Конспект урока Бунин Листопад
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сынтульская средняя общеобразовательная школа»
Литературное чтение
Урок № 34
Тема: «И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина»
4 класс
Чижова Л.Н.
учитель начальных классов
2015
Пояснительная записка
Урок был дан в 4 классе. Контингент учащихся отличается достаточно высоким (выше среднего) уровнем познавательных способностей.
Это один из уроков в разделе «Поэтическая тетрадь». Предполагает первоначальное знакомство с творчеством Ивана Бунина.
Сложность материала соответствует требованиям программы, а объём рассчитан на уровень познавательных способностей учащихся класса.
Данный урок включает в себя межпредметные связи с уроком ИЗО, с музыкой, с окружающим миром.
На уроке были применены следующие методы:
I. По источнику информации:
а) словесные ( приёмы: рассказ, беседа.)
б) наглядные (приёмы: иллюстрация, демонстрация.)
в) практические приёмы: упражнения, самостоятельная работа.
II. По характеру познавательной деятельности школьников:
а) репродуктивные
б) объяснительно -иллюстративные
в) проблемные
г) частично – поисковые.
III. По основным методам и дидактическим задачам:
а) методы изучения материала, его закрепления, с использованием индивидуально – обособленной формы.
б) применение на практике формирования умений.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
Совершенствование умения анализировать лирическое стихотворение, совершенствовать навык сознательного, правильного, выразительного чтения, обогащать словарный запас.
Личностные:
Проявлять интерес к поэзии.
Осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Метапредметные:
Понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Планировать деятельность на уроке под руководством учителя.
Работать в паре и оценивать товарища.
Выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения.
Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме.
Образовательное учреждение МОУ «Сынтульская СОШ»
Учитель Чижова Людмила Николаевна
Предмет Литературное чтение
Издательство, автор учебника Москва «Просвещение». Л.Ф.Климанова.
Тема урока И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина
Класс 4
Цель 1)Обучающие:
организовать учебную деятельность учащихся по ознакомлению с текстом стихотворения И.А. Бунина «Листопад»;
повторению понятий «сравнение», «эпитет», «метафора».
2)Развивающие:
способствовать формированию у учащихся опыта универсального действия анализа стихотворного текста; навыка сознательного выразительного чтения.
3)Воспитывающие:
создать условия для формирования коммуникативных навыков (работа в парах).
Задачи 1)Организовать знакомство учащихся со стихотворением И.А. Бунина «Листопад».
2)Организовать понимание у учащихся существенных признаков понятий «сравнение», «эпитет», «метафора».
3)Организовать демонстрацию целостного, сознательного выразительного чтения стихотворного текста.
4)Организовать воспроизводство образца.
5)Организовать работу по поиску художественных средств «сравнение», «эпитет», «метафора» в тексте стихотворения.
6)Организовать контроль результатов действий учащихся.
7)Организовать рефлексивную оценку учебной деятельности учащихся.
Оборудование Учебник по литературному чтению для 4 класса Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого;
компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации. Слайдовая презентация по теме «И.Бунин. Листопад.»
План урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний. Определение темы урока. Мотивация.
3.Работа над новым материалом.
4.Первичная проверка понимания.
5.Первичное закрепление.
6.Самостоятельное применение открытых знаний.
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его исполнению.
8.Итог урока. Рефлексия.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
1.Оргмомент Проверяет готовность учащихся к уроку. Создает положительный эмоциональный настрой. 2.Актуализация знаний.Определение темы урока. Мотивация.
Слайд 1 Читает загадку.
-Отгадайте загадку:
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
- О каком времени года мы сегодня будем читать стихотворение?
-Мы вот уже несколько дней читаем стихи. Вам не наскучило?
-Почему?
-А зачем нужно читать стихи?
-Где зимой можно увидеть деревья в золотом уборе?
Слайд 2
-Посмотрите на эту картину. Она вам уже знакома. Кто скажет, как называется эта картина и кто её автор?
-Такую же золотую осень мы увидим сегодня в стихотворении. А написал его русский поэт Иван Алексеевич Бунин. Отгадывают загадку.
- Осень.
- Об осени.
-Нет.
-Нам нравится читать стихи, их легко читать, они легко запоминаются.
- Чтение стихов развивает нашу речь, они учат любить нашу природу.
-На картинах художников или в стихах.
-Это картина Исаака Левитана «Золотая осень».
высказывать предположения,
воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи.
3.Работа над новым материалом.
Слово учителя о И.А. Бунине.
Постановка учебной задачи.
Слайд3 -Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в родовитой, но обедневшей семье. Впитывая от родителей, от дворовых предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать стихи он начал рано – в семь, восемь лет – подражая Пушкину и Лермонтову.
Но , к сожалению, ему пришлось уехать из России во Францию. Он прожил там до самой смерти и очень скучал по своей Родине. Все свои стихи он посвятил России – её природе и людям.
- Сегодня на дворе хмурый день, под ногами слякоть и грязь. Давайте вернемся с вами в пору золотой осени. Прочитаем стихотворение «Листопад».
Слайд 4.Учитель читает стихотворение под музыку Чайковского «Времена года. Октябрь».
