Урок русского языка на тему Лексическое значение слова
Паспорт урока
Тема урока:
Лексическое значение слова.
Учитель
Самаркина Людмила Петровна
Образовательная цель
Формирование языковой культуры, развитие коммуникативных способностей пятиклассников через осмысление роли слова и его значении в языке.
Планируемые образовательные результаты
По окончании изучения темы ученик:
- чувствовать красоту и выразительность слова, его богатые возможности и многозначность.
- владеть монологической и диалогической речью.
- свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
- слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
- соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики.
- высказывать предположения на основе наблюдений.
- соотносить цели и результаты своей деятельности.
- анализировать информацию.
- выявлять главное, систематизировать.
- уметь пользоваться словарями разных типов.
- ученик находит в тексте необходимую информацию.
- выполняет задания в сотрудничестве с одноклассниками.
- оценивает результаты и продукты своей деятельности и деятельности одноклассников.
Программные требования к образовательным результатам раздела «Лексика и фразеология»
Ученик научится:
-использовать в речи грамматические нормы слов,
-извлекать и преобразовывать необходимую информацию
-употреблять в речи слова в соответствии с их лексическим значением и учетом их лексической сочетаемости.
Ученик получит возможность научиться:
-пользоваться различными словарями
-работать со словарями разных типов, научной литературой
- обогащать свой словарный запас
Программное содержание
Понятие « Слово и его лексическое значение», История появления первого толкового словаря. Составители словарей Виды словарей.
Мировоззренческая идея
Изучение лексики обогащает словарный запас человека, делает его речь яркой, образной, насыщенной, богатой.
Понимание роли лексического значения важно для каждого.
Ценностно-смысловые ориентиры
Культура речи
Духовный мир человека
План изучения учебного материала
1.Понятие «Слово и его лексическое значение»
2.Работа по группам.
3..Защита групповых проектов
Основные понятия
Лексическое значение слова
Толковый словарь и его значение
Тип урока
Урок изучения нового материала
Форма урока
урок -исследование
Образовательная технология
Технология интерактивного обучения
Оснащение урока
Мультимедиа (презентация), В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка, С.И. Ожегов Толковый словарь русского языка, Д. Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка. Русский язык 6 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Т.А. Ладыженская, М .Т .Баранов, Л .А. , Тростенцова М,. «Просвещение» 2014, карточки- задания
Мизансцена урока
Расстановка парт группами. Три группы по 3 человека
Домашнее задание
Разноуровневое задание
Технологическая карта хода урока
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
ПОР урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3-5 мин.)
Приветствие. Проверка отсутствующих. Психологический настрой на урок. Обозначение групповой работы.
Выбор лидера группы. определение общих правил работы в группе
II. ВВОДНЫЙ ЭТАП (5-7 мин.)
Вводная беседа:
-Перед вами записаны слова. Какой частью речи они являются?
- Что можно сказать об их правописании?
Задание: Вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание.
Посдеть – посдеть;
Примрять – примрять;
Полскать – полскать
- Какой можно сделать вывод?
-Сформулируйте тему урока.
Слово и его лексическое значение.
- Что можно сказать о теме урока?
-сформулируйте и запишите тему урока в тетрадь
. Главный вопрос урока:
-Что необходимо знать о слове, чтобы говорить и писать грамотно?
- Что мы должны знать, чтобы аргументированно ответить на главный вопрос урока?
Прием « Ладошка»
Записывают, что ребята хотят узнать, чему научиться, кому помочь на уроке.
Задание: Познакомьтесь с заданиями для каждой группы в рабочих папках, распределите между собой задания.
Задание 1 группе:
На основе выполнения заданий в карточках определить, какое лексическое значение имеет понятие «слово». Выяснить, что понятие «слово».
Задание 2 группе:
На основе выполнения заданий в карточках выяснить, что такое лексическое значение?
Определить, для чего необходимо знать лексическое значение?
