Технологическая карта урока русского языка, 2 класс Правописание частей слова

Урок русского языка
«Повторяем правописание частей слова»
Цели:
Формирование УУД на уроках русского
Задачи:
-способствовать осознанию усвоения орфограмм в различных частях слова.
-формировать УУД на примере работы журналиста.
- способствовать развитию мыслительных операций, речи, умению аргументировать свои высказывания;
- формировать навыки самостоятельной работы, работы в парах, самоконтроля.
Планируемые результаты:
Предметные умения:
Распознавать и объяснять правописание орфограмм в частях слова .
Метапредметные умения:
Классифицировать по заданным критериям, отбирать и структурировать знания;
выполнять учебные действия в соответствии с целью;
выполнять самопроверку учебного задания;
формулировать собственное высказывание, используя термины;
строить понятные для собеседника высказывания.
Личностные умения:
Проявлять:
интерес к изучению темы
бережное отношение к природе
инициативу и позитивное отношение к одноклассникам во время выполнения заданий
Межпредметные связи
литературное чтение (литературное чтение «М. Пришвин, рассказы о природе», окружающий мир тема «Водоемы»)
Ресурсы:
Информационный материал: учебник и рабочая тетрадь «Русский язык» часть 2 (Автор Е.С. Иванов)
Интерактивный материал: карточки с учебными заданиями, презентация к уроку.




Технологическая карта урока
по русскому языку «Повторяем правописание частей слова»


Этап урока
Цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат этапа

1. Организационный

Эмоциональный контакт с обучающимися, настрой,
мотивация
-Прозвенел звонок – начинаем наш урок русского языка. Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем их.
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.
- Нужно для счастья порою немного:
Шофёру – прямая дорога,
Лётчику – ясное небо,
Прохожему – больше улыбок,
Учителю – меньше (ошибок)
- Я знаю, что вы постараетесь и не сделаете ни одной ошибки. Желаю удачи.
Сосредотачиваются, настраиваются на урок.
Личностные:
учебно-познавательная мотивация
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества

2.Самоопределение к деятельности





































Постановка цели



































– Но сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников. Много разных профессий есть на земле. Сегодня мы с вами попробуем познакомиться поближе с профессией журналиста.

– Кто такие журналисты?
– В первую очередь, этот человек должен давать точные, проверенные данные, поэтому мы с вами тоже попытаемся дать точное толкование этого слова. В каких источниках нам его найти?
Н/д: журналист












- Открываем тетради, записываем число.










- Какие орфограммы заметили в записи числа?






-Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы.



-Интернет, из толкового словаря.



Ученик читает определение в словаре.
ЖУРНАЛИСТ - Литературный работник, занимающийся
журналистикой.

Открывают тетради:
«Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я возьмусь!»
Поиск орфограмм, объяснение их написания.
Личностные
результаты:
самоопределение к деятельности.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные:
-уметь выражать свои мысли, слушать ответы своих одноклассников и сравнивать со своими ответами.
-анализировать учебную ситуацию и ставить задачу урока, высказывать свои мнения, слушать ответы других

Регулятивные:
-оценивать ход и результат выполнения задания.
-волевая саморегуляция


Предметные результаты:
понимать задание, как его надо выполнить.









3.Постановка учебной задачи

Направить учащихся на формулировку учебной задачи


- Прежде, чем отправиться на интервью, или начать писать статью, журналист должен хорошо изучить тот материал, о котором он будет рассказывать. Поверим, насколько хорошо вы владеете изученным материалом.

- Посмотрите на доску. Чтобы понять о чем будем сегодня говорить, расшифруйте тему.
- Первая часть темы является приставкой слова прабабушка. Что знаем про приставку пра?
- Следующая часть – второй слог слова «поворот».
- Далее: корень слова писатель.
- Буква, пропущенная в слове «к_р_нд_ш»
- Суффикс слова «зимний»
- Чтобы завершить расшифровку, определите окончание в слове «такие».
-Что получилось?

- Чем занимаемся на таких уроках?



- Прочитайте тему урока целиком в рабочей тетради, с.5
-Какую же цель поставит каждый себе на урок?












- ПРА


- ВО

- ПИС


-ИЕ

-ПРАВОПИСАНИЕ
-Учимся грамотному, безошибочному письму.

-«Правописание частей слова».
-Повторить изученные орфограммы в разных частях слова.

