Конспект урока на тему: «Повторяем правописание согласных в корне слова.»
Урок русского языка в 3 классе
по СУ «Начальная школа 21 века».
Учитель начальных классов: Проскурина Наталья Алексеевна.
Тема: «Повторяем правописание согласных в корне слова.» Цель: создать условия для повторения правил написания парных согласных в корне слова.
Задачи:
1.повторить орфограмму «Проверяемые согласные в корне слова»;
2. провести орфографический тренинг – обозначение согласных и безударных гласных звуков в корне слова буквами;
3. обогащать словарный запас;
4. развивать устную и письменную речь;
5.создавать условия для овладения диалогической формой речи;
6. воспитывать интерес к русскому языку;
УУД
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре, в группе.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование:
1)для учителя – классная доска, учебник: русский язык С.В.Иванов, А.О. Евдокимова
2)для класса – классная доска, учебник: русский язык С.В.Иванов, А.О. Евдокимова
3) для каждого обучающегося - учебник: русский язык С.В.Иванов, А.О. Евдокимова, карточки с заданиями.
Навигация(таблички на доске):
физминутка (двигательная), гимнастика для глаз, давай подумаем, работа в группах, если останется время, вспоминаем изученное во 2 классе, пиши правильно(словарные слова), работа в паре
Ход урока:
1.Орг.момент.
Первая подгруппа стоит за конторками.
Приветствие гостей
Проверка готовности к уроку(что понадобится)
Эмоциональный настрой детей на урок
На доске(таблички): внимательные, активные, рассеянные, самостоятельные, наблюдательные, аккуратные, ленивые.
Выберите те имена прилагательные, которые помогут вам быть на уроке успешными.
Планирование урока
Посмотрите на доску. Какие формы работы мы будем использовать сегодня на уроке?(навигация)
Открыли тетради, положили их правильно.(правила посадки за партой.)
Запись числа, классная работа в тетрадь.
2. Чистописание.
На доске таблички с буквами и пропуски букв. Дети должны вспомнить парные согласные по звонкости – глухости. Дописать самостоятельно те буквы, которых не хватает.
б - г - ж -
- ф- т - с
Затем проверка с доской, таблички открываются и обучающие сверяют. И говорят как называются эти согласные.
3. Словарная работа. (словарный диктант) вывешивается навигация
Медведь, мороз, народ, обед, сосед, тетрадь, четверг, остров, пирог.
Задание к словарной работе: подчеркни орфограмму
«проверяемые согласные в корне слова.» Спрогнозируйте свою оценку, как вам кажется на сколько вы выполнили эту работу, поставьте на полях простым карандашом себе оценку.
4. Гимнастика для глаз.
Звонок. Первая подгруппа садится за парты.
Вторая подгруппа пока не идёт к конторкам.
Взаимопроверка, дети меняются тетрадями и сверяют работу соседа по эталону, который лежит на партах. Выставление оценок. Там же на эталоне написана памятка как оценить работу.
Без ошибок – 5
1 ошибка – 4
2 ошибки – 3
3 и более ошибок – 2
Звонок. Вторая подгруппа идёт за конторки.
5. Актуализация знаний.
Подведение к теме урока
Посмотрите к себе в тетрадь на минутку чистописания, на словарную работу. Как вы думаете, случайно ли я начала наш урок с такой минутки чистописания? Почему именно эти слова я подобрала для сегодняшнего словарного диктанта?
О чём мы будем сегодня узнавать на уроке ? Какую орфограмму будем вспоминать?
Дети выдвигают предположения о предполагаемой цели и темы урока.
А как вы думаете, наш урок мы отнесём к изучению нового материала или же это урок - повторение?
Учитель подводит итог беседы о цели урока. Поощряет словесно детей, выдвинувших правильное предположение.
6. Изучение темы урока.
Работа в учебниках с.31 Стр. учебника проговаривает ученик
Рубрика «Давай подумаем» вывешивается навигация
Прочитай слова. На какие согласные звуки – звонкие или глухие – оканчиваются слова. Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в буквенной записи слов?
Сугро[п]
Песо[к]
Дру[к]
Сапо[к]
Кру[к]
Кра[п]
Если корень оканчивается на парный по звонкости – глухости согласный звук, например [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], - «это опасное место».(орфограмма).
Давайте вспомним тайну русского языка, которую мы изучили во 2 классе. Как проверить букву согласного в корне слова?
ТАЙНА РУССКОГО ЯЗЫКА
Подбери родственное слово или измени слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звуки [л], [м], [н], [р], [й,], [в], [в,].
