Конспект урока по теме: «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне».
Конспект урока по теме: «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне»
Тема урока: «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне».
Целевые установки урока:
- понимать и сохранять учебную задачу урока;
- обсуждать алгоритм орфографических действий при выборе буквы для обозначения парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным в корне слова;
- подбирать несколько проверочных слов с данной орфограммой;
- объяснять правильность написания слова;
- оценивать результаты своей деятельности.
Оборудование: УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий учебник русского языка 3 класса (1 ч.), карточки со словами.
Ход урока
Организационный момент (1 мин.)
У. Внимание, ребята! Урок русского языка. Садитесь. Мы продолжаем изучать тему «Согласные звуки».
II. Проверка домашнего задания (8 мин.)
- Ребята, кто вспомнит, как сделать звуко-буквенный разбор слова? (стр. 143-памятка)
Произнеси слово. Определи, сколько в слове слогов. Произнеси слово по слогам.
Определи ударный слог. Произнеси слово, выделяя голосом ударный слог.
Произнеси (выдели голосом) каждый звук в слове по порядку.
Определи, каким является каждый звук: если гласный, то какой он - ударный или безударный; если согласный, то какой он - звонкий или глухой, твёрдый или мягкий, парный или непарный. Назови букву, которой обозначается каждый звук.
Сделай вывод о количестве звуков и букв в слове.
- Сейчас мы проверим, как вы выполнили домашнее задание по проведению звуко-буквенного разбора слова «зяблик», упр. 96, стр. 40.
Д.: Зяблик [з'аˊб - л'ик] – 2 слога
З [з'] – согл., звонк. парн., мягк. парн.
я [аˊ] – гласн., ударн.
б [б] – согл., звонк. парн., тверд. парн.
л [л'] – согл., звонк. непарн., мягк. парн.
и [и] – гласн., безуд.
к [к] – согл., глух. парн., тверд. парн.
6 б., 6 зв.
III. Повторение изученного материала (3 мин.)
- Молодцы, ребята, а кто скажет, что мы знаем о глухих и звонких, парных и непарных согласных звуках? Подсказка: посмотрите на упр. 92 в рабочей тетради или стр. 65 в учебнике.
Д.: Согласные звуки бывают парные и непарные по глухости-звонкости и твердости-мягкости. К звонким согласным звукам относятся [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж], [з], [з'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [й']. Мягкость согласного звука на письме обозначается буквами е, ё, и, ю, я, а также буквой ь (мягкий знак), твердость – буквами а, о, у, э, ы.
Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи.(2 мин.)
У.: Ребята, а как мы можем проверить написание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне (на конце слова и перед другим согласным)?
Д.: Нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный звук стоял перед гласным звуком и был отчетливо слышен.
- Сегодня мы с вами будем тренироваться в выборе буквы для обозначения парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным в корне слова; будем подбирать несколько проверочных слов с данной орфограммой и объяснять правильность написания слова.
Этап объяснения нового материала (8 мин.)
У. Ребята, а кто вспомнит алгоритм действий при выборе буквы для обозначения парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным в корне слова?
Д.: 1. Читаем слово; 2. Осмысляем лексическое значение; 3. Определяем парный по глухости-звонкости согласный звук; 4. Выбираем способ проверки (изменение слова или подбор однокоренного); 5. Соотнесение согласного звука в проверочном и в проверяемом словах; 6. Написание в слове той же буквы, что перед гласным звуком.
- Откройте учебники на стр. 67, давайте прочитаем правило обозначения парных по глухости-звонкости согласных звуков буквами в рубрике «Вспомните!»
У. Ребята, какую букву согласного звука в корне надо проверять? (букву парную по глухости-звонкости). А как ее надо проверять? (изменить слово или подобрать однокоренное так, что бы этот согласный звук стоял перед гласным звуком). Какие способы подбора проверочного слова вам известны?
- Давайте выполним упражнение 122, стр. 67. Прочитайте слова в каждом столбике. Объясните, какой буквой вы обозначите парный по глухости-звонкости согласный звук в каждом слове. Запишите слова, обозначая парный согласный звук буквой.
(Рыбка, тропка, утюг, паук, мороз, ребус, ягодка, ветка.)
IV. Упражнения в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне. (8 мин.)
Цель упражнения: обнаружить в стихотворении проверяемые слова с орфограммой на правило обозначения буквой парных согласных звуков и проверочных слов для них, определить способ подбора проверочного слова.
У. Ребята, посмотрите упражнение 123, стр. 67. Прочитайте скороговорку М. Грозовского «На кухне», Настя.
- Ребята, найдите в стихотворении проверяемые слова с орфограммой на правило обозначения буквой парных согласных звуков и проверочных слов для них.
Д.: Чашка - чашечка, кружка – кружечка, ложка - ложечка, блюдце – блюдечко.
У. Ребята, а как вы понимаете выражение «друг с дружкой»? (вместе) Выпишите пары однокоренных слов – названий посуды. В каком из этих слов надо проверять букву, обозначающую парный согласный звук? А какое слово из пары будет проверочным?
2. Цель упражнения: выбрать букву для правильного написания корня слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком, обосновать правильность написания слов.
- Хорошо, переверните страницу, найдите упр. 124.
У. Ребята, прочитайте задание. Вам даны слова, нужно выбрать верную букву для обозначения парного согласного звука в корне. Объяснить свой выбор и записать эти слова правильно. Подчеркните буквы, которыми обозначены непарные твердые согласные звуки.
Резерв (6 мин.)
- Ребята, какие орфографические действия нужно выполнить, чтобы правильно написать проверяемые буквы гласных и согласных в корне слов? В чем сходство и различие в подборе проверочного слова для обозначения буквой безударного гласного звука и парного по глухости-звонкости согласного звука?
У.: Сейчас мы проведем словарно-орфографический диктант. Я буду диктовать слова, а вы будете их записывать через запятую и комментировать правильность их написания.
- Обувь, весна, сказка, стриж, малыши, дожди, крот, стрела, площадка, бровь.
V. Подведение итогов урока (2 мин.)- Ребята, чему мы учились на уроке?
VI. Домашнее задание (1 мин.)
- Рабочая тетрадь, ТПО, упр. 93, стр. 39.