Консультация для родителей «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»
Инновационный проект
«Приобщение детей к художественной литературе».
«Чтобы подготовить человека
духовно к самостоятельной жизни
надо ввести его в мир книг»
В. А. Сухомлинский.
Процесс общения ребенка – дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого.
Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги.
В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руку книгу, тем более ребенка – дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем.
В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умения ориентироваться в круге детского чтения, создания системы чтения – все это во власти взрослого.
От взрослого в большой степени зависит, и то, станет ли ребенок настоящим, увлечением читателя или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим живыми друзьями для нас.
Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребенок понимает содержание прочитанного, значит он думает, анализирует, рассуждает.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтения связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
И это одна из причин того, что подтолкнула меня на работу над этой проблемой, которая легла в основу моего проекта.
К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.
Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни, необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.
Основная цель моего проекта:
Приобщение детей к художественной литературе
Задачи:
1. Развивать связную речь;
2. Развивать мышление, внимание, память, воображение;
3. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;
4. Воспитывать бережное отношение к книгам, как результату труда многих людей;
Основные условия, при которых наиболее эффективно формируется интерес к художественной литературе:
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
Родители и педагоги являются партнерами в формировании любви и интереса к художественной литературе;
Поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии художественной литературы.Организация ежедневных чтений в свободной форме;
Принципы построения проекта:
Принцип личностно-деятельностного подхода (формирование активности ребёнка к деятельности за счёт доверительных отношений с воспитателем и удовлетворение от решения поставленных задач в сотрудничестве с другими детьми);
Принцип культуросообразности (обеспечивание становления самосознания ребёнка на основе культуры своего народа через нравственную основу народных, авторских сказок);
Принцип интеграции образования (возможность реализации содержания образования в разных видах детской деятельности: игровой, речевой, познавательной, коммуникативной, театрализованной, изобразительной);
Принцип развития (ориентация содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, нравственного, интеллектуального развития ребёнка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребёнка в различных видах деятельности).
Гипотеза:
В период, когда ребенок в основном еще является слушателем книги, а не читателем. Слово «читатель» по отношению к ребенку дошкольнику условно. Поэтому роль взрослых в его приобщении к художественной литературе особенно важна. От взрослых в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. И вводят ребенка в мир книги, прежде всего, родители, все же со своей первой книгой ребенок встречается дома, сидя на коленях у мамы.
Эффективным средством обучения и воспитания является работа над сказкой. Сказка даёт возможность решать поставленные задачи, потому что она, «как образное отображение мира – близка и интересна детям». Сказки можно читать, сказки можно обсуждать, можно рисовать, можно сочинять, можно лепить и строить.
Сказки играют важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение, они помогают ребёнку открыть мир во всём его многообразии, учат думать, оценивать поступки и действия героев.
Поэтому я начала работу по данной проблеме с опроса и анкетирования родителей.
В результате выяснилось:
Совместное чтение детской литературы происходит довольно редко.
Родители не так часто покупают детям книги.
Из опроса и анкетирования выяснилось, что необходима в первую очередь работа с родителями.
Эту работу я начала с круглого стола, беседа на тему: «Как воспитывать у ребенка любовь к чтению», где обсуждали любовь к книге. Провела игру «Будь здорова книжка». Оформила информационный стенд, где родители могут познакомиться с рекомендованной детской литературой для домашнего чтения. Постоянно действует рубрика «Новинки детской литературы», знакомящая родителей с новыми детскими книжными изданиями, ежедневно выпускаются информационные листы: «Что читать детям в группе», «Поучите вместе с нами» и другие; папки-передвижки: «Организация детского чтения в семейных условиях»..Провела конкурс книжек-самоделок на тему: «Русские народные сказки». Совместно с родителями оформили выставку детских рисунков «В гостях у сказки». В группе совместно с родителями создали книжный уголок. Приобрели произведения детской литературы. Постоянный книжный фонд составляют программные произведения, рекомендованная для совместного чтения литература, детская энциклопедическая литература, любимые книги детей, есть книжки-раскраски, книжки-самоделки и другие. Здесь дети с удовольствием рассматривают, исследуют, изучают книги, делают зарисовки понравившихся сюжетов.
Систему работы по ознакомлению детей с произведениями детской художественной литературы строю на основе ритмичного чередования чтения произведений разных жанров - рассказов, сказок, стихотворений, энциклопедических. Продолжительность цикла одна неделя.