- Какие краски использует автор в своём стихотворении?
- Как вы думаете, какую работу можно провести по этому стихотворению? Дети слушают.
Дети слушают.
Дети отвечают.
-Провести словарную работу, найти художественные средства. - умение слушать
-выделять из прослушанного текста слова;
-высказывать предположения;
-обмениваться мнениями с одноклассниками
4.Первичная проверка понимания.
Словарно-лексическая работа.
-Прочитайте стихотворение про себя и найдите слова вам непонятные, требующие объяснения.
Слайд 5.
Учитель слушает детей, проецирует слова и их значение на экран. Дети читают и ищут слова.
Дети называют слова и объясняют их значение. (Предполагаемые слова:- терем;
- расписной;
- лиловый;
-багряный;
- заворожённый;
- лазурь. -умение работать с текстом;
-находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи,
-умение объяснять значение слова;
5.Первичное закрепление.
Анализ стихотворения.
-Ребята, какие средства имеет художник для передачи своих чувств?
-А музыкант?
-А какие средства использует поэт для передачи картины осени?
-Как называются художественные выразительные средства поэтов?
-Прочитаем первые 4 строчки стихотворения.
-Найдите сравнения.
-Найдите эпитеты.
Слайд 6.
-Прочитаем следующие строчки и найдем сравнения и эпитеты.
Слайд 7.
-Прочитаем следующие строчки и найдём сравнения и эпитеты.
Слайд 8.
-Дочитайте стихотворение до конца.
Слайд 9.-Как понять такие слова «мёртвое молчанье»?
-Как называется такой языковой приём?
-Бунин заканчивает своё стихотворение также , как и начал. Он как будто осмотрел поляну ещё раз и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале.
-Какое слово автор употребляет трижды?
-Зачем Бунин повторяет это слово три раза?
-Бунин нашёл такие ёмкие и точные слова, которые позволили увидеть все цвета осеннего леса, вслушаться в его звуки и представить его образы.
-Кто же является главным героем этого стихотворения?
-Да, именно лес является главным героем этого произведения. Он и любуется красотой осенней природы, как и сам поэт. Поэтому мы можем сделать вывод, что само стихотворение – метафора. Это сам Бунин любуется природой, скрываясь за образом леса. -Краски.
-Ноты
-Слова.
-Сравнения, эпитеты, метафора.
Читает хорошо читающий ученик.
Дети называют сравнения.
(Предполагаемые ответы:-лес как терем;
-лес стоит стеной)
Называют эпитеты
-терем расписной;
-лиловый, золотой, багряный лес;
-весёлой пёстрою стеной;
-светлою поляной.
Сравнения:
-ёлочки как вышки;
-просветы, что оконца.
Эпитеты:
-жёлтая резьба;
-лазурь голубая;
-листва сквозная.
Сравнения:
-паутины как сеть из серебра;
-мотылёк точно белый лепесток.
Эпитеты:
-воздушная паутина;
последний мотылёк.
-Нет ветра, птицы не поют, листочки не шуршат. Очень тихо.
-Метафора (употребление выражения в переносном значении).
- «Сегодня».
-Именно сегодня надо успеть самое ценное, насладиться красотой сегодняшнего дня. Потому что завтра она может быть другой.
-Лес. -умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других,доносить свою позицию до других
6.Самостоятельное применение открытых знаний.
Работа в парах. -А теперь вы в парах подготовите выразительное чтение этого стихотворения.
-На что надо обращать внимание при подготовке к выразительному чтению?
-Как мы будем читать стихотворение: быстро или медленно?
-Какую половину стихотворения будем читать громче, а какую тише?
-Почему?
-Прочитайте стихотворение в парах друг другу.
-А теперь прочитаем это стихотворение вслух.
-Оцените чтение своих одноклассников. -На знаки препинания.
-Медленно. Это лирическое стихотворение.
-Вторую часть будем читать тише.
-Мы как будто боимся вспугнуть последнего мотылька.
Читают.
Несколько учеников читают вслух.
Дети оценивают чтение ребят. -умение выполнять различные роли в паре;
умение оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
7.Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению
Слайд 10-Дома вы ещё потренируетесь в чтении этого стихотворения. Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению на альбомных листах, чтобы мы смогли сделать выставку рисунков. Дети слушают и записывают домашнее задание в дневник. 8.Итог урока. Рефлексия.
-О чем же это стихотворение?
-Какие чувства выражает поэт этим стихотворением?
-Какие задачи мы поставили перед собой на этом уроке?
-Выполнили мы свои поставленные задачи? Слайд 11.
-Оцените свою работу на уроке. -Это стихотворение о родной природе.
-Восхищение красотой природы. Грусть, потому что скоро эта красота исчезнет.
-Познакомиться со стихотворением «Листопад»; проанализировать стихотворение; научиться выразительно читать это стихотворение.
-Да.
-Мне было интересно на уроке, я всё понял...
-Я испытывал затруднения...
-У меня не получилось...
-умение устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;
-умение оценивать свою учебную деятельность:
свои достижения,
самостоятельность,
ответственность,
причины неудач.