Л: Сотрудничество, взаимодействие.
Пр: Называть изученные части слов.
П: Классифицировать по заданным критериям. Использовать знаково – символические средства для решения познавательных задач..
Р: Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
К: Уметь слушать и отвечать на вопросы учителя..

4.Словарно-орфографическая работа
Проверка знаний словарных слов
- Журналист, прежде всего, должен быть сам очень грамотным. Насколько это удается вам - проверим.
- Переходим к словарно-орфографической работе. На карточках №1 вставить буквы.

Н/д:
КАРТОЧКА №1 (С обратной стороны доски выполняет ученик)
А_тобус, мес_ц, лес_ница, ру__кий, к_рова, м_две_ь,
- Взаимопроверка. Сравни работу на карточках и работу на доске.
- Оцените работу одноклассника.

- Что объединяет эти слова? Почему они так называются?
- Какие виды орфограмм вы заметили в этих словах?





Работа по карточке №1.




Коллективная проверка.
Оценивают, поясняют свое мнение.
-Они словарные, нужно знать как они пишутся.
- Безударные гласные, парные согласные по звонкости – глухости, непроизносимые согласные.
Л: Самооценка. Определение границ и причин своего знания и «незнания».
Пр: Знание словарных слов.
Уметь объяснять правописание словарных слов.
П: Контроль и оценка процесса и результата деятельности
Р: контроль и коррекция знаний. Постановка новых учебных задач в сотрудничестве с учителем.
К: осуществлять взаимный контроль. Формулировать свои затруднения. Умение строить монологическое высказывание.



5.Минутка чистописания
Формирование каллиграфии
– Чтобы отдать свою заметку наборщику в печать, журналист должен её разборчиво и красиво написать. Что же мы с вами для этого будем делать сейчас?
- Для этого вспомните суффиксы, которые не изменяются.
(Показываю соединение на доске)




- Проведем минутку чистописания.
-Ость, чив, лив.
Выполняют минутку чистописания, чередуя суффиксы до конца строки
Р: Формулировать и удерживать учебную задачу.
Планирование. Контроль.


6.Повторяем орфограммы приставок
Проверить полученные знания учащихся при выполнении учебного задания.

Выборочное письмо
– Журналист внимательно слушает собеседника, запоминает, записывает основную мысль.
Слайд 1,2
- Что изображено? Кто знает, а что это за река?
- Как вы думаете, а сразу ли Волга становится такой могучей и полноводной рекой?
- Недаром в известной детской песенке поётся – «С голубого ручейка начинается река».
- Послушайте текст советского писателя М. Пришвина. О чем его произведения?(обратить внимание на портрет)
«В лесах я люблю речки с чёрной водой и жёлтыми цветами на берегах. В полях реки текут голубые, а цветы возле них разные.
Иду тихо по берегу реки, любуюсь подводными чудесами. Между зелеными растениями плавают рыбы. Качаются грациозные блюдца лилий.
Я переполнен огромным счастьем. Мне хочется рассказать всем, что человек может жить прекрасно.»


– Почему я назвала прочитанное текстом?

-О чем он?
- Как вы думаете, как автор относится к реке? Докажите.


- Какие еще водоемы знаете?
- Как нужно относиться к водоемам? Почему?


- Внимательно послушайте предложение еще раз и постарайтесь найти прилагательное. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

– Прилагательное разбираем по составу. Вспомните порядок разбора.



-Оцените, справился ли ваш одноклассник с заданием? Что необходимо отработать?




- Вспомните, какие еще приставки с безударной гласной вы знаете, которые не изменяются?
-Какую роль в языке играют приставки?
-Проверим ваши способности в словообразовании.
Выполнение упражнения на с. 3, №3 в рабочей тетради.
-Прочитайте и объясните задание.


-Что такое родственные слова?


- Выполните задание, работая парами.












-Нет.





- О природе.














- Состоит из предложений, связанных по смыслу.
- Этот текст о реке.
- Любуется, восхищается, гордится.
-Ручьи, моря, океаны
– Каждый ручей, как и речку, озеро, море, океан нужно беречь – ведь чистая вода является богатством природы.

- Какая? Какой?...

- Окончание, основа, корень, суффикс, приставка.

Выписывают прилагательное подводный, ученик комментирует написание и выполняет разбор.

- За, о, об, на, над, по, под

- Служат для образования новых слов.



Читают, объясняют задачу упражнения.
- Слова, похожие по значению, имеющие общий одинаковый корень.
Учащиеся выполняют задание в парах.
Коллективная проверка.