Например: первая неделя – чтение детям народных и авторских сказок, таких как, «Три поросенка», «Кот, петух и лиса», драматизация небольших произведений или отрывков из сказок «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок» на новый лад и т.д.Вторая неделя – чтение стихотворений: лирических, таких как «Тишина» Г. Новицкой, «Колокольчики мои» А. Толстой, «Осень» Я. Акима, игровых «Текут ручьи», «Тает снег», «Птицы прилетели» и других.Третья неделя – чтение детям рассказов и повестей. Например: Чарушина «Про зайчат», Н. Новоса «Живая шляпа» и другие, рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям, сборникам рассказов таких иллюстраторов, как В.В. Лебедева, С. И. Чарушин.
Четвертая неделя – знакомство с энциклопедической литературой.
Ежедневно осуществляется чтение книг детям. Чтобы однажды услышанное произведение (сказка, рассказ, стихотворение и прочее) быстро не потерялось в потоке иной, не менее интересной дошкольнику информации, осуществляю повторное чтение. Один раз в неделю в вечернее время проводим свободное общение детей с воспитателем по поводу художественной литературы. Главная цель этого общения – предоставить каждому ребенку возможность реализовать себя в тех видах деятельности, которые их особенно привлекают. Рассматривание книг, чтение, драматизация, театрализованная деятельность по мотивам литературных произведений, активное участие в конкурсах. Один раз в месяц устраиваем интеллектуальный марафон: «Мы дружим с книгой», для повышения интереса детей к книгам. Периодически оформляем тематические выставки, посвященные творчеству писателей. В их организации принимают участие дети и семьи воспитанников.
Подводя итоги проекта, я сделала вывод: моя работа дала положительные результаты, целенаправленная, систематическая и планомерная работа обеспечила высокие результаты. У детей повысился интерес к книге, обогатились знания о произведениях художественной литературы, дети стали более активными на занятиях, расширился их словарный запас, сформировалась монологическая речь, дети научились перевоплощаться в любой образ с помощью мимики и жестов, обогатилось их воображение, фантазия. Слушая чтение, рассказывание, дети стали проявлять больше сочувствия к героям, стали переживать вместе с ними их переживания, невзгоды, приключения, победы.
«Как воспитать у ребёнка любовь к чтению»
План беседы
Выбор книги для чтения.
Что делать, если ребёнок не любит читать.
Как надо рассматривать иллюстрации в книге.
Беседа с детьми о прочитанном.
Гигиена чтения.
Все родители знают о пользе чтения, поэтому вполне естественна и законна их тревога, если ребёнок не любит книги. "Что надо сделать, чтобы ребёнок полюбил чтение?” – часто спрашивают они. "Мы покупаем много книг, а сын и не смотрит на них”.
Конечно, ошибаются те родители, которые считают, что стоит купить книгу, как она сразу понравится ребёнку. Со стороны родителей требуется большое внимание к чтению младшего школьника, помощь и руководство его чтением. Надо научить детей любить книгу.
Большинство младших школьников любит читать книгу. Но сами выбирать книгу они не могут. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за подбором книг для детского чтения. Для каждого детского возраста существуют рекомендательные списки литературы ''Что читать детям''. Они имеются в каждой школьной и районной библиотеке. В эти списки, составленные с учетом возраста детей, включены произведения художественной и научно – популярной литературы, книги классиков и современных писателей, русская и зарубежная литература, поэзия и проза.Родители должны следить, чтобы в руки детей попадали книги, предназначенные для их возраста.
Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики: сказки, рассказы о животных и растениях, приключения, рассказы о войне и героях, о мирном труде взрослых и детей, о школе, о музыке, искусстве.
Подбирая книги, надо учитывать индивидуальные интересы детей. Ребята, особенно мальчики, часто увлекаются только приключенческой литературой. Эта тяга к приключениям, острым, захватывающим сюжетом вполне естественна, но надо направить ее в нужное русло. Надо проследить, чтобы книги приключенческого жанра не были единственными в чтении детей, чтобы в их руки не попадали книги, предназначенные для взрослых.
Если ребенка особенно интересует жизнь растений или животных, новые машины, путешествия, следует подобрать книги, из которых он мог бы получить новые и интересные для него сведения.
