Конспект урока Бунин Листопад


И.А.Бунин «Листопад» 4 класс
Слайд 1
Цели:
- познакомить детей с великим поэтом И.А.Буниным и его стихотворением «Листопад»;
- учить чувствовать поэтический мир;
-развивать умение анализировать стихотворение о природе;
-формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение,
- развивать речь, память, мышление, воображение;
-воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное рядом.
Оборудование: учебник литературного чтения Л. Ф. Климановой, презентация с портретом И.А. Бунина и репродукциями картин И.И. Левитана «Золотая осень», А.А. Рылова «Осень», В.Поленова «Золотая осень»
Слова на карточках: лиловый, золотой, багряный, терем, расписной, резьбой.
Ход урока
I.Орг. момент.II.Проверка домашнего задания.
-- Сегодня мы продолжаем тему «Поэтическая тетрадь». И сейчас проверим, как хорошо вы усвоили изученные произведения.
-- Продолжи стихотворение, назови автора и название
1. Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
2. Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот – дышу.
3. Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
4.В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман,
Теплый вечер прозрачно - румян.
III Сообщение темы и целей урока.О каком явлении будем читать стихотворение?
Слайд 3 - 4
-- Уже прошла золотая пора осени. Деревья стоят голые. Но мы с вами сегодня на уроке постараемся вернуть ненадолго это чудесное время года.
IV.Работа над новой темой. Постановка цели.
Слайд 5
-Прочитайте только русские буквы, и вы узнаете фамилию поэта, лауреата Нобелевской премии, чьё стихотворение мы сегодня будем читать.
N Б R У Н W И Н (БУНИН)
1)    Знакомство с биографией писателя
Слайд №2
Я хочу немного рассказать о поэте, чьё стихотворение мы будем читать сегодня.
Слайд 6
Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Отец Бунина жил широко, беззаботно, и разорившись, семья Буниных переехала в имение Орловской губернии. Бунин детство провёл в этом месте, среди природной красоты полей.Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Первые стихи Бунина написаны в семилетнем возрасте.
Слайд 7
В 10 лет его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Однако он не закончил её, вернувшись домой, потому что за обучение платить было нечем.
Слайд 8
Дальнейшее образование в биографии Ивана Бунина было получено благодаря старшему брату Юлию. Первое стихотворение было напечатано, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет.
Слайд 9
Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.
Литературная судьба складывалась удачно. Он много писал, и его произведения сразу же получили известность.
Слайд 10
В 1933 году он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии.
Слайд 11
В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже.
Слайд 12
В Ельце в 1988 г. открыт дом-музей И. А. Бунина.
- Что вы узнали об Иване Алексеевиче?
  Первичное знакомство со стихотворением.
–Ребята, сегодня мы увидим, какой увидел осень великий мастер русского слова писатель Иван Алексеевич Бунин. Послушайте внимательно я буду читать, а вы закройте глаза и постарайтесь представить, то о чем я буду читать. ( Чтение стихотворения учителем)
Проверка первичного восприятия
- Что вам представилось?
– Понравилось ли вам это стихотворение?
– Что вас удивило?
Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
- Прочитайте стихотворение самостоятельно и скажите, что напомнил осенний лес И .А. Бунину? (Терем расписной).
Словарно – лексическая работа.
-Ребята, в стихотворении вам встретились слова, давайте разберём их значение. (На доске записаны слова: терем, резьба, вдова (Женщина у которой умер муж) завороженный, замирает, лиловый, багряный, лазурь).Слайд 13
Тетрем - Высокий - боярский или княжеский - дом в виде башни. 
Резьба -Узорчатый рисунок, вырезанный на каком-л. твердом материале.
Слайд 14
- Подберите синонимы к словам: завороженный – очарованный, околдованный.
Лазурь—синева
– Подберите антонимы к слову замирает – возрождается, оживает.
Прикрепите к слову рисунок с изображением листьев соответствующего цвета (лиловый, багряный)
5) Чтение текста по частям, аналитическая беседа.
- Бунин, как художник, пишет картину словами – мазками. Его палитра богата цветами.
-Найдите и прочитайте описание леса
- Почему лес сравнивается со стеной? (деревья стоят плотно друг к другу)
- Какие цвета – краски называет поэт, чтобы передать своё восхищение красотой осеннего леса?( Лиловый – сиреневый; золотой; багряный; жёлтый; голубой – о лазури; синий – просветы неба, вышина; серебро – о паутине; белый – лепесток).
- Как вы думаете, почему Бунин сравнивает лес с теремом? ( Он, как терем, нарядный и пёстрый, пестрота красок,).Терема были богато украшены резьбой. Вот осенний лес и напомнил поэту такие терема.
- Листья какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу, украшавшую терема?
(Листья берёзы).
- Какие деревья напомнили ему вышки? (Ёлочки).
- Верно, они очень стройные и похожи на вышки.
- Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов? (Просветы в небо между клёнами).
- Что общего у терема и у березы? ( резьба на наличниках и листочков)
- Что Бунину напоминает оконца? ( просветы в небо между листвой)
- А почему оконца, а не окна? (маленькие).
- Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов. Кто-нибудь помнит, как пахнет осенью в лесу, чем? ( листьями, прелью)
- А чем пахнет лес у Бунина? Почему?
– Прочитайте следующие 2 строчки и подумайте.
– Почему слово Осень написано с большой буквы?
– Какой поэтический прием использует автор? (Олицетворение)
– С кем сравнивает он осень? (С вдовой – женщиной)
- Кто такая вдова и почему она тихая? (она уже успокоилась, все позади)
- Прочтите следующую часть.
