – красный.
Заголовок 215