Особенно надо обратить внимание на развитие у детей интереса к научно– популярной литературе. Учащиеся должны читать доступные для них книги географии, естествознанию, технике.
Родители должны помочь ребёнку развивать технику чтения, для этого надо упражнять его в чтении вслух, чтобы взрослые могли контролировать правильность чтения. Поэтому родителям надо быть особенно внимательными к подбору первых книг для самостоятельного чтения. Книги должны быть с яркими картинками, с интересной фабулой и небольшие по объёму, чтобы ребёнок смог быстро прочитать их.
В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста могут сыграть положительную роль и незначительные на первый взгляд внешние моменты. Так, например, своя собственная библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает у детей интерес к книге.
Для того, чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий приём. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку, но на самом интересном месте прекращает чтение вслух. Увлечённый событиями книги и желанием узнать, что произойдёт с героями книги дальше, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Взрослые должны потом спросить его, о чём он прочитал, похвалить его за самостоятельность, выразить надежду, что теперь всегда сам он будет читать.
Воспитание любви к книге проходит значительно быстрее и легче в тех семьях, где взрослые сами любят читать, много говорят о книгах, отдают свой досуг чтению. Если отец и мать не находят времени для чтения книг, то, конечно, приохотить ребёнка к чтению бывает труднее. Как ребёнок должен читать книгу? Надо приучить детей начинать чтение с обложки титульного листа книги, на которых приводится фамилия автора, художника, сделавшего рисунки книги, издательства и год издания.Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребят, какие книги этого писателя он уже читал и что он знает о нём, встречались ли ему уже рисунки художника– иллюстратора книги.
Надо чтобы ребёнок читал книгу внимательно, неторопясь. Для детей младшего школьного возраста большое воспитательное значение имеет просматривание иллюстраций. Они помогают ребёнку понять и запомнить прочитанное. Многие картинки дают возможность представить себе те явления и предметы, которые ребёнок не может увидеть непосредственно. Глядя на картинки, можно побывать на севере и в тропических странах: живя далеко от моря, увидеть пароходы и бушующий океан, узнать, как живут дети в других государствах.
Важно научить детей рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали. Очень хорошо, когда дети рассказывают о прочитанном. Рассказывая, ребёнок развивает свою речь, у него вырабатывается умение выделять главное в книге. В процессе рассказа более четко формируется отношение к поступкам героев, к описываемым событиям. Если ребёнок затрудняется на первых порах рассказать о прочитанном, надо помочь ему с помощью вопросов: что ты узнал из книжки? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего? Вопросы о прочитанном важны и потому, что родители могут проконтролировать чтение ребёнка: всю ли книжку он прочитал, всё ли понял в ней, правильно ли его мнение о поведении героев. Такие вопросы дисциплинируют детей, позволяют более внимательно читать и запоминать прочитанное. Надо поощрять стремление детей нарисовать самому картинку к прочитанному. Очень хорошо если в семье практикуются совместные чтения книг вслух. Это сближает детей и родителей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы. Как вместе читать? Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера, когда все сядут вместе и будут читать. Читать вслух следует по очереди, сегодня читает отец, завтра сын и т. д. Чтение вслух– полезная тренировка для детей: они привыкают читать выразительно, громко и чётко. Надо определить продолжительность чтения не более 45 минут с тем, чтобы чтение не утомило детей, не притупило интереса к книге. Хорошо когда родители и дети делятся впечатлениями о книге. Если возникает спор, если дети будут высказывать неправильное мнение, надо в тактичной форме помочь им разобраться в прочитанном.
В семье воспитывается культура обращения с книгой. Во-первых, надо приучить детей беречь книгу. Дети должны знать, что книгу нельзя бросать, рвать, рисовать на ней, загибать углы страниц, вырезать из неё картинки. Особенно надо бережно относиться к библиотечной книге. Её надо обернуть в чистую бумагу и, прочитав, сдать точно в срок.
Необходимо также приучать детей соблюдать основные правила гигиены чтения. Дети должны знать, что глаза надо беречь. Нельзя читать при слабом освещении. Лампа должна быть со стороны левой руки ребёнка, свет от неё не должен попадать в глаза, а падать только на поверхность стола, где лежит книга. При чтении следует давать короткий отдых глазам.
ПРИЛОЖЕНИЕ