- Где мы оказались? С чем сравнивается поляна? ( со двором)
- А что там? (паутина)
--- Что поэт сравнивает с серебряными нитями?
(Воздушной паутины ткани Блестят как сеть из серебра)- А когда бывает много паутины? ( в дни теплых дней бабьего лета)
-Кто есть во дворе на поляне? (мотылек)
- Какое сравнение для него придумал Иван Алексеевич?
- Что напоминает белый лепесток? Прочитайте.
(Сегодня целый день играет В дворе последний мотылёк
И точно белый лепесток,
На паутине замирает…)-Есть ли ветер?
-А как понять слова «мертвое молчанье»? Что это за языковой прием? (метафора).
- Можно ли услышать тишину?
- Прочтите заключение.
-- Бунин заканчивает свое стихотворение теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну кругом и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале.
Сделаем вывод
Можно ли сказать, что это стихотворение передаёт состояние души?- Смотрите, какое богатство красок – слов у поэта – художника.
- С помощью чего создаются эти картины?(с помощью художественных средств)- - - Какими художественными средствами пользуется Бунин в своём стихотворении?( эпитетами, сравнением, олицетворением)
Слайд 15
- Давайте вспомним, что такое эпитеты, сравнения, олицетворения.( на доске определения, дети читают)
Слайд 16
Сравнение – изображение явления путём сопоставления его с другим.
Слайд 17
Олицетворение - изображение неодушевлённых предметов в виде живых существ, способных говорить, чувствовать.
Слайд 18
Эпитет – художественное определение предмета, помогающее нарисовать его существенные признаки.
- Поработаем в группах.
1 группа - ищут эпитеты,
2– олицетворения,
3 – сравнения.
Проверка - Назовите сравнения, которые помогают нарисовать образ леса – терема.
Лес – терем расписной.Елочки темнеют – как вышки.Синеют просветы в небо, что оконца.Паутина – как сеть из серебра.Мотылек – точно белый лепесток.
- Какие эпитеты использует автор? -(«Весёлой стеной», «воздушной паутины ткани», «мёртвое молчанье», , «сонная поляна». Лес стоит стеной..)-- Есть ли в стихотворении олицетворения? («лес заворожённый»,)– Почему слово Осень написано с большой буквы?
– Какой поэтический прием использует автор? (Олицетворение– С кем сравнивает он осень? (С вдовой – женщиной)
- Кто такая вдова и почему она тихая? (она уже успокоилась, все позади)
- Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов.
- Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном тереме. Чем там пахнет? Найдите ответ в тексте.(Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца).
- Можно ли услышать тишину?
Прочитайте строки, в которых рассказывается о звуках в лесу.
-- Какие звуки повторяются ?-- Для чего поэт использует эти звуки, что они помогают услышать?
- Какие слова в стихотворении повторяются? («Сегодня на пустой поляне», «Сегодня так светло кругом).
- Почему поэт повторяет их? Что он хотел сказать? (Он хотел подчеркнуть, что очень было светло и очень тихо)
- Какое слово поэт повторяет несколько раз? Почему?(Поэт пытается подчеркнуть ценность, неповторимость каждого дня. Именно сегодня надо успеть увидеть самое ценное, насладиться красотой сегодняшнего дня, завтра она может быть уже другой. Каждый день нужно уметь замечать прекрасные мгновения жизни и ценить их). - Бунин нашёл такие ёмкие и точные слова, которые позволили нам увидеть и цветовую палитру леса, и вслушаться в звуки леса, и представить его образы.
- Кто же является главным героем стихотворения?( Лес)
- Верно, лес.
А ведь мы, ребята, сейчас совершили открытие: именно лес является лирическим героем произведения. Он любуется красотой осенней природы, ценя неповторимость каждого дня.
- А теперь, давайте попытаемся прочесть стихотворение выразительно, передавая настроение автора, выражая собственные чувства.
7) Знакомство с репродукциями картин великих русских художников и фотографиями на тему «Осень»
Слайды 19, 20, 21
-Ребята, давайте посмотрим осень на репродукциях картин великих русских художников. Обратите внимание, что изобразили художники, какие краски использовали.
(ответы детей)
Выборочное чтение
Найдите и прочитайте цветовую гамму в изображении осенней картины у Бунина
- Чему противопоставляется золотая листва на картине художника?
Выскажите своё отношение к картинам и стихотворению И.А.Бунина.
- Что общего у них?
(На заднем плане картины лес стоит стеной. Золотая листва на берёзах.)8) Работа над выразительностью.
– Прежде, чем мы будем пробовать выразительно читать, выберем подходящую интонацию: быстро, медленно, не торопясь.
- Какое чувство мы должны передать? (тихое удивление, мы очарованы красотой и не смеем нарушить молчание никаким резким звуком)
- Потренируйтесь читать выразительно.
-Прочитайте выразительно, передайте восхищение простора в осеннем лесу.
V. Обобщение
а) Конкретизация темы стихотворения
- О чём это стихотворение?
Попробуйте дать своё название стихотворению.
б) Определение главной мысли произведения
- Для чего Бунин И.И. написал это стихотворение?
(Чтобы читатель обратил внимание на красоту, полюбовался тем, что его окружает, чтобы передать то восторженное состояние от увиденного, показать любовь к природе)
в) Над какими «Секретами стихов» мы работали сегодня?
-Что помогает слышать и воспринимать поэта?
VI. Рефлексия
- Понравилось вам стихотворение?
- Какую иллюстрацию вы бы нарисовали?
- Открывает ли анализ произведения что-то новое для вас?
VII.Домашнее задание
Д.З. Выучите стихотворение наизусть. Ответьте на вопросы в конце стихотворения.