Л: Самооценка.
Определение границ и причин своего знания и «незнания»
Пр: Знание орфограмм корня слова. Уметь видеть орфограмму в корне слова.
Уметь объяснять правописание орфограмм.
Уметь подбирать проверочные слова.
П: Уметь классифицировать по заданным критериям, обобщить, рассуждать.
Р: Формулировать и удерживать учебную задачу.
Планирование. Контроль.
К: Строить монологическое высказывание. Формулировать свои затруднения.

7. Разминка для глаз.


8.Повторяем правописание корня и суффиксов.
Проверить полученные знания учащихся при выполнении учебного задания.

Работа на внимание

- Итак, когда текст статьи написан, нужно последний раз журналисту еще раз его проверить, все ли правильно. Найдите и исправьте ошибки, если таковые имеются. (Устно объясните орфограммы)

Н/д:
Летом я и мама плавали по волге. Берега этой рики очен красивые. Мы любовались лесами, лугами, палями, горадами. в Астрахани мы ели сочьные орбузы.

- Чью внимательность можно отметить хорошей оценкой?
-Перепишите текст в тетрадь внимательно, без ошибок.







Учащиеся осуществляют поиск ошибок, выходят к доске, объясняют орфограммы, исправляют ошибки.


Оценка работы одноклассникоов.

Записывают текст в тетрадь.
Л: Самооценка.
Определение границ и причин своего знания и «незнания».
Пр: Знание орфограмм приставок. Уметь видеть орфограмму в приставке.
Уметь объяснять правописание орфограмм в приставках.
П:Контроль и оценка процесса и результата деятельности.
Р: Планирование. Контроль.
Коррекция.
К:Формулировать свои затруднения.

9. Физкультурная пауза.

10.Индивидуальная работа

Саморегуляция и контроль
– Журналист должен уметь принимать решения, отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
-Ваша задача самостоятельно, пользуясь своими знаниями выполнить задание в рабочей тетради. Время на выполнение ограничено. Закончить вы должны вместе с остальными. За работу получите отдельную оценку позднее.
С. 5, упр.3





Самостоятельная работа.
Самопроверка.

Л: Самооценка.
Определение границ и причин своего знания и «незнания».
Пр: Знание орфограмм суффиксов. Уметь видеть орфограмму в суффиксе.
Уметь объяснять правописание орфограмм в суффиксах.
П:Контроль и оценка процесса и результата деятельности.
Р: Формулировать и удерживать учебную задачу.
К:Формулировать свои затруднения.

11.Творческая домашняя работа

Объяснение выполнения домашнего задания
– Итак, журналист собирает материал, ему необходимо написать статью. Какая часть речи нам поможет, чтобы текст получился красивым? Напишите мини-сочинение (3–4 пр.) на тему “Река Волга”.

Работа по группам: 3 группы
1 группа пишет текст самостоятельно.
2 группа.
Даны опорные слова: полноводная река, промысловые породы рыб, ласковый ветер, свежий воздух, красивая река.
3 группа – вставить слова, подходящие по смыслу.

Я могу бесконечно любоваться рекой Волгой; она все время разная: то ________ и _______ в _______ бликах ___________ солнца, то _________, в бурунах волн, а зимой - неузнаваемо _________, покрытая снегом, скрывающим тайну. Я буду еще не раз приходить сюда, и Волга не перестанет удивлять своей ____________ красотой и силой.
Слова для справок: тихая, кроткая, ярких, полуденного, суровая, пустынная, неповторимой.

- Лучшие работы попадут в наш классный выпуск газеты на тему «Волга-матушка»




Запись домашнего задания в дневнике


12.Рефлексия деятельности
Сформировать
личную ответственность за результаты своего труда
– Какие задания у вас вызвали интерес?

– Кто еще из вас сомневается или затрудняется при написании безударных окончаний имен прилагательных?

– Каково ваше отношение к уроку? Покажите пальчиками!
Выставление оценок.
- Кого бы вы хотели отметить хорошей оценкой за урок? Почему?
– Мы сегодня с вами немного узнали о работе журналиста. Кто из вас бы хотел стать журналистом, когда вырастет?
Давайте посмотрим, какими мы были на уроке. На каждую букву подобрать имена прилагательные

Н/д:
У – умными, умелыми

Р – развитыми, работящими

О – организованными, общительными

К – культурными, красивыми


Ответы учащихся.
Личностные результаты:
-самооценка личного вклада в общий результат деятельности.
адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности
Познавательные:
рефлексия способов и условий действия;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;




15