Выяснить, к чему может привести незнание лексического значения слова? Аргументированно обоснуйте свою позицию. Оформить таблицу
Задание 3 группе:
- На основе выполнения заданий в карточках выяснить, где можно найти лексическое значение слова? Определить, какие виды словарей бывают. Выяснить, историю появления первого толкового словаря. Сделать презентацию словарей.
Распределение заданий в группе.
Фронтально
( слайд 1)
(слайд 2)
Запись темы урока в тетрадь.
Фронтально
Знакомство с содержанием рабочих папок: инструкции, учебные материалы, листы оценки и самооценки.
- анализирует информацию, выделяет общие и отличительные признаки объектов
высказывает собственное мнение, обосновывает свою позицию
формулирует учебные задачи, как шаги достижения поставленной цели
выполняет задания в сотрудничестве с одноклассниками
Высказывает свое мнение, обосновывает свою позицию
III. ОБУЧАЮЩИЙ (ОСНОВНОЙ) ЭТАП (15 мин.)
Практическая работа в группах.
Работа групп
1.Группа 1. \Задание
1 ученик дает определение слову «Слово», использует дополнительный материал., использует материал словаря.
2 ученик выполняет задание в карточке, делает вывод об употреблении слов в речи в прямом и переносном значении слов.
3 ученик, выполняя задание текста
карточки, приводит примеры однозначных и многозначных слов.
Группа 2 Задание.
1 ученик. На основе выполнения задания в карточке, выясняет, что такое лексическое значение слова?
2 ученик На основе выполнения задания в карточке определяет, для чего необходимо знать лексическое значение слова?
3 ученик. На основе выполнения задания в карточке выясняет, к чему может привести незнание лексического значения слова?
Группа 3 Задание.:
1 ученик. На основе выполнения задания в карточке выясняет где можно найти лексическое значение слова?
2 ученик. На основе выполнения задания в карточке определяет, какие виды словарей бывают.
3 ученик. Используя материал Интернет выясняет, историю появления первого толкового словаря.
Микрогрупповая дискуссия:
Обсуждение, выработка общего мнения , планирование презентации итогов работы.
Дополнительная информация:
В. Даль проезжал Самару по дороге в г. Оренбург.
Индивидуальная работа в группах.
Познавательные:
-выделять главное, извлекать информацию,
- анализировать, сравнивать,
-выявлять закономерность,
- Коммуникативные:
-строить связанное монологическое высказывание
в учебно-научном стиле
-договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность
- обсуждать вопрос, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме
Регулятивные:
- искать пути решения проблем.
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (15 мин.)
Презентация итогов групповой работы
Презентация работы 1 группы: рассказ о слове «Слово».
Презентация работы 2 группы: рассказ о роли знаний значений слова в жизни человека.
Презентация работы 3 группы: рассказ на тему «Такие разные словари».
Коллективная дискуссия
- Как вы понимаете слова А. С. Пушкина
«Изучайте значение слов - и вы избавите свет от половины его заблуждений.»
-Для чего необходимо правильно употреблять слова в своей речи?
Что происходит с нашей речью, когда мы употребляем слова в несвойственном ему значении?
Возвращение к главному вопросу урока, обсуждение.
Вывод, обобщение по уроку
Словарный запас человека делает его речь яркой, насыщенной, повышает грамотность, умение пользоваться словарем необходимо каждому человеку, знание исторических событий позволяет ярче представить прошлое страны.
У доски вся группа
Фронтально (слайд 3)
Фронтально в проблемно- смысловом диалоге
Познавательные:
Анализировать, сравнивать, группировать делать выводы
- проверка знаний и умений
Умение пользоваться словарями разных типов
Коммуникативные:
Владеть монологической речью
Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
Личностные:
Чувствовать красоту и выразительность слова, его богатые возможности
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3-5 мин.)
Коллективное обсуждение:
Содержательная оценка и самооценка работы группы, участие каждого в групповой работе. Итоги коллективной работы.
Листы оценки и самоценки
- оценивает результаты и продукты своей деятельности и деятельности одноклассников
Заголовок 4Заголовок 515