Или же изменять слово можно так:
Подставить слова один – много
Подставить слова есть – нет
Словарь: песок (записываем в словарик)
На улице гололёд и дворник посыпает его песком.
Три человека у доски составляют предложение из разбросанных слов. Расставляют их в правильном порядке, затем все записывают это предложение в свои тетради.
Продумать задание к словарному слову, которое впишется в тему урока. (Возможен вариант составления предложения из разбросанных слов.)
7.Повторение изученного.
8. Физминутка двигательная.
Звонок. Вторая подгруппа садится за парты.
Третья подгруппа пока не идёт за конторки.
Работа в парах
Работа в учебнике с.32 упражнение 1. Выписать.
Стр. и задание читает ученик.
Проверяют с доской
Раз, снег, лес, хорош, берёзах, лист, травка, щётка, берег
Звонок. Третья подгруппа идёт за конторки.
Рубрика вспоминаем изученное в 1, 2 классах вывешивается навигация
Дети доказывают правильность выбранных слов, опираясь на
Рубрику вспоминаем изученное в учебнике с. 32
Дополнительные задания к упражнению 2с.32
1.Объясни, почему слово СВЕТЛОЕ в первом предложении написано с заглавной буквы? А в предпоследнем предложении?
2. Выписать из текста три – четыре слова с орфограммой «Безударные проверяемые гласные в корне слова», подобрав к ним проверочные слова.
Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в буквенной записи слов? Подсказка в учебнике на с.31. Вспомните, как считает Владик?
Например: озеро – озёра, осенняя – осень, тишина – тихо, тише, царица – царь.
3.Найдите в тексте и назовите словарные слова, которые мы уже знаем (берёза, работа)
Работа в учебнике с.33 упражнение 3
Работа по рядам. Три человека у доски. Сначала записать проверочное слово, а потом проверяемое.
1 ряд – слова, в которых пропущена буква И Шить - Шитьё
Сила - Силач
Крик - Кричать
Тихий – Тишина (дети должны вспомнить чередование согласных в корне слова)
2 ряд – слова, в которых пропущена буква ЕЛес - Лесник
Снег - Снегири
Земли - Земля
Иней (словарное слово)
3 ряд – слова, в которых пропущена буква Я и те слова, написание которых нам надо проверить
Пять – Пятёрка
Вяжет – Связать (дети должны вспомнить чередование согласных в корне слова)
Иней (словарное слово)
Проверка с доской.
Работа в группах. Класс делится на две группы. Обучающиеся подходят к крестам.
Смотрят на карточки, которые висят на крестах, самостоятельно формулируют задание, ищут лишнюю карточку.
1 крест(1 группа)
Слова расположены в разброс, дети должны к слову с точками найти проверочное. Затем найти лишнюю пару. И объяснить на какую орфограмму большинство пар слов. Сделать вывод.
Горо …
Города
Моро…
Морозы
Сосе…
Соседи
Д…маДом
2 крест(2 группа)
Слова расположены в разброс, дети должны к слову с точками найти проверочное. Затем найти лишнюю пару. И объяснить на какую орфограмму большинство пар слов. Сделать вывод.
Тетра…
Тетради
З…маЗимний
П…ля
Поле
Ст…лыСтол
9.Итог урока.
Работа около экологического панно.
На нём развешены карточки:
чтобы проверить написание согласных в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать родственное слова так, чтобы согласный звук оказался под ударением
каждый парный согласный по звонкости – глухости имеет парный по твёрдости – мягкости
проверяемый согласный по звонкости – глухости в корне слова может стоять только в конце слова
висит табличка с новым изученным словарным словом ПЕСОК (дети должны объяснить почему , вспомнить, что это слово мы сегодня изучили)
Если корень оканчивается на парный по звонкости – глухости согласный звук, например [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], необходимо подобрать родственное слово или измени слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звуки [л], [м], [н], [р], [й,], [в], [в,].
Или же изменять слово можно так:
- подставить слова один – много
- подставить слова есть – нет
10. Рефлексия.
Какое задание показалось для вас самым трудным на уроке? Самым лёгким?
Что понравилось в работе? Что не понравилось?
Какое настроение осталось после урока, вы сможете показать, используя карточки, которые лежат у вас на партах (смайлы).
Сегодня я узнал …
Я понял, что …
Мне было трудно …
У меня получилось …
11. Д/зР.Т. с 10 упражнения № 1, № 2, словарь